Брак – союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.
Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права (публичного и частного), как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписаниям морального и религиозного характера.
Правильный брак – союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов.
Неправильный брак или вообще брачный союз – союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.
Характерные черты брака:
|
|
Ø взаимность: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;
Ø согласие партнера;
Ø достижение брачного совершеннолетия (14 лет — для мужчин, 12 лет — для женщин)
Ø наличием половой связи между партнерами в браке;
Ø стремлением партеров заключить именно брачный союз;
Ø постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство, живут вместе и т. п.
Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза, переводило отношения мужчины и женщины в другое качество либо служило основанием для признания брака недействительным.
От брака отличался конкубинат – разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком.
Виды римского брака:
Ø matrimonium justum – законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii (права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми)
Ø matrimonium juris gentium – брак между лицами, не имеющими jus conubii.
Формы законного римского брака:
Ø брак с властью мужа (cum manu) – жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж был подвластным лицом. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовладыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр.
|
|
Ø брак без власти мужа (sine manu) – жена либо оставалась под властью прежнего домовладыки, либо была самостоятельным лицом. Это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять. После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть (по давности). Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях.
В римском праве существовало три способа установления брака:
Ø религиозный обряд,
Ø светская форма брака
Ø приобретательная давность.
Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства (недопустим брак между братом и сестрой, между теткой и племянником и т.п.).
Понятие и виды наследования
Наследование — переход имущества, прав и обязанностей собственника в связи с его смертью к одному или нескольким другим лицам по закону или по завещанию. Наследство состояло из имущественных прав наследодателя, а семейные и личные права не наследовались.
Наследство состояло из имущественных прав наследодателя, а семейные и личные права не наследовались.
Наследство включало в себя не только выгоды и возможные обогащения имущественного характера, но и обязательства, лежащие на наследодателе.
Положения о наследовании содержались в Законах XII таблиц, преторском праве, императорском законодательстве, в новеллах Юстиниана.
В римском праве существовало два основания наследования:
Ø завещание
Ø закон.
Римское наследственное правонедопускалополучения наследства после одного и того же лица по двум основаниям: по завещанию и закону. Это означает, что невозможно, чтобы часть имущества была передана по завещанию, а другая — по закону.
В древнее время существовало только наследование по закону. После смерти домовладыки все его имущество, права и обязательства поровну делились между его агнатическими родственниками. Впоследствии (по Законам 12 таблиц) наследовать могли не только агнатические, но и когнатические родственники.
Наследование по завещанию зависело от воли наследодателя, который имел право распоряжаться всем своим имуществом. Право оставлять завещание признавалось за правоспособными и дееспособными римскими гражданами (лица sui iuris).
Наследодателями не могли быть лица, находящиеся в «чужой власти», юридические лица, латины, рабы, находящиеся в частной собственности.
Если в завещании не упоминались ближайшие родственники умершего, то они могли ходатайствовать об аннулировании завещания и перераспределении имущества.