Цель и задачи исследования определяются исходя из актуальности исследуемой проблемы, выбранных объекта и предмета исследования

Методология психолого-педагогического исследования

Деятельность педагога

Организация образовательного процесса

Исследовательская деятельность

 

МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. methodos- — путь исследования или познания, теория, учение и logos — слово, понятие):

 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;

2) учение о научном методе познания;

3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Понять, что такое наука

Наука - это тот же самый процесс, через который проходят дети, когда они ощупывают, рассматривают, трогают и пробуют на вкус все, что попадается под руку, с чем они сталкиваются...

Наука - это тот же самый процесс, через который проходят дети, которые постоянно разглядывают вещи со всех сторон, пытаясь понять, как они устроены или как они действуют...»

Тенденции развития современной педагогической науки

Возрастание ответственности ученых перед обществом.

Изменение средств научного познания, обработки научной информации, увеличение объема этой информации

 Повышение роли междисциплинарных и коллективных исследований.

Усиление влияния научных результатов на преобразовательную деятельность в практике.

 Усиление практико-ориентированной, технологической направленности педагогических исследований

   

Педагог-исследователь

1.    Общие психолого-педагогические качества:

 профессиональная психолого-педагогическая направленность;

социально и профессионально значимые свойства личности: гражданственность, гуманизм, оптимизм, стабильный интерес к научно исследовательскому труду, справедливость и доброжелательность к людям; общительность, требовательность к себе и людям.

2.    Профессиональные психолого-педагогические качества:

психолого-педагогическая, теоретическая, методическая и практическая подготовленность;

развитые психолого-педагогические способности: коммуникативные, перцептивные, проективные, суггестивные, эмоционально-волевые, конструктивные, дидактические, организаторские, познавательные, экспрессивно-речевые, творческие (креативные).

3.    Индивидуальные профессиональные психолого-педагогические качества:

 психолого-педагогическая направленность психических процессов: познавательных и эмоциональных, волевых;

 эмоциональная отзывчивость (эмпатия);

 развитость воли;

 рефлексия.

Научная добросовестность и этика исследователя

Принципы исследовательской деятельности

Принцип единства теории и практики.

Конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме

Принципом объективности рассмотрения

Принципа всесторонности

Единство исторического и логического.

Системность

Принцип активной деятельности личности

Принцип развития

Источники исследовательского поиска

1. Общечеловеческие гуманистические идеалы

2. Достижение всего комплекса наук о человеке, а так­же рекомендации, вытекающие из современных научных подходов, особенно рекомендации медицины, валеологии (учения о здоровье), психологических и педагогических наук, в том числе социальной педагогики, социальной, педагогической и возрастной психологии.

3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский.

4. Педагогический потенциал коллектива педагогов 

5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Фундаментальные

Прикладные

Разработки

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОСОБАЯ СФЕРА СОЗНАНИЯ ИМЕЕТ 3 ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ

Художественно-образное (фильмы "Доживем до понедельника", "Чучело". "Приключения Петрова и Васечкина«)

Публицистическая форма познания (Азаров, Макаренко, Сухомлинский)

Научное познание

 

2 ФОРМЫ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

НАУЧНОЕ                СТИХИЙНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ

признаки научности педагогического сочинения:

Характер целеполагания (научный или практический)

Выделение специального объекта исследования (не отдельный человек или группа, а факты)

Применение специальных средств познания.

 Однозначность и научность терминов.

ПРОБЛЕМА

Постановка проблемы опирается на:

 потребность науки;

 запрос практики;

 социальный заказ;

 анализ ее решения в историческом контексте.

Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос:

«Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»

В качестве одного из основных критериев существования проблемы следует рассматривать наличие объективно существующих противоречий, которые могут быть разрешены средствами науки.

Если есть такое противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая ис­следованию. Например между объективной необходимостью формирования …….. и недостаточной методической разработанностью вопросов….

ПРОБЛЕМА-ТЕМА

В теме заключено движение от известного к неизвестному

- Театрально-игровая деятельность как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

-Особенности проявления мотивации учебной деятельности студентов разных курсов и форм обучения

Актуальность

потребности ответить на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

Следует различать актуальность научного направления в целом и актуальность самой темы внутри данного направления.

► Объект исследования в педагогике и психологии — это, как правило, процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъ­екта познания и на которое обращено внимание исследователя.

► Предмет исследования ещё конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению.

Объект

Процесс познавательного развития детей дошкольного возраста

Предмет 1

Моделирование как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Предмет 2

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Предмет 3

Организация совместной творческой деятельности детей как средство познавательного развития детей среднего дошкольного возраста

Предмет 4

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе познавательного развития детей 3-4 лет


 


Цель и задачи исследования определяются исходя из актуальности исследуемой проблемы, выбранных объекта и предмета исследования

► Таким образом, цель исследования — это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска.

Задачи

1 группа задач направлена на теоретическое обоснование проблемы

2 группа задач направлена на выявление исходного уровня состояния проблемы

(Выявить уровень развития – памяти, коммуникативных умений, представлений о…, познавательного интереса, речевой культуры, профессиональной компетентности, активности  у детей ___ возраста, педагогов, родителей и т.д.)

3 группа задач направлена на преобразование педагогического процесса с целью внесения изменений

(Систематизация дидактических игр по развитию памяти детей ст д/в и внедрение их образовательный процесс доу. Составление перспективного плана работы с родителями по проблемам развития мотивационной готовности детей к обучению в школе)

4 группа задач направлена на выявление изменений, динамики развития исследуемого явления

(уровень памяти, коммуникативных умений, активности, компетентности и т.д.) (Выявить динамику в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально игровой деятельности)

 

Задачи

1 группа задач направлена на теоретическое обоснование проблемы

2 группа задач направлена на выявление исходного уровня состояния проблемы

(Выявить уровень развития – памяти, коммуникативных умений, представлений о…, познавательного интереса, речевой культуры, профессиональной компетентности, активности  у детей ___ возраста, педагогов, родителей и т.д.)

ЕСЛИ НЕТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

3 группа Анализ __________(педагогических, психолого-педагогических, организационно-педагогических и т.д.)условий…. (которые заявлены в гипотезе)

(анализ _____условий развития мотивационной готовности к обучению в школе, формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, организации взаимодействия ДОУ и родителей в воспитании здорового ребенка)

4 группа задач направлена на формулировку методических рекомендаций…(Сформулировать методические рекомендации по развитию положительных мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста, … по организации взаимодействия ДОУ и родителей в воспитании здорового ребенка)

 

 

гипотеза исследования — научно-состоятельное предположение, предвидение хода исследования и его результата.

Использование дидактических игр и упражнений в развитии памяти детей старшего дошкольного возраста будет более эффективно при следующих педагогических условиях:

- Использование дидактических игр в разных образовательных областях

- Систематизация дидактических игр исходя из уровня развития памяти детей дошкольного возраста

-  Взаимодействие с семьей

Эффективность использования игр экспериментирований в процессе познавательного развития детей старшего дошкольного возраста повысится при следующих педагогических условиях:

- Создание развивающей среды в ДОУ (лаборатория экспериментальной деятельности)

- Систематизация занятий в соответствии с уровнями развития познавательной деятельности детей

- Организация совместной деятельности детей в процессе экспериментирования

 

 методы исследования

Методы исследования

Общенаучные логические методы и приемы познания

Анализ

Синтез

Абстракция

Моделирования

Идеализация

Дедукция

Индукция 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: