Свободомыслие в России в XVII — XX веках

Развитие светского сознания в XVII в.

В XVII в. в России формируется абсолютизм, усиливается закрепощение крестьян, что ведет к восстаниям; интенсивно расширяется территория; возникают мануфактурные производства, развивается торговля, расширяется слой купечества.

Культура приобретает во многом светский характер, растет самосознание личности, возникают представления о самоценности человека. Светское начало в культуре выражается в эстетическом подходе к иконе, в появлении жанра портрета, в культивировании радости созерцания внешней красоты, в развитии гражданского зодчества. Возникает демократическая сатира, в которой содержатся антиклерикальные сюжеты. [281]

Появляется бытовая повесть; в некоторых повестях нет религиозных мотивов, главными действующими лицами являются купцы, крестьяне, небогатые дворяне. Известны в XVII в. и критики религии, например князь Иван Хворостинин (ум. 1625), который отрицал воскресение мертвых, необходимость постов и молитв.

Просвещение в России XVIII в.

Развитие свободомыслия в XVIII в. связано с модернизацией феодализма Петром I, с уста­новлением тесных взаимосвязей с Европой. Культурный взаимообмен с другими народами оказывает влияние на возникновение веротерпимости среди довольно значительной прос­лойки населения. На первый план выдвигаются формы культуры, ко­торые прежде находились в тени, например наука, театральное дело, поэтическое творчество, портретная живопись. Появляются новые социальные группы: издатели, писатели, читатели. Культура демократизируется и гуманизируется.

При Петре I влияние церкви было ослаблено в интересах укрепления самодержавной власти. Один из соратников Петра, церковный деятель Феофан Прокопович (1681 — 1736), был главой Ученой дружины Петра, куда входили вольнодумцы Антиох Кантемир (1708 — 1744) и Василий Татищев (1686 — 1750). Ф. Прокопович полагал, что тексты Священного Писания не могут служить препятствием для принятия учения Н. Коперника. Ф. Прокопович написал стихи о Г. Галилее, в которых заявил, что не папе судить о светлых мыслях Галилея. В Киево-Могилянской академии Ф. Прокопович читал курс «Натурфилософии», где было немало ссылок на достижения естествознания, на опыты в области механики, гидродинамики, оптики и т. д., на многих ученых и философов.

Критики церкви и духовенства появились и в среде горожан — тор­говцев и ремесленников, зарождающейся интеллигенции. Так, приехавший из Твери в Москву Дмитрий Дерюжкин (Тверитинов; 1667 —  1741) овладел аптекарским и лекарским делом; он восторженно принял реформы Петра, общался с образованными лютеранами и представителями других конфессий, досконально изучил Библию, выдержки из которой широко использовал для обличения церковных нравов, обрядов, некоторых христианских установлений. В свои «Тетради» Дмитрий выписал библейскую заповедь «не делай себе кумира и никакого изображения». Следует кланяться Богу духом, глядя в небо, писал он, а не стучать в пол лбом перед крашеной доской. Он выступал против почитания креста, доказывая, что крест — это виселица, он послужил злому делу: если у кого убьют сына ножом или палкой, то эту палку или нож отец убитого как может любить? Он считал бесполезным кланяться мощам святых и молиться перед их изображениями. А если иконы и кресты — символы идолопоклонения, мощи тлен, если молитва священника бессильна превратить хлеб и вино [282] в тело и кровь Христа, то нужна ли сама церковь? «См.: Буганов В.И., Богданов А.П.. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М., 1991. С. 394, 398). У Тверитинова появилось много сторонников, некоторые из них, в том числе двоюродный брат Фома Иванов, были схвачены, подвергнуты пыткам по повелению местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского. Фому в 1714 г. сожгли в срубе на Красной площади, Тверитинова и его единомышленников по указу Петра оправдали.

Первая в России работа о происхождении религии появилась в 1769 г: Д.С. Аничков (1733—1788) написал диссертацию «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания». Напечатанные экземпляры по решению Синода были сожжены. Д. С. Аничков писал о происхождении политеизма, он провел аналогию между анализом причин в «физических и неодушевленных телах» и «в душевных действиях», в том числе в вере. Философ так говорит об источниках религиозных верований: «Натурально невежественные народы от страха, привидения и от удивления делают себе премножество разных богов из всякого непостижимого явления, собывающегося в натуре» (Русская философия второй половины XVIII века. Хрестоматия. Свердловск, 1990. С. 92).

Профессор Московского университета С. Е. Десницкий (ум. 1789) пытался подойти к истории общества в связи с хозяйственной деятельностью. Диссертацию защитил в Англии, где слушал лекции Адама Смита (1723 — 1790). Развитие общества, по С. Е. Десницкому, происходит без вмешательства Бога, по естественным причинам. Вслед за теоретиками естественного права и общественного договора С. Е. Десницкий объясняет естественными причинами и возникновение государства. Но добавляет еще одну существенную мысль: оно появляется как следствие неравенства — физического, в способностях и имущественного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: