Ищи быть и будь человеком

Что же, наконец, в моём идеале воспитания выражают слова отца (сыну): «ищи быть и будь человеком»? Конечно, не новое; напротив, старое и очень старое, но истинное. Конечно, не легкое, но достижимое. Значат ли эти слова действительно, что я добиваюсь невозможного, что я ищу в человеке земного совершенства, мечтательного гражданина вселенной, или тому подобного? Нет, человеком, как я его понимаю, может быть каждый, в своём роде, приучившись с ранних лет хорошо пользоваться различными свойствами души, которыми каждого из нас наделил Бог в известной мере. В деле воспитания главное – намерение и убеждение; они зависят от воспитателей; успех – от Бога. Все мы, к какой бы нации не принадлежали, можем сделаться через воспитание настоящими людьми, каждый различно, по врождённому типу и по национальному идеалу человека, нисколько не переставая быть гражданином своего отечества и ещё рельефнее, выражая чрез воспитание, прекрасные стороны своей национальности.

Но все эти идеалы человека, и, следовательно, идеалы воспитания, как бы различно ни проявлялся в них национальный тип, должны иметь исходную точку – Откровение. Итак, словами: «ищи быть и будь человеком» - выражается одна главная мысль воспитания: научите детей, с ранних лет, подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной. Итак, если отец, сознавая вполне значение этой мысли, скажет сыну: «будь человеком», то это значит – он решается воспитать сына без всякой задней мысли, и отдаёт его в школу из одного глубокого убеждения, что образование необходимо, как пища. Это значит, что отец, готовый всем жертвовать для нравственно-жизненной необходимости сына, твёрдо уверен, что всё прочее в жизни должно придти само собою; а если и не придёт, то он всё-таки ничто не потеряет, в сущности.

Сын, помня слова отца, с ранних лет приучается видеть в образовании нравственную необходимость и ценить его, как самую жизнь. Наставник, говоря: «я хочу сделать людьми моих питомцев», значит, решается предпочитать форме дух, мёртвой бумаге живую мысль; значит, в науке он видит не просто один сборник знаний, а мощное средство действовать на нравственную сторону ребёнка. Исполняя эти слова, учитель уже не заставит ребёнка изучать науку одними устами, но направит её на развитие той или другой душевной способности детей, и каждый учитель вместе сделается и воспитателем. Наконец, если целое общество повторит эти многозначительные слова всем и каждому из своих сочленов, то оно выразит, что воспитание для всех, без различия сословий и состояний, так же необходимо, как хлеб и соль, и, при таком убеждении, не пощадит никаких издержек для достижения цели, соберет капиталы, учредит компании для распространения просвещения, обяжет всех содействовать по мере сил, сделает для всех и каждого просвещение обязательным, говоря всем и каждому: «будь человеком». Вот смысл моего идеала, не нового, но и не недостижимого. Для достижения нужны: серьёзный взгляд на жизнь, полное сознание нравственной необходимости воспитания, содействие духовное и материальное, тёплая вера в вечную истину и добро.

 

Демков М.И. Русская педагогика в главнейших её представителях. -

                                                                     М., 1898. – С. 194 – 195.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: