Законодательство о государственном строе
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СЕНАТА
(1711 г., февраля 22)
Именной указ
Определили мы быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: господин граф Мусин-Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михайло Долгорукой, господин Племянников, господин князь Григорий Волконской, господин Самарин, господин Мельницкой, обор-секретарь сего Сената Онисим Щукин.
Вместо приказу Разрядного быть столу разрядному при вышеписанном Сенате.
Законодательство Петра I. - М., 1997. – С.72.
О ПОРУЧЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СЕНАТУ ПОПЕЧЕНИЯ О ПРАВОСУДИИ,
ОБ УСТРОЙСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ, ТОРГОВЛИ И ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА
(1711 г., марта 2)
Именной указ
Указ что по отбытии нашем делать.
1.Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то же и ябедникам да последует.
2.Смотреть во всем государстве расходов, и ненужныя, особливо напрасныя отставить.
|
|
3.Денег как возможно сбирать, понеже деньги суть артериею войны.
4.Дворян собрать молодых для запасу в офицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать; також тысячю человек людей боярских грамотных для того ж.
5.Вексели исправить и держать в одном месте.
6.Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать.
7.О соли стараться отдать на откуп и попещися прибыли у оной.
8.Торг китайской, сделав компанию добрую, отдать.
9.Персидской торг умножить, и армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда. Учинить фискалов во всяких делах, а как быть им, пришлется известие.
Вексель – вид ценной бумаги, долговое обязательство, выданное на определенную сумму, которое должно быть оплачено в назначенный срок в указанном месте лицом, выдавшим его.
Откуп – право частного лица за определенную сумму, вносимую в государственную казну, взимать с населения налоги, а также продавать товары, на торговлю которыми установлена государственная монополия (соль, вино и т.п.). В России были введены в конце XV – начале XVI в. Наибольшее значение в XVIII – XIX вв. приобрели винные откупа., которые были заменены акцизом в 1863 г.
Законодательство Петра I. - М., 1997. – С.72-73.
О ВЛАСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ СЕНАТА
(1711 г., марта 2)
Именной указ
Повелеваем всем, кому о том ведати надлежит, как духовным, так и мирским, военного и земского управления вышним и нижним чинам, что мы для всегдашних наших в сих войнах отлучках, определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен так, как нам самому, под жестоким наказанием или и смертию, по вине смотря, и ежели оной Сенат чрез свое ныне пред Богом принесенное обещание неправедно что поступат в каком партикулярном деле и кто про то уведает, то однакож да молчит до нашего возвращения, дабы тем не помешать настоящих прочих дел, и тогда да возвестит нам, однакож справясь с подлинным документом; понеже то будет пред нами суждено, и виноватый жестоко будет наказан.
|
|
Законодательство Петра I. - М., 1997. – С.73.
О ДОЛЖНОСТИ СЕНАТА
(1718 г., декабрь)
Именной указ
1.Сенату надлежит состоять из президентов коллегий (и кроме их никакой незванной персоне не входить в то время, когда советы отправляются; а когда кто впущен будет из высоких персон, то сенаторы велят подать стул, но и то такому, которой бы ранг имел между первейшими чинами, и почтут его сесть). И понеже всех коллегий президентам быть невозможно, того для секретарь, или иной чин над оным и к тому нижние служители, по чину прочих коллегий, устроить надлежит.
Понеже – так как, поскольку.
2.Дело их то: когда кому в коллегии такое дело случится, то ему одному того учинить невозможно, тогда надлежит ему объявить секретарю или тому, кому вверены письма и канцелярия, то он повинен созвать их, и когда съедутся оное дело слушать, и с низу каждому свое мнение писать, и потом решение всем подписать; буде же и всем оное вершить невозможно; то учинить предложение и свое мнение в доклад.
3.В ту же канцелярию должны все губернаторы и ландсгевдинги писать о тех делах, которыя не прилежат к коллегиям, яко о начатии какой войны, мора, какого замешания или каких припадков.
Ландсгевдинг – (шв. губернатор в шведских провинциях) – в Россиив петровского времени (по губернской реформе 1718 г.) губернатор. («В Губерниях, всех людей во всем управлении определить и им дать инструкции и прочие порядки все против, Шведского ландсгевдинга…»).
Мор – стихийные бедствия.
Какого замешания или каких припадков – беспорядков.
Вершить – принять.
4.Также какая челобитная от нас подписана будет, дабы розыскать между челобитчиком и Юстиц-коллегиум, оное им розыскать; и когда придет до сентенции, и тогда учинить присягу пред Богом в правосудии, и потом балотировать, и на что будет более белых балов, то отправить, и потому закрепить всем своими руками. К сим делам не одним президентам, но вице-президентам, советникам и ассессорам быть надлежит.
Сентенции – (здесь) решения.
Балотировать – решить голосованием.
На что будет более белых балов – за какое решение будет подано больше голосов.
То отправить, и потому закрепить всем своими руками – то решение утвердить и подписать.
5.Также в чины вышние выбирать балотированием же.
6.Также чины сказывать, указы во все государства давать, и от нас присланные решить немедленно, и прочие тому подобные.
7.Указы, которые из Сената пошлются, куда б ни есть, чтоб на оные в Сенат без замедления рапорты чинены во учиненной срок, по дальности места, и чтоб были со изъяснением (дабы можно ведать, что исполнено и что не может быть исполнено, и для чего) описывать именно.
8.О всех делах, которым надлежит вершенным быть в Сенате, подобает на столе подробной росписи повсядневно быть с описью: давно ли которыя дела не вершены, а наипаче наши указы, яко главное дело; а которыя вершатся, те, записав в протокол, доносить; едино сказать, всегда Сенату подобает иметь о монаршеской и государственной пользе неусыпное попечение, доброе бы простирать, а все, что вредно может быть, всемерно отвращать.
Наипаче – особенно.
9.Никому в Сенате позволяется разговоры иметь о посторонних делах, которыя не касаются к службе нашей, меньше же кому дерзновения иметь бездельными разговорами или шутками являтися; но надобно ведать, что есть оное место сочинено, где поступать подобает со всякою надлежащею учтивостью, понеже Сенат собирается вместо присутствия его величества собственной персоны.
|
|
10.Без согласия всего Сената ничто начинать подобает, меньше же в чем что вершить возможно; ежели иногда кто за болезнию, или некоторой крайней ради нужды не в присутствии был, того для делам оставленным быть не надобно; однако о важных делах подобает прежде вершения всякому осведомлену быть, и надобно, чтоб всякия дела не в особливых домах или беседах, но в Сенате вершить и в протокол введены быть; и не надлежит сенатским членам никого посторонних с собою в Сенат брать, которому бы там по званию своему быть не подобало.
11.В Сенате никакое дело исполнено быти надлежит словесно, но все чтоб письменно; понеже Сенату в таких важных поведениях вельми нужно иметь всякое опасение и осторожность, дабы монарха своего интересу ни в чем повредить, и того ради всем членам не прийти к тяжкому ответствованию, тож и монарху самому ни в чем бы сомнительно быти могло.
12.Глава же всему, дабы должность свою и наши указы в памяти имели, и до завтра не откладывали; ибо как может государство управлено быть, егда указы действительны не будут: понеже презрение указов ничем рознится с изменою, и не точию равномерно беду примает государство от обоих, но от сего еще вящше, ибо услышав измену, всяк остережется, а сего никто вскоре почувствует, но мало-помалу все разорится, и люди в непослушании останутся; чему ничто иное, токмо общая погибель следовать будет, как то о греческой монархии явной пример имеем.
Вящше – более.
Греческая монархия – имеется в виду Византийская империя.
Законодательство Петра I. - М., 1997. – С.75-76.
ДОЛЖНОСТЬ СЕНАТА
(1722 г., апреля 27)
Именной указ
1.Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от нас ныне поведено и впредь повелено будет, и сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и обер-прокуроров и обер-секретаря и секретарей и протоколиста, никакой незванной персоне не входить в то время, когда советы отправляются; а когда кто впущен будет из высоких персон, то сенаторы велят подать стул, но и то такому, которой бы ранг имел между первейшими чинами, а именно: до бригадира, и почтут ево сесть; и понеже в сенатской канцелярии президенту быть не возможно, того для оной в дирекции быть у генерала прокурора.
|
|
Когда советы отправляются – когда происходят заседания Сената.
В дирекции – в управлении. Сенатская канцелярия подчинялась непосредственно генерал-пркурору.
2.Дело сенатское то, когда кому в коллегии такое дело случится, которое в той коллегии решить не возможно, то те дела президенту коллегии приносить и объявить генералу-прокурору, который должен представить в Сенате, и оное решить в Сенате, а чего не возможно решить, о том, приложа свое мнение, учинить предложение в доклад.
Дело сенатское то – дело, относящееся к компетенции Сената.
3.В ту ж канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать о тех делах, которыя не принадлежат к коллегиям, яко о начатии какой войны, мора, какова замешания или каких припадков.
4.Какие челобитныя поданы будут рекетмейстеру на неправой суд коллегии и канцелярий, которыя к коллегиям не подчинены, то ему рекетмейстеру оныя приняв, по них доносить нам, и когда те челобитныя подписаны будут от нас, дабы о том розыскать; буде же такие челобитныя будут подавать ему во отлучках наших, то предлагать ему Сенату, и по оным те дела брать ему и, росписав все пунктами, дабы что в одном пункте есть, уже бы в другом не упоминалось, (понеже во всяком деле челобитчиковом бывают разные дела), и сделав выписку так, как в ево должности написано, к решению предлагать, и в Сенате розыскивать, и решить самою истиною по регламентам, по присяге, по злобе не посягая, и по дружбе и свойству не маня; а кто сие преступит, и о том чинить генералу-прокурору по должности его.
Рекетмейстер – должность, учрежденная в соответствии с Указом от 12 января 1722 г. Должен был принимать жалобы на волокиту или неправомерные решения коллегий и самостоятельных канцелярий, рассматривать эти прошения, при необходимости непосредственно в учреждении, на которое поступала жалоба. Состоял при Сенате и ему подчинялся, на него можно было подать жалобу в Сенат, но обладал определенной самостоятельностью, его указы не требовалось утверждать в Сенате.
Не маня – не потворствуя.
5.В чины вышние выбирать балатированием от советника в коллегии и выше, кроме дворовых чинов, а ниже без балатирования.
6.В Сенате надлежит чины сказывать, о которых ниже изображено, указы во все государства давать и от нас присланные решить немедленно, и прочия тому подобныя, а именно: в чины сказывать из военного всему генералитету, из государственного и гражданского правительства министрам, в коллегии президентам, в губернии и провинции губернаторам, воеводам и коммендантам, ассессором, камерирам, рентмейстерам и земским и судным коммиссарам, також коллежским членам, включая секретаря, и прочих, и в губерниях президентам, в надворные суды, обер-ландрихтерам и земским секретарям.
7.Во все вышеписанные чины, в которых надлежит быть из дворян, на каждое убылое место по ведомостям из коллегий и из прочих мест, из которых требовано будет велеть представлять герольдмейстеру по два, или по три человека достойных; а в которыя места надлежит быть не из дворян, в те представлять же из коллегий за подписанием рук всей коллегии, а из прочих мест, откуда кто требует, за его ж рукою и прочих при нем товарищей, также по два, или по три человека достойных на одно место; из оных Сенату определять достойных.
Герольдмейстер – должность введенная Указом 18 января 1722 г. В обязанности его вводило введение списка всех дворян, фиксирование поступления их на службу, перемещение, повышение в рангах, увольнение, пресечение уклонений дворян от службы, знание родословные гербы и содейстиве в создании новых.
8.Дела государственныя, которыя имеют быть решены в Сенате, под оными сентенции закреплять всему Сенату, и с них для действия, куда надлежит, указы посылать за подписанием сенатского обер-секретаря, и нужные за государственною печатью, и на те указы, куда бы оные ни посланы были, репорт чинить без умедления во учиненной срок по Генеральному регламенту по дальности места, или как в тех указах срок объявлен будет; однако ж, чтоб такое время было, чтоб возможно то сделать, дабы не возможностию не обвинен кто бы напрасно, и чтоб оные репорты были со изъяснением, дабы мочно ведать, что исполнено и что не может быть исполнено, и для чего, то описывать именно, а которые против онаго репортовать не будут, то с таковых имать штрафы за всякой месяц, за сроком, а именно: за первой сто рублей, за другой в двое, за третий — в трое, за четвертой в четверо, за пятой лишение всего и вечною работаю на галеры, ежели законных причин не положит.
Под оными сентенции закреплять всему Сенату – решения Сената должны подписываться всеми его членами.
9.О всех делах, которым надлежит вершеным быть, в Сенате подобает на столе подробному реэстру по всядневно быть с описью, давно ли которые дела не вершены, и слушать и решить по оному реэстру, а не выбором, а какия дела будут нужныя, те наперед, а наипаче же наши указы, яко главное дело, а все дела слушать и решить следующим образом: когда какое дело будут слушать, тогда между собою не говорить, и слушав, буде дело не важное, в то время приговаривать с нижних голосов, и решить, а ежели которого дела вскоре решить будет неможно, то встав, и кто с кем за благо разсудит, о том деле толковать надлежащее время по важности дела и по разсуждению генерала-прокурора, для чего ему генералу-прокурору иметь песочные часы, и как встанут и будут толковать, тогда объявя им песочные часы обратя поставить на стол такие, сколько к тому толкованию время надлежит, а как то время пройдет, тогда сесть всем по своим местам и по вышеозначенному голосы свои давать с низу один по другом, и дав голосы решить, а больше показанного времени в решении продолжения не чинить и которые вершатся, те записав в протокол, отмечать в реэстре, а ежели случится зело тяшкое, которое в короткое время не может решиться, то отложить до другаво дни; буде же такое дело, которое отсрочки не терпит, то поговорить и подумать до трех часов, и решить по вышеписанному ж, а как голосы свои давать будут, то каждого голоса записывать секретарю, а им каждому по своим голосам крепить; а ежели кто из членов Сената так чинить не будет или что приговаривать будет неправо, то генералу-прокурору о том им предлагать, чтоб они то чинили так, как надлежит без страсти, напоминая им то, что всегда подобает Сенату иметь о монаршеской и государственной пользе неусыпное попечение и доброе простирать и все, что вредно может быть, всемерно отвращать; а ежели кто не послушает, то генералу-прокурору, того дела не допуская до вершения, доносить нам, как о том в должности ему написано.
Против сего подписано его величества собственною рукою тако: чтоб протоколы подписывать всем, и сие изъяснить особым пунктом.
10.Никому в Сенате позволяется разговоры иметь о посторонних делах, которые не касаются к службе нашей, меньше же, кому дерзновение иметь бездельными разговорами или шутками являтися, но надобно ведать, что есть оное место сочинено, где поступать подобает со всякою надлежащею учтивостью, понеже Сенат собирается вместо присудствия нашей персоны во отлучении.
11.Без согласия всего Сената ничто делать подобает, паче же ниже что вершить возможно, ежели ж бы иногда кто за болезнию или некоторой крайней ради нужды не в присутствии был, того для делам оставленным быть не надобно; однако о важных делах и отсудствующим подобает прежде вершения всякому осведомлену быть. Сии отлучки разумеется кроме дальных, и его мнение на письме получить, и надобно, чтоб всякия дела не в особливых домах или в беседах, но в Сенате вершить, и в протокол введенным быть надлежит, и не надлежит же сенатским членам никого посторонних с собою в Сенат брать, которому бы тамо по званию своему быть не подобало.
12.В Сенате никакое дело исполнено быти надлежит словесно, но все письменно, понеже Сенату в таких важных поведениях вельми нужно иметь всякое опасение и осторожность, дабы наш интерес ни в чем не повредить; и того ради всем членам не прийти к тяжкому ответствованию, також и нам ни в чем бы сомнительно быти могло.
У подленной подписано собственною Его императорского величества рукою тако:
Поступать по сей, а старую ради неполности отставить.
Законодательство Петра I. - М., 1997. – С.77-79.
О КОЛЛЕГИЯХ
(1718 г., декабря 12)
Именной указ
Великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, Всея Великия, и Малыя и Белыя России самодержец. Указал по имянному своему Великого Государя указу, в коллегиях дела управлять с будущаго 719 году старым, а с 1720 новым манером, понеже новым манером еще не управились, такожде и в губерниях, до 720 году управлять по прежнему, как управляли по его великаго государя указом губернаторы с товарыщи, того ради во все губернии и в канцелярии и в приказы объявить указами, да бы по посланным ис тех коллегей указом во всем были послушны, а какое дело в которой коллегии, по его царскаго величества указу управлять велено, и в чем им губернаторам с товарыщи в коей коллегии надлежит, быть послушным, о том при указе послать ведение.
Реестр коллегиям.
О должности коллегей, что в которой управлять надлежит.
Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ)
Всякие иностранные и посольские дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников и приезды куриеров и других иноземцов.
Камор (или казенных зборов)
Всякое распоряжение и ведение доходов денежных всего государства.
Юстициа (то есть расправа гражданских дел)
Судные и розыскные дела, в той же коллегии в ведении и Поместной приказ.
Ревизион
Щет всех государственных приходов и расходов.
Воинской
Армия и гварнизоны, и все воинские дела, которые ведомы в Воинском приказе и которые прилучаются во всем государстве.
Адмиралтейской
Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении.
Комерц
Смотрение над всеми торгами и торговыми действиями.
Штацкантор (казенный дом)
Ведение всех государственных расходов.
Берг и Мануфактур
Рудокопные заводы и протчие ремесла и рукоделии и заводы оных и размножение, при том же и артилерия.
Законодательство Петра I. - М., 1997. – С.98.