Структуры жизненного мира

 

Как уже отмечалось, двухтомное сочинение «Структуры жизненного мира» представляет собой реконструкцию и развитие одного из фрагментов, имеющихся в научном наследии Шюца, которую в течение ряда лет предпринял ученик и последователь Щюца Томас Лукман. Данный фрагмент представляет собой шесть записных книжек и сотни карточек на немецком языке. На некоторых из них были лишь заголовки будущих статей, на других – только ключевые понятия или выписки. Все это Лукману удалось привести в стройную систему аргументации, причем многие пробелы в ней ему пришлось восполнять самому. Поэтому произведение было опубликовано от имени двух авторов – Шюца и Лукмана.

Разумеется, все основные теоретические положения этого объемного сочинения невозможно изложить в двух словах, но самое главное, по меньшей мере его предмет, обрисовать можно. Оно посвящено поведению человека в повседневном жизненном мире, в котором он ведет себя, руководствуясь естественной установкой. Далее, в нем раскрывается процесс приобретения человеком социального опыта и его превращение в типичный опыт, содержащийся в запасе знания. С помощью запаса знания человек создает свой субъективный мир и одновременно познает себя в качестве части социального мира, который является общим с другими людьми и который уже существует, когда человек только вступает на жизненную сцену. В этом объективном мире накоплено знание, которое создали другие люди до нашего появления на свет и которое является общеобязательным. Постольку реальность мира повседневности задает человеку определенные рамки мышления и действия. Субъективный и объективный миры постоянно взаимодействуют друг с другом. «Сеть структур жизненного мира конституируется в процессе приспособления субъективно возникающего общественного запаса знания и объективно существующего общественного a priori, которое чисто эмпирически обладает приоритетом по отношению к субъективному запасу знания. То, что является с точки зрения естественной установки жизненным миром человека, то, что он переживает и познает как свой жизненный мир, кажется ему социально заданным результатом общественного действия и опыта, накопленного обществом».

При разработке оставленных Шюцем фрагментов Лукман особо подчеркивает значение социального конституирования опыта. При этом речь идет не просто о том, чтобы описать, как индивид приобретает доступ к общей с другими социальной реальности, а о том, «как происходит структурирование жизненного мира посредством социальных институтов и результатов человеческих действий, которые оказывают на них обратное влияние. Короче говоря, речь идет об обратном воздействии социальных конструкций на их создателей». Руководствуясь этой «красной нитью», мы рассмотрим некоторые важнейшие темы феноменологической социологии, придерживаясь понятийного аппарата Шюца, который отчасти вошел в название глав книги, предусмотренных еще самим Шюцем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: