История как наука (функции, принципы и т.д.)

Вторая половина 19 века – зарождение истории как полноценной науки.

I. Появляется предмет и объект истории. Предмет – прошлая социальная реальность.

1. Социальная система (несколько подсистем):

Экономическая подсистема (кон. 19 в. позитивизм + школа анналов + клиометрика)

Политическая подсистема

История социальных структур (со второй пол. 19 века)

2. Система культуры

Предметная подсистема (материальная культура)

История идеи

Система личности (биографическая история, культурная антропология – история ментальных структур)

II. Выделение субъекта исследования

Появляются исторические кафедры во второй половине 19 века

1862 г. – историческая кафедра в Оскфорде

1869 г. – Историческая кафедра Кэмбридже

Субъект внутри объекта исследования

III Необходимость своих научных методов

VI. Терминологический аппарат

Функции:

1. Легитимация прошлого

2. Функции идентификации

3. Открытие другого

Проблема: конъюнктурности, ангажированности, достоверности.

Новая историческая наука (с 60-х гг. до современности)

В послевоенное время с конца 50-х гг. развернулось движение за обновление исторической науки. Стали говорить об ответственности науки перед обществом.

1971 г. – общенаучный форум «Цивилизация и наука» в конфликте или сотрудничестве? Критиковали науку за подавление личности ученого из-за формализации науки. Невозможно реализовать себя. Наука превратилась в огромное сообщество, которое требует много денег, она становится настоящим предприятием. Теряется индивидуальность в науке. Наука оторвана от реальной жизни. Не обеспечивает потребности современного общества. Во всех научных дисциплинах начинается период кардинального пересмотра.

60-70 гг. – История начала все больше стремится к аналитической истории (Югенкок)

1. Происходит значительное расширение предмета истории

2. На первый план выходит проблемная история

3. Идея междисциплинарности (заимствование методов физики, биологии, синэргетики)

4. Признание того, что история должна заниматься прогнозированием

5. Создание единого сообщества историков


Методы историческ­ого исследован­ия

Теоретические методы общенаучного познания

1. Идеализация

2. Формализация

3. Восхождение от абстрактного к конкретному (дедукция)

4. Восхождение от конкретного к абстрактному (индукция)

5. Обдукция (переход понятия в другой отрасль)

6. Анализ

7. Синтез

8. Метод абстрагирования (пренебрежения остальными элементами при изучении конкретного)

9. Метод отождествления

10. Измерения (клиометрика)

11. Описания

Методы исторического исследования

1. Историко-генетический метод (последовательное раскрытие свойств, функций, генезис, эволюция явления)

2. Историко-сравнительный

3. Историко-типологический (типологизация)

4. Историко-системный (изучение объекта как системы)

5. Контент-анализ (метод качественно-количественного анализа)

6. Герминевтика (с 19 века поиск подтекста Мартин Хайдагер)

7. Метод дихронического анализа (поиск аналогий, прогнозирование)

8. Синэргетика


Новая социальная­ история

Это направление оформляется только в конце 60-х г. – нач 70-х гг. в Великобритании.

С 1967 г. – выходит журнал «Социальная история». Меняется предмет исследования: изучаются малые социальные группы (семья, профессии и т.д.)

1. Изучение мотивов действия

2. Они отказались от изучения процессов в долгосрочной перспективе

3. Изучение групп влияния (лоббизм)

Кардинально обновила методы: заимствование из социологии, демографии, лингвистики.

Новые приемы: 1. Интервьюирование (устная история). 2. Включенного наблюдения (исследователь включен в качестве участника в соц. Группу)

Латур «Лабораторная жизнь»

Карл Райтсон «Английское общество 1580 – 1680 гг.)

Новая экономичес­кая история (клиометрика)

Конец 50-х гг. Повлияло развитие экономической мысли – экономисты Кондратьев и его последователь – Саймон Кузнец.

Роберт Фогель и Дуглас Норт. В 1993 г. – получили Нобелевскую премию. 1. Переосмысление сюжетов американской истории (рабовладение и эффективность рабовладения на юге) 2. Проблема экономического роста и прогнозирования. 3. Институциональная история (выявление влияния политических институтов и групп на экономическое развитие)

Журнал «Экономическая история»

Отличия:

1. Использование количественных методов

2. Статистические источники (бухгалтерская отчетность)

3. Прогнозирование

   Методы: факторный анализ (Ковальченко –МГУ). Сложилась школа – квантитативная история. Сейчас занимается Бородкин. Создание контрфактических гипотез (измерение событий, которые фактически могли быть)


Новая культурная­ история

80-ые гг. 20 века – расширяется понятие слова культура. До 80-ых гг. имели ввиду высокое искусство.

1987 г. – введен термин НКИ ввела Линн Хант. Историческая дисциплина, которая дает культурное толкование исторического опыта. Изучение традиционных сюжетов через призму культуры.

Элиот «Упадок Испании», статья «Самоощущение и упадок Испании»

Изучение практик (то как было реализовано на самом деле) история повседневности, история путешествий, история коллекционирования. Международный журнал «Журнал по истории коллекционирования», «истории чтения»

Изучение материальной культуры (одежда, жилье, еда)

История телесности (история жеста, тренировок, танцев, чистоплотности)

История досуга

Рябова «Рыцарская культура»

История памяти (исторической памяти, памятные места, национальная память). Интенсивно развивается во Франции из-за школы Анналов.


Гендерная история

60-70-ые гг. – появление женской истории. Обращение к внеисторической женщине (написать параллельно историю женщин) – гетеры, институт фаворитизма.

С 80-ых гг. – Джоан Скот статья «Гендер – полезная категория исторического нализа»

Гендер не совсем идентичен понятию пол, гендер – итог социализации человека, включает гендерные стереотипы. Джоан Скот: изучение взаимодействия мужчины и женщины (стереотипы и самоидентификация). Использовать термин применительно социально-экономической истории. Роль в хозяйственных отношениях, поведение на рынке труда. Необходимо использовать понятие гендер в политике

1989 г. – международная федерация исследователей женской истории.
Психоистор­ия

Зародилась в США. В основе лежит фрейдизм. Фрейд «Леонардо да Винчи» и с Уильямом Булитом «Вудро Вильсон».

У Фрейда своя психологическая концепция: для понимания процессов прошлого изучаем феномен бессознательного. В истории большую роль играет великий человек, судьба великого человека играет большую роль для народа. Изучая любое событие, нужно изучать его психологические последствия. Влияние Фрейда было наибольшим в 40-60-ые гг.

Концепция Эрика Эриксона – психоаналитик, психиатр (занимался бихевиоризмом). Сформулировал концепцию детства – изучать историческое событие через то какое воспитание получили люди. Именно в детстве формируется характер, взгляды. Написал теоретическую работу «Детство и общество», «Молодой Лютер» - попытка разобраться в реформации через призму образования Лютера.

1970-ые гг. появляется термин «психоистория». Связано с именем Лойд де Моз. Выявил основные черты психоситории. Кроме того, разработал концепцию американской революции (рассмотрел характер американцев). Стал редактором ряда журналов «Психоистории». Создал международную психоисторическую ассоциацию. Дал определение психоистории: «Психоистория – это научная дисциплина, которая изучает психоаналитическую подоплеку исторического события». Психоистория – междисциплинарная отрасль (психиатрия, психоанализ, социология, история). Главное, что нужно изучать – это проблемы мотивации поступков людей. Писал о том, что необходима своя методика, нужны не только исторические источники, необходимо их прочувствовать. Ключевое понятие - это психокласс – группа людей со сходным стилем воспитания и образования. В рамках психоистории сложилось несколько направлений:

1. Психобиография (история личности через психоанализ)

Дмитрий Волкогонов «Ленин», «Сталин» - конец 90-х гг.

2. Психоистория семьи

Изачет институт семьи и детства – Лойд де Моз

3. Социальная психоистория

Изучение войн - Фойэр про причины первой мировой войны, история фашизма, нацизма

4. Религиозная психоистория (фанатизм, сектантство и другое)
Микроистор­ия

60ые гг. – зарождается в Италии. Карл Гинзбург, Джованни Леви, журнал «микроистория»

Статья Джованни Леви «Микроистория»: «Это не разглядывание мелочей, а рассматривание их в подробности. Самый известный – Лютке (изучал влияние нацизма)

Много определений: локальная история, микроаналитические подходы. Объект исследования должен быть максимально конкретным. Метод: микроанализ (собрать все источники).
Персональн­ая история
Интеллекту­альная история
Постмодерн­изм в истории
Теория модернизац­ии
Логико-методологи­ческая концепция К.Поппера
Концепция научных революций Т.Куна
Методологи­я исследоват­ельских программ И.Лакатоса
Плюралисти­ческая методологи­я П.Фейерабенд­а
Концепция личностног­о знания М.Полани

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: