Вопрос 3. Эмпирические методы исследования

НАБЛЮДЕНИЕ

– это целенаправленное и систематическое восприятие явлений и процессов при помощи органов чувств. Наблюдение верно отражает изучаемое, если имеется четкий план его проведения, включающий объект наблюдения (что наблюдать), цель и задачи (для чего наблюдать?), время наблюдения и длительность (когда и сколько наблюдать), предполагаемый результат и ожидаемые изменения (что ожидается в результате?). К числу его недостатков относится получение внешней картины изучаемого явления, поэтому его нельзя считать универсальным, единственным. Наблюдение может использоваться как самостоятельный метод исследования или как составная часть других методов, например, эксперимента.

В. И. Журавлев различает следующие виды наблюдения:

1. По типу связи исследователя с объектом:

а) непосредственное наблюдение, когда между объектом и его исследователем имеются прямые отношения, связи установлены без промежуточных лиц;

б) опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется через полномочных лиц, работающих по программе и заданию исследователя. Оно может дополнять, корректировать непосредственное наблюдение;

в) включенное наблюдение, когда исследователь является равноправным участником изучаемого процесса;

г) открытое наблюдение, протекающее в условиях осознанного учителем и учащимися присутствия посторонних наблюдателей. При этом для нормализации обстановки необходим этап привыкания;

д) скрытое наблюдение дает более реалистичную картину, проводится при помощи видеокамеры. Может проводиться в специальных классах через зеркально отражающую стену или с помощью замкнутой телеустановки.

2. По продолжительности:

а) непрерывное наблюдение применяется при исследовании конкретного педагогического процесса от начала до завершения. Например, наблюдение за поведением воспитанников в игре, т. к. она имеет четкие границы;

б) дискретное наблюдение используется, когда наблюдаемый процесс не носит сплошного характера.

3. По количеству охваченных объектов:

а) монографическое, включающее возможно большее количество в равной мере взаимосвязанных явлений. Например, наблюдение за стажерами – отсроченный контроль за качеством подготовки молодых специалистов. Объектом наблюдения служит методика, техника, стиль, культура, научность, эрудированность, самостоятельность в конкретных ситуациях урока, внеклассных делах, в работе с родителями и т. д.;

б) узкоспециальное наблюдение возникает в результате потребности изолированного рассмотрения конкретного педагогического факта. Например, при изучении сопротивления воспитанию рассматриваются ситуации, способствующие открытой или скрытой конфронтации школьников требованиям воспитателя или родителей.

При организации наблюдения важно продумать технику фиксирования наблюдаемого и формулирования промежуточных выводов, определить вид записи. Это может быть протокольная (воссоздающая все), выборочное фиксирование реальных действий в их последовательности; дневниковые записи (при дискретном наблюдении). В зависимости от целей изучения можно использовать двоичную систему оценок («+», «-») и пятибалльную шкалу.

ЭКСПЕРИМЕНТ

 «Экспериментом в науке называется искусственное изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. При эксперименте исследователь активно вмешивается в обычный ход педагогического процесса». Иными словами, это специально организованная проверка эффективности того нового, что исследователь вносит в теорию и практику.

Различают ЛАБОРАТОРНЫЙ и ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Лабораторный психологический эксперимент проводится в специальных помещениях, где имеется необходимое оборудование и регистрационные приборы. Испытуемый попадает в непривычную ситуацию, у него может возникнуть состояние скованности, тревожности. Одним из важных условий получения объективных данных являются складывающиеся отношения доверия и понимания между ним и экспериментатором. Содержание эксперимента отражает некоторую часть реальной ситуации или может быть ее моделью.

Естественный эксперимент проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, при этом воссоздается изучаемое явление. Этот вид эксперимента дает возможность замаскировать цели и содержание, но при этом сохранить суть, которая заключается в активности исследователя в изменении условий выполнения деятельности.

В зависимости от характера решаемых задач лабораторный и естественный эксперимент могут быть КОНСТАТИРУЮЩИМИ или ФОРМИРУЮЩИМИ. Констатирующий эксперимент – это такой, при котором исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня свойства или какого-то параметра. Этот разовый «срез» позволяет, например, выявить уровень воспитанности школьников, характера их отношений к школе, товарищам, нормам общественной морали. Он нужен для определения актуальности исследования. Полученные данные позволяют прогнозировать дальнейшее развитие объекта исследования.

Формирующий эксперимент ориентирован на изучение динамики развития педагогического явления. Он дает возможность исследователю активно вмешаться в изучаемое явление, сознательно создавая и варьируя определенные условия.

Наиболее активной формой организации эксперимента являются экспериментальные и контрольные классы (группы). В экспериментальном классе вводится новый фактор, в контрольном отсутствует. Этот класс служить для проверки эффективности нововведения, которое производится в экспериментальном классе.

Любой эксперимент требует четкой программы проведения, разработки способов и приемов фиксирования его хода и результатов, их обработки, теоретического анализа и обобщения. При проведении эксперимента важно осуществить репрезентативную выборку (показательную) числа объектов (сколько учеников, учителей будет участвовать?). Выбранный объект должен быть типичным по составу. Далее определяются цели и задачи, формулируется гипотеза. По ходу эксперимента ведется дневник учета, в который записываются факты осуществления педагогических влияний на ученика. При обнаружении недостатков вносятся коррективы. Эксперимент завершается анализом соотношения задач и результатов, который позволяет утвердить или опровергнуть гипотезу. Важным элементом является разработка научно-практических рекомендаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: