Анализ главных переменных величин

Политические науки изучали в основном политическую систе­му как таковую; ее органы и функции исследовались отдельно друг от друга. Я же намерен анализировать главные переменные вели­чины.

Первая величина, которой обычно занимаются правоведы, - сама Конституция, интерпретируемый политиками основной за­кон. Различают конституции президентского и парламентского ти­пов, Почти в чистом виде их можно обнаружить соответственно в США и в Великобритании,

Для американской системы характерны раздельные выборы исполнительной власти в лице президента и законодательной вла­сти - палаты представителей и сената...

Свою власть президент США может реализовать лишь в со­гласии с палатами конгресса: палатой депутатов или сенатом. Но партия, которую представляет президент, не обязательно рас­-


полагает большинством в палатах. Чтобы система была эффек­тивной, президент-республиканец должен взаимодействовать с сенатом, где большинство - демократы.

Президент США набирает министров не из парламента. Он может их и отозвать. Только в некоторых случаях назначения должны утверждаться сенатом.

Правительство Великобритании (по крайней мере, согласно Конституции ~ в том виде, в каком она действует ныне) - предста­витель палаты общин. При двухпартийной системе правительство опирается на большинство депутатов, и американский вариант, где глава государства может не принадлежать к партии, за которой большинство, в Англии немыслим,

Обе системы в настоящее время двухпартийны, однако у пар­тий в Великобритании и США есть существенные различия. Обе английские партии дисциплинированны: в палате общин депу­таты-консерваторы не могут не голосовать за правительство кон­серваторов всякий раз, когда “whips”* отдают соответствующее приказание. В американской же системе партии не дисциплиниро­ванны, и обычно президент правит, опираясь на большинство соб­ственной партии и меньшинство из числа оппозиционной партии.

Оба примера иллюстрируют родственные и в то же время про­тивоположные типы конституций...

Различия конституций не дают возможности классифициро­вать режимы. В самом деле, оба способа правления - английский и американский - схожи больше, нежели парламентское правле­ние во Франции** с парламентским правлением в Вели­кобритании...

-...если классифицировать конституционно-плюралистические режимы лишь в категории “парламентский - президентский”, то в одной группе окажутся режимы, практика которых не имеет ничего

общего


Вторая переменная величина политической системы - пар­тии... Социология партий - тема ряда исследований (в частности, книги Дюверже) - приложима ко всем партиям и во всех странах... Она пытается уяснить, каким образом внутри каждой партии рас­пределяется власть, и сравнивает партийные системы разных стран.

Сравнения закономерны и в данном случае: наиболее распро­страненных типов партийных систем - двухпартийной и много­партийной. Такая дифференциация закономерна, однако и она не позволяет классифицировать разновидности режимов, В самом деле, многопартийные режимы вполне сопоставимы с двухпартий­ным режимом Великобритании. С другой стороны, некоторые двухпартийные режимы могут функционировать совсем иначе. Система партий - одна из важнейших переменных величин, влия­ние которой необходимо анализировать, чтобы уяснить принцип функционирования политической системы, но анализ этот сам по себе не дает возможности классифицировать плюралистические режимы.

Третья переменная величина политической системы - способ функционирования режима. В свою очередь этот аспект подразде­ляется на три. можно сказать, уровня: избирательный закон и вы­боры, затем способ функционирования парламента, наконец - от­ношения между парламентом и правительством.

Изучение выборов - излюбленная дисциплина политической науки... Второму аспекту функционирования режима - работе пар­ламента - уделяли до сих пор мало внимания, поскольку такое изучение требует большого труда и не приводит к конкретным цифрам. Речь идет о феномене, который я называю функциони­рованием. Это отношения парламентариев внутри палаты, их со­трудничество и соперничество. Иными словами - как избранники работают вместе? Каковы неписаные законы их соревнования?...

С правовой точки зрения отношения правительства и парла­мента должны быть зафиксированы в Конституции или парламент­ском регламенте. На деле в каждой стране эти отношения меняют­ся в зависимости от времени, силы и авторитета исполнительной власти, от личности председателя совета министров...

Еще одна, четвертая, переменная величина, вошедшая в на­стоящее время в моду, - это так называемые группы давления.

Данный термин, клише с американского политического терми­-


на “pressure groups”, применяют к организациям, стремящимся влиять на общественное мнение, администрацию или правителей, не выполняя при этом правительственных функций. Группы дав­ления - это и профсоюзы, и объединения производителей свеклы или молока. Что бы там ни говорили, группы давления соответст­вуют природе.конституционно-плюралистических режимов; немыслимо, чтобы “интересы” рабочих или предпринимателей остава­лись не выраженными, лишенными защиты...

Есть в политике еще одна, последняя, переменная величина. Ее существование вытекает из всех предыдущих.

Это те, кому режим отводит первые роли. Короче говоря -меньшинство, которое Моска называл политическим классом, хотя лучше использовать термин “политический персонал”. Кто же за­нимается политикой?... Почему так и не удается занять высокое положение тому, кто слыл выдающимся? Какими качествами обес­печивается успех в том или ином режиме, в ту или иную эпоху? До 1939 года в Англии поговаривали: Уинстон Черчилль слишком умен, чтобы стать премьером, - если только не будет войны- Это была всего лишь остроумная шутка, но она порождает серьезный вопрос: кого в данном режиме признают руководителями в спокой­ную пору, чем отличаются они от тех, кто выдвигается в периоды кризисов?..

На уровне политического режима можно обнаружить много­численные различия в тех или иных конкретных аспектах общест­венной жизни...

Перечисленные мной переменные величины бесспорно долж­ны быть приняты во внимание, подвергнуты анализу. Но как их обобщить? Что взять за основу? Неуверенность приводит к коле­баниям между поисками причин и поисками практических сове­тов...

Если бы каузальные объяснения покоились на достоверном фундаменте, можно было бы давать практические советы и наде­яться на их применение. Но всякий раз, наблюдая за каким-то кон­кретным явлением, убеждаешься, что оно сопряжено со множест­вом факторов.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: