Чрезвычайные затруднения, соединенные с воспитанием как искусством изменять душевную жизнь воспитанника, вторгаясь в её внутренние движения, образуя и преобразуя ее силы, подают повод к попытке заменить все воспитательные меры одною, именно обучением. (с. 110) Но как ни основательно мнение, что обучение есть самая могущественная воспитательная мера, однако педагогика не знает такого искусства, чтобы совершенства умственные, доставляемые обучением, сделать источником совершенств всего человека.
Междупознаниями человека, с одной стороны, и его чувствованиями и стремлениями - с другой, всегда существует большая или меньшая несоизмеримость, так что способность отличать добро от зла ещё не есть способность делать добро и побеждать зло. Такое отношение между способностью познавать и способностью жить изъясняется из того, что:
1) сам разум как система ясных, основательных и всесторонних сведений есть идеал, который осуществляется в каждом частном лице в течение всей его жизни
только бесконечно малою частью; огромное количество нашихпредставлений остаётся навсегда в форме неясных и смешанных образов, которые служат источником
чувствований, страстей и стремлений, совершенно слепых и пагубных для нашего блага и преуспеяния;
2) задачи, которые приходится нам решать на жизненном поприще, не только избираются светлым разумом, но и навязываются нам невольно влияниями тела
и внешней среды или неотвратимыми нуждами, с которыми приходится сводить счёты, во что бы то ни стало; в этом отношении светлая и основательная голова сделает, конечно, всё, если только человек сложился так, что он, захваченный случайностями, не теряет головы;
3) природа действует в нас гораздо раньше, нежели отчётливое познание; в первые годы жизни душа человеческая есть беззащитная жертва телесных раздражений, потом она также страдательно повинуется влияниям внешнейсреды, и только мало-помалу происходят ясныеубеждения и начала, а с ними и собственная человеческая личность, способная начинать борьбу за торжество истиныи добра над ослеплением и злом; вообще "право первого завладения» человеком принадлежит природе, а всякое право разума над жизнью человека есть позднейшее и обусловленное трудом и борьбою...; (с. 111)
4) если вообразим себе самый светлый разум, то в то же время мы должны будем допустить, что в самом центре его гнездится элемент случайный и слепой; необозримые влияния внешней среды определили направление наших мыслей, слились с ними, и мы не можем выделить их так, чтобы получить в остатке чистую и независимую разумность и положиться на неё с уверенностью, что мы нашли область настоящей истины и, следовательно, нашли нас самих, нашу вечную сущность, по законам которой мы призваны жить и действовать.
Всегда в нас самих, в глубочайших основаниях нашей личности есть то, что не есть мы сами, есть стороны обусловленные случайным влиянием, есть неразумное в самом разуме. Этот факт до того значителен, что он подаёт повод к крайним и ложным мнениям, как, например: «человек есть продукт обстоятельств, весь человек есть сумма случайных привычек» и т.п. (...)
Разум есть царь в голове, и образование разума есть существеннейшее дело воспитания. Но деятели, которые призваны исполнять повеление царя, тем не менее могут быть или грубы, или бессильны, вследствие чего власть, которая должна бы быть сильною и благодетельною, или оказывается неспособной подавить анархию в области душевной жизни, или переходит в деспотизм, подавляющий вместе с анархией и добрые стремления в этой области.
Итак, воспитание есть занятие практическое, состоящее из действий и противодействий, из борьбы и сопротивления. Оно не только обучает воспитанника тому, каким он должен быть, но и делает его таким. Оно есть сила, совершающая ломку, перестройку, образование и преобразование во внутренней жизни воспитанника. Поэтому оно пользуется всеми действительными силами, которые уже овладели духом воспитанника и которые оправдали свою власть над ним благотворным влиянием. Эти силы сосредоточены в семействе, обществе, государстве и церкви, которые рассматриваются педагогикой как воспитательные учреждения. (с. 112)
АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГЕРД (1841-1888)
ОБЩЕСТВО,
ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ МАЛОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ
В субботу 21 апреля было годовое общее собрание; членов Общества земледельческих колоний и приютов для малолетних преступников. Из отчета, прочитанного в том собрании, видно, что общество очень успешно развивает свои силы и своё дело и деятельность его приобретает всё большее и большее значение. Число членов общества постоянно возрастает и достигло в настоящее время до 620 человек, количества весьма большого по сравнению с другими благотворительными обществами. Средства общества также увеличиваются: на нынешний год комитет располагает 45000 р., в число которых поступили следующие пожертвования: от членов императорской фамилии: Его Величества 1000 р., ЕяВеличества 500 р., Его Высочества, Государя Наследника 150 р. и Их Высочеств: Великого князя Владимира Александровича и принца Ольденбургского по 100 р., от М.П. Фридланда 3000 р., от г-ж Ланских 2000 р., от братьев Утиных 500 р. и от разных лиц 1443 р.; кроме того с двух концертов, устроенных г-жами Ворониной и Сущовой 6500 р. Все эти пожертвования поступили в течение первых трёх месяцев настоящего года, что ясно свидетельствует, что мысль о воспитании малолетних преступников приобрела серьёзное сочувствие в нашем обществе. (с. 114)
Из отчёта Комитета о деятельности общества за прошлый год мы видим, что Комитет энергически стремится к осуществлению своей цели и употребляет все свои средства на расширение устроенных обществом заведений. Колония и приют (за пороховыми заводами) открыты были 10 октября 1871 года, и до 1 января 1872 года в заведения эти принято было 13 мальчиков. Затем в течение 1872 года принято вновь 40 мальчиков, так что в настоящее время общее число детей в колонии и приюте достигло 53 человек.
Означенные дети разделены на 4 семьи, и каждая семья помешается в особом доме при отдельном воспитателе. В колонии дети обучаются земледельческим работам и мастерствам: кузнечному и тележному; в приюте же питомцы занимаются исключительно мастерствами, именно — столярным и слесарным. В течение 1873 года Комитет предполагает устроить ещё 2 детских дома и увеличить число воспитанников до 75 или 80 человек.
В общем собрании 21 апреля были прочтены кроме того Педагогический отчёт об условиях жизни и воспитании детей в колонии и приюте и записка о наказаниях, употребляемых в заведениях.
Педагогический отчёт так интересен и сообщает так много данных о жизни детей и сделанных успехах в их воспитании, что нам очень трудно в краткой заметке передать содержание этого отчёта...; с некоторыми интересными данными этого отчёта читатели «Недели» могли познакомиться из статьи «Дети-преступники» («Неделя» № 11). Но мы не можем не остановиться на записке о наказаниях, затрагивающей один из самых трудных педагогических вопросов.
При обсуждении Устава земледельческой колонии в общем собрании 5 марта 1871года большинством голосов было решено дозволить употреблять в колонии и приюте следующие наказания:
а) выговор; 6) публичный выговор; в) недопущение к играм; г) занятие работами отдельно от товарищей; и д) помещения в особые отделения, находящиеся под более строгим надзором, или на время, или до окончания срока пребывания воспитанника в заведении. (с. 115)
В таком виде вопрос этот представлен был в Министерство внутренних дел, которое при рассмотрении Устава обратило особенное внимание на отдел о наказаниях и уведомило Комитет общества, что при установлении мер взыскания в колонии необходимо иметь в виду, что колония предназначается преимущественно для таких несовершеннолетних, которые уже проявили свои преступные наклонности и на которых поэтому, особенно в первое время после их поступления в колонию, едва ли будут иметь влияние слишком мягкие меры, могущие действовать исключительно на нравственно развитых уже детей; а потому Министерство признавало бы необходимым к тем мерам наказания, которые исчислены в Уставе, присоединить ещё: замену обыкновенной пищи на некоторое время содержанием на хлебе и воде, а также телесное наказание.
Но, принимая во внимание, что изменение в этом отношении Устава, утверждённого общим собранием общества, может отдалить на неопределённое время открытие земледельческой колонии, Министерство внутренних дел, согласно с мнением статс-секретаря, графа Палена, утвердило Устав той редакции, в какой он был представлен Комитетом, с тем однако же, чтобы Комитет общества по истечении двух лет представил Министерству заключение своё относительно достаточности тех исправительных мер, которые означены в Уставе. (...)
Известно, что наказание само по себе не имеет абсолютногозначения и сила влияния наказания вовсе не зависит от силы причиняемых им физического лишения или страдания. Совершенно ничтожное абсолютно взыскание, простое слово, сказанное вовремя, часто сильнее действует на ребёнка, чем строгое наказание. Всё зависит от общей системы отношений воспитателей к детям и уменья понимать их натуры и их свойства. Потребность в наказаниях повышается и понижается соответственно характеру всей системы воспитания: при человечных, мягких отношениях к детям в постоянной жизни публичный выговор, например, становится весьма строгим наказанием, при грубости же отношений такое взыскание теряет всякое значение и приходится искать другихмер для влияния на детей. (с.116) Отсюда следует, что весьма трудно определить заранее, какие наказания нужны для воспитанников того или другого заведения, и необходимо для этого точно знать все силы и условия заведения.
Мы думаем, что правильное воспитание не нуждается вовсе в наказаниях, если оно владеет всеми необходимыми средствами и нужными педагогическими силами Потребность в наказании является только с того момента, когда ощущается недостаток воспитывающих сил по качеству или по количеству. Это общее правило одинаково применимо как в семье, так и в школе и, разумеется, всецело должно применяться и по отношению к малолетним преступникам. Различие во всех этих случаях может заключаться лишь в качестве потребных для воспитания сил.
Что же нам даёт практика 1 ½ лет в заведениях, открытых обществом?
Из наказаний, разрешённых Уставом, в колонии и приюте применялись главным образом следующие: замечание или выговор с глазу на глаз и отделение в трех видах, смотря по проступку: 1) отделение от игр по желанию товарищей на час или на два; 2) отделение от работ или ученья в случае лени или невнимательности на один или на два дня; 3) отделение полное, хотя и в общей комнате с остальными детьми семьи, от одного до трех дней и, в исключительных случаях, до месяца.
Последний вид отделения заключается в том, что питомец совершенно отстраняется от жизни своих товарищей, не участвуя ни в их играх, ни в занятиях и даже обедает не вместе с ними. Наказание это действует весьма сильно на детей, так как товарищи наказанного полным отделением прекращают с ним все сношения и даже разговоры, и наказанный, хотя и находится в обществе, когда все дети собраны в дом, но вполне и постоянно чувствует своё отчуждение. (с.117) Разумеется, такая форма наказания возможна только в заведениях, где существует известное доверие детей к воспитателям и где наказание употребляется не в виде мести или вследствие раздражения, а как мера, необходимая для влияния на провинившегося или на его товарищей. При полном отделении питомца на короткое время, т.е. на день, на два, он занимается в доме чтением или уроками, но при отделении на более длинные сроки, детей ставят на какую-нибудь работу вне дома, напр., на пилку дров, или другую при которой возможно удаление от товарищей и удобен надзор.
Независимо от исчисленных наказаний, некоторые воспитанники подвергались ещё лишению доверия. Эта мера заключается в том, что провинившихся не пускают гулять далеко от дома и держат их во время прогулок под более строгим надзором.
Вот те виды наказаний, которые употреблялись до сих пор в колонии и приюте. Директора обоих заведений признают их совершенно достаточными для успешного воспитания вверенных им детей и ни разу не встречали надобностей в усилении этих наказаний.
Если при начале организации колонии и приюта, когда ещё не были подготовлены воспитатели и дети поступали с полным недоверием к заведениям, дело установилось и пошло правильно без телесных наказаний, то Комитет, разумеется, вправе был высказать надежду, что и в будущем едва ли может представиться необходимость прибегать к этой мере наказания. Общее собрание единогласно одобрило заключение Комитета, и нам остаётся только пожелать, чтобы дело воспитания малолетних преступников развивалось и в будущем в том же направлении, в каком оно ведётся в настоящее время. I