Содержание государственного долга, его экономические и финансовые последствия

СМОЛЕНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

ФИЛИАЛ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

Факультет экономики и управления

Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет»

 

 

Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность: финансы и кредит

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Финансы»

Вариант - № 15

 

Выполнил:

студент группы

№ гр. ОСб – Э01-16-1

Кудинов К. С.

 

Научный руководитель:

Хоминок А. Н.

к.э.н., доц.

Смоленск

Уч.г.

Вариант-15

Тема:Государственный долг

Оглавление

1. Введение. 3

2. Содержание государственного долга, его экономические и финансовые последствия. 4

3. Внутренний государственный долг. 13

4. Внешний государственный долг. 15

5. Управление государственным долгом, его основные проблемы в Российской Федерации. 18

6. Заключение. 24

7. Список литературы. 26

8. Приложение. 27

 

 

Введение.

Тема государственного долга на данный момент, безусловно, актуальная, так как государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.В настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным.

Целью курсовой работы является исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и определение методов по его управлению, формы государственного заимствования денежных средств и их особенности в России и развитых странах мира.

Основные задачи исследования:

· раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;

· проведение исследований в области истории заимствований России;

· анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;

· оценка влияния государственного долга на экономику России;

· исследование путей совершенствования управления госдолгом

 

 

Содержание государственного долга, его экономические и финансовые последствия.

Государственный долг связан с использованием государственных займов в качество одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем. Обязательства государства перед банками – кредиторами, физическими и юридическими лицами – владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами, накапливаясь, превращаются в государственный долг. Его приходиться выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и процентов.

Основные причины увеличения государственного долга.

· увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов.

· циклические спады экономики

· сокращение налогов в целях стимулирования экономики

· усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с политикой увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами

· повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере.

 

Государственный долг представляет собой задолженность, накопившуюся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов. Государственный долг равен сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки.Поэтому все причины, порождающие и увеличивающие бюджетный дефицит, часто рассматриваются в литературе так же, как причины возникновения и роста государственного долга. Принципиально новый момент в нашем анализе – переход от анализа влияния бюджетного дефицита на экономику в коротком периоде к рассмотрению долговременного воздействия на ее состояние государственного долга.

Превращение бюджетного дефицита в государственный долг происходит посредством:

- займов государства в национальном банке;

- получения правительством национальной экономики кредитов от иностранных государств и международных финансовых институтов;

- выпуска государственных ценных бумаг, представляющих собой обязательства по выплате заимствованных денег с процентами для всех желающих приобрести данные обязательства экономических субъектов. Такими путями государство привлекает дополнительные средства для удовлетворения общественных потребностей и расширения воспроизводства. Само по себе наличие постоянного бюджетного дефицита и растущего государственного долга – не показатель ухудшения экономической ситуации в экономике. В настоящее время в развитых странах бюджетные дефициты и порожденный ими государственный долг, по сути, представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации и развития экономики.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, т.к. для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВВП. Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита.Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного шага. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.Помимо экономических последствий государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них - усиление дифференциации населения.Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится все больше.

Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. В состав государственного долга Российской Федерации входят долговые обязательства, которые могут существовать в форме:

а) кредитных соглашений и договоров, заключенных Российской Федерацией с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

б) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

в) договоров о предоставлении государственных гарантий Федерации, договоров поручительства Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

г) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Федерации на основе принятых федеральных законов;

д) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства по срокам существования могут быть:

— краткосрочные (до одного года);

— среднесрочные (от одного года до пяти лет);

— долгосрочные (от пяти до 30 лет).

Кроме того, в ст. 98 Бюджетного кодекса оговаривается, что долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

В состав государственного долга субъекта РФ входят долговые обязательства этого субъекта, которые могут существовать в форме:

а) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государственными, международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредитов;

б) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

в) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

г) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ на основе законов этого субъекта РФ;

д) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.

Особенности государственного долга в США:

Вот уже на протяжении столетия США являются супердержавой, играющей ключевую роль на мировой политической и экономической арене. До недавнего времени США являлись первой экономикой мира (по итогам 2014 г. ВВП Китая по паритету покупательной способности опередил аналогичный показатель США). Экономика США является одной из наиболее развитых национальных экономик мира, лидирующей во многих отраслях мировой экономики. Это лидерство опирается на размеры хозяйства и уровень развития страны, мощный научно-технический потенциал, зрелость и динамизм развития рыночных институтов и механизмов, эффективность государственного регулирования экономики.

США принадлежит крупнейшая доля в мировом ВВП. Согласно данным МВФ, на 2014 г. ВВП США по номинальному значению достиг 14,42 трлн. долл.; ВВП США по паритету покупательной способности на 2014 г. составил 17,46 трлн. долл.. В 2014 г. ВВП США на душу населения по ППС достиг 54 597 долл. (по этому показателю США входят в первую десятку стран-лидеров). Темпы роста ВВП США на протяжении последних пяти лет растет в среднем на 2% (в 2013 г. этот показатель составил 2,2%, в 2014 г. - 2,4%). Кроме того, США уже многие годы являются одним из лидеров в мировом экспорте и импорте товаров и услуг - на долю страны приходится около 13% общемирового экспорта и около 18% общемирового импорта.

Однако, несмотря на весь экономический потенциал и уровень развития экономики, США продолжают оставаться самым крупным должником в современном мире.

Рисунок 2. Динамика внешнего долга США.

В основном внешний долг страны увеличивается вследствие дефицита бюджета (правительство тратит больше денег, чем собирает с помощью налогов). Так, дефицит бюджета США фиксируется с конца 60-х годов XX в. (с 1970 г. профицит бюджета США был зафиксирован только четыре раза - в 1998 - 2001 гг.). Вторым фактором увеличения внешнего долга является многолетний отрицательный торговый баланс США (объем импорта существенно превышает объем экспорта).

На данный момент государственный долг США составляет 18,15 трлн. долл., при этом 56,6 тыс. долл. государственного долга приходится на каждого гражданина, 154 тыс. долл. - на каждого налогоплательщика. С начала президентства Барака Обамы государственный долг вырос на 71%, или более чем на 7,5 трлн. долл. (см. таблицу 3)

Итак, в марте 2015 г. государственный долг США превысил 18 трлн. долл., а это значит, что в США вновь начал действовать лимит государственного долга. Проблема потолка государственного долга в США остается нерешенной много лет. Потолок государственного долга - уникальная мера управления экономикой, существующая в США с 1917 года и призванная сдерживать расходы государства. Решение о повышении государственного долга принимается вне рамок обсуждения бюджета. Из-за растущих расходов потолок государственного долга приходится постоянно поднимать. Но в последнее время эти решения даются нелегко: республиканцы рассматривают их как последнюю возможность надавить на правительство и сократить расходы бюджета.

Таким образом, США являются самым крупным должником в современном мире. Однако сами по себе абсолютные масштабы государственного долга еще не свидетельствуют о степени остроты обслуживания и погашения этого долга. Поэтому на данный момент риск экономической катастрофы в краткосрочной перспективе минимален. Потенциальная угроза таится в средней  и долгосрочной перспективах.

Характерные черты государственного долга в странах ЕС:

Европейский союз, в состав которого входят 28 государств с населением более 506 млн. чел., представляет собой крупнейшее в мире экономическое и политическое интеграционное объединение и занимает позиции одного из лидеров современной мировой экономики.

Экономика Еврозоны является одной из крупнейших в мире. Согласно оценке МВФ совокупный ВВП ЕС по паритету покупательной способности в 2012 г. составил 17 730 млрд. долл., в 2013 г. - 18 011 млрд. долл., в 2014 г. - 18 526 млрд. долл. При этом номинальный ВВП Европейского союза в 2012 г. достиг 16 673 млрд. долл., в 2013 г. - 17 372 млрд. долл. В свою очередь номинальный ВВП ЕС на душу населения оценивается в 32 125 долл.

Материальную основу ЕС составляют ведущие промышленно развитые страны: Германия, Италия, Франция, Испания, Великобритания, на которых приходится около 80% совокупного ВВП стран, входящих в ЕС. Вместе с тем с учетом фактора возрастания в экономике (совокупном мировом ВВП) удельного веса Китая, Индии, некоторых других развивающихся стран, а также (при благоприятном варианте развития) и России, доля Европейского союза в долговременной перспективе будет сокращаться. Начавшийся в 2008 г. мировой финансово-экономический кризис негативным образом отразился на положении ЕС в целом и отдельных входящих в его состав государств в мировой экономике.

В ноябре 2013 года исполнилось 20 лет со дня вступления в силу Договора о Европейском союзе. Собственный юбилей Европа встретила не только в состоянии экономической рецессии, но и с невыполнением значительным числом европейских стран основополагающих критериев, согласно которым дефицит бюджета стран Еврозоны может составлять не более 3% ВВП, а накопленный государственный долг не должен превышать 60% ВВП. Однако по итогам 2014 г. совокупный государственный долг 28 стран ЕС составил 86,8% ВВП, а совокупный государственный долг 19 стран Еврозоны достиг 91,49% ВВП (по данным на 2013 г. эти показатели составляли 85,5% и 90,9% соответственно). В 16 из 28 стран ЕС государственный долг был выше максимально допустимых 60% ВВП. Согласно Маастрихтскому договору, страны-члены Европейского Союза должны удерживать государственный долг на уровне 60%. Однако, во время принятия уровень долга в соотношении к внешнему валовому продукту находился на отметке в 70%. Финансовый кризис существенно повлиял на возрастание государственного долга европейских стран.По размерам государственного долга среди европейских стран на первом месте находится Великобритания (9,5 трлн. долл.), на втором - Франция (5,7 трлн. долл.), на третьем - Германия (5,5 трлн. долл.). Странами-лидерами по относительному уровню государственного долга к ВВП являются Греция (177% ВВП), Италия (132,1% ВВП), Португалия (130,2% ВВП), Ирландия и Кипр (125,1% и 111,7% ВВП соответственно). Самыми благополучными с точки зрения объёма государственного долга странами ЕС оказались Эстония (10%), Болгария (18%) и Люксембург (22,4%).

Таким образом, в настоящее время сохраняется неопределенность в отношении экономического и финансового развития европейских стран. Несмотря на ряд мер, предпринятых правительствами стран ЕС по уменьшению задолженности, уже несколько стран (Греция, Италия, Португалия, Испания, Ирландия, Кипр) столкнулись с кризисом суверенных долгов, который им самостоятельно не преодолеть. Кроме того, высокий уровень безработицы (9,8% по данным на февраль 2015 г.), продолжающийся бюджетный дефицит и рост внешней задолженности стран ЕС стимулируют кризисные явления как в отдельных странах, так и в Евросоюзе в целом. И хотя в последние годы правительства стран еврозоны смогли удержать процесс роста государственных долгов, а кое-где, например, в Греции, удалось даже их сократить, ВВП этих стран тоже уменьшается, экономическая ситуация ухудшается, следовательно, долги становятся все более обременительными для населения.

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что наличие высокого государственного долга является характерным признаком развитых государств. Правительства государств с развитой экономикой повышают и без того огромные государственные расходы на науку и культуру, образование и здравоохранение, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, социальное обеспечение и повышение уровня благосостояния граждан, вследствие чего возрастает бюджетный дефицит, а отсюда и объем государственных займов государства. Поэтому сейчас важнейшими целями экономической политики развитых стран должно стать недопущение чрезвычайного роста государственной задолженности, ухудшения других важнейших макроэкономических показателей, а также проведение различных реформ, способствующих формированию более рациональной и сбалансированной экономической политики.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: