Середина XIX века – 1917 год

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА

 

             Ухаживая за колыбелью человека, учреж-

    дая игры его детства, научая его уста лепетать

   первые слова и первые молитвы, женщины 

   становятся главными зодчими общества: крае-

                 угольный камень кладётся их руками.

                                                                                                                      

Н.И. Пирогов

Введение

Падение крепостного права знаменовало новый этап развития страны. На смену дворянско-крепостническому государству шла Россия буржуазная. В короткий исторический срок капитализм утвердился в общенациональном масштабе. Вместе с тем во всех областях экономической и политической жизни оставались сильными пережитки крепостничества. Теперь крестьяне испытывали двойной гнёт – от полукрепостнических отношений и капиталистической эксплуатации. В деревне разгоралась борьба как против помещиков, так и против сельской буржуазии.

Социальные противоречия дважды порождали революционную ситуацию – в начале 60-х гг. и в конце 70-х гг. Крестьянский вопрос оставался главным вопросом общественно-политического развития страны, а борьба крестьян за землю и волю была той социальной почвой, на которой вырастала революционно-демократическая идеология.

На арену общественной жизни выступают разночинцы, выходцы из разных сословий русского общества – мещан и духовенства, купечества и крестьян. Порывая со своей прежней социальной средой, получая образование, они пополняли ряды «мыслящего пролетариата» (Д.И.Писарев).

60-е гг. XIX в. – это начало нового этапа в развитии науки и искусства, литературы и живописи, музыки и театра, всей русской культуры. Творчество выдающихся мастеров культуры приобретало благородные черты гуманизма, пронизывалось идеями социальной справедливости, сочувствием к страданиям порабощённого народа, вызывало стремление отдавать свои силы и знания на служение Родине.

К этому периоду относится возникновение общественно-педагогического движения. На широкое обсуждение были поставлены коренные вопросы образования и педагогики: цели и задачи воспитания, содержание обучения на различных ступенях, философские и психологические основы педагогики и многие другие. В процессе сложных и противоречивых исканий формировались педагогическая теория.

Длительное время советские историки различали в общественно-педагогическом движении 60-х гг. три течения, или направления: буржуазно-либеральное, буржуазно-демократическое и революционно-демократическое. Деятели буржуазно-либерального направления требовали реформы школы. Его представители охотно говорили о том, что школа должна воспитывать высококультурного человека, но при этом считали, что высокая культура доступна только им да отдельным «выходцам» из народа.

Буржуазно-демократическое течение в педагогике отражало настроение демократической интеллигенции. Педагоги этого направления особенно много сделали для развития народной школы: для разработки дидактики начальной школы, обоснования содержания и методики её работы, создания школьных учебников и др.

Литераторы, публицисты и журналисты революционно-демократической ориентации подвергали существующую школу радикальной, часто нигилистической критике, как и всю систему образования в целом, а также политику правительства в области просвещения. Они требовали образования для широких народных масс, свободы школы и образования от церкви, абсолютного равноправия женщины во всех областях жизни и многого другого.

Следует со всей определённостью заметить, что данное «трёхслойное» видение советскими историками педагогики пореформенной России было порождено моноидеологией, поддерживалось с помощью цензуры, а по своему существу было односторонним, политизированным и не соответствовало исторической реальности. Среди педагогов того времени едва ли можно найти хотя бы одного, чьё наследие вполне укладывается в принятую когда-то схему. Для каждого она оказывается настоящим «прокрустовым ложем». В педагогическом наследии 60-х гг. есть содержание классическое, никаким схемам не соответствующее, но имеющее непреходящее значение для педагогической науки.

Многие идеи 60-х гг. продолжали развиваться в общественно-педагогическом движении конца XIX – начала XX в., однако оно приобрело несравненно большие масштабы.

Иные по своей глубине изменения происходили в начале XX в. в педагогическом сознании учителей. Эти изменения определялись прежде всего социально-экономическими условиями, общественно-политической обстановкой того периода. Как уже отмечали историки, по богатству и сложности, значимости и драматизму событий этот период занимает исключительное место в исторических судьбах нашей Родины. Три революции и две большие войны – русско-японская и первая мировая – таковы события периода. Они свидетельствуют о крайнем обострении всех социально-экономических и политических противоречий внутри страны и на международной арене.

Развитие капитализма в России на рубеже двух веков создавало объективные предпосылки для расширения сферы образования. Промышленности всё в большем количестве были нужны грамотные рабочие, техники, образованные люди разных специальностей. Интересы промышленного развития требовали распространения естественнонаучных знаний, технических знаний, изменений в постановке среднего образования как основы для подготовки людей, способных обеспечить дело экономического и технического прогресса. Этого же требовало всё развитие общественной жизни. Всё более ощущалась потребность в людях мыслящих, инициативных; росло чувство неудовлетворённости школой и стремление к её переустройству. Рост промышленности и общественный подъём порождали деятельность различного рода комитетов, обществ, комиссий по народному образованию. В это время выходят десятки новых педагогических журналов, созываются многочисленные съезды педагогов и методистов. Неуклонно растут количество учебных заведений и число учащихся в них.

К началу первой мировой войны в общеобразовательных школах страны всех типов обучались 9 миллионов 656 тысяч человек. Но из них 9 миллионов 31 тысяча были учениками первых – четвёртых классов и всего лишь 100 тысяч обучались в старших классах средней школы. Таким образом, подавляющее большинство – 94% - составили учащиеся начальной, или так называемой народной школы. Термин «народная школа» закреплялся за начальной школой, как бы свидетельствуя о незыблемости одного из основных принципов «просветительской» политики господствующих сословий: народу вполне достаточно школы начальной, где обучают чтению, письму да четырём арифметическим действиям с целыми числами.

На рубеже двух веков происходило бурное развитие наук, основы которых преподавались в общеобразовательной школе. Подвергались пересмотру методологические принципы научного сознания. В области методов исследований возрастает использование экспериментальных приёмов и технических средств с постоянным увеличением масштабов применения математики. В это время происходит также интенсивный процесс дифференциации и интеграции наук. Возникают новые разделы физики, теория относительности, квантовая механика, теория элементарных частиц и др. Невиданные до тех пор успехи физики, химии, механики получают более глубокую и точную интерпретацию.

В этих сложных условиях осуществлялись научные искания русских педагогов. Они внимательно следили и за развитием педагогической мысли Запада. В России были изданы переводы основных работ западных философов и педагогов А.. Лая, Г. Кершенштейнера, О. Вильмана, Э. Меймана, Д. Дьюи, многих других педагогов, как крупных, так и менее оригинальных. Знание всех педагогических идей, направлений, течений педагогики Запада не лишало, однако, русскую педагогику её самобытности. В конце XIX – начале XX в. русскими педагогами были созданы ценные работы, обогащавшие мировую педагогическую мысль. Особенно много достижений отмечалось в русской теории образования, частной дидактике и методиках.

 

Н.И.Пирогов

Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881) был выдающимся учёным-хирургом, деятелем народного образования. Первая опубликованная им в июне 1856 г. в «Морском сборнике» педагогическая статья «Вопросы жизни» принесла ему широкую известность в кругах педагогической общественности. У историков публикация этой статьи ассоциируется с началом общественно-педагогического движения 60-х гг.

Н.И.Пирогов был назначен попечителем Одесского (1856 – 1858), а затем Киевского (1858 – 1861) учебного округа. Он выступил с критикой сословности и утилитаризма в образовании, догматических методов обучения, предлагал систему образования, которая должна была состоять из четырёх ступеней: начальная школа, прогимназия классическая и реальная, гимназия классическая и реальная, университет и высшая специальная школа.

Большое значение имела разработка Н.И.Пироговым ряда теоретических положений в области педагогики и методики. Мысли учёного о цели и задачах школьного обучения, месте в нём умственного образования, роли науки и учителя, воспитательном значении учебных предметов, методике урока, самостоятельной работе учащихся, системе проверки знаний, учёте и использовании опыта учебно-воспитательной работы оказали благотворное влияние на развитие русской педагогики и школы и не утратили своего значения до сих пор.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: