Характеристика основных форм воспитательной работы

 

  Мероприятие Дело Игра
определение События, занятия, ситуации в кол-ве, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе. Воображаемая или реальная деятельность, целенаправленная в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Характерные признаки
  • Созерцательно-исполнительная позиция детей;
  • Организаторская роль взрослых или старших воспитанников;
 
  • Деятельностно-созидательная позиция детей;
  • Участие детей в организаторской деятельности;
  • Общественно значимая направленность содержания;
  • Самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство
  • Не несут в себе выраженной общественно полезной направленности (в отличии от игровых дел);
  • Полезны для развития и воспитания их участников;
  • Опосредованное воздействие, скрытое игровыми целями;
  • Организуется педагогами, часто при участии самих воспитанников;
 
Виды Беседы, лекции, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия. Трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты, спектакли, агитбригады, вечера и другие КТД. Деловые игры, сюжетно-ролевые игры, игры на местности, спортивные игры, познавательные игры.
Содержание
  • Информация о чём-либо;
  • Способы общения в процессе беседы, дискуссии
 
  • Информация о чём-либо;
  • Способы общения;
  • Образцы поведения;
  • Способы организации деятельности;
  • Опыт взаимодействия в процессе достижения общей цели;
 
  • Информация о чём-либо;
  • Способы общения;
  • Образцы поведения;
  • Опыт переживания и выражения коллективных эмоций;
  • Опыт взаимодействия;
 
Принципы выбора ФВР
  • Когда нужно решить просветительские задачи;
  • Когда содержание воспитательной работы требует высокой компетенции;
  • Когда организаторская функция слишком сложна для детей;
  • Когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;
  • Когда необходимы мероприятия по поддержанию дисциплины и порядка, их физическому развитию.
  • Когда дети в состоянии самостоятельно (с помощью педагогов или старших) организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями;
  • Когда необходимо с помощью реальной или воображаемой деятельности помочь воспитаннику приобрести опыт, необходимый в реальной жизни;

 

Вариации форм воспитательной работы

 

по времени подготовки и проведения

Экспромт
  • Удачно реализуют диагностические и методические (обучающие) функции;
  • Способствует установлению личных контактов, созданию эмоционально положительной атмосферы в коллективе;
  • Мобилизует творческие силы и способности ребят;
Несут сильный эмоциональный заряд;  
С предварительной подготовкой    
  • Лучше и полнее обеспечивают реализацию развивающей и воспитывающей функций;
  • Подготовка к делу обладает более мощным потенциалом, чем проведение;
  • У педагога гораздо больше возможностей влиять на качество и результаты совместной творческой деятельности, на характер личностных проявлений её участников, на их взаимоотношения;

по способу организации

Организуемые одним человеком (кем-то из членов коллектива или педагогом)
  • Экономичны по временным затратам;
  • Сильное воспитательное влияние на организатора;
   
Организуемые группой участников (постоянным или временным органом, микроколлективом) Организуемые коллективно (всеми членами коллективно)  
  • Экономичны по временным затратам;
  • Обладает высокими воспитательными возможностями;
   
  • Обладают наибольшими воспитательными возможностями;
 
По характеру включения в деятельность Предусматривающие обязательное участие Предусматривающие добровольное участие     У этих форм разное:
  • Содержание (его границы расширяются);
  • Подход к организации (совокупность организаторских приёмов и способов различна);
 
по взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми «Открытые» «Закрытые» · Имеют явное преимущество в воспитательном отношении, когда воспитанники осознают полезность и необходимость «для кого-либо»;  
  • Преобладание этих форм работы нередко приводит к групповому «эгоизму»;

 

Методические особенности форм воспитательной работы

 

  С постоянным набором конструктивных элементов Не имеют постоянного набора конструктивных элементов
Формы Формы с определённым методическим рисунком Например: «конкурс»
  1. разработка условий конкурса
  2. состязание участников
  3. оценивание достижений
  4. результаты
(фестиваль, пресс-конференция, турнир, ярмарка, аукцион, путешествие и др.)
I.Формы свободного творчества (сконструированы из различных элементов других форм)   II. Формы традиционные, имеющие определённую организационно-содержательную идею, но не имеющие сложившейся методической структуры. (вечер, праздник, субботник)
Подход к конструированию Конструирование идёт «от формы»: Выбирается некий известный вид формы и наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности Конструирование идёт «от содержания»: За основу берётся содержательная идея и облачается в некую соответствующую форму.

 

Методические особенности форм воспитательной работы

 

  С постоянным набором конструктивных элементов Не имеют постоянного набора конструктивных элементов
Формы Формы с определённым методическим рисунком Например: «конкурс»
  1. разработка условий конкурса
  2. состязание участников
  3. оценивание достижений
  4. результаты
(фестиваль, пресс-конференция, турнир, ярмарка, аукцион, путешествие и др.)
I.Формы свободного творчества (сконструированы из различных элементов других форм)   II. Формы традиционные, имеющие определённую организационно-содержательную идею, но не имеющие сложившейся методической структуры. (вечер, праздник, субботник)
Подход к конструированию Конструирование идёт «от формы»: Выбирается некий известный вид формы и наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности Конструирование идёт «от содержания»: За основу берётся содержательная идея и облачается в некую соответствующую форму.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: