Семинарское занятие 11. Методы практической психологии, или психологической практики (интерактивная ФОРМА: разбор конкретных ситуаций)

Семинарские занятия к дисциплине «Методология и методы организации научного исследования»

 

Семинарское занятие 1. Понятие о методологии. Структура методологического знания.

1. Понятие «метода» в узком и широком смысле. Становление метода в психологии.

2. Соотношение понятий «наука», «философия», «мировоззрение». Определение науки. Критерии научного знания.

3. Этапы становления науки (В.С. Степин).

4. Виды и формы рефлексии научного знания.

5. Определение методологии науки. Структура методологического знания. Характеристика уровней методологии:

а) уровень философской методологии;

б) уровень общенаучной методологии;

в) уровень конкретно-научной методологии;

г) уровень процедур и методов исследования.

6. Функции методологического знания (Юдин Э.Г., Корнилова Т.В., Смирнов С.Д.).

7. Научное познание как деятельность. Структура научного познания.

8. Стратегия исследования в психологической науке.

 

Семинарское занятие 2. Психологическое исследование.

1. Логика психологического исследования (Дружинин В.Н.).

2.Структура психологического исследования.

3.Основные переменные и параметры психологического исследования (Роговин М.С.).

4. В.М. Аллахвердов Научное исследование как тривиализация обоснованной ахинеи.

5. Постановочная часть исследования.

6. Теоретическое исследование.

7. Эмпирическое исследование.

Семинарское занятие 3. Научные школы в психологии.

1. Предмет интроспективной психологии. Кризис интроспективной психологии.

2.  Бихевиоризм: поведение как объект психологии (Д.Уотсон). Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера. Ключевые идеи бихевиоризма. Реализация основных требований естественнонаучного метода в бихевиоризме.

3. Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка). Понятие гештальта. Становление категории образа. Ключевые идеи гештальтпсихологии.

4. Психоанализ (З. Фрейд). Первые представления о системе сознания. Изучение бессознательного. Ключевые идеи психоанализа.

5. Особенности классического и неклассического идеала научности. Классическая психология – исторические примеры. Культурно-историческая психология как неклассическая наука.

Семинарское занятие 4. Кризис в психологии

1. Системный кризис в психологии (Юревич А.В., Вопросы психологии. 1999. №2); Психология и методология (Юревич А.В., Психол. журн. 2000. Т.21. №5); Национальные особенности российской науки (Юревич А.В., Науковедение. 2000. №2).

2. Кризис интроспективной психологии. Экспериментальный метод. Влияние экспериментального метода на развитие психологии.

3. Проблема объективности. Анализ проблемы объективного метода (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, В.П. Зинченко и М.К, Мамардашвили).

4. Соотношение естественнонаучных и герменевтических методов в психологическом исследовании.

5. Теории роста научных идей.Традиционная модель. Постклассические теории. Модель с точки зрения Т. Куна. Модель Фейерабенда. Правило контр-индукции.

Семинарское занятие 5. Философско-методологические основания науки

1.    Краткие биографические справки: К. Поппер, И. Лакатос.

2.    К. Поппер «Логика и рост научного знания» (М., 1983). «Объективное знание. Эволюционный подход» (М., 2002). «Открытое общество и его враги» (М., 1992).

3.    И. Лакатос «История науки и ее рациональная реконструкций» (Структура и развитие науки, М., 1978).

 

Семинарское занятие 6. Идеи парадигмы, научных революций и «нормальной науки» в концепции Т.Куна (ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА: ДИСКУССИЯ).

1. Краткая биографическая справка: Т. Кун

2. Понятие «парадигма», «научная революция», «научное сообщество», «дисциплинарная матрица» у Т. Куна.

3. Развитие научного знания: кумулятивное и революционное.

4. Характеристика науки по Т. Куну в период «нормальной науки» и в период научных революций.

5. Причины возникновения научной революции.

6. Критика концепции «научных революций» Т. Куна.

7. Т. Кун «Структура научной революции».

 

Семинарское занятие 7. Методология психологии как самостоятельная область познания (ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА: ДИСКУССИЯ).

Цель: дать представление о специфике методологии психологии.

1. Особенности психологического знания.

2. Ненаучное психологическое знание и возможности психологического знания как научного.

3. Рациональная и эмпирическая психология.

4. Ассоцианизм как первое направление психологии.

5. Психологические теории, школы и направления.

6. Современное представление о теоретических и эмпирических методах в психологии.

7. Моделирующий подход в теории познания и психологические гипотезы.

Семинарское занятие 8. Методология и парадигмы исследования в психологии (ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА: ДИСКУССИЯ).

1. Краткие биографические справки: В. Дильтей, Э. Шпрангер, В. Штерн.

2. В. Дильтей «Мысли об описательной и расчленяющей психологии», 1894; «Описательная психология», 1924; «Понимающая психология».

3. Э. Шпрангер «Два вида психологии».

4. В. Штерн «Персоналистическая психология».

Семинарское занятие 9. Методы объяснительной психологии.

1. Виды и особенности психологического объяснения (Юревич А.В.).

2.Постнеклассическая наука и проблемы объяснения в психологии (Клочко В.Е.).

2.Проблемы редукционизма и монизма с точки зрения методологии психологии (Юревич А.В.).

3. Г.В. Залевский Объяснение и понимание в психологии.

4.Наблюдение, достоинства и недостатки.

5. Программа исследования личности А.Ф. Лазурского. «Общая и экспериментальная психология», 1912.

6. Эксперимент. Три вида эксперимента: лабораторный, естественный, формирующий.

7. Использование естественного и формирующего эксперимента в педагогической практике.

8. Тестирование. Нормы, стандарты и шкалы теста.

9. Опрос: анкетирование и беседа.

10. Анализ продуктов деятельности.

 

Семинарское занятие 10. Методы описательной психологии (ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА: РАЗБОР КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ).

1. Интроспекция и самоотчет. Гиппенрейтер Ю.Б. «Метод интроспекции и проблема самонаблюдения».

2. Эмпатическое слушание. Гиппенрейтер Ю.Б. «Чудеса активного слушания».

3. Беседа как диалог. Флоренская Т.А. «Диалог в практической психологии».

4. Биографический метод. Логвинова Н.А. «Психобиографический метод».

5. Герменевтика.

 

Семинарское занятие 11. Методы практической психологии, или психологической практики (ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА: РАЗБОР КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ).

1. И.Н. Карицкий Теоретико-методологический анализ психологической практики.

2.Понятие тренинга. Классификация тренингов в практической психологии.

3. Возможности применения арт-терапии в психолого-педагогическом процессе.

4. Возможности применения практической психологии в работе с воспитателями и учителями.

5. Сферы применения практической психологии: медицина, образование, армия и пр.

6. Специализация практического психолога по направлениям (гештальтпсихология, арт-терапия и пр.) и проблематике (работа с семьей, коучинг и пр.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: