Отражательно-оценочная функция эмоций

Суммируя результаты собственных опытов и данные литерату-

ры, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, чтоЯмюция есть отра-

жение мозгом человека и животных какой-лиоо актуальной по-

требности (ее качества и величины) и вероятности (возможности)

ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетичес-

кого и ранее приобретенного индивидуального опыта^У
    В самом общем виде правило возникновения эмоций можно

представить в виде структурной формулы:

где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качест­во актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности    (возможности) удовлетворения потребности на основе врожден- ного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах,     прогностически необходимых для удовлетворения потребности;     Ис — информация о средствах, которыми располагает субъект в      да ни ы и момент.

Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

— индивидуальные (типологические) особенности субъекта,
прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности,

' мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;

— фактор времени, в зависимости от которого эмоциальная
реакция приобретает характер стремительно развивающегося
аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и не­
делями;                                                                      р

— качественные особенности потребности. Так, /эмоции, воз­
никающие на базе социальных и духовных потребностей, приня­
то именовать чувствамицНизкая вероятность избегания нежела­
тельного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая веро­
ятность достижения желаемой цели — фрустрацию и т. д. и т. п.

Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как£необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (воз­можность) ее удовлетворешгя^7

Во избежание недоразумений... остановимся на уточнении упо­требляемых нами понятий. Термин «информация» мы использу­ем, имея в виду ее прагматическое значение, т. е. изменение ве­роятности достижения цели (удовлетворения потребности) бла­годаря получению данного сообщения.

,;'■■--                                                                                                                                                                                                                233


Таким образом, речь идет не об информации, актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информа­ции, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать)£Под информацией мы понима­ем отражение всей совокупности достижения цели: знания, кото­рыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергети­ческие ресурсы организма, время, достаточное или недостаточ­ное для организации соответствующих действий, и т. п 7%с ■ ■>

Термин «потребность» мы употребляем в его широком Марк-совом понимании, отнюдь не сводимом к одному лишь сохра­нению (выживанию) особи и вида -<• •.>• По нашему мнению, ^потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно пове­дение мы определим как такую форму жизнедеятельности, кото­рая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектов способным удовлетворить имеющуюся у ор­ганизма потребность}^....>

(^Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ин больше, чем Ис) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрас­тание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имев­шимся прогнозом (Ис больше, чем Ин) порождает положитель­ные ЭМОЦИИ-*^-..>

Например,гположительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферента-цией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потреб­ности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения^?

До сих пор мы говорили об отражательной функции эмоций, которая совпадает с их оценочной функцией. Обратите внимание, что цена в самом общем смысле этого понятия всегда есть функ­ция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возмож­ности эту потребность удовлетворить). Но категория ценности и функция оценивания становятся ненужными, если отсутствует не­обходимость сравнения, обмена, т. е. необходимость сопоставле­ния ценностей. Вот почему функция эмоций не сводится к просто­му сигнализированию воздействий, полезных или вредных для организма, как полагают сторонники «биологической теории эмо­ций». Воспользуемся примером, который приводит П. К. Анохин. Г_При повреждении сустава чувство боли ограничивает двигатель­ную активность конечности, способствуя репаративным процессам^ В этом интегральном сигнализировании «вредности» П. К. Ано­хин видел приспособительное значение боли. Однако аналогич­ную роль мог бы играть механизм, автоматически, без участия эмоций тормозящий движения, вредные для поврежденного орга­на.^Чувство боли оказывается более пластичным механизмом: когда потребность в движении становится очень велика (напри-

234


мер, при угрозе самому существованию субъекта), движение осу­ществляется, невзирая на боль. Иными словами, эмоции высту­пают в роли своеобразной «валюты мозга» — универсальной меры ценностей, а не простого эквивалента, функционирующего по принципу: вредно — неприятно, полезно — приятно <<...>•















double arrow
Сейчас читают про: