Внешний государственный долг

Внешний государственный долг: содержание, формы, причины

Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

А теперь перечислим формы государственных внешних заимствований России. Одним из сегментов рынка внешних долгов России являются облигации Внешэкономбанка и регистрируемые векселя по коммерческой задолженности бывшего СССР. Другой сегмент — рынок облигаций государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Сравнительно новым видом валютных долговых обязательств являются Еврооблигации, пополнившиеся в 1997 г. двумя займами. Один — в немецкой валюте, другой — в долларах США.

Внешний долг Российской Федерации:

Внешний долг является важной составляющей экономики любой страны. Исторически многие экономически развитые и развивающиеся страны прибегали к внешним заимствованиям в качестве источника дополнительных финансовых ресурсов. Для анализа состояния внешней задолженности страны актуально рассматривать как динамику совокупной внешней задолженности страны, так и ее структурных частей. Так, в контексте экономики Российской Федерации, актуальна проблема неравномерного распределения государственной и корпоративной задолженности в структуре совокупного внешнего долга. Статистика последних лет показывает значительное превышение уровня внешнего корпоративный долга над государственной задолженностью.

По данным Банка России, внешний долг Российской Федерации на данный момент составляет 51 172.4 млн. долл. США. При этом на органы государственного управления приходится 5,9%, на задолженность Центрального банка – 2,1%, банковская задолженность составляет 25,5%, а задолженность прочих секторов – 66,4%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что 8,1% от внешнего долга приходится на государственный долг, представленный задолженностью органов государственного управления и долгом субъектов Российской Федерации, а 91,9% – на корпоративный долг, включающий задолженность банков, а также других секторов. В период с 1 января 2014 года по декабрь 2017 года внешний государственный долг РФ снизился с 55 794.2 млн. долл. США (10,6% ВВП) до 51 172.4 млн. долл. США (13,2% ВВП). (см. таблицу 1) Анализируя динамику (см. рисунок 1) последних трёх лет, отметим, что в 2014 году внешний долг взял тенденцию к понижению, которая сменилась резким ростом в начале 2015 года достигнув 54 355.4 млн. долл. США, но вновь уйдя на спад побила показатели 2014 года достигнув к концу 2015 (50 128.6 млн. долл. США). В 2014 году значение внешнего долга Российской Федерации достигло пикового уровня в 728,9млрд долл. США. За рассматриваемый период, падение уровня совокупного внешнего долганаблюдалось только в 2010 году, когда произошло сокращение объёмов счетов и депозитов нерезидентов в российских банках, и после 2014 года – на 1 января 2015 года падение составило 16%, на 1 января 2016 года – 13%. До 2010 года характерной спецификой динамики внешней задолженности РФ являлось падение внешней государственной задолженности при росте внешней задолженности банков и корпораций. В 2010 году произошел рост в уровне еврооблигаций Российской Федерации, что значительно повлияло на совокупный рост внешней задолженности РФ. Продолжила сохранять тоже направление до половины 2016 года, сменившись небольшим ростом долга в пике скачка достигнувшего к марту 2017 года 51 190.4 млн. долл. США. Резкое падение долга можно наблюдать на протяжении следующих 4 месяцев, когда показатель достиг 48 552.6 млн. долл. США. В июле произошёл резкий скачок до 51 471.4 млн. долл. США, и дальнейший спад, который продолжается на данный момент с нынешним показателем в 51 172.4 млн. долл. США. При этом интересен тот факт, что до 2015 года статистика внешнего долга представлялась по другой структуре и включала деление на внешний долг государственного сектора в расширенном определении, охватывающий внешний долг органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования и упомянутую в предыдущих пунктах задолженность банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом, а также внешний долг частного сектора, включающий задолженность банков и прочих секторов, не являющийся квазисуверенным. Таким образом, до 2016 года квазисуверенный долг учитывался в статистике в рамках государственного, начиная с 2016 года он попадает в суммарный долг банков и других секторов и не выделяется отдельно. Тем не менее, в 2015 год размер внешней квазисуверенной задолженности составлял 43,7%.К концу 2017 года общий объем долговой нагрузки по-прежнему находится в безопасных пределах - менее 15% ВВП, что по мировым стандартам является умеренным значением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: