Мероприятие | Дело | Игра | |
определение | События, занятия, ситуации в кол-ве, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. | Общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе. | Воображаемая или реальная деятельность, целенаправленная в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. |
Характерные признаки |
|
|
|
Виды | Беседы, лекции, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия. | Трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты, спектакли, агитбригады, вечера и другие КТД. | Деловые игры, сюжетно-ролевые игры, игры на местности, спортивные игры, познавательные игры. |
Содержание |
|
|
|
Принципы выбора ФВР |
|
|
|
Вариации форм воспитательной работы
по времени подготовки и проведения | Экспромт |
|
С предварительной подготовкой |
| |
по способу организации | Организуемые одним человеком (кем-то из членов коллектива или педагогом) |
|
Организуемые группой участников (постоянным или временным органом, микроколлективом) Организуемые коллективно (всеми членами коллективно) |
| |
По характеру включения в деятельность | Предусматривающие обязательное участие Предусматривающие добровольное участие |
У этих форм разное:
|
по взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми | «Открытые» «Закрытые» |
· Имеют явное преимущество в воспитательном отношении, когда воспитанники осознают полезность и необходимость «для кого-либо»;
|
Методические особенности форм воспитательной работы
С постоянным набором конструктивных элементов | Не имеют постоянного набора конструктивных элементов | |
Формы | Формы с определённым методическим рисунком
Например: «конкурс»
| I.Формы свободного творчества (сконструированы из различных элементов других форм) II. Формы традиционные, имеющие определённую организационно-содержательную идею, но не имеющие сложившейся методической структуры. (вечер, праздник, субботник) |
Подход к конструированию | Конструирование идёт «от формы»: Выбирается некий известный вид формы и наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности | Конструирование идёт «от содержания»: За основу берётся содержательная идея и облачается в некую соответствующую форму. |
Методические особенности форм воспитательной работы
С постоянным набором конструктивных элементов | Не имеют постоянного набора конструктивных элементов | |
Формы | Формы с определённым методическим рисунком
Например: «конкурс»
| I.Формы свободного творчества (сконструированы из различных элементов других форм) II. Формы традиционные, имеющие определённую организационно-содержательную идею, но не имеющие сложившейся методической структуры. (вечер, праздник, субботник) |
Подход к конструированию | Конструирование идёт «от формы»: Выбирается некий известный вид формы и наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности | Конструирование идёт «от содержания»: За основу берётся содержательная идея и облачается в некую соответствующую форму. |