Антикризисная политика России

Российские власти пытаются действовать по рецептам, применяемых в развитых странах: выделяя средства на рекапитализацию банковской системы, объявляя о снижении налоговой нагрузки на предприятия, приобретая проблемные активы и оказывая избирательную поддержку отдельным отраслям народного хозяйства.

Но все эти меры осуществляются медленно, непрозрачно и часто оказываются малоэффективными, а ресурсы направляются не столько на защиту интересов большинства граждан России, сколько на спасение активов и титулов собственности узкого круга влиятельных бизнесменов.

Единственной эффективной мерой является антициклическое управление движением капитала. Оно уменьшит объем зарубежных кредитов во время экономического подъема и предотвратит бегство капитала во время спадов. Вместо того чтобы выражать недовольство ограничениями, МВФ следует активно помогать развивающимся странам (и России) их внедрять. Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы антикризисных мер является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики.

В настоящее время Правительство РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с последствиями мирового финансового кризиса:

1. Курсовая политика;

2. Поддержка банковской системы;

3. Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений;

4. Налоговая и бюджетная политика;

5. Тарифная политика;

6. Содействие занятости населения;

7. Жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья;

8. Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики;

9. Нефтяная промышленность;

10. Автомобилестроение;

11. Сельхозмашиностроение;

12. Оборонно-промышленный комплекс;

13. Малый и средний бизнес;

14. Авиационные перевозки;

15. Розничная торговля;

16. Аграрно-промышленный комплекс;

17. Инфраструктурные проекты;

18. Организационное сопровождение реализации антикризисных мер.

Антикризисная политика 2015-2017 гг. заслуживает специального анализа. Ее меры и результаты формируют основы дальнейшего развития страны, новой модели экономического роста. Уроки минувшего периода полезны и с точки зрения возможности использовать накопленный опыт в будущем, поскольку периодические кризисы — естественный элемент рыночной экономики.

Изначально антикризисная программа правительства стала объектом острой критики со стороны представителей практически всех возможных направлений. Ее критиковали за жесткость денежной политики, нацеленной на решительное подавление инфляции, и за недостаточное использование опыта США и ЕС с их мерами мощного денежного и бюджетного стимулирования, а также за отсутствие мер поддержки различных отраслей или ее неэффективность. К этому добавлялась критика денежных властей за поддержание высоких процентных ставок, недостаточное кредитование экономики, жесткие меры по расчистке банковской системы. Вся эта критика имела определенные основания, поскольку любая экономическая политика в условиях экономического кризиса не может быть популярной (к тому же она не всегда последовательна).

Однако нельзя игнорировать по крайней мере две важные позитивные черты антикризисной политики 2014-2017 гг. Во-первых, правительство и Банк России смогли избежать популистских мер и не сделали стандартных макроэкономических и институциональных ошибок, которые, как правило, совершают власти в жестких экономических и политических условиях и к которым подталкивали многие влиятельные политические и экономические игроки. Популистские меры, обеспечивая краткосрочное смягчение ситуации, приводят к большим долгосрочным потерям. Между тем именно конфликт между краткосрочными результатами (в виде экономического роста) и среднесрочными целями (повышение эффективности) представлял наибольшую опасность для российской политики. Фетишизация краткосрочных темпов роста могла привести к популистским мерам с тяжелыми социально-экономическими последствиями уже в недалеком будущем12. Во-вторых, надо признать, что реальная ситуация в последние два года оказалась гораздо лучше, чем ожидания конца 2014 г. Более того, несмотря на более длительную рецессию, по большинству экономических параметров она оказалась лучше, чем в 2008-2009 гг., хотя политические и внешнеэкономические обстоятельства были гораздо более жесткими (см. Приложение).

Перечислим некоторые важные элементы и результаты антикризисной политики 2015-2017 гг., которые, по нашему мнению, закладывают основы для будущего (посткризисного) экономического роста.

Удалось сохранить базовую макроэкономическую стабильность, что проявилось прежде всего в параметрах бюджетного дефицита, государственного долга и в устойчивом снижении инфляции. В 2016 г. правительство вернулось к трехлетнему бюджетному планированию. При всем символическом характере этого шага он представляется важным для обеспечения доверия к экономической политике. Не менее важна в этом плане последовательная реализация курса на снижение инфляции до 4% к концу 2017 г. В принятом бюджете сделана попытка ослабить традиционную привязку его доходной базы к динамике цены на нефть. Правительство признало бессмысленность такой привязки и заложило в проект бюджета плоскую цену на нефть 40 долл./барр. Тем самым было фактически введено новое бюджетное правило, суть которого в инвариантности расходов относительно колебаний цен на нефть.

За счет сдерживания расходов удается контролировать размер дефицита федерального бюджета и бюджета расширенного правительства, несмотря на существенное падение доходов (даже в номинальном выражении). В 2015 г. дефицит федерального бюджета составлял 2,4% ВВП и 3,5% по итогам 2016 г., а в 2009 г. — около 6% (соответствующие показатели по бюджету расширенного правительства — 3,5 и 4,0% против 6,3%). Что касается отношения размера дефицита к общему объему расходов федерального бюджета, то в 2009 г. почти 24% расходов покрывалось за счет источников финансирования дефицита, а в 2015 и 2016 гг. — соответственно 12,6 и 18,1%. Причем рост общего дефицита федерального бюджета в 2015-2016 гг. происходил на фоне снижения размера ненефтегазового дефицита (с 10 до 9,4% ВВП). Таким образом, правительству удалось контролировать размер дефицита не только непосредственно федерального бюджета, но и всей бюджетной системы.

Россия остается страной с исключительно низким государственным долгом в размере 13% ВВП, причем преимущественно в национальной валюте — 9%. Сложнее ситуация с региональными бюджетами: на протяжении последних лет она оставалась очень напряженной, поскольку в условиях кризиса от региональных бюджетов требовали неуклонно выполнять лежащие на них социальные обязательства. Хотя долг региональных бюджетов невелик (менее 3% ВВП), риск их острого кризиса оставался на протяжении последних лет вполне реальным. В 2016 г. ситуация несколько улучшилась, по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, значительная часть коммерческого долга была реструктурирована в бюджетный на более благоприятных для регионов условиях. Во-вторых, практически весь региональный долг теперь номинирован в национальной валюте. В-третьих, задолженность регионов начала снижаться, хотя и незначительно — на 0,1% ВВП за 2016 г. (подробнее см.: Дерюгин, 2016).

Уменьшается зависимость государственного бюджета от нефтегазового экспорта. Доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета последовательно снижается — с 51% в 2014 г. до 43 в 2015 г. и 36% в 2016 г. (оценка). Разумеется, это обусловлено не столько диверсификацией структуры российской экономики, сколько падением мировых цен на нефть, которое не полностью компенсируется ослаблением курса рубля к доллару. В результате доля нефтегазовых доходов снижается на фоне сокращения даже в номинальном выражении общего объема доходов федерального бюджета.

Переход Банка России к политике таргетирования инфляции и плавающему валютному курсу подвергался особенно острой критике со стороны многих представителей политического класса, бизнеса и экспертного сообщества. Между тем эти трудные решения, принятые осенью 2014 г., имели важные позитивные последствия для макроэкономической стабильности. Инфляция к концу 2016 г. достигла 5,4%, что беспрецедентно для современной России. Удалось не только сохранить, но и нарастить международные резервы: на 1 января 2017 г. они составили 377,7 млрд долл. (+2,5%).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Циклический характер развития присущ всем отношениям: экономическим, социальным, политическим и т.д.

Сущность теории циклического развития экономики связано с тем, что экономика, как открытая система, находиться в состоянии перманентного отклонения от состояния равновесия. Все отклонения приводят к тому, что цикличность в экономическом развитии имеет свою специфику. Цикличность есть система циклов с жесткими причинно-следственными связями.

Эпицентр циклического движения – это экономический кризис, в котором обозначается предел и, в то же время, обнаруживается импульс роста экономики. Глубинным процессом циклических колебаний является движение инвестиций. Для рыночной экономики характерны малые и большие циклы. Это форма экономического движения. Циклические колебания тесно связаны с инвестиционной деятельностью для цикличности характерны: инвестиционный мультипликатор и акселератор. Цикличность – это важнейшая закономерность экономического развития.

Так же мы приходим к выводу, что для экономики характерны колебания объема национального продукта и уровня цен. Экономические циклы всегда имеют одни и те же фазы: пик, спад, подъем и оживление, но циклы отличаются друг от друга по интенсивности и продолжительности.

Хотя для объяснения циклического развития экономики использовались такие исходные причинные факторы, как технические новшества, политические события, накопления денежной массы, обычно считается, что непосредственной детерминантой объема национального производства и занятости является объем общих расходов.

Как видим, назвать единственную причину циклического хода движения рыночной экономики оказывается весьма трудным делом. Поэтому многие современные экономисты ограничиваются общим указанием на то, что причина циклического движения заложена в сложном и противоречивом характере многообразных сил и факторов, оказывающих воздействие на движение рыночной экономики.

Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Под влиянием государственного воздействия меняется механизм циклического движения. Управление коммерческими циклами — чрезвычайно сложная задача, успешно решить которую правительство может лишь в том случае, если в стране существуют достаточно развитые рыночные механизмы. Лишь через эти механизмы можно регулировать экономические циклы с достаточной степенью надежности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 1 дек. 1993года. М.: Анжур, 2007г.

2. Сборник Кодексов и законов РФ., М.: «Весь» - 2009г

3. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: учебно-практическое пособие / Отв. ред. Г.А, Александров. – М.: Издательство БЕК, 2002. – 544 с.

4. Камаев В.Д. и кол. авторов. Учебник по основам экономической теории. – М.: Владос, 1996, стр. 355 – 359

5. Курс экономической теории: учебник 5е изд. исп. И доп., - Киров: «АСА», 2005- 415с.

6. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2006

7. Менеджмент организации. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера / Под общ. ред. В.Е.Ланкина. – Таганрог: ТРТУ, 2006

8. Экономическая теория./ Под. Ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб.: изд. СПбГУЭФ, издательство «Питер», 2000. – 544 с.

9. Явлинский Г. Кризис в России: конец системы? Начало пути?/Г. Явлинский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1999. – 117 с.

10. Глазьев С.Ю. Вопросы формирования антикризисной политики//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 15 (82).

11. Кувшинова Ольга. Экономика ниже нуля. // Ведомости от 11 января 2013

12. Мау Владимир. Антикризисная политика: Старые новые риски. // Ведомости от 4 декабря 2016 г.

13. Родрик Дэни. Выиграть в кризис. // Ведомости от 26 декабря 2015 г.

15. "Российская Бизнес-газета" 714 (30) от 11 августа 2016 г.

Электронные ресурсы

16. Статистика Росстата по ВВП // www. gks.ru

17. Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. www.government.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: