1. Меры к сохранению памятников старины, принимаемые русским правительством и иностранными государствами. Их неудовлетворительность.
Стремление в охранению остатков старины наблюдалось в самые отдаленные времена существования русского государства.
В допетровскую эпоху не было особых распоряжений власти, направленных к охранению памятников древности, но это потому, что в то время не было и надобности заботиться о их сохранении. Русский народ любил свою старину и охранял ее как святыню: древние церкви сохранялись, иконы, древние одежды и утварь переходили наследственно от князя и бояр к их потомкам, из рода в род, как это видно из княжеских завещаний. Собрания и хранилища наиболее ценных и замечательных предметов устраивались при царских дворах, патриарших домах, в ризницах, соборных и монастырских библиотеках. Многие из них достигли до нашего времени в полной сохранности. Первые слабые попытки поставить памятники древности под охрану правительственной власти явились при Петре 1-ом.
|
|
Заимствуя от западной Европы и внося в Россию различные европейские новшества, Великий Преобразователь в то же время обратил внимание на необходимость сохранения памятников русской старины.
Это выразилось в некоторых распоряжениях, им обнародованных.
Так, напр., в указах 1720 года: «В монастырях осмотреть и забрать древние жалованные грамоты и другие куриозные письма, книги исторические рукописные и печатные, потребные к известию».
«Куриозные вещи, найденные в Сибири, и золото, которое в могилах находят, покупать и, не переливая, пересылать в Берг и Мануфактур-коллегии» (Поли.Собран.Закон., VI—3693 и 3738). И 1718 г.: «Давать награду за найденные необыкновенные вещи, каменье, кости, ружье, посуду, что зело старо и необыкновенно». (Там же, V, 3159).
С 1709 г. начинаются распоряжения о сооружении публичных монументов; таков указ того же года о построении памятника в Полтаве в память одержанной победы (1У-2236) и в 1723 г. — о построении каменной пирамиды в память той же битвы (VII—4242).
С 1722 г. правительство заботится о присылке из всех епархий и монастырей в Синод «древних исторических рукописей, куриозных, то есть древних лет рукописанных летописцев, степенных хронографов и проч.» (Поли. Собр. Зак., У1-3908).
Кроме того, Петр Великой охранял Болгарские здания от разрушения и приказал ученому Мессершмидту собирать древности Сибири.
473
При императоре Петре II Оружейная и Мастерская палаты сделались хранилищами государственных и исторических памятников и археологических редкостей; в 1728 г. в нее переданы государственные регалии после коронования императора (Поли. Собр. Зак., VIII — 5253).
|
|
При императрице Анне Иоанновне в 1732 году повелено «серебряные и золотые примечательные вещи, имеющиеся в присутственных местах, оставленные для куриозитету, передать в Мастерскую палату». (Там же, VIII— 6144).
С 1736 г. велено передать в Оружейную палату «имеющиеся в Москве богатые конские уборы казенные, також и ружья» (IX — 6935); в 1737 г. — «отсылать в Мастерскую палату из конфискованных пожитков драгоценные или работою отменные орудия, конские уборы, алмазные и прочих камней вещи». (X, 7470, п. 11).
В ее же царствование историком Татищевым была составлена инструкция для собирания сведений географических, этнографических и археологических; эта инструкция была принята во внимание Академиею и разослана по губерниям.
Императрица Елизавета, дочь Петра, в 1759 г. издает указы о доставлении в Академию наук исторических описаний и планов монастырей. (Поли. Собр. Зак., ХУ-10975); в 1751, 1753 и 1758 - о построении Триумфальных ворот в Москве и Петербурге.
В 1771 г. в царствование императрицы Екатерины II велено во всех ста-вропигиальных и епархиальных монастырях составлять описи церковному и монастырскому имуществу. (XIX— 13621).
В ее же царствование Миллер, Паллас, Лепехин, Гмелин, Зуев начинают вносить в свои заметки все, что встречали замечательного относительно древностей. В кунсткамере к концу XVIII века уже было небольшое собрание древностей и возникает собрание редкостей в Эрмитаже.
Императрица Екатерина повелевает в 1768 г. воздвигнуть памятник Петру I и другие, и приступить к возобновлению Коломенского дворца и росписи московских соборов в Кремле.
В царствование императора Александра I, в 1806 г., утверждены правила о хранении сокровищ и древностей, находящихся в Оружейной и Мастерской палате. (ХХ1Х-22054).
Позднее с распространением и водворением в России при императоре Александре I западноевропейской образованности и обычаев слабнет привязанность русских к их заветной старине, но император Николай I, памятуя заветы Петра и Екатерины, принимает более решительные и действительные меры к охранению древностей родной страны.
Во главе их следует поставить высочайшее повеление от 31 декабря 1826 года, которое является основанием и главным актом нашего законодательства по этому предмету.
В силу этого повеления было предписано собрать немедленно сведения по всем губерниям: 1) в каких городах есть остатки древних замков и крепостей или других зданий древности; 2) в каком они положении нахо-
474
дятся. Воля его величества была, чтобы «строжайше воспретить таковые здания разрушать, с ответственностью в сем начальников городов и местных полиций».
Министерство внутренних дел, получая означенные выше сведения, обязано было доносить о них его величеству, по мере поступления их из каждой губернии.
В то же время было повелено снять с исторических зданий планы и фасады, в том положении, в каком они находятся; отьгскать в архивах, от губернских присутственных мест зависящих, и в городских записках прежних времен, и потребовать от других начальств, какого бы звания они ни были, подробные сведения о всех вышеупомянутых зданиях:
«а) когда и кем строены, или перестроены; б) по какому случаю или для какого намерения; в) если здания не полны, то сколько, когда и почему разрушено; г) из каких материалов строены; д) какие в них находятся достойные примечания вещи или части, и в каком оне теперь положении, в чьем ведении и, наконец, можно ли их поддержать починкою, не изменяя их древних фасадов и планов». Ввиду того, что эти сведения могут получаться, главным образом, от частных лиц и владельцев памятников, то рекомендовалось «войти в сношение с сими лицами и приличным образом просить их о содействии».
|
|
Что касается планов и фасадов древних зданий, то губернаторам предписывалось «вменить в обязанность губернским и городским архитекторам, где оные есть, и приглашать других знающих лиц, чтобы по мере открытия древностей планы и фасады были аккуратно составляемы».
Последствием этого распоряжения было доставление из разных губерний многочисленных описаний и планов зданий, изданных во всеобщее сведение впоследствии, а именно в 1839 и 1841 гг. в «Материалах для статистики Российской империи», под редакцией А. Глаголева.
Как еще сильно было в то время уважение народа к старине, свидетельствует ходатайство многих прихожан, заявленное после издания в 1826 году собрания планов для построения церквей, «строить новые храмы собразно древним оным видам», или, как сказано в другом месте, «по примеру древних православных церквей». Общим наказом на губернаторов была возложена обязанность иметь попечение о том, чтобы всячески оберегались от разрушения остатки старых замков, крепостей и других памятников древности; о всех находимых вновь древностях велено доносить Министерству внутренних дел, с надлежащей точностью и подробностью.
Наконец, при императоре Александре II в городовом положении 1870 г. постановлено, что на городские средства обязательно относится, между прочим, содержание городских общественных зданий и памятников.
В то же царство многими циркулярами Министерство внутренних дел повторяло о сохранении памятников и заботилось о приведении их в известность. Так, например, циркуляром по Центральному статистическому комитету от 27 апреля'1763 года за № 63, вследствие отношения императорской Археологической комиссии, приглашались члены губернских и обла-
475
стных статистических комитетов приводить в известность, по мере возможности, наличные в губернии памятники древности; циркуляром по департаменту общих дел от 4 ноября 1866 г. за № 229 потребованы сведения о древних зданиях и вообще о находимых древностях, а циркуляром по Тех-ническо-строительному комитету от 11 ноября 1869 года за № 309 предписано доставить описания и чертежи древних зданий.
|
|
Первые два циркуляра не имели никаких последствий; в ответ же на циркуляр 1869 года прислано значительное число описаний и планов, которые служат дополнением к списку, напечатанному в 1839 и 1841 гг. под редакцией Глаголева.
Из дела Техническо-строительного комитета за № 287 видно, что на циркуляр министра 1869 г. вовсе не доставили ответа 15 губернаторов, а 17 отозвались, что памятников древности во вверенных им губерниях не имеется, хотя существование древних памятников в этих губерниях не подлежит никакому сомнению.
Таким образом, все существующие описания и планы не могут вполне удовлетворять современным требованиям и доказывают лишь то, что собирать подобные сведения, путем официальным, без содействия специалистов, опытных археологов крайне затруднительно и несообразно с целью.
Из распоряжений духовных властей необходимо указать на определение святейшего Синода от 20 декабря 1878-1879 г. за № 2236 о порядке производства починок и исправлений памятников старины, находящихся в ведении епархиальных начальств, изданное вследствие заявления, сделанного гр. А.С. Уваровым г. синодальному прокурору, по поводу переделок и исправлений в Покровской церкви бл. Боголюбова, при которых был искажен этот памятник древности, а также распоряжение обер-прокурора св. Синода от 5 июля 1884 г. за № 3192, вследствие ходатайства императорской Археологической комиссии, коим предупреждаются власти духовные о недопущении к археологическим раскопкам на церковных землях, без ведома и разрешения императорской Археологической комиссии, а также о пресечении кладоискательств.
Далее, царствование императора Александра Ш, следует отметить циркуляр Министра внутренних дел, изданный вследствие ходатайства императорской Археологической комиссии от 31 июля 1882 г. за № 26, о представлении находок, носящих археологический характер, местной полицейской власти, для представления их в императорскую Археологическую комиссию, через губернское начальство, а также циркулярные распоряжения этого же Министерства от 31 мая 1884 года за № 11 губернаторам о точном и непременном соблюдении циркулярных распоряжений за №№ 229 и 26, от 27 ноября 1886 года за № 25 о точном соблюдении циркулярных распоряжений, за №№ 229, 26 и 11, содержащее также запрещение производить раскопки на казенных, церковных и общественных землях, без разрешения на то императорской Археологической комиссии, от 10 ноября 1894 г. за № 31 о доставлении археологических находок в императорскую Археологическую комиссию для представления замечательнейших из них на высочай-
476
шее воззрение, и циркулярное распоряжение губернаторам, градоначальникам и обер-полицеймейстерам от 6 сентября 1901 по сосредоточении в Министерстве сведений относительно древних зданий и памятников, воздвигнутых или воздвигаемых в честь высочайших и других особ или в память разных событий.
Из распоряжений Министерства государственных имуществ известен общий циркуляр от 2 апреля 1883 г. за № 4 о предоставлении ходатайств частных лиц, желающих производить археологические раскопки, в Министерство для предварительного сношения с императорскою Археологической комиссией.
Определение святейшего Синода от 21 сентября — 16 ноября 1894 года за № 2640, также вследствие отношения императорской Археологической комиссии, содержит распоряжение по духовному ведомству сноситься, в случае производства раскопок или реставрации монументальных памятников древности, с Археологической комиссией.
Все эти правила и меры, установленные нашим законодательством, не достигали однако ж своей цели. На каждом Археологическом съезде слышались жалобы на искажение памятников и поступали заявления об систематическом их истреблении. Причина неуспеха правительственных мер понятна: наука о памятниках старины, археология, весьма обширна и разнообразна и требует продолжительных и кропотливых занятий для ознакомления с нею; редкий ученый обладает ею во всей полноте; обыкновенно, каждый, занимающийся ею специально, изучает одну из ее отраслей; тем более она недоступна, непонятна и чужда гражданскому чиновнику. Трудно требовать, чтобы местные полицейские чиновники или городские власти умели различать старое от нового, достопримечательное от неимеющаго значения; большей частию они, как было упомянуто выше, даже не знают, какие памятники находятся в их ведении, благодаря чему создается неполнота и неудовлетворительность сведений о древних памятниках.
Такая неполнота парализует все дело охранения памятников, т.к. является невозможным охранять то, что еще не приведено в известность. Разбросанные в печати указания центральная администрация не в состоянии собрать, чтобы руководиться ими. Многие пытались с давних пор приступить к составлению списков, жертвуя для этого и личным трудом, и денежными средствами, но такая обширная задача не по силам одному ученому, или немногим любителям.
Невежественное понимание значения памятников встречается не только в России: они разрушаются везде, где местные законы и меры правительства не полагают пределов такому посягательству. Поэтому правила охранения национальных древностей, как и правила охранения частной безопасности, входят в состав законодательств всех благоустроенных государств.
Стремление охранять памятники старины наблюдается у римлян еще в самой глубокой древности. Так, например, император Маркиан в 458 г. по
477
РХ. издал повеление, по которому лица, дозволяющие себе расхищать камни и другой материал из памятников древней народной славы, присуждались либо к крупному штрафу, либо к телесному наказанию, и даже отсечению руки; но все эти распоряжения немногочисленны, отрывочны и относятся к последним годам умирающей Зап. Римской империи и нигде в древние и средние века мы не находим по этому предмету постановлений, которые бы свидетельствовали об организованном надзоре за сохранностью памятников.
Честь почина в этом деле принадлежит нашему веку и Дании, первой в семье европейских держав.
В 1807 г. в этом государстве учреждается «Королевская Комиссия» для хранения древностей, и в 1815 г. — «Королевский Музей Северных Древностей», в котором открыто для любителей и ученых собрание описаний и рисунков, относящихся до различных памятников старины и сделанных открытий.
В 1847 г. в состав Комиссии определяется особый инспектор, позднее — директор по надзору за сохранением древних памятников.
В августе 1849 года Комиссия закрывается, а ее функции распределяются между директором собрания древностей и директором по надзору за хранением памятников. В 1866 г. обе должности соединяются в лице камергера Уогсаае, известного археолога, и с 1873 г. ассигнуется ежегодно 3500 риксда-леров (около 2.500 руб.) на командировку в разные местности для исследования особых комиссий, состоящих из археолога и рисовальщика.
Второе место в ряду государств, обративших свои заботы к сохранению древностей, занимает Греция.
В 1834 г. учреждается при Министерстве народного просвещения в Афинах Комиссия под председательством генерал-консерватора, состоящая из членов, выбираемых по два на один год от Академий наук и художеств, Университета и двух посторонних ученых. В каждой номархии, епархии и каждом значительном городе открыты местные отделы центральной комиссии, при которых состоит особый консерватор, избираемый из преподавателей местной гимназии или другого училища. Цель этих учреждений — надзор за порядком во всех музеях и собраниях королевства, а также приведение в известность вновь открываемых и выкапываемых из земли древностей, приобретение их для музеев, поддержка и реставрация замечательных строений.
Кроме того, на обязанности консерватора находится надзор за всеми собраниями древности, находящимися во владении частных лиц, поверка их описей и составление их вновь.
В Бельгии с 1835 г. учреждается «Королевская Комиссия о памятниках»-«Сотгшззюп гоуа!е ёек Могштепй». Первоначально она давала заключения по вопросам Министерства внутренних дел:
1) Относительно исправления и поддержания памятников зодчества, замечательных своею древностью, историческими воспоминаниями или по значению в жизни общественной и государственной.
478
2) Относительно планов и рисунков при постройке и починке церковных строений вообще. В 1860 году состав Комиссии увеличен назначением многочисленных корреспондентов, по 7 или 9 в каждой провинции, кроме Люксембурга, где их 4. Каждые 3 месяца корреспонденты съезжаются в главном городе провинции и ежегодно на общее собрание в Брюсселе.
Хорошо организована существующая в Испании (в Мадриде) с 1840 г. «Центральная Комиссия о памятниках» — «Согшзюп сепгга! де Могш-теп1о8», разделяющаяся на 3 отдела: а) по архивам и библиотекам, Ь) по живописи и скульптуре, с) по зодчеству и археологии.
В каждой провинции, кроме того, учреждена отдельная «Комиссия о памятниках исторических и художественных» — «Согшзюп с!е МопитепШз гш1опсо!5 у апл5{юо$», составленная из местных членов-корреспондентов двух королевских академий, исторической и изящных искусств, под председательством губернатора провинции, с участием инспектора древностей, провинциального архитектора и начальника отдела земледелия. Возложенные на Комиссию обязанности заключаются в сохранении памятников, в распространении и учреждении музеев, в руководстве археологичесими раскопками, в розыскании и приобретении рукописей и исследовании архивов. Комиссия имеет право принять безотлагательные меры к исправлению исторических памятников, грозящих разрушением, и воспретить работы, изменяющие вид общественных зданий, также воспретить вывоз из королевства картин, статуй и других художественных произведений.
К 1850 году относится учреждение «Австрийской Центральной Комиссии для исследования и охранения памятников зодчества», как она тогда называлась. Эта Комиссия состояла при Министерстве торговли и промышленности, под председательством начальника отделения того же Министерства, и состояла из членов от Министерств торговли и внутренних дел, народного просвещения и духовных дел, от Академии наук и художеств.
В провинциях были учреждены окружные консерваторы и корреспонденты. Правительственные архитекторы имели инструкцию не приступать ни к каким изменениям древних строений без ведома Центральной комиссии; в распоряжения общих церковных и гражданских и частных лиц Комиссия не вступалась, ограничиваясь сообщением им в иных случаях своих заключений, указаний и советов. На издания она получала 16.000 П. Впоследствии она была присоединена к Министерству духовных дел и народного просвещения, переименована в Комиссию о памятниках исторических и художественных, разделена на 3 отделения: памятников доисторических и классической древности, средневековых и эпохи Возрождения и, наконец, архивное.
В Пруссии, с 1843 г., существовал уже королевский консерватор памятников искусства; в 1853 г. учреждена Комиссия для исследования и сохранения памятников, состоящая в ведении Министерства народного просвещения, духовных и врачебных дел. В ее состав входили члены от означенного Министерства и консерватор памятников. В 1854 г. учреждены корреспонденты Комиссии во всех частях королевства.
479
В Голландии, с 1848 г., многие стали говорить в защиту памятников древности. Около 1860 г. при «Королевской Академии Наук» была учреждена Комиссия для исследования, описания и сохранения памятников древности, но при тех офаниченных средствах, которые ей отпускались на расходы, она не имела успеха. С 1874 г. учреждена Коллегия для памятников исторических и художественных, число членов которой доходит до 15. Эти члены назначаются королевской властью. Служба последних считается почетной, без содержания. Между ними находятся: архивариус, инспектор железных дорог, инженер, два архитектора, два археолога, живописец и эксперт (Кипз1кгШ1сег); при Коллегии состоит бюро из президента, вице-президента и нумизмата-секретаря. Коллегия ежемесячно собирается в Гааге. Кроме того, при Коллегии состоят два архитектора для разъездов и снятия планов и 46 корреспондентов в Голландии, а десять за границей.
В Болгарии первоначально был генерал-инспектор над памятниками пластического искусства. В 1868 г. учреждена «Комиссия для сохранения замечательных памятников и древностей» — «Сотгшззюп топ Заспуег5гапсН§еп Гиг ЕгЬаШдщ? тегк\уигсН§ег Оепкта!е ипй АНегИштег» — при Министерстве народнаго просвещения и духовных дел, с генерал-консерватором древностей, на которого возложены объезды по королевству для инспекции.
В Бадене имеется консерватор памятников искусства (Сошегуа^ог сЗег КипзШеп1ста1е); в Виртемберге — консерватор-хранитель и Комиссия.
В Швеции надзор за древними памятниками возложен на королевскую Академию изящных искусств. Секретарь Академии носит звание государственного антиквария. Такая же должность учреждена и в Норвегии.
В Италии в 1874 г. учрежден при Министерстве народного просвещения Центральный совет по археологии и изящным искусствам, под председательством министра, собирающийся два раза в год, в апреле и ноябре, на 5 или 8 заседаний. В Риме остались прежние учреждения, предназначенные собственно для надзора за многочисленными памятниками этого города:
1) Обер-интендантство раскопок.
2) Главное управление христианских катакомб,
3) Комиссия для сохранения памятников древности и искусства.
Кроме того, предполагалось учредить в каждой провинции комиссию,
на которую возложить составление художественно-археологического списка памятников, принадлежащих общинам, государству и частным лицам.
В 1875 г. Центральный совет преобразован в «СшгЛа сГагсЬео1о§1а е сН Ье11е аЛЬ, состоящую из 12 членов, под председательством министра народного просвещения.
Самые широкие размеры деятельности по надзору за памятниками древности и их сохранением дала Франция.
В 1831 г. ученыйЛуи Вите, назначенный главным инспектором исторических памятников Франции, объехал несколько департаментов и представил подробный отчет своей поездки министру внутренних дел. В 1837 г. была назначена целая Комиссия — «Сотпшхюп <1е§ МопитепЬз ЫзШпяиез», состоящая из президента и 6 членов, с правом избирать себе корреспонден-
480
тов и инспекторов между известнейшими знатоками древности и архитекторами, которые обязались бы помогать префектам в исследовании и приведении в известность памятников искусства.
В 1874 г. Комиссия состояла под председательством министра народного просвещения и духовных дел, из вице-президента и членов, между которыми находились директора изящных искусств, училищ и музеев, Есо1е йев спаПез, Мшее йек ТЬегтек, Но1е1 С1и§пу, двух членов института, одного от Государственного контроля и 12 архитекторов с главным инспектором исторических памятников. Цель учреждения Комиссии была двоякая: 1) приведение в известность памятников и составление им списка, 2) указание между ними таких, которые служат типами однородных предметов, или обозначают и выражают эпохи развития искусства, его начало, професс и высший момент процветания, причем требовалось обратить особое внимание на сохранение этих образцов.
В 1862 г. Комиссия внесла в свой реестр 2000 памятников архитектуры от древнейших исторических времен до лучших дней эпохи Возрождения. Ее трудами собрано множество драгоценных рисунков, планов, снимков, число которых в 1874 г. доходило до 8000.
С 1855 г. начато великолепное издание под заглавием «Архивы Комиссии Исторических Памятников» — «Агсгпуез йе 1а Сотпшзюп йез МошлтеШз ЫзЮпяиез, риЬНцез, раг огс!ге с!е 5.Е.М. АсЫНе ТоиЫ М1Ш81ге с!'ЕШ».
В Турции все памятники древности составляют предмет собственности государства и находятся в ведении Министерства народного просвещения, которое уполномочено разрешать изыскания, раскопки, покупку и вывоз памятников древности.
Материалы по вопросу о сохранении древних памятников, собранные Московским археологическим обществом. М., 1911. С. 1-14.
Приложение № 2 к №235.
СПИСОК
Научных, музейных, художественных и по охране природы учреждений и обществ, находящихся в ведении Главного управления научных и научно-художественных учреждений Народного комиссариата просвещения РСФСР и состоящих на государственном бюджете
/. Российская Академия наук — Ленинград
При Академии:
1) Физико-математический институт.
2) Химический институт.
3) Яфетический институт.
481
4) Кавказский историко-археологический институт — Тифлис.
5) Ботанический музей.
6) Геологический и Минералогический музей.
7) Зоологический музей.
8) Музей антропологии и этнографии.
9) Азиатский музей.
10) Музей славяно-русской книжности.
11) Пушкинский дом.
12) Постоянная комиссия по изучению естественных производитель
ных сил России с отделением в Москве.
13) Постоянная комиссия по изучению племенного состава населения
России.
14) Постоянная полярная комиссия.
15) Постоянная сейсмическая комиссия.
16) Лаборатория по анатомии и физиологии растений.
17) Особая зоологическая лаборатория.
18) Физиологическая лаборатория.
19) Севастопольская биологическая станция — Севастополь.
20) Архив Академии наук.
21) Библиотека Академии наук.
//. Физико-математические учреждения
1) Главная государственная астрономическая обсерватория в Пулкове
с отделениями в Симеизе и Николаеве — Пулково.
2) Астрономический институт — Ленинград.
3) Государственный астрофизический Институт с обсерваториями в
Ташкенте и Новочеркасске и со станцией в Кучине — Москва.
4) Главная геофизическая обсерватория с отделением в Слуцке и с се
тью метеорологических станций — Ленинград.
5) Иркутская метеорологическая обсерватория с сетью метеорологиче
ских станций — Иркутск.
6) Свердловская магнитная и метеорологическая обсерватория с сетью
метеорологических станций — Свердловск.
7) Семеновская метеорологическая обсерватория — Курск.
8) Костромская геофизическая станция — Кострома.
9) Московский научно-исследовательский геофизический институт в
составе метеорологической обсерватории в Москве, аэрологической обсер
ватории на Ходынке и геофизического института в Кучине — Москва.
10) Владивостокская метеорологическая обсерватория с сетью метеоро
логических станций — Владивосток.
И) Государственный оптический институт — Ленинград.
12) Государственный физико-технический институт — Ленинград.
13) Государственный рентгенологический и радиологический инсти
тут — Ленинград.
14) Государственный радиевый институт— Ленинград.
482
Естественно-научные учреждения
1) Государственный Политехнический музей — Москва.
2) Психо-неврологическая академия с Государственным институтом по
изучению мозга и психической деятельности — Ленинград.
3) Государственный гидрологический институт — Ленинград.
4) Плавучий Морской научный институт — Москва и Архангельск.
5) Государственный научно-исследовательский институт имени
Тимирязева — Москва.
6) Петергофский естественно-научный институт — Петергоф.
7) Научный институт имени Лесгафта — Ленинград.
8) Микробиологический научно-исследовательский институт —
Москва.
9) Государственный институт по изучению природы и хозяйства
засушливых и пустынных областей России — Москва.
10) Керамический институт — Ленинград.
11) Ассоциация натуралистов — Москва.
12) Зоопсихологическая лаборатория — Москва.
IV. Биологические станции
1) Мурманская — Александровск на Мурмане.
2) Волжская — Саратов.
3) Косинская станция — Косино Московско-Казанской железной до
роги.
4) Болшевская станция — Болшево Северных железных дорог.
5) На Глубоком озере — станция Пучково Белорусской железной дороги.
6) Окская — Муром.
V. Естественно-исторические и физико-математические исследовательские институты при высших учебных заведениях
1) Ассоциация исследовательских институтов при физико-математическом факультете Первого Московского государственного университета в составе институтов — Москва:
а) Математики и механики;
б) Минералогии и петрографии;
в) Физики и кристаллографии;
г) Геологический;
д) Зоологический;
е) Ботаники;
ж) Геофизический;
з) Астрономо-геодезический;
и) Антропологии;
к) Географический;
483
л) Почвенный;
м) Химический (объединенный с Государственным научно-химическим институтом).
2) Клинический институт функциональной диагностики и экспери
ментальной терапии при Первом Московском государственном универси
тете — Москва.
3) Научно-исследовательский институт прикладной физики при Том
ском технологическом институте — Томск.
4) Научно-исследовательский биолого-географический институт при
Иркутском университете с Байкальской биологической станцией — Ир
кутск.
5) Научно-исследовательский институт при Пермском университете с
биостанцией — Пермь.
6) Вятский институт краеведения при Педагогическом институте —
Вятка.
7) Краеведческий институт изучения Южно-Волжской области при Са
ратовском университете — Саратов.
VI. Исследовательские учреждения в области гуманитарных наук
1) Институт красной профессуры — Москва.
2) Академия истории материальной культуры с секцией в Москве —
Ленинград.
3) Комитет по изучению этнических культур и языков северокавказских
народностей (Северо-Кавказский комитет) — Москва.
4) Институт книговедения — Ленинград.
VII. Научно-исследовательские педагогические учреждения
1) Государственный институт научной педагогики — Ленинград.
2) Научно-педагогический институт методов школьной работы —
Москва.
3) Научно-педагогический институт методов внешкольной работы —
Москва.
4) Психоаналитический институт и лаборатория «Международная со
лидарность» — Москва.
Исследовательские институты обществоведения
1) Ассоциация исследовательских институтов при Первом Московском государственном университете в составе институтов — Москва:
а) Исторический;
б) Экономический;
в) Языковедения и истории литературы;
г) Советского права;
484
д) Археологии и искусствознания;
е) Научной философии;
ж) Экспериментальной психологии.
2) Колонизационный при Московском межевом институте — Москва.
3) Сельскохозяйственной экономии при Тимирязевской Сельскохозяй
ственной академии — Москва.
4) Сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока при
Ленинградском университете (б. имени Веселовского) — Ленинград.
5) Кабинет по изучению марксизма при Восточно-педагогическом ин
ституте — Казань.
6) Географо-экономический при Географическом институте — Ленин
град.
Научные библиотеки
1) Государственная публичная библиотека имени Ленина с Институтом
библиотековедения — Москва.
2) Библиотека Государственного Исторического музея — Москва.
3) Библиотека Государственного Политехнического музея и Общества
любителей естествознания, антропологии и этнографии — Москва.
4) Фундаментальная библиотека Главного управления научных и науч
но-художественных учреждений Народного комиссариата просвещения с
книжным распределителем — Москва.
5) Библиотека Общества испытателей природы — Москва.
6) Государственная библиотека по народному просвещению — Москва.
7) Государственная публичная библиотека в Ленинграде с Библиотекой
всемирной литературы и дворца Урицкого — Ленинград.
8) Книжный фонд — Ленинград.
9) Библиотека иностранной литературы — Москва.
10) Государственная театральная библиотека при Академическом Ма
лом театре — Москва.
11) Государственная центральная книжная палата — Москва.
X. Научные общества
а) Москва
1. Центральное бюро краеведения.
2. Испытателей природы при Первом Московском университете.
3. Ассоциация физиков.
4. Протистологическое.
5. Математическое.
6. Любителей естествознания, антропологии и этнографии.
б) Ленинград
1. Ленинградское естествоиспытателей.
2. Государственное физико-химическое.
485
3. Любителей мироведения.
4. Государственное минералогическое.
5. Государственное палеонтологическое.
6. Государственное ботаническое.
7. Государственное энтомологическое.
8. Государственное географическое.
9. Марксистов.
В) Провинция
а) Отделы и подотделы Государственного географического общества:
1. Восточный Сибирский отдел — Иркутск.
2. Подотдел Красноярский — Красноярск.
3. Западно-Сибирский отдел — Омск.
4. Подотдел Алтайский — Барнаул.
5. Подотдел Семипалатинский — Семипалатинск.
6. Приамурский отдел — Хабаровск.
7. Подотдел Троицкосавско-Кяхтинский — Троицкосавск.
8. Подотдел Владивостокский — Владивосток (Общество изучения
Амурского края).
9. Подотдел Южно-Уссурийский — Никольск-Уссурийск.
10. Забайкальский отдел — Чита.
11. Якутский отдел — Якутск.
12. Оренбургский отдел — Ялма-Ата.
б) Краеведческие общества.