Понятия социальной перцепции и межличностного восприятия

Методы перцепции «Мир в розовых очках»

 

Выполнила: студент 3 курса 32 группы

                                                                           Агеева Анна Викторовна

                                                                              Проверила: Рамирес Обрегон                                          

                                                                                                 Елена Викторовна      

 

                                                                                                                                                             Москва 2012 год

Введение.

   Актуальность темы обусловлена тем, что процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. На мой взгляд эта тема очень обширна не только у подростков, но и у лиц разных возрастов. Каждый человек видит мир по своему. Те кто видит мир в «розовых очках» относятся к оптимистам, надо ли стремиться быть ими? Ты спрашиваешь у них: «Как дела?» и в ответ слышишь: "Отлично! Замечательно!" – так отвечают оптимисты, а как бы сказали мы?

-"Да, вроде, нормально. Ничего. Пойдет."

И задумаешься, правда ли у них все так хорошо? Неужели нет проблем, переживаний, а может быть, им все равно? И мы начинаем завидовать людям с хорошим настроением.

Но ведь у каждого из нас в окружении найдется подобный индивидуум, всегда на подъеме, неудачи вроде обходят стороной. Как ему все удается?

На самом деле удачи и неудачи, зачастую, не всегда, конечно, мы притягиваем сами, не специально, просто своим поведением.

Посмотрите на оптимистов, они уверены в себе, идут вперед ставят цели, добиваются их, у них не бывает резких перепадов настроения. На работе их ценят, у них хорошее здоровье, если и заболеет – ненадолго. Смотришь, и в 50-60 резво и бодро бежит вверх на пятый этаж, а ты все ворчишь, что лифт снова не работает. Есть чему позавидовать.

Может, попробуем стать оптимистами?

Я для себя могу определить несколько простых правил, используя которые можно наполнить позитивом свою жизнь:

Вспомните сказку про сыр и лису. Вы лиса, хотите сыру, но он высоко и вы не можете его достать. А теперь представьте, что он уже там давно и испортился, зачем за ним лезть он невкусный и плохо пахнет. Может, пойти к другому сырному дереву? В жизни то же, если нам чего-то очень хочется, надо представить, что есть и получше, и не обязательно "стоять в очереди именно здесь". К примеру, зачем мне тот голубоглазый блондин ведь он даже не сможет обо мне позаботиться. Надеюсь, вы поняли мой образный пример?

Не нужно отрицать возникновение возможных проблем. Вы скажите, это и есть путь к пессимизму. Нет! Если вы будете отмахиваться от мыслей о возможности появления мимических морщин, целлюлита, или говорить, что вы никогда не расстанетесь с парнем, ведь вы созданы друг для друга, вы и правда думаете, что это не произойдет. Произойти может все, что угодно. Нужно быть готовой к проблеме, и не говорить, как плохо, что мы расстанемся, а радоваться тому, что вы вместе, а уж если это все же произойдет, то я переживу.

Никогда человек не будет счастлив, а следовательно, и не сможет стать оптимистом, если он не будет жить настоящим, а будет постоянно возвращаться в прошлое. Не стоит долго горевать об ушедшей любви, из-за этого можно не заметить настоящее счастье, которое ходит совсем рядом.    Когда вы идете домой с работы, о чем вы думаете? Скорее всего о прошедшем дне, анализируете свои поступки или поступки других людей. Либо представляете, что будете делать, когда придете домой. А вы оглянитесь вокруг, посмотрите на маленькие снежинки, почувствуйте нежный ветерок. И идти станет намного приятнее.

Давайте будем стремиться быть оптимистами, будем улыбаться друг другу, искренне радоваться происходящим событиям. Давайте будем сами создавать себе свое счастье!

 

 

Объектом исследования - окружающие нас люди.

Предмет исследования - социальная перцепция, «Мир в розовых очках».

Цель исследования - изучение структуры и механизмов социальной перцепции.

Задачи:

1)Проанализировать литературу по данной теме.

2) Изучить понятие социальной перцепции и межличностного восприятия.

3) Дать определение казуальной атрибуции, выявить ошибки и способы их избежания.

4) Изучить мнения психологов.

5) Сделать выводы.

 

  

 

 

Глава 1. Теоретическое исследование.

Понятие перцепции.

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

В то же время, существует иное трактование феномена и процесса восприятия, которое основано на том факте, что некоторые различия в ощущениях не могут быть объяснены с точки зрения просто физиологии органов чувств и мозговой деятельности. Например, осязание включает в себя такие легко различимые вещи как давление, трение и маслянистость или сальность. Однако, физиологически не существует объяснения способности отличать их друг от друга. Подобные вещи привели к появлению постулата, что существует нечто обладающее восприятием и не являющееся частью физического тела.

Понятия социальной перцепции и межличностного восприятия.

Известно множество различных интерпретаций того факта, что человек ищет общество себе подобных. У человека поиск контактов с другими людьми связан с возникающей потребностью в общении. В отличие от животных у человека потребность в общении, контакте, является вполне самостоятельным внутренним стимулом, независимым от других потребностей (в пище, в одежде и т. д.). Она возникает у человека чуть ли не с рождения и наиболее отчетливо проявляется в полтора - два месяца. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса, поэтому большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

 

Рассмотрим на примере, как в общем виде разворачивается процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом нам доступны лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными является внешний облик (физические качества плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качества наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписываемая наблюдаемому, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему (это отношение чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума “нравится - не нравится”). Перечисленные выше феномены принято относить к социальной перцепции.

 

Социальной перцепцией называют процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Таким образом восприятие человеком человека относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. Если говорить о проблеме взаимопонимания партнеров по общению, то более уместным будет термин “межличностная перцепция”, или межличностное восприятие. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами что даже употребление самого слова “восприятие” кажется не совсем точным, так как ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное определение перцептивного процесса. В этом случае в качестве синонима “восприятию другого человека” употребляют выражение “познание другого человека”.

 

Это более широкое понимание термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится не только восприятие физических характеристик объекта, но и его поведенческих характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т. д. Подход к проблемам восприятия, связанный с так называемой транзактной (трансактной) психологией, особенно подчеркивает мысль о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации.

 

В целом в ходе межличностной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.

 

Выделяют четыре основных функции межличностной перцепции:

 познание себя

 познание партнера по общению

 организация совместной деятельности

 установление эмоциональных отношений

 

Структура межличностного восприятия обычно описывается как трёхкомпонентная. Она включает в себя: субъект межличностного восприятия, объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия. В связи с этим все исследования в области межличностной перцепции можно разделить на две группы. Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т. п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т. п. Во втором - механизмы познания и различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. Например эффекты ореола, эффект новизны и эффект первичности, а также явление стереотипизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: