Права в средневековой Европе

А.А. ВАСИЛЬЕВ

 

Васильев Антон Александрович, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Алтайского государственного университета, кандидат юридических наук.

 

В статье раскрываются вопросы преподавания римского права в Средние века в Европе. Предлагается определение глоссаторов. Определяется порядок создания и функционирования первых университетов. Освещаются взгляды глоссаторов, касающиеся соотношения права и справедливости.

 

Ключевые слова: глоссатор, закон, справедливость, университет, диспут, римское право.

 

Doctrine of glossators as a source of law in medieval Europe

A.A. Vasil'ev

 

The article reveals the issues of teaching of Roman Law in the Middle Ages in Europe, proposes definition of glossators, determines the procedure of creation and functioning of first universities, describes the viewpoints of glossators related to correlation of law and justice.

 

Key words: glossator, law, justice, university, dispute, Roman Law.

 

Основателем юридического обучения в г. Болонье является Ирнерий (Гварнерий), который в 1087 г. был приглашен маркграфиней тосканской Матильдой преподавать римское право. Ирнерий (1050 - 1130) первоначально был учителем риторики и диалектики и известен тем, что был судьей, а в 1118 г. император Генрих V взял его в Рим, чтобы убедить народ в недействительности выборов Римского папы Геласия II. В позднее время за его заслуги его окрестили "светочем права" <1>. Благодаря Ирнерию в Болонье римское право стали изучать в чистом виде, без наслоений путем филологического анализа. Непонятные и противоречивые места римских источников права Ирнерий и его последователи в ходе чтения текстов перед студентами глоссировали, т.е. оставляли пометки на полях и между строк. По-гречески glossa - это "язык", "непонятное слово".

--------------------------------

<1> Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. II. Европа: V - XVII вв. М.: Мысль, 1999. С. 408.

 

Ирнерий в противоположность более ранним школам права воспринимал Дигесты Юстиниана как непререкаемый авторитет, высшую истину, "писаный разум". В случае противоречия римского источника и справедливости Ирнерий предпочтение отдавал букве Дигест Юстиниана. В целом школа глоссаторов (экзегетов - интерпретаторов) стояла на позициях Ирнерия в соотношении права и справедливости.

Дело Ирнерия продолжили его ученики - четыре доктора права (quattuordoctores) - Булгар, Мартин Гозия, Якрв и Гуго де Порта Равеньяна<2>. Среди других известных глоссаторов следует упомянуть Рогериуса, Альберикуса, Бассиануса, Пиллиуса, Вакариуса, Одофреда, Ацо и Аккурсия<3>.

--------------------------------

<2>Шершеневич Г.Ф. Философия права. СПб.: Лань, 1998. С. 168.

<3>Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 444.

 

По историческим сведениям, в течение XI - XII вв. в Болонью для получения юридического образования со всей Европы стекалось более 10 тыс. человек одновременно. Болонская школа получила покровительство императоров. В 1158 г. император Фридрих I предоставил университету привилегию, в силу которой иностранные студенты стали подсудны профессорам, а не городским судьям.

Устройство первых университетов в Европе отличается от современных университетов. Первоначально университет представлял собой объединение студентов во главе с избираемым из их среды ректором. Необходимость сплочения студентов была связана с тем, что в Болонье иностранные студенты подпадали под юрисдикцию местного права и судебного аппарата. При этом по долгам одного из иностранцев к ответственности могли привлечь его соотечественника. Поэтому студенты стали объединяться в землячества по национальному и географическому принципам. Всего насчитывалось более 20 землячеств, которые были объединены в две корпорации или университета. Преподаватели в такую студенческую корпорацию не входили.

Г. Дж. Берман пишет: "Студенческая организация (universitas, корпорация, гильдия) получала от города Болоньи хартию, которая позволяла ей заключать договора с профессорами, регулировать аренду студенческого жилья, определять преподаваемые курсы и охватываемый ими материал, устанавливать длину лекций и продолжительность каникул, регулировать цены на аренду и продажу книг" <4>.

--------------------------------

<4> Берман Г. Дж. Западная традиция права. Эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 128.

 

Преподаватели составляли особую организацию, обладавшую правом принятия экзаменов, взимать плату за обучение и принимать кандидатов на докторскую степень <5>.

--------------------------------

<5> Подробнее о статутах европейских университетов см.: Антология мировой юридической мысли: В 5 т. Т. II: V - XVII вв. М.: Мысль, 1999. С. 354 - 358.

 

Как отмечается в литературе, широкие полномочия студенческих корпораций, включая право бойкотирования лекций некомпетентных профессоров, имеют экономическую подоплеку. Городу и его жителям было выгодно предоставлять самоуправление студенчеству, поскольку местные жители содержали столовые и общежития.

По болонскому типу были организованы университеты в других европейских городах - Падуе, Перудже, Пизе, Саламанке, Монпелье, Орлеане, Праге, Вене, Кракове, Гейдельберге. Университеты же к северу от Альп были основаны по парижской модели, при которой все четыре факультета (богословский, юридический, медицинский, свободных искусств) находились в единой организации и подчинялись одному главе <6>.

--------------------------------

<6> Берман Г. Дж. Указ.соч. С. 130 - 131.

 

Своеобразие школы глоссаторов проявляется в следующих чертах:

1. В качестве предмета изучения глоссаторов были источники римского права, и в первую очередь Дигесты Юстиниана.

2. На основе схоластического метода юридические тексты воспринимались как система истинных правовых принципов, которые не могут быть подвергнуты оценке с точки зрения соображений справедливости. Преклонение перед авторитетными текстами как естественное следствие схоластики наряду с недостатками (догматизмом, разрывом с практикой, религией и моралью, формализмом рассуждений) имело и преимущества. Римское право с помощью изысканий глоссаторов стало приобретать систематизированный характер, а толкование неясных и противоречивых мест вело за собой гармонизацию юридических норм и восполнение пробелов. Английский историк права Г. Дж. Берман отмечает: "Однако парадоксальным образом схоластический метод предполагает, что в тексте могут быть лакуны и противоречия, поэтому он ставит своей главной задачей суммировать текст, закрыть лакуны и разрешить противоречия внутри него. Этот метод называется "диалектическим" в том смысле, который придавался этому слову в XII в., т.е. стремящимся примирить противоположности" <7>.

--------------------------------

<7> Берман Г. Дж. Указ.соч. С. 135.

 

3. Господствующим среди глоссаторов стало мнение Ирнерия о том, что расхождение между законом и справедливостью может быть разрешено только законодательной властью. Вместе с тем среди двух учеников Ирнерия возник спор о соотношении права и справедливости. Мартин стоял на стороне справедливости, а Булгар придерживался буквы закона. Сторонники Булгара называли справедливость Мартина "фиктивной справедливостью", "школярской справедливостью" <8>. Глоссатор Ацо в своих произведениях передает случай из жизни Булгара и Мартина, выражающий их принципиальное разногласие. Согласно Дигестам Юстиниана в случае смерти замужней женщины приданое должно быть возвращено семье ее отца. Мартин при этом, ссылаясь на принцип справедливости, полагал, что муж может оставить приданое, если у него есть дети. После смерти жены Булгара ее отец обратился к Мартину за юридическим советом. Мартин ответил, что Булгар может оставить приданое, поскольку у него есть дети. Однако Булгар вернул приданое, пожертвовав своим материальным положением в пользу доктрины <9>.

--------------------------------

<8> Покровский И.А. История римского права. СПб.: Летний сад, 1998. С. 256 - 257.

<9>Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука, 1994. С. 163 - 164.

 

4. Метод работы глоссаторов с юридическими текстами был подчинен процессу преподавания римского права студентам. Преподавание было неотъемлемой частью научного исследования. Учитель права читал вслух Дигесты Юстиниана, а студенты следили за чтением по арендованным или купленным книгам. Такая форма занятия называлась lectio - чтение. Неясные и противоречивые места преподаватель, а вслед за ним студенты толковали, т.е. объясняли их смысл в виде пометок на полях или между строк. Пометки, или глоссы, делились на notabilia - краткие выдержки изДигест, brocardica - изложение общих норм. Кроме того, профессора применяли классификации - distinctiones, т.е. деление общего понятия на подчиненные виды, а также ставили quaestiones - спорные вопросы для проверки учения на конкретной ситуации. Помимо лекций использовались диспуты - disputatio, при которых под руководством преподавателя студенты должны были с разных сторон разрешить на основе Дигест Юстиниана спорную юридическую проблему. Решение по спору принимал преподаватель, взвешивая все приведенные оппонентами аргументы <10>.

--------------------------------

<10> Берман Г. Дж. Указ.соч. С. 133 - 134.

 

5. Историческое значение глоссаторов заключается в том, что римское право было заимствовано в западноевропейских государствах на основе изданных ими произведений, систематизировавших разрозненные юридические правила в единое целое и предложивших соответствующую времени интерпретацию. Роль школы экзегетов точно выразил О.С. Иоффе: "...этот материал (труды глоссаторов) имел вместе с тем большое практическое значение в истории права, поскольку рецепция римского права была произведена не в полном объеме его текстов, а лишь в той их части, в какой они подверглись глоссированию. Для суда не могли иметь обязательной силы римские источники, не снабженные глоссами (quidquidnonagnoscitglossa, nonagnoscitcuria)" <11>.

--------------------------------

<11> Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории "хозяйственного права". М.: Статут, 2000. С. 44.

 

6. Произведения и советы представителей школы глоссаторов были санкционированы судами в странах континентальной Европы в качестве обязательных. Следует согласиться с мнением Г.Ф. Шершеневича: "Авторитет мнения некоторых юристов был настолько велик, что ссылка на них была равносильна ссылке на источник права. Толкование, даваемое таким выдающимся юристом, заменяло собой текст, хотя бы понимание последнего со стороны тяжущихся или суда, и не соответствовало авторитетному взгляду" <12>. Так, Булгар, Гуго, Мартин и Якоб с 1158 г. были императорскими юристами при дворе Фридриха I Барбароссы и давали юридические советы в споре между императором и ломбардским союзом городов <13>. Известен исторический анекдот о споре между Булгаром и Мартином. Фридрих Барбаросса испросил заключения этих юристов о толковании выражения dominusmundi. С точки зрения Булгара, данная фраза отражает верховное господство императора, но не ведет к праву собственности на землю. Мартин же распространил сентенцию в отношении права собственности на все земли в стране. За свое заключение Мартин получил лошадь в подарок <14>. Ранее было упомянуто, что основатель школы Ирнерий был судьей и по просьбе императора убедил народ в недействительности выборов римского права. Кроме того, глоссаторы приглашались в суды европейских стран для дачи экспертных заключений по вопросам толкования римского права, а их произведения применялись как авторитетные источники права. В Средние века среди юристов была распространена поговорка-принцип: "Кто не имеет книги Ацо, не может идти в суд" (ChinonhaAzzo, nonva a palazzo). Ацо (умер в 1235 г.) был одним из самых почитаемых в Европе экзегетов. По преданию, на его лекции собиралось до 10 тыс. человек <15>. Вместе с ПлацетиномАцо подготовил книгу Summa. Его перу принадлежат "Лекции о Кодексе", "Институции" и "О законах и институциях" <16>. Последний выдающийся глоссатор Аккурсий (1185 - 1263) обобщает глоссы всех своих предшественников в произведении под названием GlossaOrdinaria. Труд Аккурсия включил в себя около 96 тыс. избранных глосс <17>. Э. Аннерс в "Истории европейского права" пишет: "Его труд (Аккурсия) воспринимается юристами в качестве работы, до сих пор сохраняющей свой классический авторитет и в этом отношении превзошедшей сами Дигесты" <18>. По словам И.А. Покровского, "произведение это получило большое значение в теории и практике: в судах оно применялось впоследствии почти как закон" <19>.

--------------------------------

<12>Шершеневич Г.Ф. Указ.соч. С. 176.

<13>Аннерс Э. Указ.соч. С. 162.

<14>Шершеневич Г.Ф. Указ.соч. С. 177.

<15> Покровский И.А. Указ.соч. С. 256 - 257.

<16> См: Ацо Порций Солданус. О законах и институциях // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. II: Европа V - XVII вв. М.: Мысль, 1999. С. 315 - 319.

<17> Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 1999. С. 36.

<18>Аннерс Э. Указ.соч. С. 162.

<19> Покровский И.А. Указ.соч. С. 258.

 

 

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА ПОСТГЛОССАТОРОВ <*>

А.А. ВАСИЛЬЕВ

 

--------------------------------

<*> Vasil'ev A.A. Legal doctrine of post-glossators.

 

Васильев Антон Александрович, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Алтайского государственного университета, кандидат юридических наук.

 

Статья посвящена юридической доктрине постглоссаторов XIII - XIV вв. Автор раскрывает значение и основные черты мышления консилиаторов в развитии европейского права. В работе отмечается прикладной, утилитарный характер достижений постглоссаторов, проложивших путь к последующей рецепции римского права. Автор отстаивает тезис о том, что доктрина консилиаторов выступала источником права в европейских странах.

 

Ключевые слова: рецепция, постглоссаторы, консилиаторы, источник права, доктрина.

 

The article is devoted to legal doctrine of post-glossators of XIII - XIV centuries. The author reveals the importance and basic features of thinking of conciliators in development of European law. The author notes action-oriented, utilitarian character of achievements of post-glossators who made way to the later reception of roman law. The author supports the thesis that the doctrine of conciliators was a source of law in European countries.

 

Key words: reception, post-glossators, conciliators, source of law, doctrine.

 

В конце XIII в. после выхода в свет глоссы Аккурсия школа глоссаторов угасает. На ее смену приходят глоссаторы позднего времени, или постглоссаторы. Основателями нового юридического направления признаются философы и богословы Якоб Раванис (ум.в 1296 г.) и РаймонЛуллий (1234 - 1315). Придерживаясь схоластического метода рассуждения, они стремились из совокупности высших принципов вывести частные положения <1>. В работах "Искусство права", "Искусство партикулярного права" и др. РаймонЛуллий к своим задачам в области права относил: "1) дать юриспруденции компендиарное изложение и вывести из всеобщих начал права начала особенные, путем искусственным; 2) сообщить таким образом познанию права свойство науки; 3) подкрепить значение и силу права писаного, согласовавши его с правом естественным, и изощрить ум юриста" <2>.

--------------------------------

<1> Покровский И.А. История римского права. СПб.: Летний сад, 1998. С. 258 - 259.

<2> Цит. по: Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 445.

 

Другими известными представителями школы постглоссаторов являются Бартол де Сассоферато (1313 - 1357), Балд (1327 - 1400), Синус де Пистойя (1270 - 1339), Чино (первая половина XIV в.) <3>. Знаменитость и слава в средневековом обществе принадлежала Бартолу и его ученику Балду. Бартол написал комментарий к Кодификации Юстиниана под названием Operaomnia, а также заключения по частноправовым вопросам Consilia, qaestionesetTractatus<4>. Балду принадлежат такие книги, как комментарий к глоссам TractatusTractatuum, и Consilia, посвященная рассмотрению практических ситуаций.

--------------------------------

<3> Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2001. С. 46.

<4> См: СассоферратоБартол. О различиях между каноническим правом и цивильным // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Европа: V - XVII вв. М.: Мысль, 1999. Т. 2. С. 319 - 334.

 

Своеобразие постглоссаторов в сравнении с их предшественниками проявляется в методе разработки права и роли в правовых системах средневековых государств Европы:

- постглоссаторы не превзошли глоссаторов в изучении римского права, поскольку занимались комментированием глосс к Дигестам Юстиниана. Как верно отмечает И.А. Покровский, "работая над источниками римского права, постглоссаторы оперируют уже не столько над самими источниками, сколько над толкованиями глоссаторов; они glossarumglossasscribunt (пишут глоссы к глоссам), комментируют глоссы, вследствие чего их и называют комментаторами" <5>;

--------------------------------

<5> Покровский И.А. Указ.соч. С. 260.

 

- вместе с тем комментаторы пытались приспособить римское право к нуждам средневекового общества и привести его в гармонию с местным правом. Постглоссаторы привлекались королями, феодалами, городами к разрешению спорных вопросов публичного и частного права в качестве советников, консультантов и третейских судей. Поэтому другим названием данной школы правоведения является прозвище "консилиаторы" (советники). По данному поводу Э. Аннерс пишет: "С появлением консилиаторов связано и возникновение совершенно нового вида деятельности, которой эти юристы посвятили себя в первую очередь, а именно деятельности, связанной с составлением юридических экспертиз, заключений и т.д. по актуальнейшим политическим, дипломатическим, административным и частноправовым вопросам" <6>. В связи с чем юридическая работа консилиаторов отличается изучением наряду с римским правом королевского и местного права и практической направленностью;

--------------------------------

<6>Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука, 1994. С. 168.

 

- комментаторы прибегают к дедуктивному стилю рассуждения, пытаясь создать корпус юридических правил как единый и логический свод, в котором из общих начал вытекают частные нормы. Постглоссаторы, как и канонисты, стали основоположниками современного в европейских странах метода - формальной юриспруденции и понимания права как системы правовых норм (позитивизма и нормативизма) <7>;

--------------------------------

<7> Иоффе О.С. Указ.соч. С. 47.

 

- в отличие от глоссаторов комментаторы высшим правом считали естественное право как совокупность абсолютных и вечных принципов <8>. Преобладание естественного права требовало выведения норм положительного права из высших духовно-нравственных принципов. При расхождении естественного права с позитивным предпочтение отдавалось первому. Луллий выдвигает в качестве одного из требований, чтобы "право позитивное сводилось к праву естественному и с ним содружествовало" <9>;

--------------------------------

<8>Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. С. 204.

<9> Покровский И.А. Указ.соч. С. 261.

 

- консилиаторами был разработан ряд оригинальных юридических институтов - юридического лица (фиктивного субъекта права), международного частного права для разрешения конфликтов между гражданами разных европейских стран (Бартол), различия между преобладающим владением и подчиненным владением для обоснования феодальной собственности и т.п. <10>;

--------------------------------

<10>Аннерс Э. Указ.соч. С. 171 - 174.

 

- знание римского права и местного права, образование и эрудиция обусловили признание доктрины консилиаторов в качестве источников права в странах Западной Европы. По словам шведского историка Э. Аннерса, "материалы консилиаторов по судебным экспертизам пользовались у европейских юристов огромным успехом и авторитетом, сравнимыми разве что только с авторитетом судебных экспертиз современных судов" <11>. Так, юридические трактаты Бартола были переведены в Испании и Португалии и считались обязательными для судов <12>. Другие виднейшие представители комментаторов привлекались судами, королями и феодалами для дачи советов по конкретным юридическим спорам. Такие заключения в силу авторитета принимались в качестве обязательных для сторон спора. Так, один из учеников Балда, генуэзский юрист Бартоломео Боско (XIV - XV вв.), давал генуэзским судам и частным лицам заключения, ссылаясь на своего учителя и Бартола. Среди других авторитетных правоведов Генуи можно назвать Леонардо Каттанео, Томмазо Вивальди, Андреа Империале и НиколоСтьиола<13>. Кроме того, в юридической практике стал формироваться институт "общего мнения юристов" (Communisopiniodoctorum) - единство взглядов большинства докторов права по определенному юридическому вопросу (не менее 12 докторов должны были высказать одинаковое мнение). Общее мнение юристов воспринималось в качестве безусловного руководства для разрешения споров. Так, О.С. Иоффе указывает: "При рассмотрении практических юридических вопросов постглоссаторы зачастую высказывали противоречивые суждения, а это впоследствии приводит к образованию аналогичного римскому институту communisopiniodoctorum, сообразно которому обязательную силу приобретают совпадающие суждения наиболее авторитетных авторов. Пользуясь этой формой правотворчества, постглоссаторы разрабатывают ряд новых правоположений, существенно отличающихся от соответствующих правил, зафиксированных в источниках" <14>.

--------------------------------

<11> Там же. С. 170.

<12> Покровский И.А. Указ.соч. С. 262.

<13> Барабанов О.Н. Бартоломео Боско - генуэский юрист XIV - XV вв.: теория и практика гражданского судебного процесса. СПб.: Алетейя, 2002. С. 63.

<14> Иоффе О.С. Указ.соч. С. 47.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: