Внешний государственный долг: содержание, формы, причины
Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.
А теперь перечислим формы государственных внешних заимствований России. Одним из сегментов рынка внешних долгов России являются облигации Внешэкономбанка и регистрируемые векселя по коммерческой задолженности бывшего СССР. Другой сегмент — рынок облигаций государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Сравнительно новым видом валютных долговых обязательств являются Еврооблигации, пополнившиеся в 1997 г. двумя займами. Один — в немецкой валюте, другой — в долларах США.
Внешний долг Российской Федерации:
Внешний долг является важной составляющей экономики любой страны. Исторически многие экономически развитые и развивающиеся страны прибегали к внешним заимствованиям в качестве источника дополнительных финансовых ресурсов. Для анализа состояния внешней задолженности страны актуально рассматривать как динамику совокупной внешней задолженности страны, так и ее структурных частей. Так, в контексте экономики Российской Федерации, актуальна проблема неравномерного распределения государственной и корпоративной задолженности в структуре совокупного внешнего долга. Статистика последних лет показывает значительное превышение уровня внешнего корпоративный долга над государственной задолженностью.
|
|
По данным Банка России, внешний долг Российской Федерации на данный момент составляет 51 172.4 млн. долл. США. При этом на органы государственного управления приходится 5,9%, на задолженность Центрального банка – 2,1%, банковская задолженность составляет 25,5%, а задолженность прочих секторов – 66,4%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что 8,1% от внешнего долга приходится на государственный долг, представленный задолженностью органов государственного управления и долгом субъектов Российской Федерации, а 91,9% – на корпоративный долг, включающий задолженность банков, а также других секторов. В период с 1 января 2014 года по декабрь 2017 года внешний государственный долг РФ снизился с 55 794.2 млн. долл. США (10,6% ВВП) до 51 172.4 млн. долл. США (13,2% ВВП). (см. таблицу 1) Анализируя динамику (см. рисунок 1) последних трёх лет, отметим, что в 2014 году внешний долг взял тенденцию к понижению, которая сменилась резким ростом в начале 2015 года достигнув 54 355.4 млн. долл. США, но вновь уйдя на спад побила показатели 2014 года достигнув к концу 2015 (50 128.6 млн. долл. США). В 2014 году значение внешнего долга Российской Федерации достигло пикового уровня в 728,9млрд долл. США. За рассматриваемый период, падение уровня совокупного внешнего долганаблюдалось только в 2010 году, когда произошло сокращение объёмов счетов и депозитов нерезидентов в российских банках, и после 2014 года – на 1 января 2015 года падение составило 16%, на 1 января 2016 года – 13%. До 2010 года характерной спецификой динамики внешней задолженности РФ являлось падение внешней государственной задолженности при росте внешней задолженности банков и корпораций. В 2010 году произошел рост в уровне еврооблигаций Российской Федерации, что значительно повлияло на совокупный рост внешней задолженности РФ. Продолжила сохранять тоже направление до половины 2016 года, сменившись небольшим ростом долга в пике скачка достигнувшего к марту 2017 года 51 190.4 млн. долл. США. Резкое падение долга можно наблюдать на протяжении следующих 4 месяцев, когда показатель достиг 48 552.6 млн. долл. США. В июле произошёл резкий скачок до 51 471.4 млн. долл. США, и дальнейший спад, который продолжается на данный момент с нынешним показателем в 51 172.4 млн. долл. США. При этом интересен тот факт, что до 2015 года статистика внешнего долга представлялась по другой структуре и включала деление на внешний долг государственного сектора в расширенном определении, охватывающий внешний долг органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования и упомянутую в предыдущих пунктах задолженность банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом, а также внешний долг частного сектора, включающий задолженность банков и прочих секторов, не являющийся квазисуверенным. Таким образом, до 2016 года квазисуверенный долг учитывался в статистике в рамках государственного, начиная с 2016 года он попадает в суммарный долг банков и других секторов и не выделяется отдельно. Тем не менее, в 2015 год размер внешней квазисуверенной задолженности составлял 43,7%.К концу 2017 года общий объем долговой нагрузки по-прежнему находится в безопасных пределах - менее 15% ВВП, что по мировым стандартам является умеренным значением.
|
|