§ 235. К делам исполнительным, требующим особенного высочайшего разрешения, принадлежат вообще все предметы управления, предполагающие новый распорядок или дополнение правил, также ограничение, распространение или отмену мер, прежде правительством принятых и высочайше утвержденных.
§ 236. К сему же роду дел в особенности принадлежат: 1) определение и увольнение от службы тех чиновников, кои зависят от непосредственного высочайшего утверждения; 2) производство в гражданские чины, начиная с 6-го класса; 3) награды орденами и пенсионами; 4) отрешение от мест и предание суду чиновников, определяемых высочайшими повелениями; 5) грамоты, дипломы, патенты на чины и дворянское достоинство; 6) дела о сопричтении к сословию дворянства по доказательствам, в своем месте представленным и рассмотренным в Правительствующем сенате; 7) случаи, подлежащие высочайшему разрешению в порядке дворянских и купеческих выборов и по охранению прав, сословиям их присвоенных; 8) по делам го су дарственного казначейства сравнительное положение кредитов и предварительная смета сумм, кои в течение каждого месяца министры по расписанию их потребовать могут.
|
|
Сопричтение – причисление, присоединение.
Отд. III. Отношение министров к власти судебной
§ 238. Власть судебная во всем ее пространстве принадлежит Сенату и местам судебным.
§ 239. По сему никакое министерство само собою никого судить и никаких тяжеб решить не может.
§ 240. В Сенате дела тяжебные, прикосновенные к государственным имуществам, не решаются иначе, как по истребовании заключения от того министра, к коему принадлежит управление казенным имением, в тяжбе состоящем.
Глава III. Сношения министров с местами и лицами, им равными
I. Положения общие
§241. Поелику все министерства составляют единое управление, то ни одно из них не может отделяться от других ни в видах управления, ни в общей его цели. Разделение разных частей управления по министерствам не есть разделение самого управления, которое по существу своему всегда должно быть едино.
§ 242. Но при сем единстве управления ни один министр не должен сам собою и непосредственно входить в управление дел, вверенных другому.
§ 243. В делах, прикосновенных к разным министерствам, каждый министр обязан требовать содействия других посредством сношений.
Глава V. Об ответственности министров
278. В правилах об ответственности министров определяются: 1) предметы ее, 2) порядок, коим она производится, ее последствия.
I. Предметы ответственности
§ 279. Предметы ответственности министров суть двух родов: 1) когда министр, превысив пределы своей власти, постановит что-либо в отмену существующих законов, уставов или учреждений, или же собственным своим действием и миновав порядок, для сего установленный, предпишет к исполнению такую меру, которая требует нового закона или постановления, 2) когда министр, оставив власть, ему данную, без действия, небрежением своим попустит важное злоупотребление или государственный ущерб.
|
|
§ 280. Не считать превышением власти, когда министр особенно на какой-либо случай был верховною властию уполномочен.
Верховная власть – (здесь) император.
§ 281. Не считать также превышением власти, когда министр в чрезвычайных каких-либо случаях примет решительную меру и по принятии ее окажется: 1) что она в видах общей безопасности была необходима, 2) что по настоятельности случая не мог он, не попустив видимой опасности, отлагать сию меру до высшего разрешения.
§ 282. Меры, приемлемые министром к исполнению закона или учреждения существующего, и не отменяющие никаких законов предыдущих, не составляют сами собою закона нового, не превышают власти, данной министру.
§ 283. Не вменяются в ответственность министру последствия законов и учреждений, кои хотя и им были предложены, но быв рассмотрены в порядке, для законодательной части установленном, утверждены высочайшею властию и доставлены к его исполнению.
§ 284. Не вменяются также в ответственность министру и те распорядительные положения, кои по представлениям министра приняты будут Правительствующим сенатом или удостоены высочайшего утверждения, разве бы в обстоятельствах представления сделано было умышленное и важное упущение.
§ 285. Не вменяются сверх того в ответственность те распорядительные меры, кои по особенным высочайшим повелениям, без скрепы (контросигнирования) министра, будут доставлены к его исполнению.
§ 286. Во всех прочих распорядительных и исполнительных мерах, подписанных министром или им скрепленных (контросигнированных) министр ответствует на точном исполнении правил, в § 279 изображенных.
Контросигрирование – тоже, что и контрассигнирование, скрепление подписью.