Внешняя торговля России: структура и динамика развития

После провального 2016 года внешняя торговля России вновь перешла к росту. Главными стимулами в первом полугодии стало восстановление цен на сырье, укрепление курса рубля и рост темпов производства. Насколько успешнее стала наша торговля?

В первом полугодии 2017 года внешнеторговый оборот продолжил расти. За шесть месяцев он достиг $270,4 млрд. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и увеличился на 28,1%. Положительные тренды во внешней торговле, которые начались со второй половины 2016 года, продолжились. Решающим фактором при этом стал рост цен на нефть после достижения договоренностей странами ОПЕК о снижении темпов добычи черного золота. В результате с осени цены на нефть перешли к росту и в феврале 2017 года достигли максимальной отметки – баррель нефти марки Brent превысил отметку в $56,1 за баррель. В мае нефтедобытчики продлили Соглашение еще на 9 месяцев – до конца марта 2018 года, – что, по прогнозам многих экспертов, будет оказывать поддержку ценам на нефть до конца года. При этом объем сокращений остался на уровне в 1,8 млн баррелей в сутки. По мнению стран картеля, это позволит убрать излишки предложения с рынка и не давать ценам снижаться.

Вместе с ценами на нефть стали дорожать и другие товары – углеводороды, черные и цветные металлы, золото и сырьевые товары, а вслед за ростом цен стал укрепляться и рубль относительно других валют. В апреле он достиг курса в 56,4 рубля за доллар и 60,4 рубля за евро. Однако позже курс все же стал вновь снижаться.

На увеличении внешнеторговых показателей также сказалось восстановление темпов производства продукции после длительного падения. Так, по подсчетам Росстата, индекс промышленного производства в первом полугодии вырос на 2% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Самые лучшие результаты показали такие отрасли, как производство подсолнечного масла (+18,9%), трикотажных изделий (+24%), нефтяного кокса (+30,8%). Но самые неожиданные результаты у производителей компьютеров. Общую стоимость произведенной продукции Росстат оценил в 13,7 млрд рублей, ее объем вырос на 77%.

На поддержку крупного бизнеса, который в основном и обеспечивает рост во многих отраслях, в том числе в сельском хозяйстве, как и в прошлом году, выделяются миллиардные суммы. Кроме того, средства идут на поддержку экспорта. Так, например, Минпромторг ранее заявил, что в 2017 году поддержит экспортеров на сумму в 26 млрд. руб.

Таким образом, несмотря на то, что курс рубля в первом полугодии укреплялся, что было невыгодно для экспортеров, объемы экспорта продолжили расти.

По данным ФТС России, в первом полугодии экспорт вырос на 28,7% и достиг $168,6 млрд. При этом наибольшие темпы прироста по сравнению с аналогичными месяцами 2016 года были в январе (+46,8%) и марте (+34,9%).

Укрепление курса рубля стало одной из основных причин того, что импорт начал расти. Импорт товаров в Россию в первом полугодии 2017 года увеличился на 27,2% и составил $101,8 млрд. На показатели также повлияли замедление инфляции и небольшое восстановление внутреннего спроса после трудного 2016 года. Россияне вновь стали покупать больше продукции, в том числе импортной. Индекс Минэкономразвития «спрос-запрос», который ведомство разработало для оценки потребительского спроса, показал самое высокое значение за последние три года. Эксперты говорят, что потребительская активность россиян полностью восстановилась с 2014 года. Восстановление импорта – это также результат того, что наши компании постепенно адаптируются к работе в условиях санкций и продовольственного эмбарго. Бизнесу потребовалось время на налаживание новых связей после того, как был введен запрет на продовольственные товары из Евросоюза, США, Канады и других стран в 2014 году. Теперь на место прежних стран-поставщиков приходят другие, однако этот процесс происходит медленно.

На торговлю РФ со странами дальнего зарубежья приходится более 87% всего внешнеторгового оборота. Традиционно именно эти государства закупают у нас основные статьи нашего экспорта – нефть, углеводороды и металлы. По данным ФТС России, внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья в первом полугодии вырос на 28,5% – до $235,5 млрд, при этом импорт увеличился на 29,4%, а экспорт – на 27%. Помимо роста цен на сырье на повышение объемов торговли также повлияло увеличение спроса на многие товары на рынках развивающихся стран: в частности, Индии, Китая и государств Юго-Восточной Азии. Эта тенденция продолжается уже не первый год. В структуре внешней торговли продолжается смена вектора развития от стран СНГ и Евросоюза в сторону стран Азиатско-тихоокеанского региона. В январе-июне 2017 года доля этих стран выросла с 29% до 30,1% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. За год показатель кажется не значительным, однако в докризисном 2013 году на страны АТР приходилось всего лишь 24%. Таким образом, за неполные четыре года их доля выросла на 6%.

Главным торговым партнером России по-прежнему остается Китай. Наш внешнеторговый оборот с Поднебесной в январе-июне 2017 года вырос на 35% и составил $38,4 млрд. При этом наш экспорт в Китай вырос почти на 40%. Рост цен на сырье и повышение спроса со стороны китайских компаний стали основным стимулом для роста экспорта. Мы продаем китайцам нефть, энергоносители, металлы, руду и древесину. Кроме того, Китай стал главным покупателем наших продуктов питания. Импорт тоже показал высокие темпы роста, в первом полугодии он вырос на 31,9%. Россия закупает в Китае автомобили, бытовую технику, компьютеры, станки и оборудование. Также китайцы все больше везут к нам овощей и фруктов – уже в прошлом году они выбились на первое место по поставкам чеснока.

Среди других азиатских стран рекордные темпы роста торговли продемонстрировала Южная Корея, увеличив внешнеторговый оборот с Россией на 50%. При этом основной рост также пришелся на наш экспорт нефти и нефтепродуктов. Мы стали больше ввозить на южнокорейский рынок транспортных средств, машин, оборудования и аппаратуры.

Санкции и продовольственное эмбарго в 2017 году не помешали увеличению взаимной торговли и с другими странами. Так, внешнеторговый оборот с Германией вырос на 24%, Нидерландами – на 33%, Италией – на 22%, Польшей – на 37%. При этом основной рост обуславливает наш экспорт в эти страны. В торговле с некоторыми государствами он и вовсе бьет рекорды. Например, наш экспорт в Португалию вырос в 2,9 раза, в Грецию – в 1,7 раза, в Данию, Хорватию и Чехию – более, чем в 1,73 раза.

Глава Российского экспортного центра Петр Фрадков отметил, что Россия за время действия западных санкций смогла занять новые рынки на нишах разных стран. Перечень экспорта стал шире, а многие поставки, которые раньше носили разовый характер, теперь осуществляются на регулярной основе. «Раньше мы поставляли в Европу легковые автомобили, но это были штучные поставки, в основном, в страны Прибалтики. А в этом году на экспорт в ЕС пошли тысячи автомобилей, произведенных в России автомобилей, как, например, Skoda с заводов Калужской области и новые модели Lada», – отметил глава РЭЦ.

В структуре нашего экспорта в страны дальнего зарубежья по-прежнему преобладают минеральные продукты. На них приходится свыше почти 67% всего объема поставок. В первом полугодии прошлого года эта доля была немного ниже – 62,3%. При этом стоимостные показатели их экспорта выросли на 38,3%, главным образом, за счет роста цен, а физические выросли лишь на скромные 3,65%. Среди товаров данной группы наибольший рост в физическом выражении показал экспорт каменного угля – на 10,5%, а также природного газа – на 9,7%. В то же время мы стали поставлять намного меньше автомобильного бензина (-25,5%) и керосина (-15,5%).

Вторая по величине статья нашего экспорта – это металлы и металлопродукция. На них приходится почти 10% всех поставок. В денежном выражении наши поставки увеличились на 30,8%, но в то же время в физическом выражении поставки снизились на 3,9%. Мы стали поставлять на 15,5% меньше чугуна, на 7,4% меньше – алюминия, на 3,6% меньше – нелегированной стали.

Более позитивные результаты показал наш экспорт машиностроительной продукции. Мы в два раза увеличили экспорт легковых автомобилей, на 24,6% – механического оборудования, на 30,1% – оптических инструментов и аппаратов.

Уже третий год подряд растут наши поставки продовольствия. По подсчетам ФТС России, стоимостные и физические объемы поставок данных товаров возросли на 17,6% и 12,7% соответственно. Мы наращиваем поставки зерновых, картофеля, сахара, а также овощей. С января по июнь экспорт помидоров вырос в четыре раза, огурцов – на 29%, замороженных овощей – в 3,5 раза, консервированной овощной продукции – вдвое.

В товарной структуре нашего импорта из стран дальнего зарубежья половина приходится на поставки машин и оборудования. Это одна из категорий, показавших наибольший прирост. Так, объемы поставок железнодорожного транспорта в Россию в денежном выражении выросли на 42,4%, механического оборудования – на 34,8%, электрического оборудования – на 24,6%. На 39,1% увеличили закупки импортных грузовых автомобилей.

Импорт продукции химической промышленности также вырос: стоимостные объемы увеличились на 19%, а физические – на 3,6%. При этом основной рост пришелся на поставку продукции органической химии, каучука и резины.

Внушительный рост показали поставки металлов. В физическом выражении они выросли на 62,3%, а в стоимостном – на 36,1%. Мы ввезли в два раза больше труб, а также на 67% больше черных металлов.

Поставки продовольственных товаров из-за рубежа занимают более 12% нашего импорта. При этом основной рост пришелся на импорт молока и сливок, свежей и мороженой рыбы и цитрусовых.

Внешняя торговля со странами СНГ показала такие же темпы роста, как и со странами дальнего зарубежья. По итогам полугодия внешнеторговый оборот вырос на 27,1% – до $33,1 млрд. При этом экспорт увеличился на 26,5% – до $21,8 млрд, а импорт вырос на 28,3% – до $11,3 млрд. Из-за тесной зависимости экономик государств СНГ от России на протяжении последних двух лет наблюдалось снижение показателей производства и ослабление курсов национальных валют государств относительно доллара и евро. Однако теперь внешняя торговля перешла к росту.

Основным торговым партнером России по-прежнему остается Беларусь, внешнеторговый оборот с которой за шесть месяцев 2017 года вырос на 23% и составил $13,9 млрд. Мы продаем Беларуси нефть, нефтепродукты, металлы и машиностроительную продукцию. Взамен белорусы поставляют нам продукты питания – молоко, масло, сыры мясо, фрукты и овощи, а также технику и оборудование.

Торговля с другими странами СНГ также показала рост. Так, внешнеторговый оборот с Казахстаном вырос на 37%, Узбекистаном – на 21%. Самый высокий темп роста показал Азербайджан: торговля с ним выросла на 89%, причем, как за счет роста экспорта, так и за счет импорта. Мы стали больше поставлять туда транспортных средств, машин и оборудования, однако наш основной экспортный товар – продукты питания. Стали больше продавать зерна, сахара, жиров и масел. Взамен азербайджанцы увеличили к нам ввоз судов, лодок и плавучих конструкций, минерального топлива, фруктов, орехов и металлов.

Торговля России с Украиной тоже налаживается. Внешнеторговый оборот вырос на 34%, причем, как по экспорту, так и по импорту. Больше всего наш экспорт вырос по таким товарам, как минеральное топливо, удобрения, черные металлы, пластмассы и железнодорожные локомотивы. Взамен украинцы стали больше везти к нам механического оборудования, продукции неорганической химии и электроаппаратуры.

Единственной страной, торговля с которой сильно сократилась в первом полугодии, стала Туркмения. Внешнеторговый оборот с ней упал на 66% – до $203,1 млн. При этом наибольший спад (85%) произошел по импорту, главным образом, за счет снижения поставок пластмасс, минерального топлива и текстиля.

На первом месте в структуре российского экспорта в СНГ – топливно-энергетические товары: на них приходится почти 35%. Несмотря на то, что стоимостные объемы поставок этих товаров возросли на 20,3%, в физическом выражении экспорт стал меньше, сократившись на 5,1%. В частности, экспорт сырой нефти упал на 23,7%, электроэнергии – на 12,5%. В то же время мы стали на 3,8% больше поставлять природного газа и на 37,8% – нефтепродуктов.

В структуре экспорта 15,8% приходится на машины и оборудование. Стоимостной объем экспорта данных товаров вырос на 45,5%, при этом наибольший роста показали поставки средств наземного транспорта, кроме железнодорожного. Их поставки в страны СНГ выросли на 80,5%. В физическом выражении мы на треть увеличили вывоз грузовиков.

Среди других промышленных товаров, экспорт которых мы увеличили в первом полугодии, – черные металлы (их поставки выросли на 31,2%), ферросплавы (выросли вдвое), удобрения (на 57,5%). Экспорт продовольствия также продолжил рост. Мы в два раза увеличили экспорт пшеницы, на 19% – растительного масла, на 16% – свежей и мороженой рыбы.

В импортных поставках из стран СНГ в Россию преобладают продовольственные товары. В январе-июне 2017 в странах Содружества мы стали их закупать меньше на 2,6%. В частности, упал импорт сыров и творога на 4,5%, молока и сливок – на 4,3%. По закупкам этих товаров мы стали в большей степени ориентироваться на страны дальнего зарубежья. В то же время страны СНГ продали нам на 19% больше домашней птицы, на 6,2% больше – сливочного масла.

Закупки машин и оборудования выросли на 20%, в основном за счет железнодорожной техники, поставки которой стали больше почти в два раза.

Поставки металлов тоже показали высокие темпы роста – их импорт вырос на 66,5% по стоимости и на 43,6% – по физическому объему за счет роста импорта плоского проката и металлических труб.

Кроме того, мы продолжаем увеличивать закупки текстильной продукции. Они увеличились на 17,3% в стоимостном выражении и на 28,6% – в физическом. После того, как в прошлом году курс рубля снизился, а в отношении турецкого текстиля стал действовать негласный запрет на ввоз, наши компании стали закупать больше текстиля в Узбекистане, Туркмении и других странах СНГ.

По прогнозам многих экспертов, внешняя торговля России к концу 2017 года окажется в плюсе по сравнению с провальным 2016 годом. По подсчетам Центробанка, к концу 2017 года экспорт составит $323 млрд, а импорт – $219 млрд. Тем не менее, выйти на докризисные объемы вряд ли удастся. Даже при оптимистичном варианте мы едва ли превысим объем 2013 год, когда наш внешнеторговый оборот составлял $842,3 млрд.

2.2.Опыт инновационного развития в России и в зарубежных странах

Последние два десятилетия для России характеризуются попытками перейти в постиндустриальное общество. Это выражается в росте влияния науки на социально-экономическое развитие, интенсификации процессов создания и распространения знаний, а также активизации инновационной деятельности. Во всем этом первостепенную роль играют научно-исследовательские организации – основные генераторы нового знания. Ключевой этап научно-технического прогресса - поиск нового знания. При этом наука всё также служит основным носителем и источником, несмотря на многообразие современных институциональных форм производства и реализации знаний. Ее ядром являются юридически самостоятельные специализированные исследовательские организации, а именно – ученые, которые занимаются в них научно-исследовательской деятельностью.

Если обратить внимание на миграцию научных кадров, то во внутренней миграции основной поток научных кадров идёт в бизнес, государственные структуры и частное предпринимательство, туда, где особенно нужны люди с хорошим образованием. Это происходит из-за того, что научная деятельность в России не очень прибыльна. Своеобразная дилемма: наука — это то, что из денег делает знания, а инновация — то, что из знаний делает деньги.

В результате внешней миграции основными потребителями российских ученых на протяжении почти 20 лет являются США. На их долю приходится около 30% эмигрировавших специалистов. Германия принимает 20% российских ученых, в Израиле они составляют около 40% от общего числа ученых. Однако в последние годы география распределения научного потенциала России начала меняться. Страны востока проявляют большой интерес к нашим исследователям и учёным, и это происходит в связи с разработкой ядерных программ. Немалое количество российских атомщиков работает в Южной Корее, Иране, КНДР и Китае.Как мы уже отметили, недостаточное финансирование - основная причина миграций российских ученых. По итогам 2009г. Россия тратит на исследования и разработки около $2 млрд., что почти в 4 раза меньше, чем в Китае, в 7 раз меньше Японии и в 17 раз меньше США. 

Не только государственная вина в низком уровне развития российского инновационного бизнеса, доля вины есть и в крайне низком уровне финансирования НИОКР в России частным сектором. В стране отсутствует или крайне низок спрос на инновации. 

Удельный вес затрат на технологические инновации нашей промышленности составляет 1,2%, в том числе добывающей промышленности - всего 0,8%. Затраты российского бизнеса на НИОКР составляют всего лишь около 0, 3% ВВП (в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах).

На современном этапе России необходимо сочетать и развивать следующую модель поведения: модель догоняющего развития в совокупности с моделью достижения лидирующих позиций в таких отраслях, в которых есть и сохраняется возможность технологического прорыва, при этом продукция должна соответствовать мировому уровню. Данная комплексная стратегия предполагает развитие таких секторов, как:

● ядерная энергетика;

 ● гражданское авиастроение;

● оборонно-промышленный комплекс и др.

 

Данные сектора должны ориентироваться на проведение исследований и разработок для внедрения собственных инноваций в процесс производства. Для того, чтобы происходило развитие российской экономики, нужны стратегические ориентиры - оптимистичные сценарии. Но при каких условиях они могут осуществляться? Только при реализации широкого круга мер бюджетной политики, направленных на развитие инновационной системы страны. Это предполагает

увеличение государственных расходов на инфраструктуру, образование, научные исследования и разработки. Согласно проекту федерального бюджета на 2013 и плановый период 20142015 гг. запланирован рост совокупных расходов государственного бюджета с 13 387 млрд. руб. до 15 626 млрд. руб.

В стране начался поэтапный переход к формированию государственных бюджетов всех уровней на основе целевых программ. Это предполагает, что с использованием программного метода федеральный бюджет будет составляться с 2013 года, региональные бюджеты - с 2014 года и муниципальные бюджеты - с 2015 года. В законе «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг.» предусмотрено аналитическое распределение средств федерального бюджета по 39 программам, на которые выделяется 57,8% федерального бюджета РФ.

Государственные программы сгруппированы в 5 групп: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное региональное развитие» и «Эффективное государство». Направление «Новое качество жизни» имеет важную роль для формирования инновационной экономики, развития человеческого потенциала. Это направление включает 12 программ, среди них важное место занимают программы в области здравоохранения, образования и социальной поддержки граждан. Существенные объёмы выделяемых из федерального бюджета средств на данное направление (25% от федерального бюджета 2013 г.) выделяются по причине важности и необходимости формирования эффективной социальной политики, ориентированной на повышение качества жизни населения и развитие человеческого потенциала, сокращение чрезмерной дифференциации

населения по доходам.1 Объём финансирования программ данного направления из федерального бюджета сокращается с 25% в 2013 г. до 22,8% в 2015 г. На программы в области здравоохранения и образования по направлению «Новое качество жизни» в 2013 г. выделено 413,1 млрд. руб. и 446,9 млрд. руб. соответственно, что в совокупности составляет 26% выделяемых средств по данному направлению. Согласно анализу, проведённому Межведомственным аналитическим центром, к отраслям, в которых возможны достижения технологического лидерства, относятся:

 • гражданское авиастроение;

• ядерная энергетика;

• ракетно-космические системы (в области запусков)2;

• отдельные сегменты наноиндустрии и ОПК;

На направление «Инновационное развитие и модернизация экономики», представленное 17 программами, в 2013 году выделяется 14% государственного бюджета или около 25% расходов, направляемых на реализацию государственных программ РФ.

Среди программ направления «Инновационное развитие и модернизация экономики» основные финансы направляются на развитие отраслей материального производства. В 2013 г. на развитие «Транспортной системы» выделяется 656,8 млрд. руб. или 35% совокупных расходов данного направления, на развитие «Космической деятельности» 180,6 млрд. руб., «Атомного энергопромышленного комплекса» 120,1 млрд. руб. и на развитие «Авиационной промышленности» – 55,8 млрд. руб. Предполагается постоянный рост расходов федерального бюджета на эти отрасли в среднесрочной перспективе (2013 – 2015 гг.). Существенный рост расходов предусмотрен на программу «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», финансирование которой возрастет к 2015 г. в 3 раза по сравнению с 2013 г. В рамках направления «Развитие науки и технологий» предусмотрены такие программы, которые предполагают следующие меры для перехода к инновационному типу развития: ● увеличение эффективности сектора исследований; ● увеличение эффективности сектора разработок инновационности экономики; ● повышение эффективности функционирования конкурентоспособных отраслей промышленности. В рассматриваемом среднесрочном периоде наблюдается неравномерность финансирования государственных программ по всему направлению «Инновационное развитие и модернизация экономики». Снижение доли этого направления в расходах федерального бюджета с 14,6% в 2014 г. до 13,9% в 2015 г., не может не повлиять на инновационное развитие и модернизацию российской экономики. В то же время, в данном периоде предусмотрен устойчивый рост расходов по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

В рамках антикризисных мер федеральный бюджет предусмотрел выделение субсидий на технологическую модернизацию предприятий, ведущую к повышению конкурентоспособности отечественных промышленных товаров на международном рынке. Однако в связи с постепенным сокращением антикризисных мер, уменьшаются объёмы финансовых средств, предусмотренных на предоставление субсидий из федерального бюджета, которые составили 14,2 млрд. руб. в 2013 г. В 2014 г. программы субсидий на технологическую модернизацию предприятий сократились на 60% и составили 8,9 млрд. руб., а в 2015 г.- только 5,9 млрд. руб. Правительство России признает важность развития инновационных отраслей. Но при этом из-за неравномерности поступления средств в федеральный бюджет происходят задержки с финансированием государственных программ, а это оказывает негативное воздействие на инновационное развитие страны. Хотя в 2013 г. объём бюджетных ассигнований ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года» установлен на уровне 41,9 млрд. руб., по данным федерального казначейства по состоянию на 01.11.2013 г. фактическое финансирование из федерального бюджета составило 27,8 млрд. руб. или 66,3% объёма предусмотренных ассигнований 2013 г. Такая же ситуация наблюдалась и в атомном промышленного комплексе. Фактическое финансирование ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года» по данным федерального казначейства на 01.11.2013 г. составляет 4,7 млрд. руб. при предусмотренном объёме ассигнований на 2013 г. равном 14,8 млрд. руб., что означает, что финансирование на 2013 г. составило 31,8% предусмотренного объёма ассигнований. Для перехода России к инновационно-ориентированному типу развития необходимо построить эффективную национальную инновационную систему. Для этого предполагается выполнение таких мер, как:

 ● масштабная модернизация экономики;

● развитие здравоохранения;

● развитие образования;

● научные исследования и разработки;

● продвижение на международный рынок отечественных инновационных продуктов и технологий. 

 

Реализация сценария инновационного развития предполагает такое перераспределение федерального бюджета, чтобы расходы увеличились в пользу программ, направленных на развитие человеческого капитала и модернизацию экономики. Федеральный бюджет РФ на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. впервые в значительном объеме составлен на основе федеральных программ, которые направлены на повышение конкурентоспособности и формирование в стране информационной экономики. При этом в данном периоде идёт снижение доли расходов на национальную экономику, здравоохранение и образование. При сохранении низких темпов роста ВВП такое снижение доли расходов не позволит достичь целевых показателей инновационного сценария. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года предполагает, что к 2030 г. доля России в мировом промышленном производстве вырастет по сравнению с 2010 г. с 3,8% до 4,3%, ВВП на душу населения с 20 тыс. долл. США до 44 тыс. долл. США при росте отношения производительности труда по ВВП на занятого в России к США соответствующих лет с 40% до 75%3. Существенную долю совокупных расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг. представляют социальные расходы и расходы на национальную экономику, однако основной рост расходов предполагается по другим статьям. Так, доля расхода по статьям «общегосударственные вопросы», «национальнаяоборона» и «национальная безопасность» в совокупных расходах федерального бюджета вырастет с 36% в 2012 г. до 39% в 2015 г. в значительной степени за счет роста расходов на национальную оборону. В тоже время происходит сокращение расходов по статье «национальная экономика», которые в 2012 году составляли около 14% совокупных расходов федерального бюджета, а к 2015 году сократятся до 11%. Рассмотрим, как обстоят дела с динамикой расходов федерального бюджета по статьям «образование» и «здравоохранение». Данные расходы непосредственно влияют на формирование и развитие человеческого капитала. Доля расходов на здравоохранение в расходах федерального бюджета снижается в 2012-2015 гг. с 4,8% до 2,4%. Доля расходов на образование в расходах федерального бюджета в 2012 г. составляет 4,8% и снижается к 2015 году до 3,8%. Сокращение расходов в данных областях в некоторой мере связано с завершением или уменьшением финансирования определенных федеральных программ и расширением региональных программ. Предусмотренная Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года модернизация социальной сферы связана с увеличением инвестиций в человеческий капитал, повышением расходов на образование и здравоохранение из всех источников финансирования. Согласно Концепции 2020 расходы бюджета в развитие человеческого потенциала к 2020 г. должны составить 11 – 11,7% ВВП, из них предполагается достижение объёмов финансирования образования уровня 5 – 6% ВВП, а расходы на здравоохранение составят 5 – 5,5 % ВВП.4 Расходы федерального бюджета на образование и здравоохранение в 2012 г. составили 617,8 млрд. руб. (1% ВВП) и 615,1 млрд. руб. (1% ВВП) соответственно или суммарно около 2% ВВП. В 2013 г. расходы на образование составляют 627,1 млрд. руб. или 1% прогнозируемого объёма ВВП, в то время как расходы на здравоохранение, понизившись до 506,5 млрд. руб., составляют 0,8%прогнозируемого объема ВВП, то есть менее 2% ВВП. Запланированное сокращение при сохраняющихся темпах роста ВВП может привести к невозможности достижения целевых ориентиров, поставленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

 

Заключение

В процессе проведения исследования в рамках данной курсовой работы была достигнута поставленная цель: Был проведён подробный анализ тенденций развития Российской экономики. Также мы подробно коснулись факторов мешающих планомерному развитию. Нет оснований для вывода об обреченности России на роль сырьевого придатка в мировом хозяйстве. Учитывая, что в мировом хозяйстве идет интенсивная перегруппировка сил, меняется соотношение между традиционными центрами мировой экономики, на передний план выходят новые страны и региональные группировки, чрезвычайно важно определить, каково положение России в этой системе отношений.

Таким образом, в современной мировой экономике набирают обороты глобализация мирового хозяйства, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формирование крупных региональных интеграционных структур, развивающихся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Объективно необходимы жесткие меры по предотвращению нежелательного оттока капитала из России и по борьбе с коррупцией, необходимо укрепление банковской системы. Государство должно поставить надежный заслон криминальным и теневым структурам в финансовой и производственной сферах, сосредоточиться на стимулировании роста производства и платежеспособного спроса, на новом рывке в реформировании и модернизации российской экономики и общества, а во внешней торговле ориентироваться на правовую систему ВТО. Однако Россия, несмотря на существующие проблемы и возникающие трудности, с каждым годом все больше интегрирует в мировую экономику. И в ее дальнейшей интеграции в мировое хозяйство заинтересована не только сама Россия, но и все остальные участники мировых экономических отношений.

Российская Федерация - крупнейшее по территории государство мира - 12,7% мировой суши, на которой проживает 2,1% мирового населения. Россия занимает, по разным оценкам, от 6 до 10 места в мире по объёму ВВП, и 53 место в расчёте на душу населения, входит в группу стран с доходами на душу населения выше среднего уровня.

Наша страна обладает крупнейшим научным и промышленным потенциалом. Имеет высокоразвитые авиакосмическую промышленность, энергомашиностроение, атомную энергетику, металлургию, судостроение, одни из крупнейших в мире научно-техническая и разработанная ресурсная базы. По оценкам на долю России приходится до 1/5 части мировых минеральных ресурсов.

По отдельным товарам поставки из России занимают важное место во внутреннем спросе ряда стран-импортеров. Так, поставок энергетических товаров из РФ покрывают 80% потребностей Украины, полностью - стран Балтии, свыше 50% - стран Центральной Европы, до 20% - западноевропейских стран.

Одной из особенностей российской экономики по-прежнему остается сырьевая направленность ее экспорта, что предопределяет значительную зависимость торгового и платежного балансов страны от колебания цен на сырьевые товары на международных рынках. По размерам внешнеторгового оборота страна входит в число десяти крупнейших экспортеров и импортёров в мире.

На сегодняшний день Россия выступает во всех видах внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных хозяйствующих субъектов. Внешнеэкономическая деятельность стала важнейшим фактором развития российской экономики и уже сегодня мы можем говорить о том, что наша страна сильно привязана к рынкам других стран.

 


 

Список использованной литературы:

Список использованной литературы:

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. - М.: «Эксмо», 2012. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: «Эксмо», 2012

2. Федеральный закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 №127-ФЗ. Информационный ресурс «Гарант».

3.Федеральный закон Российской Федерации «Об инвестиционном товариществе» от 28.11.2011 №335-ФЗ. Информационный ресурс «Консультант плюс».

4.Федеральный закон Российской Федерации «О хозяйственных партнерствах» от 03.12.2011 №380 – ФЗ. Информационный ресурс «Консультант плюс».

5.Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27.04.1992 №426. Информационный ресурс «Референт».

6.Распоряжение Правительства «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 8.12.2011 №2227-р. Информационный ресурс «Гарант».

7.Письмо Президента РФ «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» от 30.03.2002 №Пр-576. Информационный ресурс «Референт».

8.Алборова М. В. Проблемы офшоризации российской экономики // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 140-143.

9.Натесова А. Журнал «Финансовый директор» № 2, 2003.

10. Данные ЦБ России.

11. http://www.gks.ru/

12.Баринова И.И., В.П. Физическая и география России. - М..;

13.Родионова И.А. структура России. - М., Дронов В.П. и социальная - М.,

14.Морозова Т.Г., М.П., Шишов Экономическая география - М.,2006;

15.Липец Ю.Г., В.А., Шлихтер География мирового - М.,

16.Литература: 1.Булгаков А. С., Кожина В. О. Актуальные проблемы экономики России // Вестник МИЭП. 2016. № 3 (24) С.26–30.

17..Гайнутдинова А. А. Основные проблемы экономики РФ и прогнозирование ее развития в 2016 году // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 47 С. 26–27.

18.Гринберг Р. С. Экономика современной России: состояние, проблемы, перспективы. Общие итоги системной трансформации // Век глобализации. 2015. № 1 С.166–182.

19.Ливинцова М. Г., Мишина М. Д., Мишин Н. Д. Влияние экономических санкций на структуру внешнеэкономических связей // Виктимология. 2015. № 3 (5).

20.Манушин Д. В. Оценка антикризисного плана российского правительства на 2015 год и выработка мер по его улучшению // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 (35) С. 45–54.

21.Медведев Д. А. Россия: обретение новой динамики // Российская газета — Федеральный выпуск № 7081 (213).

22.Официальный сайт ФСГС России.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: