ст. 13 К РФ:
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
1) Идеологический плюрализм:
ч. 1 ст. 13 К РФ – декларация этого признака, ч. 2 ст. 13 К РФ – определение.
Невозможность навязывания единой идеологии. Заявив, что единой идеологии нет, мы попросту отказались от фактора, скрепляющего наше государство.
2 ) Политический плюрализм (ч. 3, ч. 5 ст. 13 К РФ).
Политическое многообразие сводится к многопартийности. Политические объединения должны быть равны. Официально принцип многопартийности не соблюдается. Многочисленные партии (их представители) не могут стать депутатами. Больше 7 % не проходят (4 партии на сегодняшний день).
|
|
Политическое многообразие (ст. 13 К РФ), или политический плюрализм проявляется многопланово. Важно – 3 ключевых аспекта:
1) значение общественных объединений для обеспечения свободы мнений и слова, собраний, демонстраций, митингов;
2) порядок создания и юридически возможные механизмы деятельности общественных объединений, и прежде всего участия в государственно-политических кампаниях (выборы, референдумы, опросы);
3) реальные отношения между общественными объединениями в рамках структуры общества, борьбы за власть.
Что касается общественных объединений, важно заметить, что не все общественные объединения создаются преимущественно с политическими целями – многие из них вообще далеки от политики. Но К РФ содержит возможность участия в политике для общественных объединений (они могут в любой момент обозначить свое отношение к государственной политике, проекту закона, выборам, кандидатам и т.д.).
Конституционные принципы федеративного устройства РФ.
ст. 5 К РФ:
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
|
|
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
ч. 1 – называет все виды субъектов РФ.
ч. 2-4 – закрепляют подпринципы:
1) Равноправие субъектов: ч.1 – закрепляет, ч. 4 – детализирует;
2) ч. 2 – противоречие;
3) ч. 3 – основы федеративного устройства РФ.
Конституционный принцип социального государства в РФ.
ст. 7 К РФ:
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
ч. 1 ст. 7 К РФ – определение социального государства,
ч. 2 ст. 7 К РФ – раскрывается.
Социальным государством считается государство, которое:
- - создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек своим трудом (в разрешенных формах, при условиях его охраны и гарантированной оплаты) мог обеспечить себе необходимый экономический уровень жизни;
- - заботиться о здоровье людей (в первую очередь о физическом здоровье, хотя неплохо сделать предметом направления усилий государства и заботу о моральном и нравственном здоровье общества);
- - создает предпосылки для свободного развития личности (т.е. прилагает старания к тому, чтобы человек мог иметь условия для жизни, отдыха, удовлетворения духовных и культурных интересов, занятия спортом и т.д.; либо само организует соответствующие сферы, либо поддерживает соответствующе инициативы физических и юридических лиц);
- - берет на себя либо полную заботу, либо оказание помощи, в том числе материальной и организационной, в отношении тех категорий граждан, которые не в состоянии достойно жить на свои доходы.