Церковная организация

Тема №6

Положение церкви и церковное право XV-XVII вв.

 

1. Церковная реформа.

2. Церковная организация.

3. Церковный суд.

4. Церковное право.

Церковная реформа

В XV в. наступает период самостоятельного существования Русской православной церкви. С падением Восточной Римской империи и освобождением от Золотой Орды русский правитель именуется самодержцем. Этот термин означал, что он самостоятелен, ни от кого на земле не зависит и «сам себя держит». У самодержавного монарха нет никаких земных ограничений, кроме духовно-нравственных. Церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства.

В конце XVв. в Московском государстве возникли две богословские школы - стяжатели (Иосиф Волоцкий и его ученики) и нестяжатели (Нил Сорский и его ученики).

Стяжатели представляли себе Церковь как политически активный институт, который имеет право влиять на власть. Они выступали за вмешательство государства в церковные дела. Они считали необходимым привлекать в монашество аристократию, имеющую политический опыт и связи в высших кругах и способную обеспечить влияние Церкви на светскую власть. Волоцкий предлагал схему чистого византизма - тесного сплетения Церкви и государства.

Нестяжатели проповедовали аскезу, материальную нищету монашества. Они подчеркивали, что царство Церкви не от мира сего, поэтому нечего и незачем ей вмешиваться в государственные дела. По сути, это была идея отделения Церкви от государства.

В результате противостояния победу одержали стяжатели.

С 1589г. (1593г.) в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания Церкви на политическую власть.

Взаимоотношения государства и церкви в XVI-XVII вв. были сложными, неоднократно пересматривались и подвергались правовой регламентации.

В правление Михаила Федоровича (а фактически - патриарха Филарета) противоречий между Церковью и государством не было. В новой системе власти церковь заняла важное место. Сложилась система органов церковного управления - епископаты, епархии, приходы.

Противоречия церкви и государства возникли при Алексее Михайловиче. В начале 50-х гг. XVII в. он приблизил к себе архимандрита Никона. В 1652г. Никон стал патриархом и получил право титуловаться «великим государем» по примеру царского деда - патриарха Филарета. Царь поддержал церковную реформу Никона, направленную на сохранение и приумножение авторитета Церкви, унификацию обрядов и установление единообразия церковной службы.

В 1654г. Никон провел реформы по укреплению церковной системы, он осуществил сверку церковных книг с греческими оригиналами и внес в них исправления. Против церковной реформы 1654г. выступили идеологи старообрядчества. Они считали правильными только русские тексты и традиции. (Спор вёлся и о том, как следует креститься - двумя или тремя пальцами, как совершать крестный ход - по солнцу или против солнца, каким образом следует писать богослужебные книги, ускоренный порядок литургии, многоголосие и т.д.) Эта группировка называлась раскольниками, возглавлялась протопопом Аввакумом. На сторону старых обрядов стали многие горожане, крестьяне, стрельцы, которые связывали ухудшение своего положения с церковной реформой. Политическим центром их движения стал Соловецкий монастырь. Одним из главных обвинений Аввакума в адрес официальной Церкви стало её вмешательство в политические и государственные дела, стремление к участию в светской власти. Аввакум надеялся, что царь поддержит старообрядцев, т.к. они не отвергали идею «законной монархии». Царь их не поддержал, и они стали подвергаться преследованиям. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные проповедями раскольников-учителей, бежали на Север, в Заволжье, где в глухих местах основывали раскольничьи поселения. Самым сильным проявлением сопротивления стало Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Только в 1971г. собор Московского патриархата снял анафему со старообрядцев. Даже на сегодняшний день общая численность старообрядцев составляет более 3 млн. человек, большинство из которых (свыше 2 млн. человек) живут в России.

Но Алексей Михайлович разошелся во взглядах и с Никоном. Церкви считала первичной духовную власть по сравнению со светской. Царь не смирился с властолюбием, высокомерием и крутым нравом патриарха. На Церковном соборе 1666-67г. Никона лишили патриаршего сана и сослали в монастырь (Ферапонтову пустынь). Собор оставил в силе все его нововведения. А его преемники на этом посту уже не претендовали на превосходство над царской властью.

Со второй половины XVII в. государственная власть все более стремится поставить церковь под свой контроль. Эта тенденция проявилась уже в Соборном Уложении 1649г., когда в состав светской кодификации (Уложения) впервые были включены преступления против религии, церкви и нравственности, ранее находившиеся в юрисдикции церкви и регламентировавшиеся в рамках церковного права. Учреждался Монастырский приказ, сугубо государственное учреждение разбиравшее взаимные иски духовных и светских лиц, гражданско-правовые споры, сторонами в которых выступали монастыри, монастырские люди и приходский притч.

В 1675г. Монастырский приказ был упразднен, но вмешательство государства в церковные дела продолжалось: отменялись имущественные привилегии церковных учреждений и духовенства, государственные повинности распространялись на церковные владения.

Соборное Уложение 1649г. запретило покупку, заклад, дарение, завещание вотчин в пользу Церкви. Запрещалось церковным учреждениям принимать вотчины на «вечный помин» и при постриге землевладельцев в монахи (ст. 42 гл. XVII Соборного Уложения).

Драматические последствия для отношений Церкви и государства имели решения Собора 1666—1667 гг., основанные на послании восточных патриархов, известном как «Правила касательно власти царской и власти церковной». «Правила» давали право царю смещать патриарха, утверждали божественный характер царской власти, ее приоритет над властью церковной. Присутствовавшие на Соборе греческие архиереи и монахи приняли участие в суде над патриархом Никоном и подвергли критике идею «Москвы - третьего Рима». Собор, обсуждая обрядовые вопросы, осудил старообрядчество, как ересь. В самой церковной обрядности обнаружили много «варварских» пережитков и извращений чисто византийского догмата, которые необходимо было устранить.

 

Церковная организация

Высший церковный орган - Освященный Со6ор в полном составе входил в «верхнюю палату» Земского собора.

Духовенство являлось особым сословием, которое обладало привилегиями и льготами: оно освобождалось от податей, телесных наказаний, повинностей и др.

Церкви принадлежали большие земли. С этой собственностью было связано большое число людей - управляющих, холопов, крестьян, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. Церковь там решала дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Система органов церковного управления включала: епископаты, епархии, приходы и монастыри. В ходе реформы по централизации церковного управления (1620-1626гг.) были учреждены Патриаршие приказы: Дворцовый, Казенный, Разрядный, Судный. В 1649г. был учрежден Монастырский приказ.

Епархии возглавлялись епископами. В их полномочия входили: назначение поповских старост; утверждение священников, избираемых населением; открытие новых монастырей; назначение с разрешения государя архимандритов и игуменов; отправление святительского суда. В каждой епархии находилось несколько приходов и монастырей. Приходы возглавлялись священниками, часть которых назначалась государственными чиновниками (наместником, дворецким, дьяком), а часть избиралась приходом (населением) и утверждалась епископом. Во главе монастырей стояли архимандриты и игумены, управлявшие вместе с соборными старцами по общему монастырскому уставу и уставу основателя монастыря.

Поповские старосты назначались епископом по городам епархии и подлежали контролю со стороны архимандритов и игуменов. В компетенцию поповских старост входило: наблюдать за церковным порядком и благочестием, собирать венечные пошлины, надзирать за поведением священников и причта.

 

Церковный суд

Судебную власть Церковь осуществляла через суды епископов, своих наместников и монастырские суды во главе с игуменом. Епископ назначался митрополитом или государем.

В конце XV в. место духовных судей начинают занимать чиновники - архиерейские и митрополичьи бояре, наместники и дьяки. Мелкие дела рассматривали десятинники.

Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество.

Все дела, рассматриваемые духовными судами, делились на церковные и светские.

В церковным делам относились «греховные» дела, которые рассматривались епископом с архимандритами и игуменами без участия митрополичьих бояр, т.е. светских чиновников. Суд вершился на основании Номоканона, церковных правил. Светским судам прямо запрещалось вторгаться в эту сферу, что подтверждали Судебники и Стоглав (сборник постановлений церковного Собора 1551г.), за исключением наиболее тяжких уголовных правонарушений.

К светским делам относились гражданские и малозначительные уголовные дела духовных лиц, а также споры, связанные с семейным правом. Суд вершили святительские бояре и десятинники, поповские старосты и целовальники, избранные населением.

Деятельность наместнического духовного суда также контролировалась поповскими старостами, пятидесятниками, градскими старостами, целовальниками и земскими дьяками, т.е. представителями местного самоуправления.

С 1589г. центральным судебным органом Церкви стал суд Патриарха. В XVII в. разбором церковных дел занимались Патриарший двор, Тиунская изба или Приказ церковных дел.

Гражданские дела принял на себя Приказ Большого дворца, ведавший до 1625г. монастырскими и церковными имуществами. Позже из него выделился Монастырский приказ, который рассматривал гражданские дела всех духовных лиц и организаций. Апелляционной инстанцией приказа была Боярская дума.

 

Церковное право

Источники церковного права Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве. В XII-XIV вв. акты государственной власти, которыми регламентировалось положение Церкви, носили форму уставных и жалованных грамот, княжеских уставов. Акты эти носили удельный, местный, но не общероссийский характер.

В уставных и жалованных грамотах устанавливались виды и размеры отчислений в пользу церкви («десятина»), перечень судебных пошлин, поступающих церкви, церковная юрисдикция, перечислялись передаваемые церкви земельные угодья. В княжеских уставах содержались те же пожалования, но сделанные не в пользу отдельных церквей, а целых епархий, границы которых совпадали с границами княжеств. В XIII-XV вв. в судебной и административной практике княжеских и церковных судов широко использовались такие своды как Кормчая книга и Мерило праведное.

Мерило праведное содержало нормы имущественного, залогового, наследственного и другого права. Оно состояло из Прохирона, Эклоги и Закона судным людям (византийских источников).

Кормчая книга (также состоявшая из византийских источников, соборных и синодальных постановлений) проделала долгую и сложную эволюцию в качестве свода законов. Над созданием Сводной Кормчей работали Максим Грек, Иосиф Волоцкий и другие авторитеты, в свет книга вышла в 1653г. при патриархе Никоне. Сводная Кормчая стала основным источником как церковного, так и гражданского права в период от Ивана III до Петра I. (Последний раз Кормчая была издана в 1839г. и включенная в нее «Книга правил» заменила собой часть норм Кормчей).

Судебники XV и XVI вв. разграничили юрисдикцию церкви и государства, государственная власть признала неподсудность духовенства и церковных людей светскому суду (кроме тяжких уголовных преступлений). Иски светских людей к духовным (и наоборот) рассматривали смешанные суды, иски к духовным властям и архирейским наместникам рассматривал сам государь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: