Его особенности в Республике Беларусь

Роль, которую играет валютный курс в функционировании экономической системы, а также его место в системе мер макроэкономического регулирования во многом зависят от того, какой режим валютного курса используется. В современных условиях страны могут выбирать различные варианты режима валютного курса - от жестко фиксированного до свободно плавающего - в зависимости от конкретных задач, которые стоят перед экономикой. В последние десятилетия широкое распространение получили различные промежуточные и гибридные виды валютного курса ("валютный коридор", "скользящая фиксация" и т.д.).

При оценке степени распространенности различных режимов валютного курса и факторов, влияющих на их выбор, следует учитывать проблему несоответствия между официально заявленным страной режимом и фактически используемым. Зачастую на практике трудно определить, является ли валютный курс фиксированным или плавающим. Проблема заключается в том, что, с одной стороны, некоторые страны, официально объявившие о фиксации валютного курса, позволяют ему отклоняться от зафиксированного уровня в довольно широких пределах или часто пересматривают этот уровень, так что такой режим валютного курса похож на плавающий. В последнее время для характеристики таких режимов валютного курса стали использовать понятие "мягкая фиксация" ("softpeg"). С другой стороны, во многих случаях официально заявленные плавающие обменные курсы на деле регулируются государством посредством интервенций на валютных рынках, причем размеры этих интервенций иногда таковы, что плавающий валютный курс мало чем отличается от фиксированного. Такие режимы валютного курса оцениваются как "жесткое плавание" ("hardfloat").

За последнее десятилетие доля стран - членов МВФ, которые использовали промежуточные режимы валютного курса, сократилась с 69 до 39%. Доля стран, практиковавших жесткую фиксацию валютного курса, выросла с 16 до 26%, а стран с плавающим валютным курсом увеличилась более чем вдвое - с 15 до 35%. Отметим, что если в промышленно развитых странах предпочтение отдается крайним вариантам режима валютного курса (жестко фиксированному и свободно плавающему), то в развивающихся странах, наоборот, наиболее распространены промежуточные режимы ("мягкая фиксация" и "жесткое плавание") [5, с.28].

Основное преимущество фиксированных валютных курсов - их предсказуемость и определенность, что положительно сказывается на объемах внешней торговли и международных кредитов. Фиксированный валютный курс может успешно использоваться как инструмент антиинфляционной политики. Важнейший его недостаток - в том, что проведение независимой денежно-кредитной политики становится практически невозможным, поскольку все действия центрального банка направлены исключительно на поддержание объявленного уровня валютного курса (за исключением случаев, когда центральный банк проводит политику стерилизации). Кроме того, использование режима фиксированного валютного курса, конечно, не дает никакой гарантии, что курс будет оставаться неизменным в течение длительного периода времени. Курсообразующие факторы (динамика экспорта и импорта, соотношение темпов инфляции в стране и за рубежом, соотношение между внутренними инвестициями и сбережениями, отклонение внутренней процентной ставки от установившейся на мировых финансовых рынках и др.) постоянно изменяются, и поэтому рано или поздно возникают ожидания пересмотра валютного курса. Такие ожидания часто приводят к мощным спекулятивным атакам на национальную валюту и к валютному кризису.

Основное достоинство системы гибких валютных курсов заключается в том, что они выступают своего рода автоматическими стабилизаторами, способствующими урегулированию платежных балансов без видимых потерь официальных валютных резервов, и не требуют вмешательства центрального банка в рыночный механизм. В этом случае денежно-кредитная политика, не связанная с необходимостью урегулирования платежного баланса, может использоваться для решения внутренних экономических проблем - достижения полной занятости, ускорения экономического роста и др.

В то же время использование плавающих валютных курсов может иметь и негативные последствия. Прежде всего, значительные их колебания отрицательно сказываются на международной торговле и финансах, порождая риск и неопределенность в международных экономических отношениях. Кроме того, регулирующая функция плавающих курсов может реализовываться плохо или вовсе не реализовываться в результате неблагоприятного изменения внутренних цен. Так, при дефиците платежного баланса национальная валюта должна обесцениваться, что теоретически должно стимулировать экспорт и ограничивать импорт и, следовательно, улучшать состояние торгового баланса и платежного баланса в целом. Однако обесценение валюты может приводить к повышению общего уровня внутренних цен и соответственно росту реального валютного курса. Результатом номинального обесценения валюты в этом случае становится не улучшение состояния платежного баланса, а усиление инфляции.

Суть промежуточного режима заключается в том, что центральный банк пытается одновременно контролировать и валютный курс, и денежные агрегаты (или процентную ставку).

Иными словами, идеального режима валютного курса, который бы подходил для любой страны и был бы эффективен при решении любых макроэкономических проблем, не существует. Вместе с тем можно выделить ряд критериев, которые следует учитывать при выборе оптимального для конкретных условий режима валютного курса.

Масштабы экономики и степень ее открытости. Чем крупнее экономика, тем сильнее доводы в пользу гибкого валютного курса. Однако чем более открыта экономика, тем менее привлекателен гибкий обменный курс, поскольку тем выше издержки приспособления экономики к частым его корректировкам. Вместе с тем открытая экономика более уязвима перед лицом неблагоприятных процессов на внешних рынках, и в этом случае, чтобы минимизировать их негативное влияние, может потребоваться изменение валютного курса. Поэтому степень открытости экономики не предопределяет сама по себе выбор режима валютного курса. В целом можно сказать, что потребностям небольших стран с открытой экономикой больше отвечает фиксированный курс.

Диверсификация производства и экспорта. Чем более диверсифицирована экономика, тем более приемлем гибкий обменный курс. Страны с менее диверсифицированной структурой экспорта, как правило, сталкиваются с существенными колебаниями поступлений в иностранной валюте в результате колебаний спроса и предложения на внешних рынках. Это может подтолкнуть их к использованию фиксированного валютного курса, чтобы избежать дополнительных негативных последствий значительных его колебаний. Однако, с другой стороны, чем значительнее колебания спроса, предложения и цен на мировом рынке, тем труднее поддерживать фиксированный обменный курс.

Географическая концентрация торговли. Чем большая доля торговли приходится на одну какую-либо страну, тем сильнее аргументы в пользу фиксации валютного курса по отношению к валюте этой страны.

Темпы инфляции. Чем больше различие между уровнями инфляции в данной стране и в странах - торговых партнерах, тем больше потребность в частой корректировке валютного курса для поддержания конкурентоспособности национальной продукции на мировых рынках. Привязка обменного курса к валюте страны с низкими темпами инфляции может стать эффективным механизмом связывания инфляционных ожиданий. Поэтому для страны с очень высокой инфляцией фиксированный валютный курс может служить дисциплинирующим фактором для внутренней экономической политики и способствовать доверию к стабилизационной программе.

Уровень экономического и финансового развития. Чем выше уровень экономического и финансового развития страны, а следовательно, чем более развита инфраструктура рынка, в том числе и валютного, тем больше возможностей для использования гибкого валютного курса.

Мобильность капитала. Чем выше степень международной мобильности капитала, тем труднее поддерживать фиксированный валютный курс. Сегодня масштабы сделок на валютных рынках, международных фондовых рынках и рынках ссудного капитала многократно превышают объемы международной торговли. Крупные потоки краткосрочных капиталов в состоянии быстро дестабилизировать экономику, в том числе валютный рынок любой страны, подрывая эффективность мер макроэкономического регулирования.

Типы экономических шоков. Еще один подход к выбору режима валютного курса основан на оценке последствий для национальной экономики различных дестабилизирующих явлений (экономических шоков). Оптимальным режимом в этом случае является такой, который стабилизирует макроэкономические показатели, то есть сводит к минимуму колебания производства, реального потребления и уровня цен внутри страны. При этом необходимо различать номинальные и реальные экономические шоки.

В открытой экономике с высокой степенью мобильности капитала плавающий валютный курс позволяет снизить воздействие реальных экономических шоков (например, изменения спроса на экспорт или условий торговли), тогда как фиксированный валютный курс желателен, если страна сталкивается с номинальным шоком (например, изменением спроса на деньги). При внутреннем денежном шоке поддержание фиксированного валютного курса будет более эффективным с точки зрения стабилизации объемов производства. Поскольку предложение денег является эндогенным при фиксированном валютном курсе, колебания на денежном рынке просто будут амортизированы изменением валютных резервов и не окажут влияния на условия спроса и предложения на товарных рынках, что как раз определяет уровень экономической активности. Если же экономический шок порожден процессами в реальном секторе, валютный курс должен быть скорректирован, чтобы стабилизировать объем производства путем создания (или сокращения) внешнего спроса. Например, при увеличении внутреннего спроса целесообразно повышение валютного курса, чтобы переориентировать часть дополнительного спроса на внешние рынки.

Доверие к политике. При выборе режима валютного курса особое место занимают доверие и политические факторы. В случае высоких темпов инфляции в стране фиксация валютного курса способна укрепить доверие к стабилизационной программе. Во многих случаях фиксированный валютный курс может сыграть дисциплинирующую роль при принятии политических решений, особенно в бюджетно-налоговой области, препятствуя эмиссионному финансированию бюджетного дефицита. Это особенно важно для развивающихся стран, у которых нет таких возможностей разделять бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, как у стран с развитой экономикой.

Для Беларуси, одного из европейских лидеров по степени открытости экономики и страны, испытывающей крайнюю зависимость от внешнего мира по энергоносителям и сырью, проблема регулирования валютного курса приобретает особую значимость.

Особенностью использования валютных режимов в нашей стране является краткосрочность их применения, в отличие от длительного периода использования валютных режимов в мировой практике.

В истории развития отечественного валютного рынка по признаку применяемого режима функционирования валютного курса белорусского рубля можно условно выделить несколько периодов [6, с.35]:

  1. с начала 1993г. по апрель 1995г. - система плавающих валютных курсов, максимально приближенная к режиму "свободного плавания". При этом можно выделить специфический период, включающий IV квартал 1994г. и первое полугодие 1995 г., в течение которого механизм курсообразования носил максимально рыночный характер;
  2. с апреля 1995г. по апрель 1996г. - режим фиксированного курса;
  3. с апреля 1996г. по апрель 1999г. - режим планомерной девальвации в рамках заданного "наклонного коридора";
  4. с апреля 1999г. по январь 2001г. - подготовительный этап реализации режима "скользящей фиксации";
  5. с января 2001г. - режим "скользящей фиксации".

Политика "скользящей фиксации" является разновидностью валютного режима CurrencyBoard (Валютный Совет или Валютное управление). Суть данной политики по регулированию валютного курса заключается в фиксации курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю на основе соответствия рублевой денежной базы и золотовалютных резервов государства. В целях обеспечения стабильности и предсказуемости валютного курса белорусского рубля, стимулирования экспорта и обеспечения выполнения важнейших государственных программ предусматривается ограниченная девальвация национальной валюты. При этом в случае возникновения значительных, неблагоприятных изменений в экономиках государств - основных торгово-экономических партнеров республики темп девальвации может быть пересмотрен.

Важнейшим условием реализации данной политики является доведение чистых иностранных активов Национального банка до величины, покрывающей размер рублевой денежной базы не менее чем на 100%, что должно обеспечить конвертируемость рубля по текущим операциям для юридических лиц и возможность беспрепятственного обмена наличных белорусских рублей на свободно конвертируемую валюту для физических лиц.

Кроме того, политика "скользящей фиксации" возможна только при условии существенного сокращения целевого кредитования экономики со стороны Национального банка, увеличение экспорта товаров и услуг за иностранную валюту, а также ограничения прироста рублевой денежной массы. Для достижения этой цели необходимо осуществление мер общеэкономического характера, включая разработку, принятие и реализацию комплекса мер в области налогово-бюджетной политики, ценообразования, структурной перестройки реального сектора экономики, приватизации и управления государственной собственностью, регулирования деятельности банковской системы в условиях достаточно жесткой денежно-кредитной политики.

В соответствии с "Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2004 год" главными задачами деятельности Национального банка являются [8, с.19]:

  • во-первых, создание условий для углубления финансово-кономической стабильности, снижение темпов инфляции, укрепление белорусского рубля;
  • во-вторых, обеспечение условий для продолжения экономического роста, повышения доходов населения;
  • в-третьих, укрепление банковской системы, наращивание ее потенциала.

И все же приоритетной задачей является обеспечение плавной и предсказуемой динамики курса белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка.

Для решения этой задачи Национальным банком были утверждены следующие плановые параметры [8, с.19]:

-снизить уровень инфляции до 14-18 процентов;

-девальвация белорусского рубля к доллару США -10 процентов;

-девальвация белорусского рубля в первом полугодии 2004 г. 4-5 процентов к российскому рублю, во втором полугодии 2004 г. отклонение курса белорусского рубля составит доплюс-минус 5 процентов;

-увеличение чистых иностранных активов до 355-620 млн. долларов США.

Проанализируем итоги работы Национального банка в 2004 года с точки зрения выполнения им прогнозных показателей по обеспечению плавной и предсказуемой динамики валютного курса белорусского рубля.

В январе - июле официальный курс белорусского рубля к российскому снизился на 1,3%, или в среднем на 0,19% за месяц. Официальный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 1 рубль [7, с.8].

Таким образом, несмотря на давление спроса, динамика валютного курса белорусского рубля в первом полугодии находилась в заданных параметрах и была даже более стабильна, что свидетельствует о наличии у Национального банка достаточного потенциала для контроля над ситуацией на валютном рынке страны.

Уровень обменного курса белорусского рубля к валютам других стран определялся в соответствии с основными направлениями на основе кросс-курса российского рубля к валютам других стран. При определении траектории обменного курса белорусского рубля в 2004 году НБ исходил, прежде всего, из необходимости ограничения инфляционно-девальвационных процессов в стране, а также недопущения его реального укрепления относительно валют стран - основных торговых партнеров РБ в размерах, которые могут оказать негативное влияние на состояние внешней торговли и, соответственно, на темпы экономического развития.

Сложившаяся на валютном рынке благоприятная ситуация привела к покупке НБ в январе-июле 2004 г. иностранной валюты в размере 118,5 млн. долларов США, что позволило увеличить объем золотовалютных резервов государства. Уровень чистых иностранных активов на 1 августа 2004 г. достиг 694,3 долларов США, увеличившись за январь-июль 2004 г. на 93 млн. долларов США [7, с.9].

Таким образом, основные направления денежно-кредитной политики на 2004 год были в основном выполнены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теория выбора режима валютного курса предполагает, что использование определенного механизма курсообразования налагает на правительство соответствующие ограничения при построении макроэкономической политики. При этом в каждом конкретном случае выбор режима валютного курса является компромиссом между доверием к проводимой политике и степенью свободы в применении набора макроэкономических инструментов для достижения поставленных целей.

Проблема, однако, заключается в том, что данные ограничения на действия правительства налагаются лишь теоретически. На практике же совокупность и характер стоящих перед странами макроэкономических проблем часто приводят к невозможности выполнения всех задаваемых условий, а следовательно, повышают уязвимость экономики по отношению к некоторым вариантам развития событий.

Для переходной экономики, характеризующейся существованием таких проблем, как неустойчивый экономический рост, сложное финансовое состояние реального сектора и банковской сферы, высокая инфляция, безработица и/или внешний долг, проблема компромисса между доверием и гибкостью являются еще более сложной. Столкнувшись в конце 20 годов с чередой валютно-финансовых кризисов, экономисты стали склонятся к выводу, что использование промежуточных режимов валютного курса является ошибкой, так как задаваемые в их рамках целевые зоны колебаний курсов становятся своего рода мишенью для атак международных и отечественных финансовых спекулянтов.

Первопричиной валютно-финансовых кризисов является именно неспособность правительства справится с существующими внутренними проблемами, а инверсия капитальных потоков как результат разочарования инвесторов и населения в действиях руководства страны является лишь своего рода «спусковым крючком», или механизмом разрушения временного неустойчивого равновесия, которое может периодически достигаться за счет монетарных мер.

Таким образом, учитывая особенности стран с переходной экономикой, можно рекомендовать соблюдение следующих правил:

  1. Вследствие сопутствующих переходному периоду проблем выбор режима валютного курса целесообразно проводить на основе естественных факторов: размеров и уровня открытости экономики, степени диверсификации внешнеэкономических связей и других.
  2. Учитывая роль капитальных потоков в ускорении проявления кризисных явлений, необходимо обеспечить безусловное ограничение движения краткосрочного капитала. В неустойчивой экономической среде при слабости или отсутствии необходимых институтов финансового рынка краткосрочный капитал, как показывает практика, является скорее источником проблем, чем средством их решения.
  3. Вопрос обеспечения доверия к проводимой политике и определения степени ее возможной гибкости необходимо решать посредством создания системы контроля важнейших показателей, характеризующих состояние экономики. При этом в целях наложения твердых ограничений на действия правительства возможно законодательное утверждение ряда ключевых контрольных параметров.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: