Указ о корчмах а в ней 21 статья

1.У кого корчму вымут впервые, или кто на продажу вино ку­рит, и на тех впервые заповеди правити по пяти рублев, а на пи­тухах по полуполтине на человеке. А у кого корчму вдругоряд вымут, и на тех людех заповеди править вдвое, по десяти ру­блев, а на питухех по полтине на человеке, да тех же людей, у кого корчму вымут вдругоряд, бити кнутом по торгом, а питу­хов бити батоги.

Корчма – (здесь) кабаки, питейные заведения, но не откупной, а незаконной (не разрешенной властями) продажи спиртных напитков. Кормчество преследовалось царским правительством, так как подрывало его монополию на производство спиртных напитков.

Заповедь – (здесь) денежный штраф.

Питухи – потребители спиртных напитков в незаконных корчмах.

2.А будет у кого корчемное продажное питье и питухов вы­мут втретие, и на тех заповеди имати по дватцати рублев на че­ловеке, и на питухех по рублю на человеке, да их же бити кну­том, да продавъцов же сажати в тюрму, до государева указу.

3.А которые люди будут в корчмах в приводех, а в роспросе скажут, что они у корчемников вино покупали, или у кого поку­пая, на дворех пили, а корчемники в винной продаже запрутся, и тех купъцов пытати, а с пыток купцы не зговорят, и против то­го пытати корчемников. Да будет корчемники с пыток учнут го­ворити, что они вино покупали мимо кабаков, и по тем их пы­точным речам тех людей, на кого учнут с пыток говорити, сы­скивая, по тому же, роспрашивати, и с купцы ставити, с очей на очи, и с очных ставок пытати, а с пытки будет в винной продаже продавцы повинятся, и тех корчемников после пытки бити кну­том по торгом, да на них же имати заповеди впервые по пяти ру­блев на человеке. А будет они в такой питейной продаже объ­явятся въдругоряд, и их по тому же бити кнутом по торгом, а заповеди имати с них денег по десяти рублев на человеке, и да­вати их на крепкия поруки з записми в том, чтобы им впередь таким воровством не промышляти. А будет кто в таком воровст­ве объявится втретьие, и их за ту третьюю вину бити кнутом по торгом, и посадити в тюрму на полгода, а на тех людех, кто у них корчемное питье учнет покупати, имати заповеди впервые по два рубли на человеке, да их же бити батоги нещадно. А бу­дет кто в таком деле объявится вдругоряд, и на них заповеди имати по четыре рубли на человеке, да их же бити кнутом на козле, и сажати в тюрму на две недели, а за третьюю такую ви­ну заповеди имати по шти рублев на человека, да их же бити кнутом по торгом, и сажати в тюрму, на месяц, и давати их на поруки з записми, что им впредь ни у кого корчемного питья не покупать и не пить. А которые люди от такова воровства не уй­мутся, и в таком воровстве объявятся вчетвертые, и им за такое их воровство учинити жестокое наказание, бив кнутом по тор­гом, съсылати в далные городы, где государь укажет, а животы их все и дворы и поместья и вотчины имати на государя. А кото­рые люди у них корчемное питие купят вчетвертые, и тем по то­му же чинити жестокое наказание, бити кнутом по торгом, и сажати в тюрму на год.

Корчемники – самовольные продавцы спитного, винопроизводители, сбывающие питье в незаконные корчмы.

4.А которые люди учнут на кого говорити в винной продаже, а после с тех людей зговорят, и сыщется про то допряма, что они на тех людей в винной продаже говорили поклепав напрасно, и тем людем, кто кого таким делом поклеплет напрасно, за поклеп чинить наказание, бити кнутом по торгом, да на них же тем лю­дем, кого они поклеплют напрасно, правити бесчестье въдвое.

5.А будет которые люди учнут на кого говорити в винной продаже, а продавец запрется, и учнут в том оба иматися за пытку, и в том пытать напередь купца, и будет купец с пытки не заговорит, и против того пытати продавца, и после пытки указ учинить, до чего доведется.

6.А будет с корчемным питьем приведут чиих людей, или крестьян, или дворников, а в роспросе те приводные люди ска­жут, что вино кому продали украдъчи у бояр своих, и тех при­водных людей про винную продажу пытати, бояре их про то ве­дали ли? Да будет они учнут говорити прежьние свои речи, что они вино продали, украдчи у бояр своих, а бояре их про то не ведали, и сыщется про то допряма, что про ту винную продажу бояре их не ведали, и таким винопродавцом чинити наказание, бити их кнутом по торгом, и отдавати их тем людем, чьи они лю­ди и крестьяне, а тем людем, кому они будут отданы, над ними смотрети и беречи накрепко, чтобы те их люди и крестьяне впредь никому вина не продавали.

А будет чьи люди и крестьяне, или дворники в таком деле объявятся в другие, небережением тех людей, у кого они живут, и за таких винопродавцов на тех людех, у кого они живут, и за таких винопродавцов на тех людех, у кого они живут, имати пе­ни по десяти рублев на человеке, а тех винопродавцов бити кну­том по торгом, и сажати в тюрму до государева указу.

7.А будет кого приведут с вином всяких чинов людей, а те приводные люди в роспросе скажут, что им то вино дали бояре, или окольничие, или столники и стряпчие, и дворяне москов­ские, и дияки, и приказные люди, и дети боярские безденежно, по дружбе, или за какую работу, да и те люди, про которых они в даче того вина скажут, учнут тоже говорити, что они им вино дали в почесть, по знакомъству, или мастеровым и работным людем, сверх могорцу, в почесть, небольшое место, и тех людей свобожати.

8.А которым людем пития у себя безъявочно держати не ве­лено, а они у себя питие держати учнут не явя, и то неявочное питие у них вымут, и на тех людех имати заповеди по пяти ру­блев на человеке, а питие имати на государя.

Безъявочное держание – содержание питейного заведения без разрешения властей.

9.А которые приводные люди в роспросе на кого в винной продаже учнут говорити, а у пытки с них зговорят, а скажут, что они говорили на них по научению выимъщиков, и тех людей пытати, а с пытки будет учнут тоже говорити, что они тех людей клеплют напрасно, по научению выимщиков, и по тем их пыточным речем, пытати выимщиков. Да будет выимщики с пытки в том повинятся, и тем выимщиком, сверх пытки, чинити наказа­ние, бити их кнутом на козле, чтоб им впередь не повадно было так делать.

А будет выимъщики с пытки в том не повинятся, и после выимъщиков пытать вдругоряд тех людей, которыя на них гово­рят. Да будет и те люди в том с пытки не повинятся и им указ учинить, до чего доведется.

Выимщик – должностное лицо, производящее изъятие чего-либо, в данном случае корчемного вина.

10.А которых приводных людей на Москве в Новую четверть учнут присылати из Стрелецкого приказу, а в Стрелецкой при­каз тех людей приведут стрельцы, и которых людей в Новую же четверть приведут дети боярския без вина и без табаку, а в при­воде дети боярские и стрелцы скажут, что они тех людей пойма­ли пьяных, а пили те люди на приличных дворех, а иные пойма­ны у приличных дворов пьяни, а про иных приводных людей дети боярския скажут, что у них тех пьяных людей отбивали торговыя всякие люди и лавошные сиделцы, а приводные люди против их речей учнут во всем запиратися, что их дети боярския и стрельцы клепают напрасно, а иные скажут, что они пили у кого у своих, или у друга в гостех, а не в корчемных местех, а те люди, у которых они скажут, пили в гостех, пришед в Новую четверть, тех приводных людей учнут очищати, и скажут, что они пили у них в гостех, а не в корчемных местех, и про тех привод­ных людей, про всех сыскивати, и по сыску указ чинити, смотря по делу, до чего доведется.

Новая четверть – приказ, который ведал кабацкими сборами с Москвы и южных городов, вел борьбу с незаконной продажей вина и табака. Упоминается с 1597 г.

Пили на приличных дворех – пили в гостях у друзей.

11.Да в прошлом во сто четыре десять втором году, по указу блаженныя памяти великаго государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии на Москве и в городех о таба­ке заказ учинен крепкой под смертною казнью, чтобы нигде русские люди и иноземцы всякия табаку у себя не держали и не пили, и табаком не торговали. А кто русские люди и иноземцы табак учнут держати, или табаком учнут торговати и тех людей продавцов и купцов велено имати и присылати в Новую че­тверть, и за то тем людем чинити наказание болшое бес пощады, под смертною казнью, и дворы их и животы имая, продавати, а денги имати в государеву казну. А ныне государь царь и вели­кий князь Алексей Михайловичь всеа Русии указал и бояре приговорили, тем людем, у кого табак объявится, указ чинити против того же, как о том указано в прошлом во сто четыредесять втором году.

142 год – 1634 год (статья подтверждает указ царя Михаила Федоровича 1634 г. о запрещении во всех городах Московского государства как русским людям, так и иностранцам не только продажи, но и хранения табака).

Табаку у себя не держали и не пили – табак не курили и не пили. Табак действительно не только курили, но пили – настаивая отдельно или добавляя в крепкие напитки.

12.А будет которые люди с табаком будут в приводе, а ска­жут, что они тот табак купили у литовъских приезжих людей на продажу, и тех людей пытати, прямо ли они тот табак у литовъ­ских людей купили. Да будет те люди с пытки станут тоже гово­рити, что они тот табак купили у литовъских людей, а в приводе они будут со многим табаком, и их в другие пытать, а з других пыток учьнут говорить теже речи, и им за табак чинити указ, как о том писано выше сего.

Литовские люди – (здесь) поляки, поскольку они в основном занимались распространением табака на Руси.

13.А которые люди будут в приводе с табаком же, а в рос­просе скажут, что они тот табак купили у кого у русских людей, или у иноземъцов, которые иноземъцы государю служат, и тех людей, на кого они в продаже того табаку учнут говорити, сы­скивая, роспрашивать, и с очей на очи их ставить, и будет дой­дет до пытки, и тех по тому же пытати и указ чинити, до чего доведется.

14.А будет с табаком приведут отставленых стрелцов, или иноземъцов, или боярских людей и крестьян и дворников и вся­ких гулящих людей, а в роспросе те приводные люди скажут, что они тот табак нашли, или у кого у всяких людей табак вымут во дворех, а на иных в табаке учнет кто извещати, а те лю­ди, на кого учнут извещати, скажут, что они табаком не торгу­ют, а у которых вынят во дворех, и те люди скажут, что тот та­бак не их, а чей, того не ведают, разве де кто по недружбе, или выимъщики подкинули, и тех людей в табачной находке по тому же пытать, а с пытки учнут говорить те же речи, что и в роспро­се, и их свобожать беспенно. А за табачную находку бити кну­том на козле. А про неведомой табак спрашивать у пытки, а у пытки толко учнут говорить те же речи, что и в роспросе, и тех людей потому же свобожать.

15.А которые торговые люди, и стрелцы, и иноземцы, и бо­ярские и всяких чинов люди в приводе будут с табаком, и учнут в роспросе сказывать, что тем табаком подкинули их те люди, которые их с тем табаком привели, и их с теми людми, которые их привели, ставить с очей на очи и роспрашивать. И будет дой­дет до пытки, и их пытать, а с пытки они на себя ничего гово­рить не учнут, и против того пытать тех людей, которые приве­ли. Да будет те люди, которые привели с пытки повинятца, что тех приводных людей табаком они подкинули, и им за такое воровъство, сверх пытки, чинить наказанье, бить кнутом на козле, чтоб им и иным таким впредь неповадно было так делать.

16.А которые стрелцы и гулящие и всякие люди с табаком будут в приводе дважды, или трожды, и тех людей пытать и не одинова, и бити кнутом на козле, или по торгом, а за многие приводы у таких людей пороти ноздри и носы резати, а после пыток и наказанья ссылати в далние городы, где государь ука­жет, чтоб на то смотря иным так неповадно было делать.

17. А которых корчемников и табатчиков поймают объезжие головы и дети боярские, или у кого во дворех вымут вино, или табак, и те люди, где вымут, объезжим головам и детем бояр­ским дадут откуп рублев пять, или десять, или дватцать, или тритцать, или болши того, чтоб их с корчемным и с неявленным питьем и с табаком в Новую четверть не водили, и те объезжие головы, и дети боярские, взяв у них откуп, приведут их в Новую четверть, и откупы объявят, и у них того откупу не имать.

Объезжие головы – лица, несшие полицейскую службу, своего рода особые передвижные полицейские наряды.

18.А которые объезжие головы и дети боярские взяв откуп, корчемника или табатчика отпустят, а в Новую четверть их не приведут, а про то будет в Новой четверти ведомо, и сыщется про то допряма, и тех голов и детей боярских пытать и наказа­ние чинить, бить кнутом, и в приказе им впредь не быть.

19.А которые всякие люди корчемников, и табатчиков, и пи­тухов у голов, и у детей боярских учнут отбивать, и тем отбой­щиком, по роспросу и по сыску, чинить наказанье, бить кнутом на козле и по торгом, а иных бить батоги, чтоб на то смотря, иным не повадно было так делать.

Отбойщики – лица, которые отбивали (забирали) корчемников, табатчиков и питухов у объезжих голов.

20.А черных сотен и слобод тяглым людем, для корчемные выимки, выбирати по годом меж себя десяцких, и на тех десяцких в Новую четверть приносить выборы за своими руками в том, что тем их выборным десяцким во всех десятках того смотрити и беречи накрепко, чтоб корчемного продажного никакова питья, вина и пива, и меду, и табаку, и неявленого питья и вся­кого воровства ни у кого не было. А которым людем даны будет на вино, и на пиво, и на мед явки, и те бы люди, сверх явок, лишнего вина не покупали, и пива не варили, и меду не ставили. А будет у кого в десятне объявитца какое продажное питье и та­бак и иное какое воровство, или, сверх явок, лишнее питье кто учнет держать, и им десяцким на тех людей извещать в Новой четверти. А будет они на тех людей извещать не учнут, и на тех людех, у кого воровство объявитца и на десяцких имать на госу­даря пени, по десяти рублев на человеке, а на досталных на осми человекех того же десятка, по пяти рублев на человеке. Да и то­го десяцким в своих десятках смотрити и беречь накрепко, кото­рые дворяне и дети боярские у кого будут на дворех поставлены, а у них будет по явкам вино, и у тех дворян и детей боярских сверх явок лишнего бы вина не было, и безъявочно бы на дворы свои никого не пускали. А у кого объявится продажное вино, и на тех людей потому же извещати в Новой четверти, а в Новой четверти тем людем государев указ чинити по разсмотрению.

Неявленное питье – неразрешенные спиртные напитки.

Явки – (здесь) официальное разрешение на изготовление вина, пива или меда и на их продажу.

21.Да и в городех корчемником и табатчиком чинити тот же указ, как писано выше сего.

Совершена сия книга повелением великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Русии самодержца, в третьее лето богом хранимыя его державы, и при сыне его государеве благоверном царевиче и великом князе Димитрии Алексеевиче, в первое лето рожения его лета 7157-го генваря в 29 день.

Лета 7157-го генваря в 29 день – 29 января 1649 года.

Российское законодательство X- XX веков.

В 9-ти тт. Т.3. – М., 1985. – С.83–257.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: