Економіка соціальної роботи

«Экономическая функция социальной работы — это деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общности и общества в целом. Она состоит из таких элементов, как формирование и рациональное распределение экономических ресурсов; контроль за их эффективным использованием и др.

В реализации экономической функции по решению проблем достойного существования человека участвуют три субъекта: государство, общество и сам человек. В зависимости от конкретной ситуации каждый из них берет на себя большую или меньшую нагрузку.

Практика свидетельствует, что на современном этапе формирования рыночных отношений в обществе первостепенная роль в реализации экономической функции социальной работы принадлежит государству.

Экономика социальной работы — это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг.»

Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — С. 5.

«Принципы экономики социальной работы — это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для экономики социальной работы характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические.

Принцип гуманизма, один из основополагающих, предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способностей личности.

Принцип социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость выступает не в виде абсолютной уравнительности, а в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава и т.п. Она выступает в двух формах: справедливость обмена и справедливость распределения. Социальная справедливость предполагает активное участие всех людей в экономической жизни и политических событиях общества.

Согласно принципу общественной целесообразности контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев.

Принцип экономической эффективности отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование.

Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения. Согласно этому принципу именно государства выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может этого самостоятельно в силу объективных причин.

Принцип экономической самостоятельности местных органов предполагает разграничение экономических полномочий субъектов республиканского и местного уровней.

Немаловажное значение имеют и такие экономические принципы, как принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышение качества жизни, возрастание потребностей и т.п.»

Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — С. 12–14.

«Особенность социальной работы состоит в том, что ее эффективность зависит от степени социально-экономической помощи именно тому, кто оказался членом общества, попавшим в ситуацию экономического риска.

Сущность эффективности социальной работы выражается в способности государства и общества, системы социальной защиты населения и ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. Поэтому понятие «эффективности» социальной работы можно выразить как максимально возмож­ное достижение цели по удовлетворению потребностей населения при оптимальных затратах.

Методы практического определения эффективности социальной работы включают:

– статистический анализ, когда на основе статистических данных устанавливаются тенденции развития и результатов социальной работы;

– сравнительный анализ, т. е. сопоставление однотипных данных для определения степени достижения цели;

– социально-демографический анализ динамики смертности и рождаемости, изменения качества и уровня жизни и др., что позволяет судить об эффективности социальной политики;

– целенаправленное наблюдение за изменениями в жизнеобеспечении клиента в результате проводимой с ним работы;

– социологические исследования, выявляющие мнение клиентов о результативности социальной работы;

– математическое моделирование, способствующее выявлению наиболее эффективных моделей социальной работы и др.

Наиболее плодотворный путь — это определение эффективности социальной работы путем сравнения получаемых результатов с ранее выдвигавшимися целями и сложившимися нормами.

Критерии эффективности социальной работы многообразны: количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий и др.); нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов и др.).

В качестве обобщенного критерия оценки эффективности социальной деятельности выступают социальные нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели.»

Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — С. 145–146.

«Можно, таким образом, сделать вывод, что целесообразность затраты государственных и частных средств на образование не следует измерять лишь его непосредственными практическими результатами. Такое помещение средств приносит свои плоды уже тем, что открывает перед массами людей гораздо большие возможности, нежели они сами обычно могут себе обеспечить. Образование позволяет многим, кто мог бы умереть в безвестности, получить возможность для раскрытия своих потенциальных способностей. А экономическая выгода от использования одного крупного промышленного открытия вполне достаточна для покрытия издержек на образование для целого города, ибо такая новая идея, как, например, главное изобретение Бессемера, обеспечивает такой же прирост производственной мощности, как и труд 100 тыс. человек. Не столь непосредственна, но не менее важна по своему значению помощь, оказываемая такими медицинскими открытиями, как открытия Йенера или Пастера, которые укрепляют наше здоровье и трудоспособность; такова же роль научной деятельности, скажем, в области математики или биологии, хотя многие поколения могут кануть в Лету, прежде чем такая деятельность принесет ощутимые плоды в виде увеличения материального благосостояния. Все средства, в течение многих лет затрачиваемые на обеспечение массам доступа к более высоким ступеням образования, с лихвой окупятся, если они приведут к появлению еще одного Ньютона или Дарвина, Шекспира или Бетховена.»

Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1. Пер. с англ. — М., Издательская группа «Прогресс»,1993. — С. 293–294.

«Почему в 60-е годы так быстро росла плата за обучение в колледже? В значительной мере это объясняется резким повышением затрат на преподавание, отчасти из-за более высоких ставок преподавателей, отчасти из-за снижения педагогических нагрузок. Но почему это произошло? Задайте этот вопрос знакомому профессору, и, скорее всего, он станет рассказывать вам о том, как много лет требуется для получения ученой степени и что невозможно заниматься исследовательской работой, когда преподаешь по двенадцать часов в день. Каждый добропорядочный член профессорской гильдии согласится со справедливостью этих доводов. Но ни для одного добропорядочного профессора экономики они не выглядят убедительным объяснением того, что произошло в 60-х годах: почему профессора стали больше получать и меньше преподавать?

Объяснение же заключается в быстром росте спроса на профессоров. Законодательные органы штатов выделили много денег на строительство новых колледжей и расширение старых; опасаясь советского превосходства в научной сфере, федеральное правительство ассигновало огромные суммы на высшее образование и на научные исследования, открыв новые возможности для преподавателей; послевоенный бум рождаемости к 60-м годам превратился в бум студентов; и среди населения распространилось убеждение в том, что диплом выпускника колледжа необходим для преуспевания в жизни. Тем временем повышался спрос на хорошо обученных работников со стороны государственных и частных предприятий, что расширяло возможности людей с высоким уровнем образования. Все это, в конечном счете, и привело к сильному увеличению спроса на профессорские услуги. Профессора колледжей – это ведь тоже редкий ресурс со своей альтернативной стоимостью. Чтобы заполучить больше профессоров, приходилось отвлекать их от альтернативных мест работы высокими окладами и сокращением педагогической нагрузки.»

Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. — М.: Изд-во «Новости» при участии изд-ва «Catallaxy», 1991. — С. 78–79.

«Можно ли утверждать, что цены на прически выросли потому, что повысилась заработная плата парикмахеров? Если бы люди не были готовы платить более высокие цены за прически, каким образом могла бы повыситься заработная плата парикмахеров? Издержки — т. е. заработная плата — стали такими, какие они есть, в значительной мере из-за цены, которую люди готовы платить за то, чтобы стричься у профессионалов.

Хирурги, делающие пластические операции, получают высокую заработную плату за свою работу. Но в этом ли причина того, что подтянуть кожу на лице стоит так дорого? Не совсем. Причинно-следственная связь и здесь направлена в противоположную сторону. Услуги хирурга стоят так дорого именно потому, что люди готовы платить высокую цену за пластическую хирургию. Конечно, только небольшое число людей имеет необходимую для этого квалификацию, а приобретать ее трудно и долго. Поэтому спрос на пластическую хирургию не просто увеличивает число людей, желающих и способных ими стать, но и повышает число хирургов. Для отдельного человека затраты на услуги специалиста по пластическим операциям, очевидно, не могут не зависеть от спроса других людей на пластическую хирургию.

Когда владельцы американских профессиональных футбольных команд объявляют летом о повышении цен на билеты, то любят оправдывать это повышение растущими издержками, в особенности высокой заработной платой игроков. Но почему игроки получают такую высокую заработную плату? Причина не может заключаться в том, что у них очень опасная и тяжелая работа, т.к. столь же опасной и тяжелой она была в те далекие дни, когда футболисты получали всего несколько сотен долларов за сезон. Спрос, готовность многих людей платить высокие цены за зрелище превратили футбольных игроков в такой ценный ресурс. Игроки в европейский футбол (soccer) получают в Соединенных Штатах намного меньше не потому, что они меньше работают, а потому, что европейский футбол не так популярен в этой стране».

Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. — М.: Изд-во «Новости» при участии изд-ва «Catallaxy», 1991. — С. 87–88.



ПОКАЗНИК ІМЕН


А

Абрамова Г.С., 201, 209, 211, 289, 301

Адлер А., 272

Алешина Ю.Б., 271, 284

Ананьев Б.Г., 155

Антонов А., 116, 118, 121

Аристотель, 93

Архангельский В.М., 57

Астахова Е.В., 2, 6, 231

Афанасьев В.С., 111

Ахелис Т., 77

Б

Батыгин Г.С., 137

Бахтин М.М., 96, 266, 267

Белановский С.А., 135, 203, 205, 216

Бердяев Н.О., 64, 179

Бересфорд П., 266

Бехтерев В.М., 193, 276

Боймер Г., 29

Браун А., 306

Брэндон Д., 66, 205, 238

Булгаков С., 178

Бурая Н.П., 241, 242, 244

В

Васьковская С.В., 171

Вахтеров В.П., 189

Вебер М., 94, 366

Волков Ю.Г., 70, 72, 79, 83, 85, 98, 371

Вольфенсбергер, 26

Выготский Л.С., 155, 267

Г

Гадамер Х.Г., 65

Гарднер Г., 156, 157

Гвирцман А.М., 74, 77

Гегель Г., 93

Герцен А.И., 173

Горностай П.П., 171

Грамши А., 78

Григ І., 28

Гумплович Л., 94

Д

Дарендорф Р., 112, 115

Делонг Г., 48

Демков М.И., 191

Добреньков В.И., 132, 133, 134, 217

Дьюи Дж., 16

Дюркгейм Э., 79, 83, 105, 106, 107, 130

Е

Елисеев О.П., 149

Ж

Жмир В., 9

З

Зубок В.М., 113

И

Инкельс А., 95

І

Іванова О., 28

К

Каптерев П.Ф., 188

Кареев Н., 76, 87, 111, 113, 114, 115, 191

Картер П., 212, 214, 216, 218

Кидд Б., 113, 114

Кингсли Д., 86

Ключевский В.О., 52, 54, 60

Ковалев А.Г., 156

Коваль Л.Г., 239, 240, 247, 251, 253, 257, 258

Козер Л.А., 112

Кокошин А.А., 113

Комаров М.С., 82, 87, 88, 90, 91

Конт О., 129

Корнаи Я., 378

Кравченко А.И., 8, 132, 133, 134, 217

Крофт С., 266

Куценко В.И., 78

Л

Лаптенок С.Д., 122

Левитов Н.Д., 155

Ленин В.И., 78, 80, 122

Леонгард К., 164

Ле-Пле, 83

Либин А.В., 157

Линтон Р., 103

Лоренц У., 7, 18, 19, 21, 27, 30, 105, 182, 197, 198, 199, 240, 245

Лосэн М., 50, 66

Лужок І.І., 221, 232

Лукашевич М.П., 2, 99, 100, 104

М

Мадди С., 67

Макаренко А.С., 176, 226

Максимов Е.И., 54, 56, 57

Мамардашвили М., 291, 296

Маркс К., 64, 78, 95, 110, 111, 116, 123, 124, 125, 131, 175, 176, 177, 368

Маршалл А., 368, 374, 375, 381

Маслоу А., 152, 153, 154, 273

Маточкин И.В., 111

Меновщиков В.Ю., 271, 272, 274, 276, 285, 351

Мертон Р.К., 107, 108, 109, 110, 141, 142

Мигович І., 2, 9, 12, 13, 14, 21, 27, 28

Мид Дж., 102

Монтень, 93

Морган Л., 118

Морено Дж., 103

Мостовая И.В., 70, 72, 79, 83, 85, 98

Моховиков А.М., 290, 293, 296, 298, 299

Мюллендер О., 301

Мясищев В.Н., 156

Н

Недачин В.П., 181, 185, 194

Ницше Ф., 149

Новіков В., 268

Новікова О.Ф., 30, 31, 32

О

Осипов Г.В., 102

Острогорский В.П., 190

П

Павленок П.Д., 129, 130

Павлов И.П., 156

Пантелеева Т.С., 371, 378, 379, 380

Парсонс Т., 99, 103

Пейн М., 10, 14, 15, 17, 20, 22, 23, 158, 159, 162, 170

Піча В.М., 102

Попова И.М., 69

Р

Райнер П., 115

Рамон Ш., 34, 50, 66, 67, 205, 238

Ричмонд М., 16, 20, 241

Робинсон В., 16

Роджерс Ф., 269, 274

Роттердамский Э., 175

Рубинштейн М., 155

Руссо Ж.Ж., 110

Руткевич М.Н., 100

Рывкина Р.В., 92

Рюриков Ю., 117

С

Саломон А., 20

Сидоров В., 8, 12, 212, 214

Скотна Н.В., 33

Смелзер Н., 71, 107, 108, 111, 367

Соловьев М.С., 52

Сорока І.В., 30, 31, 32

Сорокин П., 69, 73, 75, 84, 87, 106

Спенсер Г., 76, 77, 85, 181, 185, 186, 191, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 373

Столяренко Л.Д., 160

Сухомлинский В.А., 176

Сысенко В.А., 124

Т

Тернер Дж., 100, 138, 139, 141, 142, 143, 144

Тольц С.С., 124

Топчий П.В., 220

Тощенко Ж.Т., 71

Трубецкой С.Н., 174

Туленков Н.В., 100

У

Уорд Д., 301

Уорнер Р., 34, 67

Ушинский К.Д., 184, 187

Ф

Фейербах Л., 94

Фейерчальд Х.П., 86

Фирсов М.В., 56, 57, 60

Фрейд З., 179, 269

Фромм Э., 98, 177, 272

Фурье Ш., 178

Х

Хайек Ф.А., 370, 373

Халтобин В.О., 34, 200, 208

Харчев А.Г., 116

Хейне П., 372, 376, 382, 383

Холостова Е.И., 221, 254

Хоманс Дж. К., 145

Хорни К., 272

Ч

Чаянов А.В., 133

Червякова Г.А., 371, 378, 379, 380

Черниш Н., 126

Чернышевский Н.Г., 184

Ш

Шардлоу С., 134, 356

Шоттер Дж., 267

Шумпетер Й., 368

Щ

Щербина Ф.А., 133

Э

Эклунд К., 371

Энгельс Ф., 64, 78, 95, 110, 111, 116, 123, 124, 125, 131, 175, 176, 177, 368

Эриксон М., 160, 269

Ю

Юнг К., 272

Юркевич П.Д., 183, 186

Я

Ядов В.А., 70

Якуба Е.А., 73, 75, 91

Яновский Р.Г., 123

Янсон Ю.Э., 133

Ярская-Смирнова Е.С., 200, 202, 204, 208, 210, 211, 218, 219, 220, 221, 224, 241

Ясперс К., 179




ПОКАЗНИК ТЕРМІНІВ


А

алкоголізм, 61, 124, 138, 198

апатія, 79

Б

батьківство, 31, 277

бесіда, 281, 282

благодійництво, 67

В

взаємовідносини, 24, 81, 86, 100, 162, 208, 270

виховання, 108, 241

відповідальність, 35, 171

відчуження, 356

воля, 27, 82, 175, 177, 187

вплив, 23, 24, 25, 27, 36, 40, 41, 59, 64, 84, 98, 105, 107, 113, 144, 162, 165, 169, 170, 183, 186, 208, 224, 227, 237, 242, 299, 301, 302, 358, 373, 378

Г

гнів, 79, 169, 289

голод, 161

грабіж, 118

група, 29, 38, 56, 78, 86, 88, 92, 95, 96, 97, 101, 102, 109, 112, 115, 119, 122, 138, 142, 145, 147, 148, 195, 202, 204, 211, 212, 223, 227, 246, 299, 300, 301, 302, 356, 358, 359, 360, 366

гуманізм, 35

Д

діти, 55, 72, 125, 183, 191, 192, 359, 378

дія, 7, 33, 76, 114, 206, 211, 377, 379

допомога, 209, 235, 277

досвід, 18, 31, 33, 34, 47, 48, 49, 50, 55, 74, 107, 160, 163, 177, 197, 199, 204, 216, 224, 225, 226, 227, 235, 237, 245, 246, 276, 281, 298, 362, 363

Е

елемент, 16, 47, 84, 109, 116, 119, 156, 175

Ж

жертва, 189

З

задача, 38, 46, 53, 70, 161, 167, 180, 207, 229, 230, 283, 360, 363, 365, 368, 372, 377

захист, 48, 170, 173, 209, 210

здоров’я, 124, 179, 300, 355, 375, 385

І

ідеал, 175

інвалідність, 33, 41, 62, 63, 64, 198, 222

інтерес, 19, 28, 40, 124, 168, 179, 181, 188, 189, 221, 225, 270, 277

К

клієнт, 19, 24, 25, 31, 40, 65, 78, 168, 169, 170, 171, 172, 208, 209, 210, 267, 268, 271, 276, 277, 278, 279, 280, 281, 297, 299

клімат, 166, 375

конфлікт, 113, 119, 120, 124, 154, 156, 159

культура, 38, 45, 77, 162, 194

М

межа, 277

мета, 17, 25, 37, 41, 91, 103, 153, 183, 221, 232, 233, 249, 269, 292, 300, 301, 302, 379

мотивація, 153, 154, 155

Н

навички, 35, 171, 209, 279

насильство, 119

наука, 17, 18, 34, 36, 82, 83, 122, 134, 135, 136, 149, 186, 234, 242, 371

нахили, 169

невроз, 50, 79, 154

норми, 101, 108, 113, 115, 116, 119, 124, 160, 247, 269, 280, 283

О

община, 215, 217, 247

опіка, 56

П

патологія, 31

пацієнт, 267

педагог, 199, 238

пияцтво, 124

пільга, 57, 58

план, 23, 100, 119, 131, 135, 205, 240, 242, 246, 248, 271

плата, 372, 385, 386

побут, 128

поведінка, 27, 28, 31, 108, 113, 159, 162, 168, 169

показник, 94

попит, 385, 386

послуга, 8, 34, 208, 209, 210, 280, 298

потреба, 37, 56, 57, 84, 111, 112, 153, 154, 155, 161, 188, 213, 235, 237, 269, 357, 367

почуття, 97, 157, 173, 182, 191, 194, 271, 291, 298

права, 34, 35, 40, 41, 42, 63, 100, 129, 144, 185, 208, 211, 215, 217, 367, 373, 382

право, 18, 32, 34, 35, 40, 41, 42, 56, 63, 64, 100, 129, 144, 149, 185, 208, 211, 215, 217, 239, 242, 246, 277, 289, 367, 371, 373, 380, 382

працівник, 19, 168, 169, 170, 171, 240, 376

принципи, 7, 33, 34, 63, 77, 118, 159, 194, 215, 218, 229, 277, 280, 383

притулок, 52, 53, 60, 71

проблема, 7, 16, 17, 18, 19, 23, 29, 30, 36, 40, 44, 47, 49, 63, 73, 77, 79, 82, 108, 109, 112, 134, 141, 142, 148, 166, 167, 168, 172, 173, 174, 198, 199, 205, 206, 210, 217, 218, 219, 221, 222, 227, 229, 242, 246, 271, 275, 286, 287, 291, 292, 357, 364, 371, 375, 382

програма, 46, 47, 56, 58, 61, 63, 64, 139, 147, 167, 198, 210, 219, 220, 222, 226, 227, 228, 229, 230, 235, 236, 240, 242, 243, 244, 245, 247, 248, 249, 295, 356

продукт, 97, 105, 106, 165, 191

простір, 278, 293

психоаналіз, 27, 163, 266

Р

реформа, 114, 133, 174, 195, 235, 355

робота, 26, 57, 59, 70, 90, 271, 282

розвиток, 34, 48, 112, 154, 155, 159, 210, 224, 235, 239, 246

розуміння, 37, 81, 100, 106, 153, 157, 158, 180, 289, 301, 302, 361

С

садизм, 198

самовизначення, 34, 151

середовище, 110

синдром, 295

система, 19, 44, 47, 65, 70, 75, 82, 90, 91, 100, 102, 105, 109, 122, 202, 226, 247, 296, 363, 375

сім’я, 19, 79, 84, 92, 93, 123, 125, 126, 194, 238, 268, 374

служба, 223, 288, 294

соціологія, 99, 143, 371

соціум, 95, 110, 373

спосіб, 82, 94, 100, 129, 131, 141, 163, 272, 280, 293, 294, 374, 377

статус, 27, 29, 44, 54, 78, 93, 144, 204, 233, 239, 375

стиль, 134, 161, 276, 294, 298

суб’єкт, 78, 106, 107, 109, 220, 222, 232

суспільство, 30, 51, 65, 78, 82, 87, 88, 92, 94, 102, 109, 112, 113, 115, 119, 120, 121, 125, 126, 128, 132, 133, 134, 146, 158, 160, 161, 175, 177, 182, 213, 217, 295, 361, 363, 371, 372, 373, 382

сфера, 38, 168, 225, 358, 359, 375

Т

талант, 179

темперамент, 106, 152, 156, 157

тест, 140

технологія, 139, 366

традиція, 162, 236

У

умова, 80, 88, 90, 198, 250

установка, 112

Ф

фактор, 378

фемінізм, 163

фонд, 380

форма, 37, 38, 45, 53, 54, 69, 70, 94, 117, 208, 249, 287, 361, 374, 381

Х

характер, 36, 42, 47, 48, 81, 100, 101, 106, 108, 111, 127, 128, 148, 155, 156, 157, 164, 178, 188, 193, 194, 218, 236, 238, 273, 276, 288, 356, 357, 374

Ц

ціль, 25, 37, 41, 91, 103, 153, 183, 221, 232, 233, 269, 292, 300, 301, 302, 379

Ш

шлюб, 123, 129, 130

Я

якість, 105, 107, 111, 142, 149, 214, 223, 290, 293, 362, 364, 384


 


ЗМІСТ

Вступ........................................................................................................................... 3

РОЗДІЛ I. СОЦІАЛЬНА РОБОТА: СУТНІСТЬ, ФУНКЦІЇ, ПРИНЦИПИ

1.1. Визначення, предмет, задачі та функції соціальної роботи................. 5

1.2. Теорії та сучасні концепції соціальної роботи.................................... 18

1.3. Основні принципи, цінності та закономірності
соціальної роботи.................................................................................... 32

1.4. Співробітництво та партнерство як основні принципи
соціальної роботи.................................................................................... 36

РОЗДІЛ ІІ. Соціальна політика як основа
соціальної роботи

2.1. Роль соціальної політики у вирішенні завдань
соціальної роботи.................................................................................... 46

2.2. Діяльність державних, громадських та благодійних організацій:
історія і сучасність.................................................................................. 51

РоЗДІЛ ІІІ. Історія і філософія соціальної роботи

3.1. Досвід соціальної допомоги в історії людства. Становлення
професії соціального працівника.......................................................... 66

3.2. Філософські підґрунтя соціальної роботи........................................... 75

Розділ IV. Соціологічні засади соціальної роботи

4.1. Соціологія як наука про суспільство та суспільні відносини........... 81

4.2. Соціальна структура і соціальні відносини.
Сутність соціальних відносин............................................................... 85

4.3. Особистість і суспільство: проблема взаємодії................................. 103

4.4. Соціологія девіантної поведінки........................................................ 113

4.5. Соціологія конфлікту.......................................................................... 119

4.6. Соціологія сім’ї та молоді................................................................... 122

4.7. Соціологічні методи дослідження проблем у соціальній роботі.... 133

4.8. Основні парадигми сучасної соціології. Роль спеціальних
соціологічних теорій в організації соціальної роботи...................... 142

РОЗДІЛ V. Психологічне забезпечення соціальної роботи

5.1. Психологія особистості....................................................................... 149

5.2. Психологічні моделі соціалізації особистості................................... 160

5.3. Психологічні методи соціальної роботи............................................ 163

РОЗДІЛ VI. Соціальна робота і виховання

6.1. Виховна функція соціальної роботи.................................................. 174

6.2. Педагогічні принципи і методи в соціальній роботі.
Педагогічні шляхи і засоби розвитку особистості............................ 180

РОздІл VII. Соціальна робота як професія

7.1. Професія — соціальний працівник.................................................... 197

7.2. Професійні ролі і професійна майстерність
соціального працівника....................................................................... 205

7.3. Етичний кодекс соціального працівника.......................................... 213

7.4. Освіта в галузі соціальної роботи...................................................... 219

7.5. Моделі і стандарти підготовки соціального працівника в
Європі та США..................................................................................... 232

РОздІл viii. Методика соцІальноЇ рОботИ

8.1. Форми та методи соціальної роботи................................................... 252

8.2. Консультування як метод соціальної роботи.................................... 266

8.3. Телефонне консультування................................................................ 286

8.4. Групові та індивідуальні методи соціальної роботи........................ 295

8.5. Види та напрямки соціальної роботи................................................. 301

РОздІл iX. Правове регулювання соціальної роботи

9.1. Перелік нормативних актів, що регламентують соціальну
роботу та захист населення України................................................... 301

9.2. Законодавча база соціальної роботи в Україні................................. 301

РОздІл х. Менеджмент соціальної роботи

10.1. Соціальні проблеми, соціальна діагностика................................... 301

10.2. Соціальне управління. Діяльність соціальних служб.................... 301

РОздІл ХІ. Економічні основи соціальної роботи

11.1. Соціальна орієнтація економічної політики.................................... 301

11.2. Економічний простір соціальної роботи......................................... 301

11.3. Економіка соціальної роботи............................................................ 301

ПОКАЗНИК ІМЕН............................................................................................... 301

ПОКАЗНИК ТЕРМІНІВ...................................................................................... 301


 

Соціальна робота: Хрестоматія. Соціальна робота. Книга III.

 

Друкується в авторській редакції.

 

Технічний редактор        А. А. Рачимов

Комп’ютерний макет:      Д. А. Цюпко

Свідоцтво про внесення до Держ. реєстру від 05.05.2000, серія ДК № 48

 

Підп. до друку 14.01.2002. Формат 70х100/16.

Папір офс. Друк офс. Ум. друк. арк. 20,79.

Тираж 1000 прим. Зам. № 934.

Державний центр
соціальних служб для молоді

01030, Україна, м. Київ-30, вул. Б. Хмельницького, 51б, 4 поверх
тел./факс (044) 244-40-00, E-mail: UDCAdmin@priocom.com.ua

URL://www.cssm.kiev.ua

 

 

Віддруковано з оригінал-макета замовника в ТОВ ВПК “Аспект”

16600, Чернігівська обл., м. Ніжин, а/с-58.

Контактні телефони:

(04631) тел./факс 3-11-08

(04631) тел. 3-18-03

E-mail: aspekt@ne.cg.ukrtel.net




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: