Лабиринт 1
Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!
Упражнение «Мой, моя, мои»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мой лак...)
Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2—5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Л.
Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Образец: пластиковые, зелёные... — ласты.
* Здесь и далее: игры, отмеченные звёздочкой, могут проводиться с любым лабиринтом.
Перечень картинок лабиринта: лак, лапа, лапти, лавка, ласты, ландыш, лампа, ладони, лампочка.
Лабиринт 2
Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: лотос — лотосы. Какие слова не изменились?
Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)
|
|
Перечень картинок лабиринта: лотос, лодка, ложка, локоть, лук, лупа, луна, лыжи, лыжник. |
Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Лыжи какие? — Лыжи длинные, пластиковые, лёгкие...
Лабиринт 3
Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Кружится... (юла).
Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его половинку (начало). А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: пи... — ла, пила. Картинки помогут тебе справиться с заданием.
Перечень картинок лабиринта: юла, пила, метла, кукла, пчела, акула, дупло, весло, седло. |
Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.
Лабиринт 4
Упражнение «Что делает?» Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Пламя что делает? — Пламя освещает, обжигает.
Упражнение «Доскажи словечко»*. Я произнесу начало предложения, а ты закончи его, выбрав подходящее слово-картинку. Образец: Бабушка сматывает нитки в... (клубок).
Перечень картинок лабиринта: платье, пламя, флаги, глаза, плот, слон, клоун, клумба, клубок. |
8 |
Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди слово, которое я загадала. (Логопед выкладывает цветными фишками звуковую схему выбранного слова, а ребёнок проводит звуковой анализ и находит соответствующее слово.)
|
|
Лабиринт 5
Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Образец: Ярко сверкает молния.
Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец: футболка — футболочка. Есть ли такие слова, которые нельзя изменить?
Перечень картинок лабиринта: палка, галка, фиалка, балкон, колпак, молния, иголка, футболка, бутылки. |
Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.
Лабиринт 6
Упражнение «Измени порядок слов в предложении». Придумай предложение из двух-трёх слов с каждой из картинок. Измени порядок слов и назови новое предложение. (Упражнение выполняется с опорой на схему.) Например: Гости прошли в зал. — В зал прошли гости.
Перечень картинок лабиринта: зал, пенал, бокал, пол, вол, футбол, мел, узел, факел. |
10 |
Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложения по образцу. Образец: Вчера мы вымыли пол. Сегодня мы моем пол. Завтра мы вымоем пол.
11 |
Упражнение «Четвёртый — лишний». Помоги весёлому клоуну. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, чётко произнося звук Л.
12 |
Упражнение «Посчитай». Посмотри, как много лесных жителей встретилось на лужайке! Посчитай их. Образец: один дятел, два дятла... Кого больше? Кого — меньше? Посчитай их в обратном порядке. Образец: пять дятлов, четыре дятла...
Упражнение «Угадай». Послушай слово-действие. Соедини его с подходящими по смыслу картинками карандашом соответствующего цвета. Произнеси получившиеся словосочетания, выделяя звук Л.
Слова для справок: ласточка, лодка, клубника, футболка, яблоко, свёкла, пчела, водолаз, голубь, платье.
13
14 |
Упражнение «Аналогии». Рассмотри и назови все картинки. Найди подходящие друг другу картинки из красной и синей рамочек и соедини их. Расскажи, что у тебя получилось — составь словосочетания по образцу. Образец: яблоня и яблоко (лошадь и седло, белка и дупло, лодка и весло, водолаз и ласты, полотенце и мыло).
Упражнение «Скажи наоборот». Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком Л. Повтори предложения целиком, выделяя звук Л. Справиться с заданием тебе помогут пары картинок.
У берёзки ствол тонкий, а у дуба —... (толстый)
Заяц трусливый, а лев —... (смелый)
Суп горячий, а эскимо —... (холодное)
Собака сытая, а волк —... (голодный)
Воздушный шар лёгкий, а гиря —... (тяжёлая)
Великан сильный, а Дюймовочка —... (слабая)
Марфушка грубая, а Настенька —... (ласковая)
15
Упражнение «Какой? Какая? Какие?» Слонёнок хочет узнать, как ответить на вопрос одним словом. Помоги ему. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук Л. Образец: Солдатик из олова какой? — Оловянный.
Солдатик из олова какой?... (Оловянный)
Шляпа из соломы какая?... (Соломенная)
Ветка ели какая?... (Еловая)
Цветы на лугу какие?... (Луговые)
Свет от луны какой?... (Лунный)
Юбка в полоску какая?... (Полосатая)
Ёжик из пластилина какой?... (Пластилиновый)
Палки для лыж какие?... (Лыжные)
16 |
Упражнение «Сложи слова». Дятел узнал, что если сложить два слова, можно получить новое слово. Помоги ему правильно назвать новые слова. Образец: голубые глаза — голубоглазый. Придумай предложения с новыми словами.
17 |
Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Владике и Миле по схемам с опорой на картинки. Образец: Владик... ёлка. — Владик нарядил ёлку.
Упражнение «Сложи картинку». Послушай стихотворения. Сложи из счётных палочек
(спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждое стихотворение.
|
|
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты?
£ Серова
Составь предложение
со словом колокольчик.
Принялась она за дело —
Завизжала и запела!
Ела, ела дуб, дуб —
Поломала зуб, зуб.
С. Маршак
Какие слова со звуком Л ты
запомнил из этого стихотворения?
18
Упражнение «Сложи картинку». Послушай стихотворения. Сложи из счётных палочек
(спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждое стихотворение.
Дятел ель долбил-долбил.
Ствол у ели толстый был.
Дятел выдолбил дупло,
Дятлу в том дупле тепло.
Т. Куликовская
Какие слова со звуком Л ты запомнил из этого стихотворения?
Я землю копала, ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал.
Русское народное творчество
Составь предложение со словом лопата.
19
Упражнение «Исправь предложение». Волшебник случайно заколдовал предложения, и слова в них перепутались. Помоги волшебнику. Найди и исправь ошибки.
Халат надел маму.
На белке сидела ёлка.
Флажок махал Павлом.
Стол поставили на лампу.
Стул укатился под клубок.
У голубого платья есть кукла.
Ладони вымыли Аллу мылом.
Шёлковый галстук купил Володю.
Упражнение «Близнецы». Володя и Лада — близнецы. Они очень похожи и все делают вместе. Закончи предложения про Володю и Ладу по образцу. Образец: Володя ел салат, и Лада... (ела салат).
Володя ел салат, и Лада....
Володя сел за стол, и Лада....
Володя пил молоко, и Лада…
Володя учился плавать, и Лада....
Лада видела дятла, и Володя....
Лада боялась волка, и Володя…
Лада помыла тарелку, и Володя…