РУКОВОДСТВО К ПЕДАГОГИКЕ,
ИЛИ НАУКЕ ВОСПИТАНИЯ
(...) Воспитание в пространном смысле. В пространном смысле воспитание продолжается через всю жизнь. Всякий предыдущий период жизни может быть рассматриваем как бы воспитание для последующего. Природа, климат, правительство, общество, различные обстоятельства в жизни более и более образуют человека. Всё то, что кажется случайно имеет влияние на образование его, происходит не без промысла Божия. В тесном и обыкновенном смысле... воспитание ограничивается детским, отроческим июношеским возрастом.
Воспитание в тесном смысле и условие успехов оного. Воспитание есть обдуманное развитие и образование всех человеку дарованных сил, чтоб он мог достигнуть наилучшим образом своего назначения (...). Все блага жизни должны соединиться для того, чтобы воспитание увенчано было совершённым успехом...
Различие обучения от воспитания и тесная связь между ними. Как воспитанием называется всё обдуманное обхождение с человеком от рождения его до лет зрелости, в сём смысле можно принимать обучение за
ветвь воспитания. (с.71) В обыкновенном же смысле воспитание иобучение рассматриваются отдельно. Первое имеет попечение о сохранении, исправлении и развитии способностей вообще, сообразно назначению человека производя в силах телесных и душевных всестороннее образование; второе, напротив, даёт только направление отдельным способностям и доводит их до совершенства порознь. Воспитание ничего извне не сообщает человеку, но умножает только деятельность сил, врождённых в каждом неделимом; учение же сообщает понятия, познания и опыты, руководствуясь особенными правилами и методами. Впрочем, обучение без воспитания было бы слишком одностороннее. Обучение должно вместе наставлять и воспитывать, а посему никто не может обучать надлежащим образом без основательного познания правил и искусства воспитания.
Педагогика как наука и искусство... Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания, или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство (...)
Взаимное отношение педагогической науки и искусства....Хотя опыт доказывает, что многие счастливо воспитывают, никогда не помышляя о правилах, но таковой успех должно приписывать либо природе, либо здравому смыслу, через который таковые воспитатели приобрели правила в обращении с людьми, особенно с детьми, и руководствуются оными без всякого о том сознания... Чем полнее и правильнее теория, тем должно быть совершеннее искусство. Но если отличные теоретики не всегда бывают счастливы на практике, то сие происходит от того, что они при всём знании правил не действуют по оным, либо не умеют употреблять их, либо не имеют достаточного познания...
Важность педагогики. Педагогическая наука и искусство весьма важны для человеческого рода. Сие ясно усматривается: 1) из важности их цели; 2) из опыта всех времён, сколь много добра сделано через обдуманное воспитание и какие следствия проистекали от небрежения оного… (с.72)
Пределы воспитания....Воспитание только обращаети развивает в воспитаннике посеянное природой. Оно ничего не может сотворить вновь, но может только образовывать.
Предмет и идеал воспитания. Истинное воспитание имеет предметом своим образование всех способностей человека в совокупности. Оно объемлет не одно только тело, но и душу, не один только ум, но и сердце, не одно только чувство, но и рассудок — оно объемлет целого человека (...)
Высшая цель воспитания....Она состоит в том, чтоб все силы человека развивать и образовывать так, чтобы он через то совершеннейшим образом мог достигнуть своего назначения, т.е. сделаться существом в полном смысле нравственным...
Средство достигнуть высшей цели воспитания. (...) Ему (человеку. — Г.К.) предоставлен выбор следовать законам разума и тем приближаться к божеству либо не следовать и тем унижать себя на степень бессловесного животного. Чем яснее человек усматривает всё сие, тем более он будет стремиться, как нравственно свободное существо, избрать для себя лучшее и высшее направление. Кто постоянно следует сему направлению и обнаруживает оное во всех своих помышлениях и поступках, тот наслаждается свободнейшею самодеятельностью и есть в полном смысле существо нравственное. (...)
Возможности педагогики. Общие правила воспитания возможны, ибо в человеческой природе есть нечто общее, что может быть предполагаемо во всех людях... Педагогу необходимо глубокое познание детской души как для того, чтоб совершенно уразуметь сии общие правила, так и для того, чтоб уметь приспособиться к особенностям природы каждого дитяти, которая в каждом требует особенного обхождения. (...) (с. 73)
ПЁТР ЛАВРОВИЧ ЛАВРОВ (1823-1900)
Публикуются фрагменты труда, написанного в ссылке (1869), по изданию: Антология мировой политической мысли. В 5 т. М., 1997. Т. 3. С 82-94.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА
(...) В современном обществе, проникнутом всеобщею конкуренцией, отождествление справедливости с личною пользою кажется бессмысленным. Действительно, лица, которые теперь наслаждаются выгодами цивилизации, могут наслаждаться ими, лишь приобретя богатство и увеличивая его. Но капиталистический процесс обогащения есть по самой своей сущности процесс обсчитывания рабочего, процесс недобросовестной спекуляции на бирже, процесс рыночной торговли своими умственными способностями, своим политическим и общественным влиянием. Этот путь едва ли назовёт справедливым самый завзятый софист, но он будет утверждать, что умственное развитие личности ещё весьма слабо, когда личность ищет возможности согласить свою личную пользу со справедливостью. Он выставит иное положение: жизнь- борьба, и истинное умственное развитие заключается в том, чтобы быть достаточно хорошо вооруженным для постоянной победы в этой борьбе. (с. 103)
Когда-то этому противопоставляли неудобства укоров совести; противопоставляли опасность при постоянной борьбе быть побеждённым и тогда не иметь близ себя никого, кто поддержал бы в минуту несчастия; противопоставляли общественное презрение и общественную ненависть и т.п. Все эти аргументы легко разбиваются современными теоретиками житейских наслаждений: укоры совести — дело привычки, и от них очень легко закалить себя, когда убедишься, что приобретаешь богатство путём законным и что ни один судья не может подвести наш поступок под статью Уложения о преступлениях и наказаниях; если огромное большинство конкурирует на законном основании за обогащение, за увеличение наслаждений, то это большинство чувствует не презрение, не ненависть к ловкому победителю в борьбе, а удивляется ему и преклоняется пред ним, стараясь подражать ему и выучиться у него. (...)
...При настоящем строе общества личная польза не только не тождественна с справедливостью, но прямо противоречит ей. Чтобы иметь наибольшее количество наслаждений в настоящее время, личность должна заглушить в себе самое понятие о справедливости; должна обратить всю свою критическую способность на то, чтобы эксплуатировать все и всех её окружающих для доставления себе наибольшей доли наслаждений на их счёт, и должна помнить, что если она на минуту поддастся соображениям о справедливости или даже эффекту искренней привязанности, то она сама станет объектом эксплуатации от тех, которые её окружают. Патрону приходится прижимать рабочего, или рабочий будет его обкрадывать. Семьянину приходится подозрительно надзирать за женою и детьми, или жена и дети будут его надувать. Правительству приходится иметь тысячеглазую полицию, или власть его захватят другие. (...)
Итак, или положение о тождестве справедливости с личною пользою бессмысленно, или настоящий строй общества — строй патологический. Если читатель находит, что последнее неверно и всё — как быть должно, то пусть закроет эту книгу: она писана не для пего. (с. 104) Но тогда являются вопросы: развил ли в себе он, читатель, потребность критического взгляда на всё окружающее? Проникся ли он уверенностью в неизменности закона, что общество основанное на войне всех против всех, которого не скрепит никакая законность, никакая полиция; что это общество разлагающееся и требующее радикальной реформы? Если же читатель инстинктивно и сознательно возмущён против этого общественного строя, фатально обречённого на взаимное недоверие, на взаимную эксплуатацию, если он признал под блеском современной культуры существование патологических процессов, которые не могут оставить этот строй при его нынешних основаниях, то потребность критического взгляда на всё окружающее должна его привести к иному ряду вопросов.
Приходится ли лечить болезненные симптомы этого общественного строя или искать источник этой болезни и действовать против него? Если источник этой болезни лежит в самых основах современного общежития, то радикальное изменение экономических, политических, общежительных отношений между людьми не требует ли и для самого принципа этих отношений иной формулировки? Не придётся ли при перестройке патологического общественного строя в здоровый принять в основание не борьбу всех против всех, не всеобщую конкуренцию, но возможно тесную и возможно обширную солидарность между личностями? Может ли быть здорово и прочно общество вне существования солидарности между его членами?
А что такое общественная солидарность, как не сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным, что личное достоинство поддерживается лишь путём поддержки достоинства всех солидарных с нами людей? А если это результат, к которому должна привести потребность критического взгляда на всё окружающее, то чем этот результат разнится от поставленного в тексте: в здоровом общежитии справедливость в своихрезультатах тождественна со стремлением к личной пользе? (Весь приведённый выше фрагмент введён автором в текст в 1889 г. как пояснение, которое, по его словам, «в книге, издаваемой в пределах Российской империи, было невозможно». — А.Ф.). (с. 105)
...Ни литература, ни искусство, ни наука не спасают от безнравственного индифферентизма. Они не заключают и не обусловливают сами по себе прогресса. Они доставляют лишь для него орудия. Они накопляют для него силы. Но лишь тот литератор, художник или учёный действительно служит прогрессу, который сделал всё, что мог, для приложения сил, им приобретённых, к распространению и укреплению цивилизации своего времени; кто боролся со злом, воплощал свои художественные идеалы, научные истины, философские идеи, публицистические стремления в произведения жившие полной жизнью его времени, и в действия строго соответственные количеству его сил. (...)
...Организация партии для победы необходима, но, для того чтобы партия была живым организмом, одинаково необходимо подчинение органов целому и жизненность органов. Партии образовались из мыслящих, убеждённых и энергетических союзников; они ясно понимают, для чего они сошлись; они крепко дорожат своими самостоятельными убеждениями; они твердо решились сделать всё, что можно, для торжества этих убеждений. Только при этих условиях они могут надеяться избежать обеих опасностей, им грозящих; не разойтись и не впасть в застой.
...Людей, вполне удовлетворяющих требованиям, которые приходится ставить организаторам партии, будет крайне мало даже между критически мыслящими личностями. Но у них есть, во-первых, союзники возможные между такими же критически мыслящими личностями, во-вторых, союзники неизбежные в массах, не дорабатывавшихся до критической мысли, но страждущих от того самого общественного неустройства, для устранения которого организуется партия. (...)
Установившееся различие существенного от несущественного в личных мнениях определяет как свободу действий внутри партии, так и её терпимость извне…
Государство тем и отличается от других общественных форм, что в нём договор принят меньшим числомлиц и ими поддерживается как обязательный для большего числа. Два источника государственной связи - естественное начало принудительности и обдуманное начало договора - вступают в столкновение, потому что последнее во имя справедливости стремится уменьшить принудительность. Отсюда неизбежноеследствие, что политический прогресс должен был заключаться в уменьшении государственного принципа в общественной жизни. (...)
Прогресс есть рост общественного сознания, насколько оно ведёт к усилению и расширению общественной солидарности; он есть усиление и расширение общественной солидарности, насколько она опирается на растущее в обществе сознание. Органом прогресса является развивающаяся личность, вне деятельности которой прогресс невозможен, которая в процессе развития своей мысли открывает законы общественной солидарности, законы социологии, прилагает эти законы к современности, ее окружающей, и в процессе развития своей энергии находит пути практической деятельности, именно перестройки окружающей его современности согласно идеалам своего убеждения и данным своего знания. (...) (с. 107)
Памфил Данилович Юркевич (1826-1874)
Печатаются фрагменты «Курса общей педагогики с приложениями». М., 1869. С. 44-45, 197-199.
РАЗДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ
Вся наука педагогика разделяется на две части: теорию воспитания и теорию обучения. Основания для такого разделения заключаются в психологии. Дитя воспитывается с первых мгновений жизни, следовательно, и тогда, когда оно неспособно к обучению, или, правильнее сказать, в первые годы оно и сведения приобретает посредством воспитания, тогда как в возрасте зрелом человек продолжает своё воспитание посредством приобретения сведений.
Тесная связь между разумом и волею, головою и сердцем, мудростью любовью, познанием и характером вовсе не такова, чтобы одно познание доброго
справедливого делало человека добрым и справедливым. (с. 109) Поэтому воспитание имеет задачу возбудить, развить, укрепить и направить душевные силы воспитанника так, чтобы они были расположены и способны следовать разуму, который приходит поздно.
Воспитание сообщает воспитаннику лучшие свойства, обучение — правильные сведения. Воспитание относится к деятельному состоянию воспитанника, обучение — к созерцательному. При этом, однако же, несомненно, что как обучение может иметь воспитательное влияние, потому что сообщением сведений оно напрягает и направляет силы воспитанника, так и воспитание содействует обучению, приготовляя для последнего приимчивую и хорошо возделанную почву. И пока обучение не будет поставлено в строгую и полную зависимость от воспитания, как сеяние зерна от удобрения и возделывания почвы, до тех пор жалоба на безнравственность, будто бы распространяющуюся с распространением познаний, будет основательна. Так называемые умы практические (они же в настоящем случае и узкие) не слишком горячо принимают к сердцу идею обучения народа, ссылаясь на кажущуюся связь между обучением и порчею моральных сил юношества.
Истина, которая заключается в этом неясном факте, состоит в том, что обучение как сообщение сведений, до некоторой степени безразличных относительно нравственного существа человека и только увеличивающих искусство его достигать ежедневных жизненных целей, — что такое обучение оставляет пока моральные силы без всякой культуры: добрая воля остаётся доброю, испорченная испорченною. (...)






