Основные инструменты государственного антикризисного регулирования в России

Основные элементы концепции ФО п/п-ий:

1. Правовое регулирование. Налоговая политика последнего времени (конца 90-х – начало 2000 г.) носила фискальный характер, т.е. высокие налоговые ставки, большое количество налогов.

2. Ден.-кред. политика. Характеризовалась попытками сдержать инфляцию, высокими %-ми ставками за кредит, что сделало недоступными кредитные ресурсы для большинства п/п-ий.

3. Валютное регулирование. Было направлено на ограничение вывоза валюты за рубеж, жесткие ограничения на объем и контроль за использованием валютных средств п/п-ий, что во многом сдерживало интеграцию российских п/п-ий в мировую эк. систему.

4. Отношения собственности. развитие частной собственности приводит к усилению заинтересованности в результатах труда, но в России приватизация не создала класса эффективных собственников. Это скорее происходит из-за:

- небольшой срок проводимых реформ;

- результат еще не проявил себя в масштабах страны;

- неудачная модель приватизации;

- непродуманная система контроля со стороны государства.

5. Важнейшим элементом концепции антикризисного государственно регулирования является определение условий, при которых п/п-я признаются банкротом. Некоторые специалисты сводят антикризисное государственное регулирование к законодательству о банкротстве, и хотя антикризисное управление следует понимать более широко, законодательству о банкротстве необходимо уделить собое внимание.

Первые нормативные акты, сформулировавшие условия и критерии банкротства, в России появились в начале рыночных преобразований.

В соответствии с Законом РФ от 19.11.92г. №3239-1 «О несостоятельности (банкротстве) п/п-ий» и Постановлением Правительства России от 20.05.94г. №498 в качестве признания п/п-ий финансово-устойчивым и платежеспособным были определены критерии, рассчитанные на основе бухгалтерской отчетности. Нарушение хотя бы одного критерия считалось достаточным для попадания п/п-я в группу особого контроля. Несмотря на то, что данная методика действовала с 05.94 по 02.98 в полном объеме как критерий оценки несостоятельности она не использовалась: во-первых, из-за несовершенства самой методики; а во-вторых, из-за неудовлетворенной системы бухгалтерского учета.

Тем не менее с 94 г. банкротство стало для п/п-ий реальностью, но основания для признания банкротов были другие. Главным критерием стало наличие значительной и долговременной задолженности перед государством.

Т.о. в этот период при банкротстве п/п-ий главную роль играли вертикальные связи (государство – п/п-е), а горизонтальные партнерские, как правило, не работали.

С 1 марта 1998 г. в России вступил в силу ФЗ от 08.01.98 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), учитывающий предыдущую отечественную практику и позитивный опыт развитых стран. Главным преимуществом этого закона являются:

- ориентация на сохранение п/п-я и создание условий для его выживания через реструктуризацию;

- прозрачность критериев банкротства, отсутствие понятия удовлетворенной структуры баланса.

В основе этого закона были заложены следующие положения, направленные на оздоровление конкретного предприятия:

1. Внешним признаком банкротства является невыполнение предприятием требования кредиторов в течение 3 мес. со дня наступления сроков их исполнения.

2. Банкротство может быть признано только арбитражным судом.

Положения закона 98 г. направлены на финансовое оздоровление. Однако само применение этого закона оставалось мягким.

Не все п/п, имевшие признаки несостоятельности, попадали под процедуры банкротства. Это объясняется следующим:

- закон вступил в силу перед августовским кризисом 98 г.

- пропускная способность арбитражных судов была недостаточна.

Тем не менее этот закон оживил процедуру банкротства. В 98 г. в арбитражные суды поступило в 2 с лишним раза больше заявление о признании должника банкротом, чем в предыдущий год.

Законодательство о банкротстве продолжало развиваться и подтверждение тому принятие нового ФЗ от 26.10.02 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Процедура банкротства начинается с процедуры принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Этим право обладает сам должник, кредиторы и уполномоченные органы.

Дело о банкротстве может быть возбуждено:

- требование к должнику (юр. л.) в совокупности составляют не менее 100000 рублей и

- эти обязательства не выполняются в течение 3 мес.

В соответствии с законом процедурами банкротства являются:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

6. Разработка рекомендации пакета мер по выходу из кризиса. Различн п/п, наход-ся на схожих этапах развития переживают сходные прояв-я кризиса. Но Прав-во, минист-ва и экономич-я наука уделяют недостат-е вним-е исследов-ю проблем реструктуризации низкоэффективных производств. В 97 г. Мин экономики РФ были подгот-ны методич-е рекомен-ции по реформе п/п. основ-я направ-сть этих разработок – создание элементов аппарата антикриз-го управ-я при внешней санации. В наст время назрела необх-сть системных рекомендаций по фин оздоровлению для отдельных групп п/п. В мир практике встреч-ся след-я классиф-я: -фин неустойч-е компании на фоне стабильно развив-ся отрасли, -компании, основн-е виды деят-сти которых относ-ся к низкоприб-ым, отмир-им отраслям, -фин неблагоприятные компании принадлеж-е к слабой отрасли, -фин благоприятные компании, чья деят-сть относ-ся к стабильно развив-ся отрасли.

Контрольная функция гос-ва в усл-ях кризиса имеет след-е черты: 1)в период несостоят-сти на п/п возник-ет опасносность хищений. Осн виды хищений: -обналич-е ден средств, -заключ-е фиктив-х договоров на поставку товаров, по которым известно, что прод-я не потсупит, -учреждение новых фирм с теми же учредителями и перевод в них осн активов, -завыш-е цен при поставках, -фиктивный наем на работу. 2)наиболее сложной проблемой яв-ся разрастание теневой экономики, доля которой в ВВП в сер 90 гг оценив-сь в 40% и приближалась к мировому рекорду. Теневая экономика: -криминальная (казнокрадство, коррупция), -полулегальная (когда набл-ся уклон-е от уплаты налогов).

3. Стратегия и тактика ФО п/п-я

Этапы разработки программ финансового оздоровления. Различия между программами реструктуризации для финансового оздоровления и общими программами предприятия. Концепция и политика финансового оздоровления предприятия. Меры и задачи оперативной и стратегической реструктуризации для финансового оздоровления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: