Темы докладов и кратких сообщений

Вопросы для рассмотрения на семинарском занятии

 

1. Потребности и блага. Редкость экономических благ.

2. Экономические ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристика ресурсов. Основной и оборотный капитал. Износ основного капитала.

3. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Производственные возможности экономики и их границы. Закон возрастающих вмененных издержек.

4. Эффективность производства и его виды, показатели производства и экономический рост.

Темы докладов и кратких сообщений

1. Характеристика ресурсной базы экономики Республики Беларусь.

2. Факторы экономического роста. Новое качество экономического роста.

 

Учебные задания

1. В таблице представлены производственные возможности выпуска товаров производственного назначения и предметов потребления.

 

Вид продукта

Производственные альтернативы

А В С D E
Электробытовые приборы (млн.) 0 2 4 6 8
Станки с ЧПУ (ед.) 30 27 21 12 0

 

а) Изобразите данные о производственных возможностях графически. Что показывают точки на кривой? Как отражается на кривой закон возрастающих вмененных издержек? Объясните: если экономика в данный момент находится в точке С, каковы будут вмененные издержки производства дополнительного миллиона электробытовых приборов или дополнительного станка с ЧПУ?

б) Обозначьте точку G внутри кривой. Что она показывает? Обозначьте точку H вне кривой. Что показывает эта точка? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка H?

 

Тесты

1. В каком из следующих перечней представлены только факторы производства?

а) счет в банке, хозяин магазина, сера,

б) инженер, нефть, трактор,

в) геолог, станок, деньги,

г) облигации, уголь, бригадир,

д) верного ответа нет.

 

2. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно только сокращая производство другого. Экономист назовет такую ситуацию:

а) эффективной,

б) неэффективной,

в) административно-командной системой,

г) экономическим кризисом,

д) верного ответа нет.

 

3. Кривая производственных возможностей показывает:

а) точные количества двух товаров, которые страна намерена производить,

б) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов,

в) каждая точка кривой означает неэффективные варианты производства двух товаров,

г) возможность спада в развитии экономики,

д) возможность роста в развитии экономики.

 

4. Вмененные издержки – это:

а) издержки производства дополнительной единицы продукции,

б) количество одного продукта, от которого следует отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу другого продукта,

в) издержки, которые изменяются в зависимости от объемов производства,

г) верны ответы а) и б),

д) нет верного ответа,

5. Что имеют в виду, когда утверждают, что экономика сталкивается с проблемой ограниченности ресурсов?

а) с ограниченностью ресурсов сталкиваются бедные государства, богатые же страны не имеют такой проблемы,

б) в любой экономике бывают периоды спада, когда ресурсы ограничены,

в) чем меньше в стране какого-нибудь ресурса, тем более он ограничен,

г) экономические ресурсы (трудовые и материальные) никогда не бывают достаточными для того, чтобы в результате их использования удовлетворить все потребности людей,

д) верны все ответы.

 

6. Экономический рост может быть проиллюстрирован:

а) сдвигом кривой производственных возможностей вверх.

б) сдвигом кривой производственных возможностей вправо,

в) движением по кривой производственных возможностей вниз,

г) сдвигом кривой производственных возможностей влево,

д) все варианты ответа неверны.

 

7. Суть закона возрастания вмененных издержек состоит в:

а) росте затрат на производство по мере увеличения выпуска продукции,

б) уменьшение производительности труда по мере наращивания производства,

в) потере увеличивающегося количества одного товара при производстве дополнительной единицы другого товара,

г)росте предложения по мере увеличения цены товара,

д) верного ответа нет.

 

8. Проблема редкости ресурсов может быть решена, если:

а) будут открыты неисчерпаемые источники энергии,

б) будет ограничено потребление,

в) все страны станут постиндустриальными странами,

г) будет решена проблема бедности в мире,

д) верного ответа нет.

 

9. Повышение производительности труда может не сопровождаться сдвигом кривой производственных возможностей, если:

а) растет количество используемого капитала,

б) происходят структурные сдвиги от трудоемких к капиталоемким производствам,

в) уменьшается количество работников,

г) увеличивается количество работников,

д) сокращается заработная плата.

 

10. Что из перечисленного не имеет отношения к расширенному воспроизводству?

а) возрастание объемов вовлекаемых в производство ресурсов,

б) снижение издержек производства,

в) увеличение количества произведенной продукции,

г) кривая производственных возможностей сдвигается влево,

д) верного ответа нет.

 

Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Какова роль потребностей в экономике?

2. Дайте классификацию экономических потребностей.

3. Какая связь существует между потребностями и благами?

4. Дайте классификацию экономическим благам.

5. Охарактеризуйте основные качества экономического человека.

6. В чем различие между экономическими ресурсами и факторами производства?

7. Дайте характеристику факторам производства.

8. В чем состоит проблема выбора в экономике?

9. Назовите основные принципы экономического либерализма.

10. Охарактеризуйте производственные возможности общества и их границы.

11. Дайте определение экономической эффективности производства и как она измеряется.

 

ТЕМА 3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Вопросы для рассмотрения на семинарском занятии

 

1. Экономическая система: понятие, элементы. Критерии выделения экономических систем.

2. Собственность в экономической системе, ее понятие, эволюция. Типы и формы собственности

3. Типология современных экономических систем и их характеристика.

4. Рынок: понятие, функции. Конкуренция, ее виды.

Темы докладов и кратких сообщений

 

1. Типы и формы собственности в Республике Беларусь. Проблемы реформирования отношений собственности.

2. Социально-ориентированная рыночная экономика: истоки и принципы.

 

Учебные задания

1. Сопоставьте способы, посредством которых чистый капитализм, административно-командная экономика и современная рыночная экономика пытаются справиться с проблемой редкости экономических ресурсов.

2. Как вы понимаете экономическую обособленность товаропроизводителей? В чем состоит их экономическая свобода и ответственность?

3. Проанализируйте аргументы в пользу рыночной системы и против рыночной системы.

 

Тесты

1. Определите соотношение понятий «разгосударствление» и «приватизация»:

а) приватизация более широкое понятие,

б) это тождественные понятия,

в) эти понятия не соотносятся,

г) разгосударствление включает в себя приватизацию,

д) верного ответа нет.

 

2. Межотраслевая конкуренция ведется за:

а) покупателей,

б) лучшие условия производства,

в) более выгодное вложение капитала,

г) уменьшение затрат на производство единицы продукции,

д) верно б) и г).

 

3. Собственость (в экономическим смысле) – это:

а) экономическое благо,

б) отношения между людьми по поводу экономическго блага,

в) закрепленные законом имущественные отношения,

г) отношения человека к экономическим благам,

д) верного ответа нет

 

4. Если экономические проблемы решаются и рынком, и правительством, то экономика является:

а) рыночной,

б) традиционной,

в) командной,

г) смешанной,

д) социалистической.

 

5. Современная смешанная экономика представляет собой:

а) саморегулируемую рыночную экономику,

б) регулируемое рыночное хозяйство,

в) плановую экономику,

г) переходную экономику,

д) верного ответа нет.

 

6. Командная экономика позволяет:

а) эффективно распределить ресурсы,

б) избавиться от дефицита,

в) учесть и распределить ресурсы,

г) эффективно использовать ресурсы,

д) верного ответа нет.

 

7. Деньги служат:

а) средством обращения,

б) средством сохранения ценности,

в) счетной единицей,

г) все предыдущие ответы верны,

д) все предыдущие ответы неверны.

 

8. Условием возникновения рынка является:

а) общественное разделение труда,

б) экономическая обособленность товаропроизводителей,

в) развитие производительных сил,

г) верно а) и б),

д) верно б) и в).

 

9. Что отличает товарное производство от натурального хозяйства:

а) частная собственность,

б) общественное разделение труда,

в) производство экономических благ,

г) обособленность производителей,

д) верного ответа нет.

 

10. К инфраструктуре рынка не относится:

а) система учреждений, обеспечивающих сбыт продукции,

б) система учреждений, обеспечивающих обслуживание потребителей,

в) система отраслей и видов производств,

г) кредитно-банковская система,

д) система институтов, изучающая спрос населения.

 

Вопросы для повторения и самоконтроля

 

1. Дайте определение экономической системы.

2. Раскройте структуру экономической системы.

3. Назовите основные типы экономических систем и дайте им характеристику.

4. Назовите движущие силы экономической системы.

5. Какова роль собственности в экономической системе?

6. Дайте характеристику натуральному и товарному хозяйству.

7. Дайте определение товару и назовите его свойства.

8. Какие факторы влияют на величину стоимости товара?

9. Определите предельную полезность и какая связь ее со стоимостью товара?

10. Какова природа денег и какие функции они выполняют?

11. В чем особенность современных денег?

12. Какие функции выполняет рынок?

13. Какова структура рынка?

14. Что понимают под инфраструктурой рынка, какова ее структура?

15. Какова роль конкуренции в механизме рынка?

16.  В чем преимущества и недостатки рынка?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: