Церковно-земские соборы

В XVI в. проходил ряд церковно-земских соборов, на которых обсуждались вопросы, со оры одинаково важные как для Церкви, так и для государства (Соборы 1551, 1581, 1584 гг.). На Соборе 1551г. рассматривались вопросы о Судебнике для светских судов, наделения землей служилых людей, выкуп пленных и др.

На том же Соборе был принят документ, получивший название Стоглава. Основное содержание сборника составляли вопросы, относившиеся к церковному праву и внутрицерковным отношениям (о дисциплине, церковном суде, литургии, иконах и книгах и т.п.). Значительное место отводилось также вопросу о епископских и монастырских вотчинах: было постановлено церковные земли не продавать, не отдавать, но «крепко хранить», вместе с тем - новых земель у царя не просить. Часть положений Стоглава была отменена Собором 1666-1667 гг., но часть продолжала действовать до 1700 г.

На соборах 1581 и 1584 гг. была сделана попытка разрешить вопрос о церковных имуществах. В приговорах этих соборов подчеркивалась обязанность духовенства помочь государству и служилым людям в борьбе с врагами (служилые люди в этот период весьма нуждались в землях, шел быстрый рост поместного землевладения, а церковь была одним из самых крупных землевладельцев).

Решения, принятые соборами, включали следующие положения: провозглашалась неотчуждаемость церковных и монастырских вотчин; церквям и монастырям запрещалось приобретать новые земли. За Церковью закреплялись все принадлежавшие ей (митрополии, епископствам, монастырям) земли, даже если на них не было документального свидетельства о собственности. Все споры о церковных землях запрещались. Переданные монастырям по завещаниям родовые вотчины не могли выкупаться родственниками завещателя (не действовало право родового выкупа).

Вместе с тем завещанные монастырям земли не поступали в их реальное распоряжение: государство выплачивало им денежную компенсацию, а земли забирало себе для раздачи служилым людям.

Церковное право В Стоглаве регламентировались: порядок богослужения, дисциплина духовенства, монашества и мирян по отношению к церковным обрядам, литургии и церковной жизни, статус монастырских вотчин, юрисдикция церковного суда. Надзор за благочинием возлагался на поповских старост и десятинников, соборных священников, архимандритов, игуменов и протопопов.

Собор 1551г. передал в подсудность епископам все монастыри и приходские приняты, запретив светским судам судить духовных лиц.

Гражданское право В области гражданского права статьи Стоглава регламентировали статус монастырских вотчин, управление которыми было возложено на государственных чиновников совместно с монастырскими властями. Государству не удалось провести секуляризацию монастырских имуществ, но некоторые меры контроля и управления ими были введены в действие. Собор постановил вести строгую отчетность относительно имущественных (земельных) вкладов в монастыри. Следовало строго следить за тем, чтобы имущества, пожертвованные в монастырь без права отчуждения и выкупа, не продавались, не закладывались и не отчуждались иным способом.

Монастыри лишались также права образовывать в городах на льготных условиях особые слободы - поселения («белые» слободы).

Стоглав запрещал духовным лицам давать деньги и хлеб «в рост». Займы могли осуществляться ими только при наличии поручителей и без процентов.

Уголовное право Некоторые нормы Стоглава были посвящены уголовному праву, касаясь вопросов о чародействе, языческих обрядах, лжеприсяге. (Например, лжеприсяга трактуется исключительно с религиозной точки зрения, безотносительно к ее судебно-процессуальной значимости.)

Некоторые исследователи (В.Н. Латкин) полагают, что Стоглав, как и Русская Правда, был не официальным законодательным памятником, а только частным сборником соборных постановлений, получающих силу действующего права лишь в случае их санкционирования государственной властью и издания в форме собственных узаконений (наказов, грамот и т.п.).

Постановления церковных соборов Главным церковным законодательным органом оставались поместные Соборы. Их постановления носили обязательный характер и для широкого круга недуховных лиц.

Собор 1572г. издал грамоту о разрешении в виде исключения четвертого брака Ивану Грозному. Однако при этом подтвердил недопустимость четвертого брака и наложил на царя епитимью.

Постановление Собора 1580г. запрещало архиерейским домам и монастырям приобретать новые земельные владения. Лишь бедные монастыри могли получать новые вотчины через царское пожалование.

Собор 1621г. принял постановление о перекрещивании католиков, лютеран и реформатов, присоединяемых к Православной Церкви (последующими Соборами 1656 и 1667гг. это решение было отменено).

Собор 1667г. осуществил суд над Патриархом Никоном и отменил некоторые постановления Стоглава, способствующие старообрядческому расколу. Светским судам было вновь запрещено судить клириков за церковные преступления. Было подтверждено положение о том, что еретики наказываются не только церковными, но и государственными уголовно-правовыми санкциями.

Собор 1667г. подчеркнул факт, что царь имеет преимущество в политических делах, а Патриарх - в церковных.

На Соборе 1675г. священникам было запрещено передавать свои места в приданое дочерям, с тем чтобы эти места переходили к зятьям.

Собор 1682г. рассмотрел вопросы о церковном благочинии, о безместных священниках, обсудил проект царя Федора Алексеевича о разделении Церкви на 12 митрополичьих округов и открытии 33 епархий и не согласился с этим проектом. Были рассмотрены также вопросы борьбы с раскольниками.

Одним из важнейших правовых актов, принятых на совместном заседании Боярской думы, Освященного Собора и выборных от населения, стало Соборное Уложение 1649г.

Семейное и наследственное право Семейное право в XV-XVI вв. в значительной мере основывалось на нормах обычного и наследственное права и подвергалось сильному воздействию канонического (церковного) права. Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных - согласие их хозяев. Стоглав определял брачный возраст: 15 лет для мужчин, 12 - для женщин. «Домострой» (свод этических правил и обычаев) и Стоглав закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавливалась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданым жены без ее согласия.

Влияние обычая сказывалось на такой особенности имущественных отношений супругов, как семейная общность имущества. Общее право супругов распространялось на имущество, предназначенное на общие цели семьи, а также на совместно приобретенное супругами в браке.

Независимо от источника (принесенное супругами в семью или совместно нажитое в браке) семейное имущество подлежало сохранению и последующей передаче детям-наследникам. Имущество, ранее принадлежавшее одному из супругов, будучи включенным в комплекс семейного имущества, меняло свой характер и становилось общим.

В интересах общего семейного бюджета, чтобы гарантировать сохранность приданого, принесенного женой, муж вносил своеобразный залог - «вено», обеспечивая его третьей частью своего имущества. После смерти мужа вдова владела веновым имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость приданого.

После XV в. актом, обеспечивающим сохранность приданого, стало завещание, которое составлялось мужем сразу же после заключения брака. Имущество, записанное в завещании, переходило к пережившей супруге, чем и компенсировалась принесенная ею сумма приданого. В случае смерти жены к ее родственникам переходило право на восстановление приданого. При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или вплоть до вступления во второй брак пользовался недвижимостью, принадлежавшей покойному супругу.

Приданое оставалось в общем распоряжении супругов, пока они состояли в браке. Общность имущества подтверждал также установленный порядок распоряжения им, при котором все заключавшиеся с этим имуществом сделки подписывались одновременно обоими супругами.

Религиозные преступления. Преступления против Церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков стегали по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (Разбойный, Сыскной приказы).

С середины XVI в. церковные органы своими предписаниями запретили светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от Церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др.

Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, им подчиненных, был достаточно широким. Идея о «двух властях» (духовной и светской) делала церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявилось стремление Церкви встать над государством.

 

Литература:

I Основная литература

1. Беляев И.Д. История русского законодательства. – СПб. Изд. СПб. Университета МВД РФ, 1999.

2. Вернандский Г.В. История права. – СПб. Изд-во СПб университета МВД РФ, - 2000.

3. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. Изд. – 3-е. – М.: Юрист. – 1996; М., 2005.

4. История государства и права России. /Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Былина, 1996; - М.: Проспект, 2004.

5. История государства и права России. /Под ред. В.К. Цечоев, В.И. Власов, - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

6. История отечественного государства и права. – Ч.1 /Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Бек. – 1996; - М., 2000. Ч.2. – М. 1997; - М., 2001.

7. История государства и права России. /Под ред. Р.И. Юшкова, - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

8. Кузнецов И.Н. История государства и права России. Курс лекций. – Минск: Амалфея. – 2001.

9. Отечественное законодательство XI – XX веков. Ч.I – II, - М. 2003.

10. Рогов В.А. История государства и права России IX – начало XX веков. – М. 1999.

11. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. /Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. – М., 2005

II Дополнительная литература

1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. – Л. 1989.

2. Багрянородный К. Об управлении империей. – М. 1989.

3. Болтенкова Л.Ф. Интернационализм в действии. – М. 1988.

4. Введение христианства на Руси. – М. 1987.

5. Вернандский Г.В. История России. Древняя Русь. – М. 2002.

6. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси» факты против легенд и мифов. – Л. 1986.

7. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. – Казань, 1990.

8. Кандыба В.М. История русского народа до XII в. н.э. – М. 1995.

9. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн., - М.: Мысль, 1993.

10. Ловмяньский Х. Русь и норманы. – М. 1993.

11. Мавродина Р.М. Киевская Русь и кочевники (печенеги, горки, половцы). – Л., 1983.

12. Падалка Л.П. Происхождение и значение имени «Русь». – Полтава, 1913.

13. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – СПб., 1993.

14. Пресняков А.Е. Княжеское право в Древней Руси. – М. 2004.

15. Рогов В.А. История государства и права России XI – начала XX веков. – М.: Зерцало, 1999.

16. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества (XII – XIII вв.). – М. 1982.

17. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. – М. 1993.

18. Свердлов М.В. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л. 1998.

Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года в 2 частях. – Петрозаводск


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: