Под внешней предпринимательской средой следует понимать совокупность условий и факторов, влияющих на развитие в стране предпринимательства, действующих независимо от воли самих предпринимателей. Внешняя предпринимательская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности, поэтому для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц она носит объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), а должны учитывать при ведении собственного дела.
Внешняя предпринимательская среда включает следующие подсистемы:
• экономическое положение в стране и регионах,
• политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства;
• правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики;
• государственное регулирование и поддержка предпринимательства;
|
|
• социальная обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей) и уровнем безработицы;
• культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательской деятельности;
• научно-техническая, технологическая среда;
• наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности;
• физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями функционирования предпринимательских организаций, отсутствие проявления форс-мажорных природных катаклизмов;
• институционально-организационная среда, свидетельствующая о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т.д.
Дадим краткую характеристику отдельных подсистем, в совокупности составляющих внешнюю предпринимательскую среду.