11 июня 1942 года
(извлечение)
Статья 1. Правительство Соединенных Штатов Америки будет продолжать снабжать Правительство Союза Советских Социалистических Республик теми оборонными материалами, оборонным обслуживанием и оборонной информацией, которые президент Соединенных Штатов Америки разрешил передавать или предоставлять.
Статья 2. Правительство Союза Советских Социалистических Республик будет продолжать содействовать обороне Соединенных Штатов Америки и ее укреплению и предоставлять материалы, обслуживание, льготы и информацию в меру его возможностей...
Статья 5. Правительство Союза Советских Социалистических Республик по окончании существующего чрезвычайного положения вернет Соединенным Штатам Америки по определению президента Соединенных Штатов Америки те из полученных по настоящему соглашению оборонных материалов, которые окажутся не уничтоженными, утраченными или потребленными и которые по определению президента смогут пригодиться для обороны Соединенных Штатов Америки или Западного полушария или смогут быть каким-либо иным образом использованы Соединенными Штатами Америки.
|
|
Статья 7. При окончательном определении выгод, которые будут предоставлены Соединенным Штатам Америки правительством Союза Советских Социалистических Республик в обмен за помощь, оказанную в соответствии с актом конгресса от 11 марта 1941 года, их условия должны быть таковы, чтобы не только не затруднять торговлю между этими двумя странами, а, наоборот, содействовать взаимно выгодным экономическим отношениям между ними и улучшению мировых экономических отношении. С этой целью они должны предусмотреть возможность согласованных действий Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, к которым могли бы присоединяться все другие одинаково с ними мыслящие государства и которые были бы направлены к расширению путем соответствующих международных и внутригосударственных мероприятий производства, использования рабочей силы, а также обмена и потребления товаров, что составляет материальную основу свободы и благосостояния всех народов; к уничтожению всех форм дискриминации в международной торговле и к сокращению пошлин и других торговых барьеров и вообще к достижению всех экономических целей, изложенных в совместной декларации президента Соединенных Штатов Америки и премьер-министра Соединенного Королевства от 14 августа 1941 года, к которой присоединилось также правительство Союза Советских Социалистических Республик...
// Известия. 1942. 13 июня. Цит. по: Хрестоматия. Т.2. С.71-72.
|
|
Официальные обязательства правительств Англии и США открыть второй фронт в Европе в 1942 г.
Ниже следуют извлечения из англо-советского и советско-аме-риканского коммюнике, опубликованных 12 июня 1942 г. после соот- ветственных переговоров советских представителей в Лондоне и Вашингтоне в мае-июне 1942 г. Во время этих переговоров правительство Англии и правительство США официально обязались открыть второй фронт в Европе в 1942 г., о чем было сообщено всему миру в указанных документах. Эти обязательства ими не были выполнены.
А. Из англо-советского коммюнике
...Во время переговоров... между обеими странами была достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 г...
Б. Из американо-советского коммюнике
При переговорах была достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 г...
Далее обсуждались основные проблемы сотрудничества Советского Союза и Соединенных Штатов в деле обеспечения мира и безопасности для свободолюбивых народов после войны. Обе стороны с удовлетворением констатировали единство взглядов во всех этих вопросах...
Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т. II. М., 1946. С.284-285. Цит. по: Хрестоматия. Т.2. С.72.
Меморандум У. Черчилля об «Объединенной Европе»
Октябрь 1942 года
(извлечение)
Выдержки из этого документа были впервые оглашены 5 сентября 1949 г. Г. Макмилланом в речи на Европейской ассамблее в Страсбурге.
Я должен признать, что все мои мысли связаны главным образом с Европой, восстановлением величия Европы, колыбели современных наций и цивилизации. Было бы страшной катастрофой для Европы, если бы русское варварство поглотило культуру и независимость древних государств Европы. Хотя сейчас об этом трудно говорить, я полагаю, что европейская семья может быть единой под сенью Европейского Совета. Я мыслю себе в будущем Соединенные Штаты Европы, в которых барьеры между народами будут значительно устранены и будут возможны переезды из одной страны в другую без всяких ограничений. Я надеюсь, что экономика Европы будет единым целым. Я надеюсь увидеть Совет, состоящий приблизительно из 10 членов, включая прежние великие державы. Конечно, нам придется сотрудничать с американцами во многих отношениях и очень тесно, но основой объединения будет Европа. Шведы, норвежцы, датчане, голландцы, бельгийцы, французы, испанцы, поляки, чехи и турки будут иметь свои проблемы и желать нашей помощи.
// The Times. 6.IX.1949. Цит. по: Хрестоматия. Т.2. С.73.
Вопрос о втором фронте в межсоюзнических отношениях
Вопрос о втором фронте занимал одно из важных мест во взаимоотношениях стран антифашистской коалиции. В открытии второго фронта в Европе СССР видел важное средство ускорения разгрома гитлеризма, сокращения сроков войны и уменьшения числа жертв. Однако правящие круги Англии и США затягивали выполнение взятых на себя правительствами Англии и США обязательств, рассчитывая на взаимное истощение СССР и Германии.
А. Переписка И. В. Сталина с У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом о втором фронте (1941-1943 гг.)