Плутарх о реформах Солона

Поскольку неравенство между бедными и богатыми дошло тогда, так сказать, до высшей точки, государство находилось в чрезвычайно опасном положении. Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, платя богатым шестую часть урожая,... другие брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство, при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев. Но огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй.

Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, - пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам. Впрочем, Фаний Лесбосский (Фаний Лесбосский - писатель IV-III вв. до н.э.) рассказывает, что Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли, а людям богатым - обеспечение долговых обязательств.

…Его выбрали архонтом, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его с удовольствием: богатые - как человека зажиточного, а бедные - как честного...

Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены и на будущее время запрещалось давать деньги в долг «под залог тела»...

Солон не угодил ни той, ни другой стороне. Богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных - еще больше тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись.

…Желая оставить все высшие должности за богатыми, как было и прежде, а к прочим должностям, в исполнении которых простой народ раньше не участвовал, допустить и его, Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил в совокупности пятьсот мер продуктов, как сухих, так и жидких, он поставил первыми и назвал их «пентакосиомедимнами» (пентакосиомедимны – пятисотмерники); вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер, этих называли «принадлежащими к всадникам»; «зевгитами» (зевгит - владеющий упряжкой (волов, лошадей, мулов) были названы люди третьего ценза, у которых было двести мер тех и других продуктов вместе взятых. Все остальные назывались «фетами»; им он не позволил исполнять никакой должности; они участвовали в управлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть судьями (речь идет о гелиэе, суде присяжных). Последнее казалось вначале ничего не значащим правом, но впоследствии стало в высшей степени важным, потом что большая часть важных дел попадала к судьям. Далее, на приговоры по тем делам, решение которых Солон предоставил должностным лицам, он позволил также апеллировать в суд..

Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся архонтов; он и сам был членом его как бывший архонт. Но, видя в народе дерзкие замысли и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил. Им он поручил предварительно, раньше народа обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения. А «верхнему совету» (Ареопагу, заседавшему на холме) он предоставил надзор за всем и охрану законов...

(Плутарх, Сравнительные жизнеописания, т. I, M., 1961)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: