Кое-что из реальности

Как известно, социально-экономическая нестабильность для психики человека – нежелательная штука, поскольку хроническая тревожность – это верная дорога к неврозам. По данным российских медиков в 2010 депрессия будет стоять на втором месте после сердечно – сосудистых заболеваний (информация с конференции Санкт-Петербургской Медицинской Академии постдипломной практики, 2005 г.). По данным сайта «Псипортал» издательства «Питер» за последние 10 лет число россиян с психическими расстройствами увеличилось на 40%, от 40 до 50 миллионов россиян нуждаются в психологической помощи. Растущий алкоголизм, наркомания – признаки невротичности общества. Зачем же нам нужно такое неустойчивое, невротическое общество? – Им легче управлять. Управлять с помощью рекламы, ПР, СМИ, кино.

Еше в середине ХХ века известный психоаналитик и гуманист Эрик Фромм писал о том, что рыночные механизмы привели к тому, что индивидуальность человека обесценена и сам человек стал вещью – товаром, манипулирование потребителей – первостепенной задачей. Это неизбежно ведет в обществе к росту тревоги – центральному звену невроза. «Общество, в котором присутствует множество невротических индивидов, должно быть невротическим обществом. И также значительное количество индивидов, живущих в невротическом обществе, должно быть невротиками», - писал позже в 70-х годах Фриц Перлз. Похоже, это действительность не только Запада. Достаточно посмотреть, как ищут душевный комфорт наши люди. Одни обращаются за помощью к алкоголю, и смиряются с тем, что есть. Другие – не желая менять себя, но в ожидании чуда от других обращаются к услугам магов и чародеев. Третьи – попадают в секты, псевдопсихологические организации, в которых «обучают методикам управления сознанием и влияния на других людей», где с них берут обещания о неразглашении их тайных методов другим людям. У всех этих путей есть общее – они уводят человека от проживания реальности, от принятия ответственности, от осознавания себя, своего душевного мира, тем самым еще больше усиливают внутренний конфликт, погружая людей в иллюзорный матричный мир – конструкт проблемного сознания.    

Увы, чем более невротичен мир, тем больше растет потребность к управлению чужим сознанием в обществе, потребности в манипулировании в невротичном мире растет как аппетит во время еды. Думается, неслучайно Карнеги стал культовым автором в России, в то время как в Америке его книга была подвержена жесткой критике и осуждению со стороны психологов, психотерапевтов, неслучайно, в России процветает манипулятивный маркетинг, в то время как Запад развивает так называемый «менеджмент, ориентированный на рынок», и ростовская экономическая пресса пишет обзоры, посвященные методам манипулирования сознанием потребителей.

  Как избежать манипулирования?

Рецепт не стать жертвой манипулирования массовым сознанием простой: когда вы видите, что кто-то очень активно предлагает Вам свою определенную точку зрения (в СМИ, рекламе, кино, или в какой-то помогающей организации) - подумайте, для чего такая настойчивость, какой в этом может быть смысл для пропагандиста, и найдите противоположную точку зрения, выслушайте и ее. Специалисты по защите от манипулирования массовым сознанием называют такое восприятие информации «критическим мышлением».

 Если вы общаетесь с человеком - манипулятором и слышите фразу «Если ты ….., то …..» не спешите бежать и выполнять поставленные вам условия. Манипулятор на то и манипулятор - для того, чтобы его слова оказали свое действие, он всегда указывает вам на ваше слабое место, на то, чего вы боитесь, к примеру, быть наивным или неуспешным, глупым, немодным и т.д. Обратитесь к себе и примите, то, что вы боитесь оказаться глупым, неуспешным и т.д. Вы зависимы от таких оценок. Весь парадокс в том, что чем больше вы принимаете себя, со всеми своими слабостями, тем вы внутренне сильней, тем более вы неуязвимы для манипулятора.          

Если вы замечаете, что манипулирование – это и ваша внутренняя проблема, внутренний противоречивый диалог не дает вам покоя, вам сложно быть с самим с собой, а ваша жизнь напоминает роль актера в старой заезженной пьесе, где нет счастливого конца – обратитесь к специалисту, сертифицированному в одном из направлений психотерапии (гештальт – терапия, юнгианский анализ, психоанализ, символдрама, психодрама и т.д.),. к сожалению, начало вашей истории в раннем детстве и вам самим с ней не разобраться. Конечно, вы готовы, встретиться со своими страхами и стереотипами, готовы принять ответственность за свою жизнь, а не сменит роль Жертвы на роль Емели из сказки «По щучьему велению». 

Лариса Винникова, директор психологического центра Гештальта консалтинговой группы «Контакт», практический психолог, гештальт- терапевт. 


[1] С. Некляев, «Средства массовой информации как субъект информационно-психологической безопасности» «Медиаальманах», МГУ, 2003.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: