«Экономическая функция социальной работы — это деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общности и общества в целом. Она состоит из таких элементов, как формирование и рациональное распределение экономических ресурсов; контроль за их эффективным использованием и др.
В реализации экономической функции по решению проблем достойного существования человека участвуют три субъекта: государство, общество и сам человек. В зависимости от конкретной ситуации каждый из них берет на себя большую или меньшую нагрузку.
Практика свидетельствует, что на современном этапе формирования рыночных отношений в обществе первостепенная роль в реализации экономической функции социальной работы принадлежит государству.
Экономика социальной работы — это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг.»
|
|
Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — С. 5.
«Принципы экономики социальной работы — это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для экономики социальной работы характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические.
Принцип гуманизма, один из основополагающих, предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способностей личности.
Принцип социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость выступает не в виде абсолютной уравнительности, а в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава и т.п. Она выступает в двух формах: справедливость обмена и справедливость распределения. Социальная справедливость предполагает активное участие всех людей в экономической жизни и политических событиях общества.
Согласно принципу общественной целесообразности контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев.
Принцип экономической эффективности отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование.
|
|
Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения. Согласно этому принципу именно государства выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может этого самостоятельно в силу объективных причин.
Принцип экономической самостоятельности местных органов предполагает разграничение экономических полномочий субъектов республиканского и местного уровней.
Немаловажное значение имеют и такие экономические принципы, как принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышение качества жизни, возрастание потребностей и т.п.»
Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — С. 12–14.
«Особенность социальной работы состоит в том, что ее эффективность зависит от степени социально-экономической помощи именно тому, кто оказался членом общества, попавшим в ситуацию экономического риска.
Сущность эффективности социальной работы выражается в способности государства и общества, системы социальной защиты населения и ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. Поэтому понятие «эффективности» социальной работы можно выразить как максимально возможное достижение цели по удовлетворению потребностей населения при оптимальных затратах.
Методы практического определения эффективности социальной работы включают:
– статистический анализ, когда на основе статистических данных устанавливаются тенденции развития и результатов социальной работы;
– сравнительный анализ, т. е. сопоставление однотипных данных для определения степени достижения цели;
– социально-демографический анализ динамики смертности и рождаемости, изменения качества и уровня жизни и др., что позволяет судить об эффективности социальной политики;
– целенаправленное наблюдение за изменениями в жизнеобеспечении клиента в результате проводимой с ним работы;
– социологические исследования, выявляющие мнение клиентов о результативности социальной работы;
– математическое моделирование, способствующее выявлению наиболее эффективных моделей социальной работы и др.
Наиболее плодотворный путь — это определение эффективности социальной работы путем сравнения получаемых результатов с ранее выдвигавшимися целями и сложившимися нормами.
Критерии эффективности социальной работы многообразны: количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий и др.); нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов и др.).
В качестве обобщенного критерия оценки эффективности социальной деятельности выступают социальные нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели.»
Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — С. 145–146.
«Можно, таким образом, сделать вывод, что целесообразность затраты государственных и частных средств на образование не следует измерять лишь его непосредственными практическими результатами. Такое помещение средств приносит свои плоды уже тем, что открывает перед массами людей гораздо большие возможности, нежели они сами обычно могут себе обеспечить. Образование позволяет многим, кто мог бы умереть в безвестности, получить возможность для раскрытия своих потенциальных способностей. А экономическая выгода от использования одного крупного промышленного открытия вполне достаточна для покрытия издержек на образование для целого города, ибо такая новая идея, как, например, главное изобретение Бессемера, обеспечивает такой же прирост производственной мощности, как и труд 100 тыс. человек. Не столь непосредственна, но не менее важна по своему значению помощь, оказываемая такими медицинскими открытиями, как открытия Йенера или Пастера, которые укрепляют наше здоровье и трудоспособность; такова же роль научной деятельности, скажем, в области математики или биологии, хотя многие поколения могут кануть в Лету, прежде чем такая деятельность принесет ощутимые плоды в виде увеличения материального благосостояния. Все средства, в течение многих лет затрачиваемые на обеспечение массам доступа к более высоким ступеням образования, с лихвой окупятся, если они приведут к появлению еще одного Ньютона или Дарвина, Шекспира или Бетховена.»
|
|
Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1. Пер. с англ. — М., Издательская группа «Прогресс»,1993. — С. 293–294.
«Почему в 60-е годы так быстро росла плата за обучение в колледже? В значительной мере это объясняется резким повышением затрат на преподавание, отчасти из-за более высоких ставок преподавателей, отчасти из-за снижения педагогических нагрузок. Но почему это произошло? Задайте этот вопрос знакомому профессору, и, скорее всего, он станет рассказывать вам о том, как много лет требуется для получения ученой степени и что невозможно заниматься исследовательской работой, когда преподаешь по двенадцать часов в день. Каждый добропорядочный член профессорской гильдии согласится со справедливостью этих доводов. Но ни для одного добропорядочного профессора экономики они не выглядят убедительным объяснением того, что произошло в 60-х годах: почему профессора стали больше получать и меньше преподавать?
Объяснение же заключается в быстром росте спроса на профессоров. Законодательные органы штатов выделили много денег на строительство новых колледжей и расширение старых; опасаясь советского превосходства в научной сфере, федеральное правительство ассигновало огромные суммы на высшее образование и на научные исследования, открыв новые возможности для преподавателей; послевоенный бум рождаемости к 60-м годам превратился в бум студентов; и среди населения распространилось убеждение в том, что диплом выпускника колледжа необходим для преуспевания в жизни. Тем временем повышался спрос на хорошо обученных работников со стороны государственных и частных предприятий, что расширяло возможности людей с высоким уровнем образования. Все это, в конечном счете, и привело к сильному увеличению спроса на профессорские услуги. Профессора колледжей – это ведь тоже редкий ресурс со своей альтернативной стоимостью. Чтобы заполучить больше профессоров, приходилось отвлекать их от альтернативных мест работы высокими окладами и сокращением педагогической нагрузки.»
|
|
Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. — М.: Изд-во «Новости» при участии изд-ва «Catallaxy», 1991. — С. 78–79.
«Можно ли утверждать, что цены на прически выросли потому, что повысилась заработная плата парикмахеров? Если бы люди не были готовы платить более высокие цены за прически, каким образом могла бы повыситься заработная плата парикмахеров? Издержки — т. е. заработная плата — стали такими, какие они есть, в значительной мере из-за цены, которую люди готовы платить за то, чтобы стричься у профессионалов.
Хирурги, делающие пластические операции, получают высокую заработную плату за свою работу. Но в этом ли причина того, что подтянуть кожу на лице стоит так дорого? Не совсем. Причинно-следственная связь и здесь направлена в противоположную сторону. Услуги хирурга стоят так дорого именно потому, что люди готовы платить высокую цену за пластическую хирургию. Конечно, только небольшое число людей имеет необходимую для этого квалификацию, а приобретать ее трудно и долго. Поэтому спрос на пластическую хирургию не просто увеличивает число людей, желающих и способных ими стать, но и повышает число хирургов. Для отдельного человека затраты на услуги специалиста по пластическим операциям, очевидно, не могут не зависеть от спроса других людей на пластическую хирургию.
Когда владельцы американских профессиональных футбольных команд объявляют летом о повышении цен на билеты, то любят оправдывать это повышение растущими издержками, в особенности высокой заработной платой игроков. Но почему игроки получают такую высокую заработную плату? Причина не может заключаться в том, что у них очень опасная и тяжелая работа, т.к. столь же опасной и тяжелой она была в те далекие дни, когда футболисты получали всего несколько сотен долларов за сезон. Спрос, готовность многих людей платить высокие цены за зрелище превратили футбольных игроков в такой ценный ресурс. Игроки в европейский футбол (soccer) получают в Соединенных Штатах намного меньше не потому, что они меньше работают, а потому, что европейский футбол не так популярен в этой стране».
Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. — М.: Изд-во «Новости» при участии изд-ва «Catallaxy», 1991. — С. 87–88.
ПОКАЗНИК ІМЕН
А
Абрамова Г.С., 201, 209, 211, 289, 301
Адлер А., 272
Алешина Ю.Б., 271, 284
Ананьев Б.Г., 155
Антонов А., 116, 118, 121
Аристотель, 93
Архангельский В.М., 57
Астахова Е.В., 2, 6, 231
Афанасьев В.С., 111
Ахелис Т., 77
Б
Батыгин Г.С., 137
Бахтин М.М., 96, 266, 267
Белановский С.А., 135, 203, 205, 216
Бердяев Н.О., 64, 179
Бересфорд П., 266
Бехтерев В.М., 193, 276
Боймер Г., 29
Браун А., 306
Брэндон Д., 66, 205, 238
Булгаков С., 178
Бурая Н.П., 241, 242, 244
В
Васьковская С.В., 171
Вахтеров В.П., 189
Вебер М., 94, 366
Волков Ю.Г., 70, 72, 79, 83, 85, 98, 371
Вольфенсбергер, 26
Выготский Л.С., 155, 267
Г
Гадамер Х.Г., 65
Гарднер Г., 156, 157
Гвирцман А.М., 74, 77
Гегель Г., 93
Герцен А.И., 173
Горностай П.П., 171
Грамши А., 78
Григ І., 28
Гумплович Л., 94
Д
Дарендорф Р., 112, 115
Делонг Г., 48
Демков М.И., 191
Добреньков В.И., 132, 133, 134, 217
Дьюи Дж., 16
Дюркгейм Э., 79, 83, 105, 106, 107, 130
Е
Елисеев О.П., 149
Ж
Жмир В., 9
З
Зубок В.М., 113
И
Инкельс А., 95
І
Іванова О., 28
К
Каптерев П.Ф., 188
Кареев Н., 76, 87, 111, 113, 114, 115, 191
Картер П., 212, 214, 216, 218
Кидд Б., 113, 114
Кингсли Д., 86
Ключевский В.О., 52, 54, 60
Ковалев А.Г., 156
Коваль Л.Г., 239, 240, 247, 251, 253, 257, 258
Козер Л.А., 112
Кокошин А.А., 113
Комаров М.С., 82, 87, 88, 90, 91
Конт О., 129
Корнаи Я., 378
Кравченко А.И., 8, 132, 133, 134, 217
Крофт С., 266
Куценко В.И., 78
Л
Лаптенок С.Д., 122
Левитов Н.Д., 155
Ленин В.И., 78, 80, 122
Леонгард К., 164
Ле-Пле, 83
Либин А.В., 157
Линтон Р., 103
Лоренц У., 7, 18, 19, 21, 27, 30, 105, 182, 197, 198, 199, 240, 245
Лосэн М., 50, 66
Лужок І.І., 221, 232
Лукашевич М.П., 2, 99, 100, 104
М
Мадди С., 67
Макаренко А.С., 176, 226
Максимов Е.И., 54, 56, 57
Мамардашвили М., 291, 296
Маркс К., 64, 78, 95, 110, 111, 116, 123, 124, 125, 131, 175, 176, 177, 368
Маршалл А., 368, 374, 375, 381
Маслоу А., 152, 153, 154, 273
Маточкин И.В., 111
Меновщиков В.Ю., 271, 272, 274, 276, 285, 351
Мертон Р.К., 107, 108, 109, 110, 141, 142
Мигович І., 2, 9, 12, 13, 14, 21, 27, 28
Мид Дж., 102
Монтень, 93
Морган Л., 118
Морено Дж., 103
Мостовая И.В., 70, 72, 79, 83, 85, 98
Моховиков А.М., 290, 293, 296, 298, 299
Мюллендер О., 301
Мясищев В.Н., 156
Н
Недачин В.П., 181, 185, 194
Ницше Ф., 149
Новіков В., 268
Новікова О.Ф., 30, 31, 32
О
Осипов Г.В., 102
Острогорский В.П., 190
П
Павленок П.Д., 129, 130
Павлов И.П., 156
Пантелеева Т.С., 371, 378, 379, 380
Парсонс Т., 99, 103
Пейн М., 10, 14, 15, 17, 20, 22, 23, 158, 159, 162, 170
Піча В.М., 102
Попова И.М., 69
Р
Райнер П., 115
Рамон Ш., 34, 50, 66, 67, 205, 238
Ричмонд М., 16, 20, 241
Робинсон В., 16
Роджерс Ф., 269, 274
Роттердамский Э., 175
Рубинштейн М., 155
Руссо Ж.Ж., 110
Руткевич М.Н., 100
Рывкина Р.В., 92
Рюриков Ю., 117
С
Саломон А., 20
Сидоров В., 8, 12, 212, 214
Скотна Н.В., 33
Смелзер Н., 71, 107, 108, 111, 367
Соловьев М.С., 52
Сорока І.В., 30, 31, 32
Сорокин П., 69, 73, 75, 84, 87, 106
Спенсер Г., 76, 77, 85, 181, 185, 186, 191, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 373
Столяренко Л.Д., 160
Сухомлинский В.А., 176
Сысенко В.А., 124
Т
Тернер Дж., 100, 138, 139, 141, 142, 143, 144
Тольц С.С., 124
Топчий П.В., 220
Тощенко Ж.Т., 71
Трубецкой С.Н., 174
Туленков Н.В., 100
У
Уорд Д., 301
Уорнер Р., 34, 67
Ушинский К.Д., 184, 187
Ф
Фейербах Л., 94
Фейерчальд Х.П., 86
Фирсов М.В., 56, 57, 60
Фрейд З., 179, 269
Фромм Э., 98, 177, 272
Фурье Ш., 178
Х
Хайек Ф.А., 370, 373
Халтобин В.О., 34, 200, 208
Харчев А.Г., 116
Хейне П., 372, 376, 382, 383
Холостова Е.И., 221, 254
Хоманс Дж. К., 145
Хорни К., 272
Ч
Чаянов А.В., 133
Червякова Г.А., 371, 378, 379, 380
Черниш Н., 126
Чернышевский Н.Г., 184
Ш
Шардлоу С., 134, 356
Шоттер Дж., 267
Шумпетер Й., 368
Щ
Щербина Ф.А., 133
Э
Эклунд К., 371
Энгельс Ф., 64, 78, 95, 110, 111, 116, 123, 124, 125, 131, 175, 176, 177, 368
Эриксон М., 160, 269
Ю
Юнг К., 272
Юркевич П.Д., 183, 186
Я
Ядов В.А., 70
Якуба Е.А., 73, 75, 91
Яновский Р.Г., 123
Янсон Ю.Э., 133
Ярская-Смирнова Е.С., 200, 202, 204, 208, 210, 211, 218, 219, 220, 221, 224, 241
Ясперс К., 179
ПОКАЗНИК ТЕРМІНІВ
А
алкоголізм, 61, 124, 138, 198
апатія, 79
Б
батьківство, 31, 277
бесіда, 281, 282
благодійництво, 67
В
взаємовідносини, 24, 81, 86, 100, 162, 208, 270
виховання, 108, 241
відповідальність, 35, 171
відчуження, 356
воля, 27, 82, 175, 177, 187
вплив, 23, 24, 25, 27, 36, 40, 41, 59, 64, 84, 98, 105, 107, 113, 144, 162, 165, 169, 170, 183, 186, 208, 224, 227, 237, 242, 299, 301, 302, 358, 373, 378
Г
гнів, 79, 169, 289
голод, 161
грабіж, 118
група, 29, 38, 56, 78, 86, 88, 92, 95, 96, 97, 101, 102, 109, 112, 115, 119, 122, 138, 142, 145, 147, 148, 195, 202, 204, 211, 212, 223, 227, 246, 299, 300, 301, 302, 356, 358, 359, 360, 366
гуманізм, 35
Д
діти, 55, 72, 125, 183, 191, 192, 359, 378
дія, 7, 33, 76, 114, 206, 211, 377, 379
допомога, 209, 235, 277
досвід, 18, 31, 33, 34, 47, 48, 49, 50, 55, 74, 107, 160, 163, 177, 197, 199, 204, 216, 224, 225, 226, 227, 235, 237, 245, 246, 276, 281, 298, 362, 363
Е
елемент, 16, 47, 84, 109, 116, 119, 156, 175
Ж
жертва, 189
З
задача, 38, 46, 53, 70, 161, 167, 180, 207, 229, 230, 283, 360, 363, 365, 368, 372, 377
захист, 48, 170, 173, 209, 210
здоров’я, 124, 179, 300, 355, 375, 385
І
ідеал, 175
інвалідність, 33, 41, 62, 63, 64, 198, 222
інтерес, 19, 28, 40, 124, 168, 179, 181, 188, 189, 221, 225, 270, 277
К
клієнт, 19, 24, 25, 31, 40, 65, 78, 168, 169, 170, 171, 172, 208, 209, 210, 267, 268, 271, 276, 277, 278, 279, 280, 281, 297, 299
клімат, 166, 375
конфлікт, 113, 119, 120, 124, 154, 156, 159
культура, 38, 45, 77, 162, 194
М
межа, 277
мета, 17, 25, 37, 41, 91, 103, 153, 183, 221, 232, 233, 249, 269, 292, 300, 301, 302, 379
мотивація, 153, 154, 155
Н
навички, 35, 171, 209, 279
насильство, 119
наука, 17, 18, 34, 36, 82, 83, 122, 134, 135, 136, 149, 186, 234, 242, 371
нахили, 169
невроз, 50, 79, 154
норми, 101, 108, 113, 115, 116, 119, 124, 160, 247, 269, 280, 283
О
община, 215, 217, 247
опіка, 56
П
патологія, 31
пацієнт, 267
педагог, 199, 238
пияцтво, 124
пільга, 57, 58
план, 23, 100, 119, 131, 135, 205, 240, 242, 246, 248, 271
плата, 372, 385, 386
побут, 128
поведінка, 27, 28, 31, 108, 113, 159, 162, 168, 169
показник, 94
попит, 385, 386
послуга, 8, 34, 208, 209, 210, 280, 298
потреба, 37, 56, 57, 84, 111, 112, 153, 154, 155, 161, 188, 213, 235, 237, 269, 357, 367
почуття, 97, 157, 173, 182, 191, 194, 271, 291, 298
права, 34, 35, 40, 41, 42, 63, 100, 129, 144, 185, 208, 211, 215, 217, 367, 373, 382
право, 18, 32, 34, 35, 40, 41, 42, 56, 63, 64, 100, 129, 144, 149, 185, 208, 211, 215, 217, 239, 242, 246, 277, 289, 367, 371, 373, 380, 382
працівник, 19, 168, 169, 170, 171, 240, 376
принципи, 7, 33, 34, 63, 77, 118, 159, 194, 215, 218, 229, 277, 280, 383
притулок, 52, 53, 60, 71
проблема, 7, 16, 17, 18, 19, 23, 29, 30, 36, 40, 44, 47, 49, 63, 73, 77, 79, 82, 108, 109, 112, 134, 141, 142, 148, 166, 167, 168, 172, 173, 174, 198, 199, 205, 206, 210, 217, 218, 219, 221, 222, 227, 229, 242, 246, 271, 275, 286, 287, 291, 292, 357, 364, 371, 375, 382
програма, 46, 47, 56, 58, 61, 63, 64, 139, 147, 167, 198, 210, 219, 220, 222, 226, 227, 228, 229, 230, 235, 236, 240, 242, 243, 244, 245, 247, 248, 249, 295, 356
продукт, 97, 105, 106, 165, 191
простір, 278, 293
психоаналіз, 27, 163, 266
Р
реформа, 114, 133, 174, 195, 235, 355
робота, 26, 57, 59, 70, 90, 271, 282
розвиток, 34, 48, 112, 154, 155, 159, 210, 224, 235, 239, 246
розуміння, 37, 81, 100, 106, 153, 157, 158, 180, 289, 301, 302, 361
С
садизм, 198
самовизначення, 34, 151
середовище, 110
синдром, 295
система, 19, 44, 47, 65, 70, 75, 82, 90, 91, 100, 102, 105, 109, 122, 202, 226, 247, 296, 363, 375
сім’я, 19, 79, 84, 92, 93, 123, 125, 126, 194, 238, 268, 374
служба, 223, 288, 294
соціологія, 99, 143, 371
соціум, 95, 110, 373
спосіб, 82, 94, 100, 129, 131, 141, 163, 272, 280, 293, 294, 374, 377
статус, 27, 29, 44, 54, 78, 93, 144, 204, 233, 239, 375
стиль, 134, 161, 276, 294, 298
суб’єкт, 78, 106, 107, 109, 220, 222, 232
суспільство, 30, 51, 65, 78, 82, 87, 88, 92, 94, 102, 109, 112, 113, 115, 119, 120, 121, 125, 126, 128, 132, 133, 134, 146, 158, 160, 161, 175, 177, 182, 213, 217, 295, 361, 363, 371, 372, 373, 382
сфера, 38, 168, 225, 358, 359, 375
Т
талант, 179
темперамент, 106, 152, 156, 157
тест, 140
технологія, 139, 366
традиція, 162, 236
У
умова, 80, 88, 90, 198, 250
установка, 112
Ф
фактор, 378
фемінізм, 163
фонд, 380
форма, 37, 38, 45, 53, 54, 69, 70, 94, 117, 208, 249, 287, 361, 374, 381
Х
характер, 36, 42, 47, 48, 81, 100, 101, 106, 108, 111, 127, 128, 148, 155, 156, 157, 164, 178, 188, 193, 194, 218, 236, 238, 273, 276, 288, 356, 357, 374
Ц
ціль, 25, 37, 41, 91, 103, 153, 183, 221, 232, 233, 269, 292, 300, 301, 302, 379
Ш
шлюб, 123, 129, 130
Я
якість, 105, 107, 111, 142, 149, 214, 223, 290, 293, 362, 364, 384
ЗМІСТ
Вступ........................................................................................................................... 3
РОЗДІЛ I. СОЦІАЛЬНА РОБОТА: СУТНІСТЬ, ФУНКЦІЇ, ПРИНЦИПИ
1.1. Визначення, предмет, задачі та функції соціальної роботи................. 5
1.2. Теорії та сучасні концепції соціальної роботи.................................... 18
1.3. Основні принципи, цінності та закономірності
соціальної роботи.................................................................................... 32
1.4. Співробітництво та партнерство як основні принципи
соціальної роботи.................................................................................... 36
РОЗДІЛ ІІ. Соціальна політика як основа
соціальної роботи
2.1. Роль соціальної політики у вирішенні завдань
соціальної роботи.................................................................................... 46
2.2. Діяльність державних, громадських та благодійних організацій:
історія і сучасність.................................................................................. 51
РоЗДІЛ ІІІ. Історія і філософія соціальної роботи
3.1. Досвід соціальної допомоги в історії людства. Становлення
професії соціального працівника.......................................................... 66
3.2. Філософські підґрунтя соціальної роботи........................................... 75
Розділ IV. Соціологічні засади соціальної роботи
4.1. Соціологія як наука про суспільство та суспільні відносини........... 81
4.2. Соціальна структура і соціальні відносини.
Сутність соціальних відносин............................................................... 85
4.3. Особистість і суспільство: проблема взаємодії................................. 103
4.4. Соціологія девіантної поведінки........................................................ 113
4.5. Соціологія конфлікту.......................................................................... 119
4.6. Соціологія сім’ї та молоді................................................................... 122
4.7. Соціологічні методи дослідження проблем у соціальній роботі.... 133
4.8. Основні парадигми сучасної соціології. Роль спеціальних
соціологічних теорій в організації соціальної роботи...................... 142
РОЗДІЛ V. Психологічне забезпечення соціальної роботи
5.1. Психологія особистості....................................................................... 149
5.2. Психологічні моделі соціалізації особистості................................... 160
5.3. Психологічні методи соціальної роботи............................................ 163
РОЗДІЛ VI. Соціальна робота і виховання
6.1. Виховна функція соціальної роботи.................................................. 174
6.2. Педагогічні принципи і методи в соціальній роботі.
Педагогічні шляхи і засоби розвитку особистості............................ 180
РОздІл VII. Соціальна робота як професія
7.1. Професія — соціальний працівник.................................................... 197
7.2. Професійні ролі і професійна майстерність
соціального працівника....................................................................... 205
7.3. Етичний кодекс соціального працівника.......................................... 213
7.4. Освіта в галузі соціальної роботи...................................................... 219
7.5. Моделі і стандарти підготовки соціального працівника в
Європі та США..................................................................................... 232
РОздІл viii. Методика соцІальноЇ рОботИ
8.1. Форми та методи соціальної роботи................................................... 252
8.2. Консультування як метод соціальної роботи.................................... 266
8.3. Телефонне консультування................................................................ 286
8.4. Групові та індивідуальні методи соціальної роботи........................ 295
8.5. Види та напрямки соціальної роботи................................................. 301
РОздІл iX. Правове регулювання соціальної роботи
9.1. Перелік нормативних актів, що регламентують соціальну
роботу та захист населення України................................................... 301
9.2. Законодавча база соціальної роботи в Україні................................. 301
РОздІл х. Менеджмент соціальної роботи
10.1. Соціальні проблеми, соціальна діагностика................................... 301
10.2. Соціальне управління. Діяльність соціальних служб.................... 301
РОздІл ХІ. Економічні основи соціальної роботи
11.1. Соціальна орієнтація економічної політики.................................... 301
11.2. Економічний простір соціальної роботи......................................... 301
11.3. Економіка соціальної роботи............................................................ 301
ПОКАЗНИК ІМЕН............................................................................................... 301
ПОКАЗНИК ТЕРМІНІВ...................................................................................... 301
Соціальна робота: Хрестоматія. Соціальна робота. Книга III.
Друкується в авторській редакції.
Технічний редактор А. А. Рачимов
Комп’ютерний макет: Д. А. Цюпко
Свідоцтво про внесення до Держ. реєстру від 05.05.2000, серія ДК № 48
Підп. до друку 14.01.2002. Формат 70х100/16.
Папір офс. Друк офс. Ум. друк. арк. 20,79.
Тираж 1000 прим. Зам. № 934.
Державний центр
соціальних служб для молоді
01030, Україна, м. Київ-30, вул. Б. Хмельницького, 51б, 4 поверх
тел./факс (044) 244-40-00, E-mail: UDCAdmin@priocom.com.ua
URL://www.cssm.kiev.ua
Віддруковано з оригінал-макета замовника в ТОВ ВПК “Аспект”
16600, Чернігівська обл., м. Ніжин, а/с-58.
Контактні телефони:
(04631) тел./факс 3-11-08
(04631) тел. 3-18-03
E-mail: aspekt@ne.cg.ukrtel.net