Системная модель аргументации


Брюшинкин В.Н. Системная модель аргументации // Трансцендентальная антропология и логика: Труды международного семинара «Антропология с современной точки зрения» и VIII Кантовских чтений / Калинингр. ун-т – Калининград, 2000. С. 133-155).

 

Общение - сложное действие, включающее в себя самые разнообразные компоненты: от логических выводов до эмпатии и внушения. В общении имеются как рациональные, так и нерациональные, и даже, иррациональные компоненты. Ответ на вопрос: что важнее в человеческом общении - образность, метафоричность или строгая логичность? - не имеет ответа. Или на него имеется тривиальный ответ: все важно для своих целей. Проникновение во внутренний субъективный мир другого человека требует эмпатии. Наше отношение к высшему - к Богу - требует глубокого акта веры, который трудно объяснить рационально. Планирование действий и вовлечение в них других разумных существ требует рационального обоснования. Общение ценно своей многосторонностью, однако отдельные задачи, возникающие в человеческой жизни, требуют приоритетного рассмотрения того или иного аспекта общения, признания его главным для решения этой задачи. Такие задачи как планирование совместных действий и коллективное их осуществление, как придание общезначимости результатам своего мышления связаны с обращением к рассудку и разуму человека, а следовательно, с предъявлением рациональных оснований для действий и высказываний, описывающих как действия, так и результаты мышления вообще. Другие задачи требуют других приоритетов. Например, задача массового внушения требует опоры на иррациональные факторы человеческой души. В таком случае лучше опираться не на рассудок и разум, а на психологические установки бессознательно присущие психике субъекта, на которого направлен акт коммуникации.

Коммуникация всегда есть диалог, в котором обе стороны активны. Однако с целью построения теоретической модели (которая всегда есть упрощение, и если не является упрощением, то и не может быть моделью), разумно из диалога абстрагировать влияние одной стороны на другую с целью изменения убеждений последней. В таком случае мы будем иметь дело с теорией аргументации. Диалог в таком случае может быть представлен как смена позиций “аргументирующего” (или субъекта аргументации) и “аргументируемого” (или адресата аргументации).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: