Конституционно-правовые нормы

Правовая норма – общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения.

 

Конституционно-правовые нормы – такие правовые нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения.

 

Признаки нормы права:

1) не индивидуализированные (не персонифицированный характер);

2) многократное применение (систематическое, постоянное);

3) применяется во всех случаях, когда обстоятельства, обусловленные КП (гипотезой нормы);

4) общеобязательность.

 

Классификации КПН:

1) по действию в пространстве:

· Местного действия – нормы, действующие на части территории, на которую      распространяются юрисдикция создавшего ее субъекта;

· Общего действия – действуют на всей этой территории (Устав СПб, ГК РФ).

2) по действию во времени:

· Постоянного действия – любые кодексы, Конституция;

· Временного действия – раздел 2 К РФ п. 7, 8, 9;

· Чрезвычайного действия – правовые нормы действуют в каких-либо чрезвычайных обстоятельствах, для их введения требуется специальное состояние (нормы о военном положении). Например, закон «О чрезвычайном положении».

3) по субъектам правотворчества:

· ФС;

· Президент РФ;

· Субъекты Федерации;

· Органы законодательной власти субъектов (решения КС РФ).

4) по юридическому значению:

· МАТЕРИАЛЬНЫЕ (закрепляет обязанности субъектов КП, полномочия субъектов КП;

· Процедурные (роль КПН в регулировании КП отношений – порядок осуществления той или иной нормы);

· МЕТОДИЧЕСКИЕ (те требования, которые требуют к пояснению (рекомендации), например, при принятии НПА;

· ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ (описание бланков или удостоверений депутатов.

5) по характеру воздействия:

· ОБЯЗЫВАЮЩИЕ - нормы закрепляют в конкретной форме обязанности  совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям, ч. 3 ст. 107 КРФ

· ЗАПРЕЩАЮЩИЕ - нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренних. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 КРФ.

· УПОЛНОМОЧИВАЮЩИЕ - нормы закрепляют право осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее, предметы ведения всех гос органов (например, ст. 71, 72,73,83–90, 102, 103 КРФ)

 

6) по степени обязательности предписаний КПН:

· ИМПЕРАТИВНЫЕ такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия s в соответствующих обст-вах (один вариант действий – ст. 106, ст. 111 К РФ);

· ДИСПОЗИТИВНЫЕ нормы предусматривают возможности выбора варианта действия s с учетом указанных в норме условий и обст-в (предложение нескольких вариантов действий – ч. 4 ст. 105 К РФ);

· РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ.

 

Структура КПН:

КПН крайне редко содержат гипотезы и санкции. В КП науке звучала позиция, что в КПН санкции отсутствуют. Они содержатся в УК, ГК, КоАП.

 

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: