О крестном целовании а в ней 10 статей

1.Которым Московского государства всяких чинов русским людем доведетца по судным делам изо всех приказов крест це­ловать, и им или за них людем их крест целовать в розных исках трожды. А возрастом бы те люди были, кому целовати крест, в дватцать лет, а меньши дватцати лет не целовать и ко кресту та­ких не припускать. А у кого таких людес не будет, и им за себя целовать крест самим.

2.А будет кто сам, или за кого люди его поцелуют крест в розных искех трожды, а после того будет кто учнет на нем чего искать, или он сам на ком чего учнет искать, а по тем делам дой­дет до веры, и похочет он в ысцове, или в своем иску крест цело­вати в четвертые, и то дело вершить сыском, а крестного целованья в том деле ему не давать. А будет про то дело сыскать не­чем, и то дело розымать пыткою.

3.А будет на русских людех учнут искать литва, или немцы, или татаровя, или иные всякие иноземцы, а в том их иску доведетца крест целовать русским людем, а иноземцом крест ста­вить, и русских людей в ыноземцовых искех ко кресту приво­дить в приказех, где которой иноземец учнет искати, а крест для того держати в приказе написав на иконе. Так же будет и рус­ской человек учнет искати на иноземце, а к вере доведетца приводити иноземца, и иноземцов к вере приводити по их вере в приказех же.

4.А которой человек Московского государьства взыщет на чюжеземце чего нибудь, и чюжеземец в том его иску даст ему на душю, и он в том своем иску похочет крест поцеловать, и ему в том дать на волю. А будет он в том своем иску креста поцело­вать не похочет, или на нем на самом учнет чего искать чюжезе­мец, а он в том чюжеземцове иску креста целовати не похочет же, и учнет бити челом, чтоб ему с чюжеземцом в вере дати же­ребий, кому крест целовать, и им в том дати жеребей, и чей же­ребей выметца, и тому поцеловав крест, свое и взяти, или отцеловатца.

Отцеловатся – принести присягу в форме целования креста.

5.А которым людем исцом, или ответъчиком доведется цело­вать крест, и ко кресту приводить самим, а людей у них нет, и те исцы и ответчики сами будут меньши дватцати лет, лет в пятнатцать, а переенитца им будет неким, и тем исцом и ответчи­ком по неволе крест целовать, и ко кресту приводить самим, хо­тя кто и меньши дватцати лет. А меньши пятинатцати лет нико­му креста не целовать, а целовати за них крест тем, кто за них в суде будет. А наемным людем и подставою креста не целовать, и ко кресту не приводить никоторыми делы.

Подстава - подмена.

7.А которые люди учнут на ком искати своих исков, а в жало­бе напишет того самого, до кого ему будет дело, до человека его имянно, и ответчик возмет на душю человеку своему, и имя тому человеку скажет, и в таком деле крест целовати ответчикову то­му человеку, которой его человек будет в жалобе написан, а не тому, кого тот ответчик в суде имянем скажет.

8.А которые исцы ищут на ответчиках рублев трех сот и больши, а на суде даст ответчик на душю исцу, и в том иску крест целовати одному человеку, кому ответчик поверит. А бу­дет ответчик возмет на душю своему человеку, и в человеке дати на волю исцу, кому истец поверит. А кто на ком ищет не сходя с суда по двум или по трем челобитным разных исков, а ответчик в тех во всех искех возмет себе на душю, или даст исцу на душю, а опричь веры крестного целованья тех дел вершити будет не­чем, и в тех искех ответчику, или исцу крест целовати во всяком иску порознь.

Возмет на душю своему человеку – доверит акт присяги своему холопу.

9.А кто крест поцелует, или кто кого ко кресту приведет не на правде, и сыщется про то допряма, и тем людем за то чинити жестокое наказание, против того, как о том писано выше сего в суде о крестьянех.

10.А в правилех святых отец про крестное целование написано. Будет крестьянин крестьянина напрасно приведет к крестному целованию, и велит крест поцеловати, и он крест поцелует на том, что он прав, и такового по нужди кленьшагося великий Василий на шесть лет запрещению подлагает, сиречь от церкве отлучает, по осмьдесят второму правилу своему.

А которые люди к кому приставят не в больших искех, в руб­ле или меньши рубля, и тем давати к ыску их жеребей. А кто учнет искати болши рубля, и в том иску давати крестное цело­вание.

Василий Великий – (ок. 330—379), известный также как Василий Кесарийский — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем.

Глава XV.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: