3 августа 1922 г.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:
Общества и объединения обществ и союзы, не преследующие цели извлечения прибыли для осуществления своей деятельности на территории РСФСР, должны быть зарегистрированы порядком, указанным в нижеследующих статьях.
1. Проекты уставов обществ и союзов, район деятельности которых ограничивается одной губернией или областью, представляется на предмет утверждения в трех экземплярах в отдел управления подлежащих губернских исполнительных комитетов и областных исполнительных комитетов вместе с заявлением об утверждении, с указанием имени, фамилии, адресов учредителей в числе не менее десяти и за их подписями.
413
2. Проекты уставов обществ и союзов, предусматривающие деятель
ность в масштабе, выходящем за рамки одной губернии или области,
представляются для утверждения в Народный комиссариат внутренних
дел через областной отдел управления или через отдел управления гу
бернии, в которой предполагается местопребывание распорядительно
го органа общества или союза по принадлежности.
|
|
3. Проекты уставов обществ и союзов, предусматривающие деятель
ность во всероссийском масштабе, представляются непосредственно в
Народный комиссариат внутренних дел.
4. В уставе должны быть указаны: 1) название общества или союза,
их цель, район и форма деятельности; 2) порядок вступления и выбы
тия членов; 3) размер членских взносов и порядок их уплаты; 4) состав
и организация распорядительных органов, способы их образования и
пополнения, предметы их ведения и местонахождение; 5) сроки и по
рядок созыва общих собраний и предметы их ведения; 6) порядок веде
ния отчетности и заведывания хозяйственной стороной деятельности
организации; 7) порядок изменения устава; 8) порядок ликвидации об
щества.
5. Народный комиссариат внутренних дел и его местные органы не
вправе отказываться в приеме проектов уставов для утверждения. При
возникновении со стороны Народного комиссариата внутренних дел
или со стороны отдела управления по принадлежности возражений
против утверждения представленного устава, названные органы обяза
ны в месячный срок со дня представления устава сообщить учредителям
общества или союза об утверждении устава или отказа в таковом, в по
следнем случае с указанием мотивов отказа.
Примечание. Областные и губернские отделы управления, указанные в ст. 2-й сего постановления, обязаны в недельный срок со дня поступления проекта устава и заявления направить их со своим отзывом в Народный комиссариат внутренних дел.
|
|
6. В утверждении должно быть отказано, если утверждаемое обще
ство или союз по своим целям или методам деятельности противоречат
Конституции РСФСР и ее законам.
7. Отказ в утверждении может быть обжалован учредителями в пре
зидиум губернского исполнительного комитета, когда отказ последовал
со стороны отдела управления, и в Президиум Всероссийского Цент
рального Исполнительного Комитета, когда утверждение отклонено
Народным комиссариатом внутренних дел.
8. Устав утвержденного общества или союза может быть изменен пу
тем нового утверждения измененного устава порядком, указанным в
вышеприведенных статьях.
9. Утверждение общества или союза Народным комиссариатом
внутренних дел и его губернскими органами не устраняет обязаннос-
414
ти для общества или союза последующей регистрации в Народном комиссариате внутренних дел или отделе управления в порядке постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 12-го июня 1922 года (Собр.Узак. 1922 г., № 40, ст. 477).
10. На Народный комиссариат внутренних дел и отделы управления
возлагается наблюдение за законностью деятельности обществ и сою
зов и их отделений. В частности, отделам управления и Народному ко
миссариату внутренних дел предоставляется знакомиться с денежными
и хозяйственными операциями утвержденных и зарегистрированных
обществ и союзов с точки зрения их соответствия с законами РСФСР и
утвержденным и зарегистрированным уставом.
11. В случае обнаружения в деятельности утвержденных и зарегист
рированных обществ и союзов признаков, указанных в ст.б-й, в числе
причин отказа в утверждении и регистрации, Народный комиссариат
внутренних дел и отдел управления губернского исполнительного ко
митета по принадлежности делают постановления об их закрытии и
ликвидации их деятельности.
Примечание. Обжалование на постановления, указанные в настоящей статье, вынесенные губернскими отделами управления, направляются в президиум губернского исполнительного комитета, на Народный комиссариат— в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
12. При уклонении обществ и союзов от их уставов, но без проявле
ния в их деятельности признаков, указанных в ст. 6-й, предварительно,
до возбуждения вопроса о принудительном закрытии таковых органи
заций, им должна быть предоставлена возможность принять по предло
жению Отдела управления или Народного комиссариата внутренних
дел в назначенный срок меры к устранению допущенных нарушений.
При невыполнении этого предложения, Народный комиссариат внут
ренних дел или отдел управления по принадлежности закрывают обще
ство или союз.
13. Настоящее постановление не распространяется на организации
профессиональные, объединенные Всероссийским Центральным Со
ветом Профессиональных Союзов, подлежащие утверждению, регист
рации и надзору в установленном для них особом порядке, а равно на
организации, имеющие своим предметом удовлетворение экономичес
ких потребностей их участников (как, например, кооперативные орга
низации), каковые организации действуют на основе специальных за
коноположений.
Подписали:
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. Калинин.
За Председателя Совета Народных Комиссаров А. Цюрупа.
415
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета А. Енукидзе.
Распубликован в № 180 «Известий» Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 12 августа 1922 г.
СУ, 1922, № 49, ст. 622.
№ 226 Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
и Совета Народных Комиссаров. Об учете и регистрации предметов искусства и старины
8 марта 1923 г.
В дополнение декрета об учете и регистрации предметов искусства и старины от 5 октября 1918 года (Собр. Узак. 1918 г., № 73, ст. 794) Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:
|
|
1. Для выделения предметов, имеющих исключительно музейное
значение и подлежащих государственному охранению, произвести пе
ререгистрацию собраний и отдельных памятников искусства и старины,
состоящих на учете Главного управления научных учреждений академи
ческого центра Народного комиссариата просвещения по музейному
отделу Народного комиссариата просвещения, а равно установить для
предметов, имеющих исключительно музейное значение, постоянную
государственную регистрацию и учет, в чьем бы ведении и обладании
такие предметы не находились.
Примечание. Порядок регистрации и учета устанавливается инструкцией Народного комиссариата просвещения.
2. Проведение перерегистрации и постоянной государственной ре
гистрации и учета предметов, указанных в ст. 1, производится распоря
жением Народного комиссариата просвещения по музейному отделу
специально на то образованными научно-художественными эксперт
ными комиссиями музейного отдела, в силу чего, в порядке государст
венного охранения предметов музейного значения, владелец их получа
ет особые охранные свидетельства Народного комиссариата просвеще
ния по отделу музеев.
Примечание. На предметы, признанные представляющими музейное значение, составляются заносимые в особые карточки описи, подлежащие выдаче вместе с охранными свидетельствами.
3. Предметы, которые после перерегистрации будут признаны не
представляющими музейного значения, снимаются с учета и предостав
ляются в распоряжение владельцам.
4. Собрания и отдельные памятники искусства, старины и народно
го быта, имеющие музейное значение, оставленные после перерегист-
416
рации на учете музейного отдела, находятся под контролем государства, в силу чего:
а) воспрещается вывоз и продажа означенных предметов за границу;
б) переход их от одного владельца к другому и вообще всякое их пе
ремещение подлежит обязательной регистрации музейного отдела и его
органов на местах;
|
|
в) при продаже означенных предметов, музейному отделу предо
ставляется право преимущественной покупки по ценам, устанавливае
мым специальной экспертной комиссией музейного отдела (ст. 2);
г) музейному отделу предоставляется право использования собра
ний и отдельных предметов для выставок и изданий.
5. Предметы искусства, старины и народного быта, находящиеся в
музеях и хранилищах, как вошедшие в музейный фонд и охраняемые го
сударственными средствами, признаются государственным достоянием.
6. В целях успешного проведения в жизнь означенного декрета на
музейный отдел возлагается:
а) контроль торговли антикварно-художественными предметами в
торговых помещениях, аукционных залах и т.п.;
б) установление правил об аукционной продаже антикварно-худо
жественных предметов и о торговле таковыми предметами.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. Калинин.
Распубликован в № 58 «Известий» ВЦИК от 16 марта 1923 г.
СУ, 1923, № 20, ст. 245.
№ 227 Декрет Совета Народных Комиссаров.