Раздел I. Введение в экономическую теорию

Санкт-Петербургский университет МВД России

 

 

КУРС ЭКОНОМИКИ В СХЕМАХ, ТЕРМИНАХ, ЗАДАЧАХ

УЧЕБНОЕ НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ (АЛЬБОМ СХЕМ)

 

Санкт-Петербург

2010

Курс экономики в схемах, терминах, задачах / Авторы-составители: Гуров М.П., Дончевская Л.В., Каменский А.Ю., Фролова О.В. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010. –  99 с.

 

 

 

В материалах пособия кратко - посредством определения основных понятий и терминов, составления графиков и схем, решения экономико-математических задач - излагается содержание учебной дисциплины «Экономическая теория». 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по экономическим специальностям на основе обобщения учебной и научной литературы. Пособие предназначено для студентов, слушателей, курсантов, аспирантов различных ВУЗов, где изучаются дисциплины «Экономика» и «Экономическая теория», а также для всех тех, кто интересуется экономическими науками.

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………… 4
Раздел I: Введение в экономическую теорию………..….. 5
Раздел II: Микроэкономика………….……..…………….. 33
Раздел III: Макроэкономика……………..………………. 53
Раздел IV: Переходная экономика………………...……… 84
Раздел V: Военная экономика…..……………………........ 90
Список литературы…………………..………………........ 97
   

 

Идеи экономистов... имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром.

Джон Мейнард Кейнс

Введение

В современном российском обществе, как и во всём цивилизованном мире, растёт спрос на высококвалифицированных специалистов, людей по-настоящему профессиональных и компетентных в своём деле. Это в равной степени и в первую очередь относится к государственным служащим, в том числе к тем, чья деятельность направлена на обеспечение безопасности граждан, государства и общества. В этой связи повышаются требования к качеству гуманитарного образования будущих офицеров внутренних войск. 

Данное пособие адресовано, прежде всего, курсантам старших курсов. Во-первых, они, как правило, уже в полной мере осознают ценность научных знаний, а значит, и необходимость самообразования. Во-вторых, у старшекурсников уже сформировались основные навыки самостоятельной работы с учебной литературой.

Таким образом, материал пособия нацелен в первую очередь на удовлетворение такой их потребности, как саморазвитие в сфере гуманитарных знаний. 

Вместе с тем пособие может послужить и своего рода “скорой помощью” при подготовке к зачёту, что относится к курсантам, которые по каким-либо причинам не в полном объёме и не достаточно твёрдо овладели тем минимумом учебного материала, который установлен требованиями государственного образовательного стандарта.

 

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

В Древнем Мире, в периоды Античности и Средневековья экономические представления развивались в рамках философии, политики, права, этики, богословия и других общественных наук. Носителями и выразителями экономических идей были мудрецы-философы, государственные деятели, служители культа, другие представители класса элиты.

Меркантилизм – это развернувшаяся в XVI –XVIII вв. дискуссия по поводу того, что главным источником богатства нации служит торговля. Её главным итогом стало рождение и в настоящее время актуальной теории торгового баланса. Существенный вклад в развитие меркантилистских идей внесли Томас Мэнн (1571—1641), Джон Ло (1671—1729), Джеймс Стюарт (1712—1780), Жан Кольбер (1619-1683), Иван Посошков (1652-1725).

Физиократы, лидером которых был Франсуа Кенэ, считали богатством не деньги, а “произведения земли”. Сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность, с их точки зрения, является источником богатства общества, что и определяется «естественным» законом, установленным Богом.

Классическая политическая экономия в лице её выдающихся представителей Адама Смита (1723–1790), Давида Рикардо (1772–1823), Джона Стюарта Милля (1806 - 1873) стала вершиной экономических знаний Нового времени. Её основные положения сформировали основу современной экономической теории. Объектом "классических" исследований стало производство, главным предназначением которого предполагалось удовлетворение потребностей народа. Представители классической школы также сформировали научное представление о труде как главном источнике богатства, о стоимости как воплощении затрат труда, о факторах производства и основных доходах, распределении доходов в экономике и роли налогообложения в этом процессе. Были разработаны первые теории международной торговли.

Теория К.Маркса. К.Маркс (1818 -1883 гг.) – философ, социолог, историк, правовед, экономист, основоположник теории марксизма. Маркс разработал одну из наиболее цельных и адекватных теорий общественного прогресса. Согласно этой теории человечество в экономическом развитии должно пройти три стадии: архаическую, экономическую, коммунистическую. При этом главной движущей силой служит то, что «…люди вступают в определённые, необходимые, от их воли независящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляют экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот бытие определяет их сознание» (К.Маркс «К критике политической экономии»).

Австрийская школа возникла в 1870-х годах. Её основателем является Карл Менгер (1840–1921). Главными методологическими особенностями австрийской школы являются: последовательный и бескомпромиссный субъективизм и строгий методологический индивидуализм, т.е. признание в качестве основного мотива поведения субъектов (индивидов) – стремление получить максимальную выгоду при минимальных затратах.

 В рамках лозаннской школы во главе с Леоном Вальрасом (1834–1910) были разработаны математические методы исследования в экономике. С помощью математических методов удалось открыть многие функциональные (количественные) математические зависимости в производстве, потреблении и рынке.

Глава кембриджской школы Альфред Маршалл (1842–1924) в книге “Принципы экономической науки” (Principles of Economics), над которой он работал более двадцати лет, систематизировал и развил концепции, существовавшие на тот момент в западной экономической науке.

  Дж. М. Кейнс (1883–1946) в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) изложил совершенно новые принципы регулирования национального хозяйства, подчеркнув при этом решающую роль государства. Кейнса справедливо считают основоположником современной макроэкономики

Монетаризм — теория регулирования экономики, одно из направлений неолиберализма. Согласно теории неолиберализма нужно предоставить максимальную свободу предпринимателям, и сократить вмешательство государства в экономику. Монетаристы и их лидер Милтон Фридман (1912-2006) остро полемизируют со сторонниками кейнсианского подхода о роли государства в рыночной экономике. Государство, согласно монетаристской теории должно как можно меньше вмешиваться в экономику: оно должно лишь обеспечивать стабильность денежного обращения, регулировать денежную массу в обращении. Монетаристский подход стал теоретическим фундаментом в стратегии перехода России от командно-административной системы хозяйствования к системе, основанной на рыночных отношениях.

Основоположником современной институциональной парадигмы в экономической теории стал Рональд Коуз (р.1910). В работе «Природа фирмы» (1937) он рассматривает процесс порождения рыночной экономикой специфического рода издержек, которые он назвал трансакционными. К таким издержкам относятся: затраты на сбор информации о ценах; затраты на переговоры и заключение сделок и т.д. Основные направления развития институциональной парадигмы: теория прав собственности; теория трансакционных издержек; экономика организации; теория общественного выбора; экономическая теория преступлений и наказаний; новая экономическая история; и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: