Суд о холопех а в ней 119 статей

1.Которые дети боярские неверстаны, и у разбору и в служи­лых списках и ни в какой государеве службе нигде не обьявилися, и поместных и вотчинных дачь за ними нет, а ныне они по кабалам в боярских дворех, а били челом они в боярския дворы в прошлых годех, до нынешняго государева указу, и тем детем боярским неверстаным и впередь быти в боярских дворех попрежнему.

Дети боярские – мелкие феодалы, владели небольшими земельными участками и крепостными крестьянами. За владение землей они несли службу.

Верстание – зачисление на военную службу с назначением денежного и поместного или земельного оклада.

Неверстаны – не зачислены на военную службу.

Дача – реальный надел поместного владения.

Кабала – письменный договор, закабаляющий одного человека другим.

2.А впередь детей боярских верстаных и неверстаных никому в холопи не приимати, и в Холопье приказе на них, без госуда­рева имянного указу, кабал не давати.

Холопий приказ  - судебно-административное учреждение, известное с 1500 г., ведавшее делами о холопах.

3.А будет которые дети боярские после сего государева указу бьют челом кому в холопство, и по государеву указу и по бояр­скому приговору ис холопства они будут свобожены, и велят им государеву службу служити з городом и они воровством, не хотя государевы службы служити, учнут бити челом в ыные в бояр­ские дворы, и всяких чинов людем, и тех детей боярских отдава­ти в холопи тем людем, у кого они преже того в холопстве были.

4.А которые люди, бегаючи от всяких чинов людей, живут за бояры, и за околничими, и за думными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за дворовыми людьми, и за иноземцы, и за подьячими и всяких чинов за служилыми людьми, и приходя к тем людем, из за ко­го они вышли, и иных их людей и крестьян подговаривают, и до­мы их разоряют, и грабят, и пожигают, и тем людем, кого они разоряют, искати розоренья в Судных приказех на тех людех, у кого они живут в бегах. Да которые беглые люди кому доведутся по суду и по сыску отдати в холопство, и тех беглых людей, по полным грамотам и по иным крепостям, отдавати в холопство з женами и з детми, которые дети со отцами писаны в одной крепости, и которые у кого в холопстве породилися.

Судные приказы – имеются в виду приказы, как судебно-административные учреждения центрального и местного управления. Иск подавался в отношении тех, кто принимал беглых и в тот приказ, в чьем ведении они находились.

Полные грамоты – документ, оформлявший полное холопство, перестали выдаваться с конца XVI века и ко времени Уложения 1649 г. они могли находится на руках у некоторой части холоповладельцев.

Крепость – документ.

5.А которые дети родилися до холопства, и учнут жити у ко­го иного, или учнут жити собою, и те холопьи дети от тех людей, у которых служат отцы их и матери, свободны.

6.А будет из за кого выбежат крестьяне, или бобыли и крестьянские и бобыльские дети, и бегая бьют челом в боярские дворы, и дадут на себя служилые кабалы, а за тем, из за кого они выбежат, написаны они до побегу в писцовых, или в перепи­сных книгах, и ис тех книг в выписях во крестьянех или в бобы­лях, и таких беглых крестьян и бобылей и крестьянских и бобыльских детей по суду и по сыску и по книгам и по выписям отдавати тем помещиком и вотчинником, из-за кого они выбе­жат. И о таких беглых крестьянех и бобылях ежегод ис Холопъя приказу посылати в городы к воеводам и к приказным людем государевы грамоты, чтобы в городех воеводы и приказные лю­ди не крестьян и на крестьянских детей кабал никому не давали.

Бобыли – обедневшие крестьяне, у которых обычно отсутствовали средства производства и они жили у какого-нибудь феодала. Они были свободны от государственного тягла и работали на господина. Бобыли, живущие на «черных» землях зависили не от господина, а от крестьянской общины. В 1620-1632 гг. указами бобыли привлекаются к несению тягла, хотя, и в меньшей степени, чем крестьяне. Происходит сближение правового положения бобылей и крестьян, указом 1631 г. они привлекаются к тяглу в половинчатом размере в отличие от крестьян, а указом 1679 г. – наравне с крестьянами, тем самым бобыли окончательно были уравнены с крестьянами.

Писцовые книги – акты переписи крестьянских дворов 1626-1628 гг.

Переписные книги – сводные документы подворных переписей мужского населения «тяглых» (податных) дворов с указанием возраста и родственных отношений. В отличие от писцовых книг предыдущих переписей новые книги получили название «переписных». По этому новому типу и была произведена подворная перепись 1646-1648 гг. и известны переписные книги

1646-1648 гг.

7.А будет к кому придут какие люди и учнут бити челом в холопство, а скажутся, что они волные люди, и тем людем, к ко­му они придут, роспрашивати их, какие они волные люди, и где они родилися, и за кем они напередь того жили, и не служилых ли отцов дети, и в государеве службе и в тягле они не бывали ли, и не беглые ли чьи люди, или крестьяне и бобыли. Да будет те прихожие люди в роспросе скажут, что они не служилых от­цов дети и в государеве службе и в тягле нигде и в холопех и во крестьянех и в бобылях ни у кого не бывали, и тем людем, к ко­му такие люди учнут в холопство бити челом, по тому же приводити их в Холопей приказ, а в Холопье приказе тех людей рос­прашивати же. Да будет те люди в Холопье приказе в роспросе скажут те же речи, как они скажутся тем людем, которые их в Холопей приказ приведут, и те их речи записав, велеть на них давати служилые кабалы. И которые грамоте умеют, и тем ве­леть к тем служилым кабалам и к книгам руки прикладывати.

Служилая кабала – обязательство служить заимодавцу за деньги и проценты с них.

К тем служилым кабалам и к книгам руки прикладывати – имеются в виду кабальные книги, куда заносились необходимые данные по оформлению кабальной зависимости.

8.А которые люди учнут к кому приходить и бити челом в холопство после кого умерших, и отпускные умерших, или их прикащиков с собою принесут, и таких людей с теми отпускны­ми по тому же приводити в Холопей приказ, а в Холопье при­казе тех людей роспрося и взяв с отпускных списки, велети на них тем людем, кому они учнут бить челом в холопство, давати служилые кабалы, а отпускные велеть клеити к кабалам, и закрепляти дьячьею рукою. А списки с тех отпускных оставливати в Холопье приказе, за дьячьею же приписью, и те кабалы и от­пускные и холопей в рожей и в приметы записывать в книги.

Отпустная (отпускная грамота) – документ об отпуске холопа на волю.

9.А у которых людей на холопей будут служилые кабалы, и те люди тех своих холопей, хотя укрепить у детей своих в холоп­стве, пришлют в Приказ Холопья суда на тех же своих холопей имати новых кабал, на имя детей своих, а отпускных тем холопем своим не дадут, и на тех людей, без отпускных, кабал детем их не давать.

10.А которые холопи по смерти прежних своих бояр будут
отпущены на волю, и отпускные им даны будут и они с теми отпускными пришед к кому бьют челом в холопство, и отпускные свои ему отдадут, а после того, покиня они те свои отпускные, кому отдадут, отшед от них, бьют челом в холопство иному кому и учнут на себя служилые кабалы давать, и на них тем людем, к кому они без отпускных придут, служилых кабал не давать, а давать на них служилые кабалы тем людем, к кому они напередь с отпускными придут.

11.А кто скажетца, что он напередь того у кого служивал, да отпущен, а отпускные не положит, и его по тому же роспросить, для чего у него отпускные нет и у кого он напередь того служил и тот жив ли, и будет жив, и для чего он его от себя отпустил, а отпускные ему не дал, или тот, у кого он напередь того служил, умер, и будет умер, и жена и дети после его осталися ли, и поче­му он у него служил, по старинному ли холопству, или по каба­ле, и будет по кабале, и где на него кабала взята, и для чего ему по смерти того прежняго его барина отпускныя не дано. Да бу­дет тот холоп, у кого отпускныя не будет, в роспросе скажет, что первой его боярин, которой отпустил жив, а отпускныя ему тот его боярин не дал, и на него без отпускныя никому кабалы не давати.

12.А будет такой холоп в роспросе скажет, что прежней его боярин умер, а он служил у него по кабале, а где на него, и в ко­тором году кабала взята, про то он скажет имянно, и по тем его речем досмотрити в кабалных записных книгах, есть ли на него кабала в записке. Да будет на него в холопьих записных книгах кабала записана, а про прежняго его боярина сыщется допряма, что он умер, и спору о том холопе ни у кого ни с кем не будет, и на него по кабалным книгам тому, кому он после первого своего боярина бьет челом в холопство, дати кабала и без отпускные.

13.А будет того холопа первой боярин и умер, а после его осталися дети, а на того холопа в кабалных записных книгах ка­балы в записке не объявится, а дети первого его боярина учнут об нем бити челом государю по старинному, а не по кабалному холопству, и старинные крепости на него положат, и того холопа по старинному холопству и по старинным крепостям отдати в холопство тем детем прежняго его боярина, а кому он внов бил челом в холопство, и тому отказати, и кабалы на него не давати.

Старинная крепость – имеется в виду документ, который и решает вопрос о принадлежности холопа (полная грамота, докладная грамота, духовная грамота и др.).

14.А будет кто прикажет детем своим, или братье, или прикащиком по смерти своей кабалных своих людей отпустити на волю, и те дети его, или братия, или прикащики тех его людей на волю не отпустят, и похотят их у себя удержати, и тем лю­дем, которых после умершаго дети его, или братья, или прика­щики на волю не отпустят, бити челом на них государю, и о том подавати челобитные в Холопье приказе, а ис Холопья приказу судьям по тех людей, на которых те холопи учнут бити челом, посылати приставов и велеть их сыскивая ставши с теми чело­битчики с очей на очи и роспрашивая велеть тем холопем от­пускные давати безо всякого задержания.

15.А будет кого судом божиим не станет скорою смертию, а после его останутся кабалные люди, а жена и дети, или братия того умершаго тех кабалных людей от себя отпустити не похо­тят, и отпускных им не дадут, и те люди о том учнут на них бити челом государю, и по тому их челобитью, сыскав про то допряма, что они у боярина своего служили по кабалному, а не по ста­ринному холопъству, и их того умершаго боярина от жены и от детей и от братии свободить, и дати им волю. И кому они учнут с воли бити челом в холопъство, и тем людем на них дати каба­лы, по сыску, и без отпускных.

Воля – (здесь) своеобразная форма отпускной по судебному решению).

16.А будет которые водные люди на Москве и в городех бьют челом кому в холопство доброволно, и бив челом, учнут у тех людей, кому они бьют челом в холопство, жити бескабално месец, или два, или три месяцы, а те люди, кому они бьют челом в холопство, приведут их в Холопей приказ, и учнут на них бити челом государю, что они служат у них многое время, а служи­лых кабал на себя не дадут, и чтобы на тех людей указал госу­дарь дати им кабалы, и будет приводные люди кабал на себя да­ти не похотят, а жили они у тех людей менши трех месец, и тех людей отпущать на волю, а служилых кабал на них не давати потому, что они жили у них бескабално немногое время. А будет сыщется, что жили болши трех месец, и на тех людей кабалы да­вати и поневоле, хотя они к ним итти в холопи и не похотят.

17.А будет такие волные люди, у кого живучи в холопстве доброволно, бес крепости, пойдут от них прочь с отказом, или без отказу, и те люди, от которых они пойдут, учнут на них искати сносов, хотя их тем у себя удержати, и им на тех людей, которые от них отойдут, в сносе суда не давать для того, на что он холопу верил, и у себя его держал бес крепости.

18.А которой человек живет у кого бескабално, а грамоте он умеет, и учнет тот человек во всяких писмах писатися холопом того человека, у кого он живет бескабално, а после того он у того человека жити не похочет, и отихед от него даст кому иному слу­жилую кабалу, и тот человек крепок тому, кому он даст на себя кабалу. А будет тот, у кого он жил бескабално до тоя кабалы, учнет на него бити челом, и станет его уличать по грамоткам ру­ки его, и ему отказать потому, бес кабалы держать не велено. А что он в писмах писался холопом того человека, у кого он жил бескабално, и тех писем таким людем в крепости не ставити.

19.А писати служилыя кабалы площадным подьячим на од­ного человека в трех рублех, а болши и менши не писати. А по­шлин имать в государеву казну с рубля по алтыну.

Площадной подьячий – приказной служитель, стоящий на площади для написания челобитень, частных сделок.

20.А давати служилыя кабалы на холопей, которые будут в пятнатцать лет, а которые будут менши пятинатцати лет, и на тех служилых кабал не давать. А кто служилую кабалу оболживит, и та кабала вершити по суду.

21.А кто возмет на полного, или на докладного, или на ста­ринного холопа кабалу, не опытав без отпускныя, и того холопа по сыску отдать тому, чья крепость старее.

Полный холоп – лица, продающие себя в холопство и оформляющие полные грамоты (от выражения: «купил в полницу»).

Докладной холоп – лица, продающие себя в холопство и оформляющие полные грамоты при участии наместников и дьяков. Поскольку это предъявление властям продающихся в холопство для удостоверения в правильности сделки называлось докладом, грамоты на холоство назывались докладными.

Старинный холоп -потомственный холоп.

22.А что холоп, бегаючи от старого своего боярина, бил че­лом во двор иному, и тем учинил ссору, и за то бити его перед Холопьим приказом кнутом на козле нещадно, чтобы на то смотря иным не повадно было так воровать.

23.А которые люди учнут на кого имати кабалы воровски заочно подставою, и про таких в Холопье приказе сыскивать кабалными книгами, и осматривать спорных людей в приказе в ро­жей и в приметы. Да которые люди в рожей и в приметы с кабалными книгами не сойдутся, и тех людей в холопство никому не отдавать, и по тем кабалам исцом отказывати. И кто кабалу возьмет подставою, а сыщется про то допряма, и тем людем за то чинити наказание, бити кнутом. А кто имя переменит и тому не верить.

А которые люди учнут на кого имати кабалы воровски заочно подставою – если вместо действительного лица, на имя которого была составлена кабала, ставилось подставное лицо.

24.А будет которой холоп, или крестьянин от кого побежит, покиня отца своего, или матерь, и даст на себя иному кому слу­жилую кабалу вновь, и про таких беглых старинных и кабалных людей и про крестьянских детей по челобитью тех людей, от ко­го они збежат, сыскивати отцами их и матерми, и ставить с ними отцов их и матерей с очей на очи. Да будет про то сыщется под­линно, что те спорные люди и крестьяне родилися у кого в ста­ринном холопстве, или во крестьянстве, и тех холопей по стари­не и по крепости, и с очной ставки отдавати тем людем, у кото­рых отцы их и матери, а по новым кабалам отказывати. А крестьян и крестьянских детей отдавать ко отцом и к матерем по тому же государеву указу.

25.А будет которые холопьи в роспросе на суде и на очной ставке учнут отцов своих и матерей, или братьев, или еестр, или дядьев, или теток родных отпиратися, а отцы их и матери, или братья, или сестры, или дядья, или тетки родныя учнут на них говорити, что они отпираются их воровством, не хотя быти с ни­ми в холопстве, и тех людей, которые учнут отцов своих и мате­рей, и братьев, и сестр, и дядьев, и теток отпиратися, пытать. Да будет они с первой пытки не повинятся, и их пытати и в другие, да будет и з другия пытки не повинятся же, и их отдать тем лю­дем, у кого на них будут служилые кабалы.

26.А будет от кого побежит холоп, или крестьянин, покинув жон, и в бегах поженятся на иных женах, а первых своих жен уч­нут отпиратися, или которая раба, или крестьянска от кого збежит, покиня мужа, и выйдут за иных мужей, а первых своих му­жей воровством учнут отпиратися, и им указ чинити против того же, как о том писано выше сего в холопье статье.

27.А от кого збежат кабалные и иные крепостные девки, и вдовы, и крестьянския дочери, и выйдут замуж Украйнных го­родов за служилых людей, и за тех дворовых беглых вдов и де­вок на тех людех, за кого они замужь выдут, имать выводу за вдову, и за девку по пятидесять рублев за человека, а за кресть­янскую дочь девку, или вдову по десяти рублев.

Украйнных го­родов – окраинных городов (на южной границе государства).

28.А кто у кого поимается за холопа, и положит кто на кото­рого холопа городскую кабалу, и скажет, что та кабала в городе в книгах записана, и на кабале подписано, что кабала в книгах записана, а в книгах та кабала, на которые книги он пошлется, в записке не обьявится, а воеводская, или приказного человека, или губного старосты рука у той кабалы есть, и по той кабале того, кто такую кабалу в суде положит, не винити, и велеть ему на холопа, или на рабу, вместо тоя кабалы, дати новую кабалу, а тому, кто на кабале подпишет, что кабала в книге записана, а в книги не запишет, за то учинить наказание, что государь укажет.

29.А у которых людей на старинных холопей старинныя кре­пости утерялися в Московское розорение, в прошлых годех, до 121-го году, и по указу блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии веле­но тем людем в прошлых во 121-м и во 122-м годех на те холо­пьи старинные крепости давати явки, и будет которые люди уч­нут на ком искати старинного холопъства, а старинных крепо­стей на тех людей в суде не положат, а скажут, что у них на тех людей старинные крепости пропали в московское разорение, и в том учнут они слатися на явки, которые даваны в указные годы во 121-м, да во 122-м годех, и те явки будет сыщутся, и по тем явкам таких старинных холопей от давати тем людем, которые на них те явки подавали. А будет кто учнет искати старинного хо­лопства, а в суде крепостей никаких на спорных холопей не положит, а скажет, что у него на тех людей крепости в разорение пропали, а явок он на те крепости в указные годы не давал, и уч­нет он про старину тех людей слатися в обыск, и по той ссылке тех людей про старинное холопство сыскивати всякими сыски накрепко, и отдавати таких старинных холопей по обыском тем людем, у кого обыскные люди в старинном холопстве кого знали.

Явка – сообщение, объявление.

121, 122 годы – 1613, 1614 года.

30.А у которых людей холопи породилися от кабалных их людей, а живут они у них многие годы бескабално, и на таких холопей тем людем, у кого они живут бескабално, имати кабалы. А будет те холопи из воли кабал дати не похотят, и на них каба­лы дати и в неволю, потому что они живут у них бескабално многие годы.

31.А кто будет в какой крепости в холопстве написан, и те люди по рабе холоп и по холопе раба. А которые старинные хо­лопи написаны кому в духовной и порядной в приданых, и те люди, по духовной и порядной записи, по рабе холоп, и по холо­пе раба.

32.А будет положат на одного холопа две полные, или две докладные, и которая будет крепость старее, и того холопа по сыску тому и отдати.

33.А будет кто изменит, из Московского господарства отъ­едет в ыное господарство, а после его людем ею по государеву указу и по боярскому приговору дана будет воля, и те его люди с воли бьют челом кому в холопство, а после того тот изменник из ызмены воротится, и государь пожалует его, положит на ми­лость, за ту его измену смертью казнити его не велит, и ему лю­дей к себе приимати внов, кто у него в холопстве быти похочет, а до тех его людей, которым без него дана будет воля, дела ему нет.

34.А будет чьего холопа возмут в полон в ыную в которую землю, а после того тот холоп ис полону выйдет, и он старому боярину не холоп, и жену его и дети для полонского терпения отдати ему. А похочет тот холоп к старому своему боярину, и того холопа старому боярину привести к записке в Холопей приказ, и роспрося его, подписывати на старой крепости, что он идет к нему волею, а пошлин имати з головы по алтыну.

35.А которой холоп изменит, побежит в ыное господарство, а после того выйдет он ис того господарство в Московское госу­дарство собою, и он старому боярину холоп по старому холопст­ву потому, что он в ыной земле был в бегах, а не полоном взят.

36.А будет которой холоп, или раба от кого збежат, и бьют челом в холопство иному кому, и у того, кому они в бегах бьют челом в холопство, взяты будут в полон, а после того они ис по­лону выдут, и их отдавати прежним их бояром, по первым кре­постям, а тем людем, у кого их в полон возмут, в холопство их не отдавати.

37.А которые полоняники, которых земель нибудь служилых иноземцов дети крестятся в православную християнскую веру, а государю в службу не пригодятся, и которые службу государеву служили, да от службы отставлены, а похотят кому в службу би­ти челом, и кабалу на себя дати похотят, и тому на того новокре­щена взяти крепость, и в книги записати.

38.А кто новокрещена приимет к себе в службу, и крепость на него возмет, а в приказе той крепости не запишет, а после то­го тот новокрещен от него збежит, и он по той незаписной кре­пости учнет на нем искать сносу, и тем крепостям не верить, и в сносе на тех новокрещенов суда никому не давать потому, что та крепость взята не по государеву указу.

39.А будет кто на ком ищет по кабалам заемных денег, или по записям за рост служить, да сносов, и заимщики, которые уч­нут в ысцовых искех по кабалам, и по записям, и в сносе винитися, или в которых в ысцовых искех кого судом обвинят, и доправити будет исцовых исков на тех людех не мочно, и поруки и пе­реводу по них в ысцовых искех не будет, и тех ответчиков в ыскех исцом выдавати головою до искупу.

Снос – похищение.

Выдавати головою до искупу – отдавался истцу до отработки долга.

40.А за работу тем людем зачитать в окуп исцова иску муж­скому полу по пяти рублев на год, а жонкам и срослым девкам против того вполы, а детем их, которые у них будут болши деся­ти лет, по два рубли за год, а которые дети у них будут недорос­ли менши десяти лет, и тем недорослям в окуп исцова иску ниче­го не зачитать потому, что такие недоросли в таковы лета не ра­ботают. А как такие люди у исцов своих иски их заработают сполна, и их от тех исцов отпустить на волю. А будет исцы их помрут, а после их останутся дети, а они исков их до тех мест сполна не заработают, и им против того, чего они не заработают, доживать тех умерших исцов у детей, а как они от тех исцовых детей отработаются, и их потому же отпустить на волю.

41.А которые всяких чинов люди в голодное, или в ыное в какое время, не хотя холопей своих кормить, сошлют их з двора, а отпускных им не дадут, и крепостей не выдадут, а велят им кормится собою, порча их впредь себе, и за тем тех их людей во двор иные никто не примет, что у них отпускных нет, и в том на них от тех их холопей челобитье будет, и по тому холопью чело­битью ис приказу Холопья суда судьям посылати по тех их бо­яр, которые их з дворов сошлют, и тех их бояр роспрашивати, прямо ли они их з дворов от себя сослали. Да будет те их бояре в роспросе скажут, что они тех своих людей з дворов от себя от­пустили, и впередь им до тех холопей дела нет, и им к тем своим роспросным речам велеть руки приложити. А которые грамоте не умеют, и они бы в свое место к тем своим роспросным речам велели руки приложити, кому они верят. А которые к тем рос­просным речам рук прикладывати не учнут упрямством своим, и им к тем роспросным речам велеть руки приложити по неволе. Да как они к роспросным речам руки приложат, и в Холопье приказе тех их холопей записав в книги, дати им воля, и отпуск­ные им дати ис Холопья приказу, и кому они с воли бьют челом в холопство, тому они и холопи. А не роспрашивая про таких хо­лопей тех людей, на кого те холопи учнут бити челом, воли им не давати.

42.А будет про тех холопей бояре их, на которых учнут бити челом, скажут, что на них те их холопи бьют челом ложно, а они их з двора от себя не ссылали, и тех холопей отдати тем их бояром, и приказать тем их бояром, чтобы они их в голодное время кормили, а голодом не морили, и за то что они на них били че­лом, дурна над ними никакова не учинили.

43.А будет кто в голодное время сам себя з женою, или сына, или дочь отдаст кому в работу за прокорм, и запись на себя в том даст, или в записи напишет на себя и на детей своих заемныя денги, и по той записи жити им у того, кому они в работу дадутся до тех мест, покаместа они окупятся, или отработаются. А за работу того долгу зачитати им по указу, как о том писано выше сего.

44.А которые люди учнут у кого жити в дворех по записям, а в записи написано будет имя того одного, кому запись будет да­на, а жити им у них по их живот или урочныя лета, а не дожи­вут урочных лет, и на них взять по записи заряд. А жен и детей тех, кому они на себя такия записи дадут, в тех записях будет не написано, и они по таким записям женам и детем тех, кому они такия записи на себя дадут, не крепки, и жить им по тем запи­сям у тех людей, кому они те записи на себя дадут, по их живот, а по смерти их женам их и детем до них дела нет.

45.А кто отец или мати отдаст кому в работу сына или дочь на урочныя лета, и по тех своих детех ручаются и дадут на себя записи за руками в том, что тем их детем от тех людей, кому они их отдадут, не збежати, и никакова дурна не учинить, и в Холо­пье приказе те записи в книгах будут записаны, или кто по ком в таком дворовом житье ручается сторонней человек, а те люди, по ком они ручаются, не дожив урочных лет от тех людей к кому они во двор будут даны, збежат, а после того те люди, от кого они збежат, их сыщут и к себе возмут, а на порутчиках их учнут по записям искати заряду или сносу, а порутчики скажут, что те беглые люди от них ничего не снесли, а сыскать будет про то не­ким, и им в сносе с порутчики учинить вера, крестное целованье. А заряду по записи на тех порутчиках править не велеть, а ве­леть тем людем, по ком они ручались, у тех людей, кому они от­даны в работу, доживать по записям урочные годы. А которые жилые записи в Холопье приказе в книгах будут не записаны, и по тем записям исцом отказывать.

Жилая запись – запись о срочном холопстве, возникающим в силу долга с отработкой процентов или найма, или работы за прокорм.

46.А которые люди учнут искать на ком по записям, а в тех записях написано, что они тех людей скупили в долгех с праве­жу, а тем людем жити у них, и у детей их во дворе служити и женитися, и женясь по тому же служити во дворе, а сколко лет служить, того будет в записи не написано, и тех людей по таким записям отдавать во двор тем людем, кому они на себя такия жилые записи дали, по тому что он тое запись дал на себя из воли.

47.А кто на холопа возьмет кабалу отец с сыном, или брат з братом или дядя с племянником вместе, и учнут на тех людех по тем кабалам холопства искати, и тем исцом по таким кабалам от­казывати, и таких людей, на кого они такия кабалы в суде поло­жат, от них свободити на волю потому, что по государеву указу велено всем людем служилыя кабалы имати порознь, а дву че­ловеком вместе отцу с сыном, и брату з братом, и дяде с племян­ником на одного холопа кабал имати не велено.

48.А будет у кого на холопей такия служилыя кабалы взяты до сего государева указу, и им те кабалы приносити и холопей приводити на Москве в Холопей приказ, а в городех к воеводам и к приказным людем и к губным старостам в сьезжие избы, и на тех холопей имати новыя кабалы по сему государеву указу, а старые кабалы у них взяти в приказ, а воли по тем старым каба­лам тем их холопем не давати.

49.А кто на ком учнет искати беглых людей, а ответчик в тех людех запрется, и скажет, что у него тех людей нет, и в тех лю­дех тот ответчик отцелуется, а после того те люди объявятся у него, а истец тех своих людей у него вымет, и таким ответчиком за то, что он накриве крест поцеловал, чинити указ против того, как написано в суде о крестьянех выше сего.

50.А будет которой ответчик про чюжого холопа в ответе ска­жет, что у него тот чюжой холоп был, да збежал до исцова чело­битья, и живет он в ыном городе, и тому ответчику того чюжаго беглого холопа велети сыскивати, и для сыску дати ему поверст­ной срок по указу. Да как он того чюжаго холопа сыщет, и ему поставити его в Холопье приказе, а ис Холопья приказу того холопа отдати тому, у кого на него крепость будет старее.

Поверстной срок – срок в зависимости от расстояния.

51.А которые ответчики в беглых в чюжих холопех не за­прутся же, а скажут, что от них тех люди збежали же, а где они живут, того не ведают, и тем людем тех беглых людей сыскивати же, а сроку давати им впервые на два месяца, а в другой после дву месяцов на четыре месяца, а будет в полгода не сыщет, и им дати третей срок другую полгода. А давати такия болшия сроки тем ответчиком, которые скажут беглых людей в далних горо­дех. А будет кто и во все в три сроки беглых людей не поставит, и на них взяти денгами по государеву указу за всякого человека по пятидесят рублев и отдати исцу. А будет ответчик того чело­века сыщет, и того человека отдати исцу, а денги пятьдесят ру­блев взяв в исца, отдати ответчику.

52.А которые люди учнут у себя холопей держати по отцовским кабалам, а отцы их померли, и тех отцовских людей от них отпущати на волю, а с воли те люди кому дадут на себя служи­лыя кабалы, тому они будут и холопи.

53.А кто старинного своего холопа или рабу отпустит на во­лю при себе, или по смерти его таких старинных холопей по его приказу отпустят прикащики его, и впредь до тех людей детем его и братии и племянником дела нет.

54.А кто у кого за холопа поимается и приведет того холопа к роспросу в Холопей приказ, и после роспросу на того холопа по­даст челобитную о суде, а тот, у кого он за того холопа поимает­ся, учнет говорити, что он тому холопу в ответе не верит, и уч­нет в том холопе сам отвечати, и ему в том дати на волю, а холо­пу у суда быти же. А будет тот ответчик скажет, что холоп сам за себя отвечает, и против исцовы исковой челобитной велети холопу отвечати и с суда, прав ли или виноват будет, верити хо­лопу, что ни станет в суде говорити.

55.А которые люди к кому приставя в беглых людех и в сносе подъписав челобитную, или приставную память, не станут иска­ти неделю, или ответчики дав по себе поруку к суду да не учнет отвечати неделю же, и тем исцом или ответчиком указ чинити по тому же, как о том писано выше сего в судной статье.

56.А которые всяких чинов люди станут искати на холопех холопъства, а кабалу положит на того холопа 120-го году за дьячею рукою и за подьячих справкою, хотя тех кабал и книг нет, или будет которыя кабалы у кого взяты на холопей и старее то­го, а те кабалы за дъячьими же руками и за подьяческими справками, а книг на те кабалы нет же, и тем кабалам верить и людей по тем кабалам, на чье имя те кабалы писаны, отдавать потому, что те кабалы писаны до тех мест, как на Московском государстве учинился блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Михаила Феодоровичъ всеа Русии.

120 год – 1612 год.

До тех мест, как на Московском государстве учинился блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Михаила Феодоровичъ всеа Русии – до воцарения Михаила Федоровича.

57.А которые люди учнут на ком искать беглых людей, а сно­су втепоры искать не учнет, а в ысковой челобитной напишет, что он сносу учнет впередь искать доискався холопства, и таким исцом после того в сносе суда не давать.

58.А которые люди будучи в городех по воеводствам и по приказом, возмут на кого служилые кабалы в тех же городех, и те кабалы не в кабалы, потому что воеводам и приказным лю­дем, будучи в городех, ни на кого служилых кабал и никаких крепостей имати не велено.

Приказные люди – дьяки, подьячии.

59.А будет кто на ком ищет холопства, и после суда тех спор­ных холопей давать на поруки з записми мимо исца и ответчика. А будет по ком поруки не будет и тех холопей до вершения суд­ного дела держать приставу.

60.А которой боярской человек, или раба, которому исцу или ответчику крепчае, и по суду доведется отдать мужа, а тот будет холоп женат, отдать с ним и жена. А будет доведется отдать ко­му по крепости жену, а у нея есть муж, отдать за жонкою и му­жа да с них же взять головные пошлины.

61.А в приданые давати и женам, и детем, и внучатом, и правнучатом в надел в духовных и в даных и в рядных писати полных и докладных и купленых людей и полонеников иных зе­мель. И кому такие люди будут в приданые или в надел даны, и тем людем такие люди крепки и женам их, и детем, и внучатом, и правнучатом а кабалных людей в приданые не давать и в духовные и в рядные и в даные не писать. А будет кто кому кабалного холопа или рабу в приданые даст, или в духовную, или в рядную, или в даную напишет, а таким кабалным холопем и ра­бам давати волю.

Духовная (духовная грамота, духовная память) – завещание, распоряжение наследодателя, в подтверждение которого на обороте подписывались свидетели.

Даная (грамота данная) – документ, подтверждающий договор дарения.

Рядная (рядная запись) – (здесь)документ, в котором указывалось приданное, даваемое за невестой, где наряду с имуществом и скотом, упоминаются дворовые люди и крестьяне, передаваемые без земли.

62.А кто кому старинных своих или купленых людей даст в приданые за сестрою, или за дочерью, и судом божиим тоя его сестры или дочери не станет, а детей после их не останется, и тех умерших мужьем таких приданых людей по рядым записям от­давати тем людем, кто их в приданые даст, хотя будет у кого приданые жонки, или девки замуж выданы, а мужики поженилися, и их отдать совсем по тому, по правилу святых апостол и святых отец жены с мужем разводить не велено, где муж, тут и жена, кому жена, тому и муж.

63.А которые люди отходя сего света напишут в духовной ка­балных своих людей по своем животе жене и детем своим, а те его кабалные люди у жены и у детей его жить не похотят, и уч­нут по смерти бити челом в холопство кому иному, и служилые кабалы на себя дадут, и те люди тому и крепки, кому они после смерти первого своего боярина дадут на себя кабалы. А духов­ным прежних их бояр не верить, потому что всяких чинов лю­дем холопи крепки по кабалам по смерть бояр своих, а женам их и детем те холопи по прежним кабалам некрепки, и отпускать таких холопей после умерших на волю.

64.А которые люди отходя сего света в духовную жене, или детем своим в наделок людей своих напишет их старинными, или иными какими крепостными, а не кабалными, и та духовная будет свидетельствована, а у свидетельства та духовная будет не оспорена, а после того с кем в тех людех, или с теми холопи умершаго у жены и у детей спор учинится, а на старину крепо­стей опричь духовныя на тех холопей не положат, а холопи уч­нут сказывать, что они у того, кто их в духовной своей написал в наделок жене своей или детем, служили по кабалному холоп­ству, и тех холопей роспрашивати, где на них и в котором году кабалы иманы. Да будет те спорные холопи скажут про то, где на них, и в котором году кабалы взяты, и против тех их речей сыскати про них кабалными записными книгами. Да будет на тех спорных людей в кабалных записных книгах кабалы в запи­ске объявятся, а иманы на них те кабалы имянем того, кто их в духовной напишет жене и детем, и тех холопей того умершаго от жены и от детей свободити, и дать им воля. А будет на тех лю­дей в записных кабалных книгах кабал в записке не объявится, и тех холопей по духовной отдати тому, кому они после умершаго в духовной его будут написаны.

65.А которые холопи после умерших своих бояр будут отпу­щены на волю, и с воли учнут приставливать умерших своих бо­яр к женам и к детем в животах, в грабежах, для того что они отпущены без животов, и тем холопем в том суда не давати.

66.А которые боярские люди в прошлых во 141-м и во 142-ом годех з бояры своими были на государеве службе под Смолен­ским, и на боех, и в загонех взяты были в полон в Литву, и ис полону вышли, и тем боярским людем для полонского терпения дана воля, и жены их отданы им же, а детем их, которые у кого в холопстве породилися, и на которых их детей у кого есть кабалы и иные крепости, велено быть во дворех в холопстве попрежнему. А которые боярские люди ис под Смоленска, и с ыных госу­даревых служб от бояр своих вбежали в казаки, или в ыное ка­кое воровство, и в воровстве взяты в полон, и ис полону вышли, и тем боярским людем велено быть во дворех у прежних же сво­их бояр. А которые боярские люди бегали с службы, и служили у иных дворян и детей боярских, и у всяких людей, и были в полону же, и тех холопей велено отдавати прежним их бояром по старым крепостям. А ныне и впередь о таких холопех указ чи­нить по томужь, как указано преже сего.

141 год и 142 год – 1633 год и 1634 год.

Вбежали в казаки, или в ыное ка­кое воровство – имеется в виду участие беглых холопов в отрядах донских и яицких казаков под командованием Ивана Балаша, Анисима Чернопруда и Ивана Теслева, принимавших участие в военных действиях против поляков во время Смоленской войны 1632-1634 гг. Движение вело борьбу не только против польско-литовских вооруженных сил, но и против местных помещиков и вотчинников.

67.А которые холопи или рабы збежав от кого постригутца, или которые холопи в бегах станут в попы, или во дьяконы, а те люди, от кого они збежат, учнут за них иматца, и похотят на них искати холопства и сносу, и на таких беглых людей бояром их в холопстве и в сносе давать суд в Холопье приказе. Да будет по суду и по сыску на таких беглых людех холопства и сносу доищутца, и на них снос доправя, отдати исцом, а их отослати к па­триарху, или в котором городе ко властем, а патриарх и иные власти учинят об них указ по правилом святых апостол и святых отец.

68.А будет такие беглые люди чернеческое платье или ску­фьи сами на себя положат, и сыщетца про то подлинно, и с них по сыску чернеческое платье и скуфьи сняв, отдать в холопство тем людем, от кого они збежат.

Чернеческое платье – одежда монахов.

Скуфья – ало-синяя, бархатная шапочка, знак отличия для белого духовенства.

69.А которые литовские полоняники женаты в боярских дво­рех на руских крепостных и на старинных робах, или которые жонки или девки литовские полонянъки в бояръских дворех вы­даны замуж за крепостных, или за кабалных холопей, а в приво­де те литовские полоняники и полонянки перед бояры в роспро­се сказалися, что они в Литву итти, и у тех своих бояр, где они поженилися на русских, и полонянки, которые выданы замуж за русских, жить не хотят, и те литовские полоняники с женами с рускими жонками, и полонянки с мужьями, с рускими людьми из боярских дворов и ото всяких чинов людей свобожены и веле­но жить им на воле, где кто похочет. А которые литовские поло­няники были у записки перед бояры, а похотели жить у тех же, у кого преже того жили, и те отданы тем же людем, кто у кого живет. А впредь толко те полоняники и полонянки учнут бити челом, чтоб им дати воля, и тех литовских полоняников по тем запискам велено отдавати тем же людем, у кого они жили. А ныне о таких литовских полоняникех и о полонянъках чинить указ против того же, как об них указано напередь сего.

70.А иноземцем некрещеным на Москве и в городех держати у себя во дворех в работе иноземцев же всяких розных вер, а руским людем у иноземцев некрещенных, по крепостям и добро­волно, в холопстве не быть, для того, в прошлом во 136-м году ведомо учинилося, блаженныя памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичю всеа Русии, и отцу его государеву, блаженныя памяти, великому государю святейшему Филарету Никитичю, патриарху Московскому и всеа Русии, что на Москве и в городех у иноверных у некрещеных иноземцев служат православные християне, и тем православным християном от иноверцов чинитца теснота и осквернение, и мно­гие бес покаяния, без отцов духовных помирают, и в великой пост и в ыные посты мясо и всякой скором едят неволею. И бла­женныя памяти великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всеа Русии, и отец его государев блаженные жь памяти великий государь, святейший Филарет Никитичь патри­арх Московский и всеа Русии указали православных християн у иноземцев некрещеных из дворов взять, и вперед тем право­славным Христианом у иноверных, у некрещеных у иноземцев, во дворех быти не велели, чтоб в том христианским душам ос­квернения не было и бес покаяния не помирали б. И ныне по то­му же у иноземцев некрещеных русским людем во дворех не быть никоторыми делы. А будет которые русские люди учнут у некрещеных иноземцев во дворех служити по крепостям, или доброволно, и тех сыскивая, чинити им жестокое наказанье, чтоб им и иным таким не повадно было так делати.

Иноземцы – выходцы из Западной Европы, находящиеся на службе у русского царя.

136 год – 1628 г.

71.А которые иноземцы розных вер некрещены живут на Москве и в городех у иноземцев же некрещеных розных же вер по купчим, или полоняники, и похотят те иноземцы креститися в православную християнскую веру, и учнут о том бити челом государю, чтобы государь пожаловал велел их, взяв у тех иноземцов, у кого они во дворех живут, крестити в православную християнскую веру, и по тому челобитью тех иноземцов крести­ти в православную християнъскую веру, а окупу за них давать иноземъцом по пятинатцати рублев за человека, и платить те денги им собою. А будет у иноземцов в купчих, как они купили, написано будет болши пятинатцати рублев, и тем купчим не ве­рить потому, что в купчих денги пишут с прибавкою.

72.А в городех воеводам и всяким приказным людем и губ­ным старостам давать на холопей служилые кабалы за своими руками, а не за печатьми. И выбирати в губные старосты, кото­рые грамоте умеют, а кто грамоте не умеет, и тех в губные старо­сты не выбирать. А будет в котором городе воевода или приказ­ной человек грамоте не умеет, а губного старосты в том городе нет, и тем воеводам и приказным людем на холопей служилых кабал никому не давать, а имать тех городов всяких чинов лю­дем на холопей служилые кабалы в ыных городех, в которых го­родех будут воеводы и приказные люди, которые грамоте умеют и где будут губные старосты.

73.Да и кабалные записные книги из городов присылати к Москве воеводам и приказным людем и губным старостам за своими же руками, а не за печатьми ежегод. А которые кабал­ные книги учнут присылать к Москве из городов воеводы и при­казные люди и губные старосты за своими печатьми, а рук их у тех книг не будет, и тем книгам и кабалам, которые будут за печатьми, а не за руками, не верить, а верить тем книгам и каба­лам, у которых будут воеводские и приказных людей и губных старост руки.

74.А которые люди в Холопье приказе положат купчие на татар, и бьют челом, чтобы те купчие в Холопье приказе записати в книги, а татарове, на кого имянем те купчие написаны, тех купчих не лживят, и те купчие в книги записати. А будет в тех купчих учинится какой спор, и те купчие записывати, по сыску, будет доведется, а будет по сыску те купчие нарядные, или писа­ны за очи, и тех купчих в Холопье приказе в книги не записыва­ти, а чинити по них указ, до чего доведется.

Купчие нарядные -подложные купчие.

Писа­ны за очи – составлены без ведома объекта сделки (т.е. без купленных людей, татар).

75.А которые люди положат в суде на одного холопа две ка­балы московские и в книги те обе кабалы записаны, а в рожей и в приметы тот человек сойдется с книгами по одной кабале, а по другой не сойдется, и того спорного человека отдати в холопи по той кабале, по которой он с книгами в рожей и в приметы сой­дется, хотя будет та кабала и после тоя кабалы взята, по которой кабале тот холоп в приметы с книгами не сойдется.

76.А впредь с нынешнего Уложения для таких споров холо­пьи приметы описывати в кабалах имянно, чтобы всякой чело­век холопу своему приметы ведал, а как холопьи приметы в ка­балах будут описаны имянно, и впредь ни у кого таких споров о холопех не будет.

Имянно – (здесь) подлинно, точно.

77.А кто старинных своих, или купленых людей напишет в духовной своей кому в наделок, и духовная будет свидетельство­вана и запечатана, и те люди не хотя жити у тех людей, кому они в духовной будут написаны, збежав от них, дадут на себя служилые кабалы иному кому, и тех старинных и купленых лю­дей отдавати тем людем, кому они в духовной написаны, а кому они после духовных дадут на себя кабалы вновь, и те кабалы не в кабалы.

78.А которой холоп бьет челом кому в холопство, и служи­лую кабалу на себя напишет, и тот, кому он в холопство бьет че­лом, приведет его с тою кабалою для записки в Холопей приказ, а иной в те же поры учнет на того холопа бити челом, что тот хо­лоп напередь того ему в холопство бил челом и служилую каба­лу на себя ему дати хотел, и он ему и жалованье дал, и таким че­лобитчиком отказывати, а давати на таких холопей кабалы тем людем, кто их в приказ с кабалою приведет. А кто холопу жало­ванье даст не взяв кабалы, и он то сам от себя потерял, не взяв кабалы, не давай жалованья.

79.А кто истец, или ответчик в суде на холопа никакой крепо­сти не положит, и ничего про крепости не скажет, а после суда на того спорного холопа крепости объявит, и у таких людей пос­ле суда к судным делам крепостей не приимати, а вершити те судные дела по тому, что в суде положено.

80.А кто учнет у себя в дому делати беззаконие с рабою з жонкою, или з девкою, и приживет с нею детей, и в том на него та раба учнет государю бити челом, и таких жонок и девок, и на кого они учнут государю бити челом, отсылати на Москве на Патриарш двор к патриаршим приказным людем, а в городех к митрополичьим и к архиепископлим приказным же людем, и велеть про них сыскивати святительским судом, и указ им чинити по правилом святых апостол и святых отец, и по допросу обеих их отцов духовных.

81.А на которого кабалного холопа с суда дана будет кому правая грамота, и тот, кому та правая грамота будет дана, умрет и после того умершаго от жены его и от детей того кабалного хо­лопа ис холопства свободити. А будет того умершаго жена и де­ти того его кабалного холопа похотят у себя в холопстве удержати по той правой грамоте, которая грамота дана тому умершему, как он жив был, и та правая грамота им на того холопа не крепость потому, крепок он был по кабале и по той правой грамоте тому, на чье имя та кабала и правая грамота написана, а жене его и детем по той кабале и правой грамоте до того холопа дела нет.

82.А будет правая грамота, кому будет дана на старинного, или на купленого человека, и по той правой грамоте тот старин­ной, или купленой человек крепок и жене его и детем.

83.А которые люди родятся у кого в кабалном холопстве, и как они будут в возрасте, и они, покиня отцов своих и матерей, от тех людей, у кого они в кабалном холопстве родятся, побежат и дадут кабалу иному кому, и тех людей, которые породятся у кого в кабалном холопстве да побежат, отдавати тем людем, у кого они родилися и у кого служат отец их, или мати, а тем лю­дем, кому они кабалы дадут внов, отказывати.

Будут в возрасте – имеется в виду не ранее 15 лет.

84.А которой старинной, или крепостной холоп, у кого во дворе женяся, збежит, покиня жену, и в бегах женится на иной жене, а первую жену утаит, а после того придет он к прежнему своему боярину, и к первой своей жене, или его прежней боярин в бегах изымает, и ему по старине и по крепости жити у того своего прежняго боярина с первою своею женою, а другой его жене быти в холопстве у того, у кого он на ней женится. А будет втепоры, как он в бегах был, первая его жена умерла, и его пер­вому боярину отдати з другою его женою, на которой он в бегах женится. Также будет от кого збежит раба покиня мужа, и в бе­гах пойдет за другого мужа, а после того придет она из бегов к первому своему боярину, или ее поймают, и ей тот же указ что и мужу.

Крепостной холоп – кабальный холоп (от служилой кабалы – крепости).

85.А кто кабалного своего холопа женит у себя на волной жонке, а после того тот кабалной холоп у него умрет, а та жонка, которая за тем его человеком была, от него збежит, и бьет челом кому иному, и даст на себя служилую кабалу, а прежней ее боя­рин, у которого она была за кабалным человеком, за нея поимается, и ту жонку, по первом ее муже, отдати тому ее прежнему боярину. А что она бегаючи от того своего боярина даст на себя кабалу, и та кабала не в кабалу. А будет та жонка в бегах у кого во дворе пойдет замужь и ее старому боярину отдать и с мужем.

86.А у кого будет кабалной человек, а у жены его, или у сына кабалная девка, или вдова, и муж тоя жены, или отец тех детей того кабалного своего человека женит жены своей, или детей на кабалной девке, или на жонке, и как не станет у жены мужа, а у детей отца, и тот холоп по кабалной рабе крепок в холопстве же­не его и детем. А будет умрет жена или сын и тот кабалной че­ловек после жены крепок мужу, а после сына крепок отцу.

87.А которой старинной, или кабалной холоп от кого вбежав, женится в бегах на волной девке, или на жонке, и приживет с тою женою своею дети, и после того в бегах же бьет челом кому иному в холопи, и тех своих детей, которых в бегах приживет, напишет в кабале с собою, а после того ва того беглого холопа имается прежней его боярин по старине, или по кабале, и по су­ду доведется его отдати тому его прежнему боярину, и того хо­лопа прежнему его боярину отдать в холопство з женою и з детми.

88.А кто беглого своего человека изымает без пристава, и ему того своего беглого человека привести в приказ со всем с чем его изымает, и того своего беглого человека на том, у кого он живет искати судом. Да будет по суду и по сыску тот приводной чело­век доведется отдати тому, кто его в приказ приведет, а рухлядь толко с тем приводным человеком будет того, у кого он в бегах жил, и того беглого человека прежнему его боярину отдати без рухляди, а рухлядь отдати тому, чья та рухлядь. А будет того беглого человека жена и дети будут у того, у кого он в бегах жил, и ту ему жену и дети велеть тому, у кого они в бегах жили, отдати прежнему боярину со всеми животы, с чем к нему при­дут. А в чем будет у них учинится спор, и им в том дати суд, и по суду учинити им указ до чего доведется.

Рухлядь – имущество.

Со всеми животы  - со всем имуществом.

89.А будет от кого побежат люди старинные, или кабалные, или купленые, или полоняники иных земель, и тот, от кого те люди побежат, учнет об них заказ чинить и переем сулити, и по­тому его заказу будет кто тех его людей переимает, и ему за тех своих беглых людей тому, кто их переимает дати переем по уго­вору сполна, безо всякаго переводу, да ему же дати за прокорм тех своих людей, от человека по две денги на день.

90.А будет кто таких беглых людей изымав тому, от кого они збежат, не отдаст, и учнет их держати у себя для работы, а тот, чьи те люди, учнет на него о том государю бити челом, и с суда сыщетца про то допряма, что он чюжих людей у себя держит для работы, и тех людей, взяв у него, и отдати тому, чьи те лю­ди. Да на нем же велеть доправити за работу тех людей на вся­кую неделю, сколко у него те люди поживут, на неделю по два алтына по две денги человеку, и отдать те денги исцу жь.

91.А будет кто кому прикажет человека во двор, и по том че­ловеке ручаетца, что тот человек доброй, и воровства от него ни­какова не будет, и запись на себя в том даст, а тот человек, по ком ручаетца, учиня какое воровство, вбежит, и тот, от кого тот человек вбежит, учнет на том порутчике того своего человека и сносу и убытков своих по записи искать судом, а тот порутчик записи лживить не учнет, и ему велети того человека, по ком он ручался, сыскивать, и учинить ему срок, как ему того человека сыскав, мощно поставить в приказе. А будет он того беглого че­ловека на первый срок не поставит, и ему в том человеке дать другой и третей срок по указу. А будет он того человека и на третей срок не поставит, и ему за того человека исцу платить пятьдесят рублев, да снос и убытки по суду и по сыску.

Снос – похищение, увод вещей.

92.А кому беглой человек ис приказу отдан будет в холопст­во попрежнему, и тому, кому тот беглой человек будет отдан, приказать накрепко, чтоб он того своего беглого человека до смерти не убил и не изувечил, и голодом не уморил.

93.А кто у кого поимаетца за холопа, и на том холопе за пла­тья и приведет его в Холопей приказ и скажет, что тот холоп с тем поличным снес от него многия его животы, а приводной хо­лоп у приводу в роспросе скажет, что на нем то платье того, кто за него поимаетца, а иных животов он от него ничего не снаши­вал, а тот человек, у кого за того холопа поимаются, скажет, что тот холоп бил челом ему во двор внове, а сказался волной чело­век, и то платье, за которое поимаются, принес к нему на себе, и он за то платье не стоит, а опричь того платья иного ничего к не­му тот холоп не принашивал, и по той ответчикове и холопьей скаске то поличное платье отдавати исцом, а в досталном иску, чего в лицах не будет, дати им суд, а по суду и по сыску межь ими указ учинити, до чего доведется.

94.А которые люди учнут тягатися о холопе, а спорной холоп до вершенья судного дела отдан будет беречи приставу, и как о том спорном холопе судное дело будет вершено, и тот спорной холоп отдан будет правому, и приставу пожелезное и прокорм за того холопа велети доправити на виноватом. А велеть правити пожелезново по три деньги, а прокорму по четыре деньги на день, и обоего пожелезного и прокорму по семи денег на день.

Пожелезное – пошлина за содержание под стражей.

95.А которые люди учнут в спорном холопе слатися в повалной обыск около своею поместья версты по две, и по три, и по пяти, и по шти, и по десяти, и будет доведется послати обыскати, а в обыскех объявятся в скаске немногие люди человек дватцать, или тритцать, а обыщики, и истец, и ответчик скажут, что опричь того в тольких верстах иных обыскных людей нет, и тот обыск ставити в повальной обыск, и обыскным речем тех немно­гих людей верити.

В обыскех объявятся в скаске немногие люди – очевидцев, могущих дать показания, окажется немного.

96.А которые люди учнут межь себя тягатися о холопех и в сносе, и по суду в том деле дойдет до веры, а на суде истец или ответчик возмет крест целовати человеку своему, и имя тому своему человеку в суде скажет, а после того учнет бити челом, что у него тот человек, которому было крест целовати, збежал, или умер, и вместо того беглого, или умершаго чело­века к крестному целованию поставить иного своего человека. А тот, кому ко кресту приводить учнет говорити, что он тому человеку не верит, а верит он иному его человеку, и имя ино­му человеку скажет, и в том ему отказать, а велеть крест цело­вати тому человеку, которой к крестному целованью будет поставлен.

Крест целовати человеку своему – принесет присягу его человек (холоп).

97.А которые люди купленых татар крестят, и тех новокре­щеных людей учнут продавати и приводити к записке, и на та­ких новокрещеных людей в Холопье приказе никому служилых кабал не давати, и от тех людей, кто их к записке приведет, ceo­водить потому, что по государеву указу крещеных людей нико­му продавати не велено.

Новокрещенные – принявшие православие.

98.А будет которые люди учнут купленых своих людей та­тарского полону кому поступатися по добродетели безденежно, и даные на них учнут давати, и те люди, которым те купленые люди будут даны, с теми даными приведут их для записки в Холопей приказ, и в Холопье приказе тех даных людей, и на них даные в книги записывати.

Купленные люди – собирательный термин и обозначает татар.

99.А будет кто приведет к записке татар по купчим, или по даным, а скажет, что те татаровя куплены на Дону, или в горо­дех, или кто возмет сам полоном, и тех татар полоненых по куп­чим и по данным по тому же в книги записывати.

100.А которые купленые люди татаровя новокрещеные оста­нутся после кого умершаго, а духовных после умерших не оста­нется, или духовныя и останутся, да тех новокрещенов в тех ду­ховных никому в надел будет не написано, а как они куплены, и в купчих про них того будет не написано же, что их тот, после кого они останутся, купил себе и жене своей и детем, а жены или дети тех умерших на волю их не отпустят для того, что они их купленые люди, а те купленые люди учнут бити челом государю о них о свободе потому, что они им в духовных и в купчих не на­писаны, и тем купленым людем по смерти тех людей, кто их ку­пит, быти у жон их и у детей потому, что многие люди таких лю­дей покупают до женитбы своей, а которые люди таких людей покупают и женяся, и они тех своих купленых людей в купчих пишут себе, а того не повелося, что таких купленых людей в куп­чих писати себе и жене своей и детем.

101.А которые люди учнут на ком искати холопъства по пол­ной деда своего, а в полной деда его будет написано, что дед его того холопа купил себе и детем своим, а про внучат и про правнучат в той полной ничего будет не написано, а ответчик на того же холопа положит в суде кабалу новую, и по той кабале тому холопу и впередь велеть быти в холопстве у ответчика, а исцу в том холопе отказати потому, что он о том холопе бьет челом по полной деда своего, а в полной деда его того холопа ему не напи­сано.

Полная (полная грамота) – документ, оформлявший полное холопство.

102.А кто за холопа поимався в холопъстве, и засадя у при­става холопъства искати не учнет, и от него отступится, и при­ставу за того человека пожелезное и прокорм велеть доправити на том, кто его у него засадя отступится.

103.А кто истец в суде положит на холопа кабалу старую за дьячьею, или губных старост, или городовых прикащиков за ру­кою, а писана та кабала до московского разорения, а книг кабалных тех годов нет, и подьячей и послухи померьли, а ответчик ту кабалу учнет лживити, и про ту кабалу сыскивати иными таки­ми кабалами. Да будет у кого такие же кабалы сыщутся, а приказной человек в тех кабалах написан тот же, которой в той спорной кабале написан, и рука с рукою сойдется, и той кабале верить.

До московского разорения, а книг кабалных тех годов нет – до воцарения Михаила Федоровича (1613 г.) в Смутное время, поскольку многие книги пропали.

104.А которые водные люди похотят жити у протопопов, и у протодьяконов и у попов, и у дьяконов и у иных причетников церковных, или у служек монастырьских, и на тех людей прото­попом и протодьяконом давати служилые кабалы, а у попов, и у дьяконов, и у иных причетников церковных, и у служек мона­стырьских тем вольным людем жити из воли, по записям уроч­ные годы, а служилых кабал на таких вольных людей попом и дьяконом, и иным причетником церковным и служкам манастырьским не давать.

Протопоп – сан священника, настоятель соборного клира.

Протодьякон – первый или старший дьякон. Дьякон – низшее духовное звание или сан, помощник священника при служении.

Причетники церковные – клирик, церковнослужитель, дьячек, пономарь, звонарь.

Монастырские служки – слуги монастырские.

105.Такъже которые вольные люди похотят жить у боярских людей, и тем людем у боярских людей жить из воли, по записям же урочные годы, а служилых кабал на таких вольных людей боярским людем не давать же. А которым будет боярским лю­дем на таких людей служилые кабалы даны в прошлых годех, и те кабалы не в кабалы потому, что в прошлом во 143-м году та­кие кабалы велено отставить.

143 год  - 1635 год.

106.А кто, отходя сего света, напишет в духовной своей, что сына его кабальных людей отпустить на волю, и тех кабальных сыновних людей, по отцовым духовным, на волю отпущать, и отпускные им давать, а по кабалам у детей его служити им не ве­леть.

107.А которые кабалы и кабалные книги писаны в городех, и из городов присыланы к Москве в прошлых годех, во 148-м году августа по двадесять шестое число, а приказных людей рук у тех кабал и у кабалных книг нет, и челобитья на те книги до сего го­сударева указу ничьего не бывало, и ничем те книги и кабалы не оспорены, и тем кабалам и кабалным книгам верить, и те книги закрепить дьячьею рукою.

148 год – 1640 г.

108.А которые люди учнут тягатися о холопе, и один того хо­лопа учнет называть старинным человеком, а другой кабалным, а именем и прозвищем учнут его называть не однем, а станет истец, или ответчик слатися в повалной обыск, что у него того человека в старинном холопстве знали и чтобы того спорного че­ловека поставить перед обыскными людми, и того спорного хо­лопа перед обыскными людми ставить, и будет про него обыскные люди скажут, что они его в старинном холопстве у кого зна­ли многие лета, и того спорного холопа по тем обыском отдать тому, у кого его обыскные люди в старинном холопстве знали. А будет в обыску про такова спорного человека обыскные люди скажут, что того человека знают они у кого в холопстве лет де­сять или дватцать, а старинной ли он холоп, того, у кого они его знают, про то они не ведают, а те люди, которые о том холопе тяжутся, один называет его старинным своим холопом, а другой на него положит кабалу, а обыскные люди того холопа знали у того, кто ту кабалу спорит, напередь той кабалы, и по тем обы­ском того спорного холопа отдать тому, у кого его обыскные лю­ди знали в холопстве до той кабалы. А будет та кабала будет старее обыску, и того холопа по той кабале отдать тому, кто на него ту кабалу положит.

109.А кто истец, или ответчик в холопех учнут слатися на опчюю правду, а опчая правда будет в далных городех в Сибири или в Астарахани, или в повалной обыск на те же далные городы, и кто из них один учнет против такие ссылки бити челом, что в такие в дальные городы шлется для волокиты, и в те дальные городы о допросе опчие правды и о повальном обыску госу­даревы грамоты не посылать, а верьшити дело по суду, до чего доведется, чтобы в том никому лишния волокиты не было.

Слатися на опчюю правду, а опчая правда будет в далных городех в Сибири или в Астарахани, или в повалной обыск на те же далные городы – предлагает общую ссылку или повальный обыск с участием жителей дальних городов.

110.А которые холопи учнут кому давати на себя и на детей своих служилые кабалы, а дети у них вътепоры будут лет в пятнатцать, или в дватцать и больши, а учнут те холопи тех своих детей в кабалы писати с собою за очи, и тех холопьих детей в ка­балы и в кабальные книги за очи не писать, а велеть их к кабал­ной записке ставить налицо, и в кабальные книги записывати их в рожей и в приметы всех, а за очи на таких холопьих срослых детей кабал не давати. А у которых холопей втепоры, как они учнут на себя давати кабалы, дети будут в недорослях, менъши пятинатцати лет, и тех их детей, по их скаскам, в кабалы и в ка-балные книги писать с ними и за очи.

111.А будет кто до сего государева указу имался у кого за хо­лопа, и приведчи того холопа в приказ, не искал на нем холопст­ва многое время, и тем он в том холопе обвинен и отдан тот его холоп тому, у кого он имался, и тому холопу и впредь быти в хо­лопстве у того, кому он ис приказу прежним государевым ука­зом отдан потому, что он того холопа сам у себя потерял, что на нем холопъства не искал многое время. А впредь с сего госуда­рева указу в холопьих делех ни кого без суда не винити.

112.А которые люди поимаются у кого за чьих холопей, и приведут тех холопей в приказ, а чьи те холопи, и те люди вте­поры будут на государеве службе в далных городех в Сибири, или в Астрахани, или в ыных городех, а крепости на тех привод­ных холопей те люди, кто их в приказ приведет, скажут с теми их бояры в тех же городех, а холопства на тех приводных холопех без бояр их те люди, которые тех холопей изымают, искати не учнут; и таких приводных холопей до тех мест, как исцы их приедут из далных городов, отдати тем людем, у которых за них поимаются, и велеть тем людем, кому они будут отданы к при­воду руку приложить. А как тех холопей у них в прик


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: