Суммируя результаты собственных опытов и данные литерату-
ры, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, чтоЯмюция есть отра-
жение мозгом человека и животных какой-лиоо актуальной по-
требности (ее качества и величины) и вероятности (возможности)
ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетичес-
кого и ранее приобретенного индивидуального опыта^У
В самом общем виде правило возникновения эмоций можно
представить в виде структурной формулы:
где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожден- ного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает субъект в да ни ы и момент.
Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:
— индивидуальные (типологические) особенности субъекта,
прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности,
' мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;
— фактор времени, в зависимости от которого эмоциальная
реакция приобретает характер стремительно развивающегося
аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и не
делями; р
— качественные особенности потребности. Так, /эмоции, воз
никающие на базе социальных и духовных потребностей, приня
то именовать чувствамицНизкая вероятность избегания нежела
тельного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая веро
ятность достижения желаемой цели — фрустрацию и т. д. и т. п.
Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как£необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворешгя^7
Во избежание недоразумений... остановимся на уточнении употребляемых нами понятий. Термин «информация» мы используем, имея в виду ее прагматическое значение, т. е. изменение вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) благодаря получению данного сообщения.
,;'■■-- 233
Таким образом, речь идет не об информации, актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информации, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать)£Под информацией мы понимаем отражение всей совокупности достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время, достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий, и т. п 7%с ■ ■>
Термин «потребность» мы употребляем в его широком Марк-совом понимании, отнюдь не сводимом к одному лишь сохранению (выживанию) особи и вида -<• •.>• По нашему мнению, ^потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно поведение мы определим как такую форму жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектов способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность}^....>
(^Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ин больше, чем Ис) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис больше, чем Ин) порождает положительные ЭМОЦИИ-*^-..>
Например,гположительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферента-цией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения^?
До сих пор мы говорили об отражательной функции эмоций, которая совпадает с их оценочной функцией. Обратите внимание, что цена в самом общем смысле этого понятия всегда есть функция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности эту потребность удовлетворить). Но категория ценности и функция оценивания становятся ненужными, если отсутствует необходимость сравнения, обмена, т. е. необходимость сопоставления ценностей. Вот почему функция эмоций не сводится к простому сигнализированию воздействий, полезных или вредных для организма, как полагают сторонники «биологической теории эмоций». Воспользуемся примером, который приводит П. К. Анохин. Г_При повреждении сустава чувство боли ограничивает двигательную активность конечности, способствуя репаративным процессам^ В этом интегральном сигнализировании «вредности» П. К. Анохин видел приспособительное значение боли. Однако аналогичную роль мог бы играть механизм, автоматически, без участия эмоций тормозящий движения, вредные для поврежденного органа.^Чувство боли оказывается более пластичным механизмом: когда потребность в движении становится очень велика (напри-
234
мер, при угрозе самому существованию субъекта), движение осуществляется, невзирая на боль. Иными словами, эмоции выступают в роли своеобразной «валюты мозга» — универсальной меры ценностей, а не простого эквивалента, функционирующего по принципу: вредно — неприятно, полезно — приятно <<...>•






