Т. М. Дридзе в результате своих многолетних исследований установила, что аудитория делится на семь рельефных групп, различающихся по умению понимать смысл сообщения, которое им предъявляется.
Она положила в основу своей классификации три критерия – знание слов и выражений, употребленных в сообщении; понимание текста сообщения в целом; умение определить главную мысль сообщения. По каждому из этих критериев можно охарактеризовать конкретного человека, воспринимающего то или иное сообщение, с точки зрения уровня его навыка – высокий, средний, низкий. Получившаяся в результате исследования классификация довольно сложна, но для нас важны в основном первые четыре группы, выделенные исследовательницей.
Первая группа: люди хорошо знают слова сообщения, хорошо поняли текст и хорошо выделили главную мысль. Это значит, что они хорошо поняли сообщение. Такие люди в среднестатистической аудитории составляют 12 %.
Вторая группа: люди удовлетворительно знают слова сообщения, удовлетворительно поняли текст и удовлетворительно выделили главную мысль. Сообщение они поняли удовлетворительно.
Таких 17 %.
Третья группа: все показатели на низком уровне, сообщение понято плохо. Таких 19 %.
Четвертая группа: люди хорошо знают слова, хорошо поняли текст, но плохо выделили главную мысль. Таких 32 %.
Какие же выводы мы можем сделать на основании данных этого исследования?
Сообщения понимает хорошо и удовлетворительно 29 % слушателей (первая плюс вторая группы), а треть всех слушателей не поняли сообщения только из-за того, что не смогли выделить главную мысль (32 %). Что это означает? Это означает, что надо учить людей выделять главную мысль в воспринимаемых письменных и устных сообщениях, это позволит на треть улучшить понимание. А для оратора это значит: надо очень следить за тем, чтобы главная мысль была преподнесена слушателям четко и ясно, тогда число понявших выступление составит две трети аудитории, а это вполне достаточно.
Список литературы:
1. Анджелис Барбара де. Секреты о мужчинах, которые должна знать каждая женщина. Дубна, 1996.
2. Карнеги Дейл. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.
3. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М, 1971.
4. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. М., 1978.
5. Стернин И. А Речевое воздействие как интегральная наука / Проблемы коммуникации и номинации в концепции общегуманитарного знания. Челябинск, 1999, с. 148-154. 6. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.
7. Стернин И. А. Курс “Основы речевого воздействия” в программе подготовки учителей по предмету “Культура общения” / Культура речи: наука, образование, повседневность. М., ч. II, 1993, с. 80-81.
8. Стернин И. А. Практическая риторика. Воронеж, 1993. Изд. П., Воронеж, 1996.
9. Стернин И. А. Речевое воздействие как интегральная наука / Речевое воздействие. Воронеж-Москва, 2000, с. 3-6.
10. Стернин И. А. Речевое воздействие как наука / Проблемы развития общей культуры курсантов в процессе обучения. Воронеж, 1993, с. 36 -39. 11. Стернин И. А. Риторика в объяснениях и упражнениях. Борисоглебск, 2000 г.
12. Стернин И. А. Практическая риторика. М., “Академия”, 2003.
13. Стернин И. А. Общение с мужчинами и женщинами. Изд.4. Воронеж, 2004.
14. Литературная газета. – 1972. – 9 мая.
ПРАВИЛА УБЕЖДЕНИЯ СОБЕСЕДНИКА
http://www.elitarium.ru/2010/11/26/pravila_ubezhdenija_sobesednika.html
Аргументы различаются по степени воздействия на ум и чувства людей: сильные, слабые и несостоятельные. Встречные аргументы (контраргументы) имеют ту же градацию. Излишняя убедительность всегда вызывает отпор. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный.
Автор: Людмилa Дмитриевна Cтoляpeнкo, кандидат психологических наук, доктор философских наук, профессор кафедры педагогики высшей школы Южно-Российского государственного технического университета.
Аргументы различаются по степени воздействия на ум и чувства людей: сильные, слабые и несостоятельные. Встречные аргументы (контраргументы) имеют ту же градацию.
Сильные аргументы
Они не вызывают критику, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание. Это, прежде всего:
· точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, вытекающие из них;
· законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни;
· экспериментально проверенные выводы;
· заключения экспертов;
· цитаты из публичных заявлений, книг признанных в этой сфере авторитетов;
· показания свидетелей и очевидцев событий;
· статистическая информация, если сбор ее, обработка и обобщение сделаны профессионалами-статистами.
Слабые аргументы
Они вызывают сомнения ваших оппонентов, клиентов, сотрудников. К таким аргументам относятся:
· умозаключения, основанные на двух или более отдельных фактах, связь между которыми неясна без третьего;
· уловки и суждения, построенные на алогизмах (алогизм — прием для разрушения логики мышления, применяется чаще всего в юморе. Например: «Вода? Я пил ее однажды. Она не утоляет жажды»);
· ссылки (цитаты) на авторитеты, неизвестные или малоизвестные вашим слушателям;
· аналогии и непоказательные примеры;
· доводы личного характера, вытекающие из обстоятельств или диктуемые побуждением, желанием;
· тенденциозно подобранные отступления, афоризмы, изречения;
· доводы, версии или обобщения, сделанные на основе догадок, предположений, ощущений;
· выводы из неполных статистических данных.