1.Основыне течения современной психологии в понимании отечественных ученых начала XX в.:
– Построение научной психологии начала (Флигерт Б.А.).
– Структурная психология (Выготский ЛС.)
– Психоанализ (Ширвиндт М.Л.)
– Бихевиоризм Уотсона (Ширвиндт М.Л.)
– Эйдетика (Выготский Л.С.)
– Психотехника (Гелерштейн С.)
2.Методологические и теоретические проблемы психологии (Ломов Б.Ф.).
3.Методологическая концепция Роговина М.С.
4.Место психологии в системе наук (Роговин М.С.).
5. Вклад Б.Г. Ананьева в развитие методологии психологии.
6. Методологические положения А.Н. Леонтьева. Методологические тетради. Психология 2000 года.
Семинарское занятие 13. Современная отечественная методология психологии.
1.Методология психологии на современном этапе, Современная российская психология: поиски новой методологии (Мазилов В.А.).
2.Методологический плюрализм (Смирнов С.Д.).
3.Психологические особенности российской науки (Юревич А.В.). Методологический либерализм в психологии (Юревич А.В.). Наука и паранаука (Юревич А.В.). Критика методологического либерализма (Алахвердов В.М.).
|
|
4.Современная психология как постнеклассническая наука (А.Л. Журавлев Особенности междисциплинарных исследований в сов ременной психологии; Т.Д. Марцинковская Психология в современном мире; М.С. Гусельцева Постмодернистские перспективы развития психологии; Д.А. Леонтьев Неклассический вектор в сов ременной психологии; Т.В. Корнилова Экспериментальная парадигма, или ложные дихотомии в психологии; В.Ф. Петренко Конструктивистская парадигма в психологической науке; А.Н. Поддъяков Решение комплексных проблем в неклассической парадигме; С.Д. Смирнов Образ мира как объект психологического исследования).
5.Новые теоретико-методологические направления в отечественной психологии (И.А. Мироненко Отечественная психология и вызов современности; В.А. Барабанщиков Принцип системности и сов ременная психология; Е.Е. Соколова Методологическое единство contra плюрализм: Школа А.Н. Леонтьева против современной дихотомизации психологии; А.В. Карпов Предпосылки и перспективы метасистемного подхода в психологических исследованиях; В.В. Знаков От психологии субъекта — к психологии человеческого бытия; А.А. Деркач Акмеология в системе наук о человеке; В.А. Петровский Общая персонология: контуры и контекст; В.И. Кабрин Транскоммуникативные основания анализа ценностного мира человека).
6.Перспективы интеграции психологии (В.А. Мазилов Интеграция научного знания в психологии; Н.И. Чуприкова Из опыта интеграции психологических знаний; И.Е. Гарбер Метапсихологический подход к интеграции психологии; А.В. Юревич Интеграция психологии: утопия или реальность?).
|
|
Семинарское занятие 14. Синергетическая парадигма.
1.Самоорганизация и социальное управление в рамках синергетического знания.
2.Процесс становления человека с позиций синергетики.
3.Культура и контекст кризисного социума в русле синергетических представлений.
4.Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (Клочко В.Е.).
Основная литература.
1. Юревич А.В. Методология и социология психологии. Москва: Ин-т психологии РАН, 2010.
2. Дементий, Л.И. Методологические основы психологии / Л.И. Дементий, А.В. Колодина. - Омск: Омский государственный университет, 2014. - 100 с. -; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=237145
3. Занковский, А.Н. Методологические основы психологии / А.Н. Занковский, С.Ю. Манухина. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 152 с. -; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90382
4. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн.: Общие основы психологии: учебник / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - Кн. 1. - 688 с. - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234867
Дополнительная литература.
1. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. М.: Смысл, 2005.
2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. 2006.
3. Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / Под ред. А.Л.Журавлев, А.В.Юревич, М.: ИП РАН, 2007.
4. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2004.
5. Сулейманов, Р.Ф. Методологические основы психологии: (в схемах и комментариях): учебное пособие / Р.Ф. Сулейманов; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - 2-е изд., перераб. и доп. - Казань: Познание, 2009. - 232 с.: ил.,табл., схем.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258030
Перечень тем для написания эссе по дисциплине«Методология и методы организации научного исследования»
Цель эссе – сформировать у магистрантов навыки работы с текстом, умения работать с литературой, проводить обзор научных работ и формулировать собственную позицию.
1. Исторические предпосылки возникновения описательной (понимающей) психологии в Западной Европе.
2. Современное состояние описательной (понимающей) психологии в современной российской психологии.
3. Популярные тесты: научная несостоятельность vs популярность у населения
4. Влияние информационных технологий на развитие эксперимента (компьютеризация психологических исследований, Интернет-исследования)
5. Наблюдательность как профессиональное качество психолога и педагога
6. Особенности наблюдения в педагогической практике
7. Особенности эксперимента в педагогической практике.
8. Герменевтика: история становления в философии и психологии
9. Естественно - научная и культурно-историческая традиция в психологии.
10. Эмпирическая традиция в психологии.
11. Значение психоанализа для современной философии и психологии.
12. Сравнительный анализ западноевропейской и американской традиции в психологической науке.
13. Гуманистическая психология как часть культурно – исторической психологии. Современное состояние и перспективы развития.
14. Значение деятельностного подхода для психологии. Различные подходы к проблеме сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).
15. Системный подход в отечественной психологии (Б. Ф. Ломов, П. Е. Кузьмин и др.).
16. Дискуссии о предмете психологии в отечественной психологической науке.
17. Философский и конкретно-научный уровни методологии.
18. Психология как наука о сознании. Критика интроспективного метода.
|
|
19. Ортодоксальный бихевиоризм как историческая альтернатива интроспекции.
20. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и проблема "единицы анализа" в психологическом исследовании.
21. Психическая реальность с точки зрения деятельностного подхода.
22. Проблема соотношения объективной и субъективной реальности.
23. Проблема интериоризации как методологическая проблема.
24. Категория личности с точки зрения различных психологических позиций.
25. Категория отношений в психологии.
26. Категория сознания в философии и в психологии.
27. Генезис понятия «деятельность» в отечественной психологии.
28. Анализ категории общение.
29. Характеристика подходов к категории мотива с точки зрения различных психологических школ.
30. Категория образа в психологии.
31. Проблема классификации научных направлений в психологической науке.
Темы творческих заданий/проектов**
по дисциплине «Методология и методы организации научного исследования»
Творческие задания:
Задание 1.. Работа над тематическими сообщениями по книгеКорниловой Т.В., Смирнова С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. С. 10-32. Тематика сообщений: Понятие метода. Понятие предмета и объекта исследования. Функции методологического знания.
Задание 2. Выделить особенности и слагаемые психологического знания. Прочитать 1 главу 2 части книги А.В.Юревича. Психология и методология. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С.139-162.
Задание 3. Составление словаря терминов, характеризующих методологию психологии как самостоятельную область психологического познания: гипотеза, задача исследования, метод, научная картина мира, объект исследования, парадигма, предмет исследования, проблема, процедура, цель исследования, техника, эмпирическая картина мира.
Задание 4. Реферирование статей из научных журналов по психологии с предоставлением ксерокопии самой статьи (от 3 до 5 статей по выбору студента).