О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и порядке надзора за ними

3 августа 1922 г.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:

Общества и объединения обществ и союзы, не преследующие цели извлечения прибыли для осуществления своей деятельности на терри­тории РСФСР, должны быть зарегистрированы порядком, указанным в нижеследующих статьях.

1. Проекты уставов обществ и союзов, район деятельности которых ограничивается одной губернией или областью, представляется на пред­мет утверждения в трех экземплярах в отдел управления подлежащих гу­бернских исполнительных комитетов и областных исполнительных ко­митетов вместе с заявлением об утверждении, с указанием имени, фами­лии, адресов учредителей в числе не менее десяти и за их подписями.

413



2. Проекты уставов обществ и союзов, предусматривающие деятель­
ность в масштабе, выходящем за рамки одной губернии или области,
представляются для утверждения в Народный комиссариат внутренних
дел через областной отдел управления или через отдел управления гу­
бернии, в которой предполагается местопребывание распорядительно­
го органа общества или союза по принадлежности.

3. Проекты уставов обществ и союзов, предусматривающие деятель­
ность во всероссийском масштабе, представляются непосредственно в
Народный комиссариат внутренних дел.

4. В уставе должны быть указаны: 1) название общества или союза,
их цель, район и форма деятельности; 2) порядок вступления и выбы­
тия членов; 3) размер членских взносов и порядок их уплаты; 4) состав
и организация распорядительных органов, способы их образования и
пополнения, предметы их ведения и местонахождение; 5) сроки и по­
рядок созыва общих собраний и предметы их ведения; 6) порядок веде­
ния отчетности и заведывания хозяйственной стороной деятельности
организации; 7) порядок изменения устава; 8) порядок ликвидации об­
щества.

5. Народный комиссариат внутренних дел и его местные органы не
вправе отказываться в приеме проектов уставов для утверждения. При
возникновении со стороны Народного комиссариата внутренних дел
или со стороны отдела управления по принадлежности возражений
против утверждения представленного устава, названные органы обяза­
ны в месячный срок со дня представления устава сообщить учредителям
общества или союза об утверждении устава или отказа в таковом, в по­
следнем случае с указанием мотивов отказа.

Примечание. Областные и губернские отделы управления, указанные в ст. 2-й сего постановления, обязаны в недельный срок со дня поступления проекта устава и заявления направить их со своим отзывом в Народный комиссариат внутренних дел.

6. В утверждении должно быть отказано, если утверждаемое обще­
ство или союз по своим целям или методам деятельности противоречат
Конституции РСФСР и ее законам.

7. Отказ в утверждении может быть обжалован учредителями в пре­
зидиум губернского исполнительного комитета, когда отказ последовал
со стороны отдела управления, и в Президиум Всероссийского Цент­
рального Исполнительного Комитета, когда утверждение отклонено
Народным комиссариатом внутренних дел.

8. Устав утвержденного общества или союза может быть изменен пу­
тем нового утверждения измененного устава порядком, указанным в
вышеприведенных статьях.

9. Утверждение общества или союза Народным комиссариатом
внутренних дел и его губернскими органами не устраняет обязаннос-

414


ти для общества или союза последующей регистрации в Народном ко­миссариате внутренних дел или отделе управления в порядке поста­новления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 12-го июня 1922 года (Собр.Узак. 1922 г., № 40, ст. 477).

10. На Народный комиссариат внутренних дел и отделы управления
возлагается наблюдение за законностью деятельности обществ и сою­
зов и их отделений. В частности, отделам управления и Народному ко­
миссариату внутренних дел предоставляется знакомиться с денежными
и хозяйственными операциями утвержденных и зарегистрированных
обществ и союзов с точки зрения их соответствия с законами РСФСР и
утвержденным и зарегистрированным уставом.

11. В случае обнаружения в деятельности утвержденных и зарегист­
рированных обществ и союзов признаков, указанных в ст.б-й, в числе
причин отказа в утверждении и регистрации, Народный комиссариат
внутренних дел и отдел управления губернского исполнительного ко­
митета по принадлежности делают постановления об их закрытии и
ликвидации их деятельности.

Примечание. Обжалование на постановления, указанные в настоящей статье, вынесенные губернскими отделами управления, на­правляются в президиум губернского исполнительного ко­митета, на Народный комиссариат— в Президиум Всерос­сийского Центрального Исполнительного Комитета.

12. При уклонении обществ и союзов от их уставов, но без проявле­
ния в их деятельности признаков, указанных в ст. 6-й, предварительно,
до возбуждения вопроса о принудительном закрытии таковых органи­
заций, им должна быть предоставлена возможность принять по предло­
жению Отдела управления или Народного комиссариата внутренних
дел в назначенный срок меры к устранению допущенных нарушений.
При невыполнении этого предложения, Народный комиссариат внут­
ренних дел или отдел управления по принадлежности закрывают обще­
ство или союз.

13. Настоящее постановление не распространяется на организации
профессиональные, объединенные Всероссийским Центральным Со­
ветом Профессиональных Союзов, подлежащие утверждению, регист­
рации и надзору в установленном для них особом порядке, а равно на
организации, имеющие своим предметом удовлетворение экономичес­
ких потребностей их участников (как, например, кооперативные орга­
низации), каковые организации действуют на основе специальных за­
коноположений.

Подписали:

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. Калинин.

За Председателя Совета Народных Комиссаров А. Цюрупа.

415


Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета А. Енукидзе.

Распубликован в № 180 «Известий» Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 12 августа 1922 г.

СУ, 1922, № 49, ст. 622.

№ 226 Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

и Совета Народных Комиссаров. Об учете и регистрации предметов искусства и старины

8 марта 1923 г.

В дополнение декрета об учете и регистрации предметов искусства и старины от 5 октября 1918 года (Собр. Узак. 1918 г., № 73, ст. 794) Все­российский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народ­ных Комиссаров постановляют:

1. Для выделения предметов, имеющих исключительно музейное
значение и подлежащих государственному охранению, произвести пе­
ререгистрацию собраний и отдельных памятников искусства и старины,
состоящих на учете Главного управления научных учреждений академи­
ческого центра Народного комиссариата просвещения по музейному
отделу Народного комиссариата просвещения, а равно установить для
предметов, имеющих исключительно музейное значение, постоянную
государственную регистрацию и учет, в чьем бы ведении и обладании
такие предметы не находились.

Примечание. Порядок регистрации и учета устанавливается инструкцией Народного комиссариата просвещения.

2. Проведение перерегистрации и постоянной государственной ре­
гистрации и учета предметов, указанных в ст. 1, производится распоря­
жением Народного комиссариата просвещения по музейному отделу
специально на то образованными научно-художественными эксперт­
ными комиссиями музейного отдела, в силу чего, в порядке государст­
венного охранения предметов музейного значения, владелец их получа­
ет особые охранные свидетельства Народного комиссариата просвеще­
ния по отделу музеев.

Примечание. На предметы, признанные представляющими музейное зна­чение, составляются заносимые в особые карточки описи, подлежащие выдаче вместе с охранными свидетельствами.

3. Предметы, которые после перерегистрации будут признаны не
представляющими музейного значения, снимаются с учета и предостав­
ляются в распоряжение владельцам.

4. Собрания и отдельные памятники искусства, старины и народно­
го быта, имеющие музейное значение, оставленные после перерегист-

416


рации на учете музейного отдела, находятся под контролем государства, в силу чего:

а) воспрещается вывоз и продажа означенных предметов за границу;

б) переход их от одного владельца к другому и вообще всякое их пе­
ремещение подлежит обязательной регистрации музейного отдела и его
органов на местах;

в) при продаже означенных предметов, музейному отделу предо­
ставляется право преимущественной покупки по ценам, устанавливае­
мым специальной экспертной комиссией музейного отдела (ст. 2);

г) музейному отделу предоставляется право использования собра­
ний и отдельных предметов для выставок и изданий.

5. Предметы искусства, старины и народного быта, находящиеся в
музеях и хранилищах, как вошедшие в музейный фонд и охраняемые го­
сударственными средствами, признаются государственным достоянием.

6. В целях успешного проведения в жизнь означенного декрета на
музейный отдел возлагается:

а) контроль торговли антикварно-художественными предметами в
торговых помещениях, аукционных залах и т.п.;

б) установление правил об аукционной продаже антикварно-худо­
жественных предметов и о торговле таковыми предметами.

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. Калинин.

Распубликован в № 58 «Известий» ВЦИК от 16 марта 1923 г.

СУ, 1923, № 20, ст. 245.

№ 227                       Декрет Совета Народных Комиссаров.




























































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: