Олигархический переворот 411г. до н. э. Тирания «тридцати»

причины: военн неудачи А, ухудшение внешеней обстановки(распад МС)->критика демократии и оживление олигархических кругов. 411 –гос переворот А олигархов, опираясь на тайные общества –гетерии. Изменения: Власть в руках Совета400(назначенного коллегией из 5 чел –проэдэры), изменена конституция А, к Нар Собр допускались 5тыс.,принадлеж к зажиточным слоям – собирается по усмотрению Совета400, отменились гл конст институты А демократии(нет оплаты выборн должн, и участия в суде присяжн), началось преслед демократов,их казнили! – Совет предложилмир С-она отказалась, А флот недоволен(во главе стратеги-демократы) –не признали правительства -- ->411-410 -2 правительства(Совет400в А и руководство А флота на Самосе)-выход из союза Эвбеи(могли потерять пролив, где 5%пошлина – кот составляла помощь гос в строит флота)-Алкивиад-из флота на Самосе, одержал попеду при Абидосеи Кизике –вновь господство над проливами!-воен успехи(демократов) привели к низвержению Совета400 и полное восстановление демократии в А….после разгрома А флота 405г.,при Эгоспотамосе – Лисандром и полной капитуляции А войск в 404г. --власть в А – З0правителей, угодные Спарте, называемая Тирания «Тридцати»

Комиссия "Т. т." была избрана нар. собранием под прямым нажимом Спарты после поражения Афин в Пелопоннесской войне 431-404 до н. э. Наделенная законодат. полномочиями, эта комиссия была призвана выработать и установить новый гос. порядок, но фактически, овладев всей полнотой власти, использовала ее для расправы с политич. противниками. В состав "Т. т." вошли ярые противники демократии, возглавляемые Критием, и в меньшинстве - более уморенные сторонники олигархич. строя во главе с Фераменом. По решению "Т. т." число полноправных граждан на основании высокого имуществ. ценза было уменьшено до 3 тыс. чел., к-рые за все время правления "Т. т." ни разу не созывались на нар. собрание. Всех остальных граждан можно было без суда (только по решению "Т. т.") казнить, конфисковать их имущество. За короткий срок было уничтожено не менее 1500 чел., в т. ч. Ферамен, выступивший против террористич. политики Крития. Раскол среди тиранов способствовал победе восстания, поднятого в Пирее (гавань Афин) вернувшимися изгнанниками-демократами во главе с Фрасибулом. В битве при Мунихии (возле Афин) войска "Т. т." потерпели поражение. Критий был убит, его сторонники бежали в Элевсин (в 20 км от Афин). В Пирее у власти утвердились демократы, в Афинах - умеренно-демократич. пр-во. Оба пр-ва объединились в 403/402. В Афинах была восстановлена рабовладельч. демократич. конституция. Пр-во в Элевсине, не получив достаточной помощи от Спарты, прекратило свое существование.

 

29.

Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины 5 в. до н.э. до середины 4 в. до н.э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона.

Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений между классами, социальными группами, в том числе и между отдельными людьми. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующих античную общину. Кроме граждан в античном обществе находились многочисленные рабы, которые составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина.

Греческий гражданин - это личность, наделенная некоторыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Народное собрание в Афинах

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей готовящихся к получению гражданских прав; следили за остракизмом, т.е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Н.С. было обсуждение и утверждение государственного бюджета. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Н.С. в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. В Н.С. был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Афинские граждане активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег.

Чтобы привлечь к работе Н.С. самый низший слой афинского гражданства, в начале 4 века до н.э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Н.С. в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Совет 500 и Ареопаг

Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления сверху. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения. Важнейшими задачами Света 500 были организация работы народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Прежде всего, готовилась повестка дня собраний, обсуждались проекты возможных решений, бюджет, вопросы снабжения продовольствием и военным снаряжением, осуществлялась проверка законности избрания должностных лиц и их распоряжений. Совет следил за постройкой боевых кораблей и строительством общественных зданий. Широкий круг обсуждаемых вопросов делал необходимым его ежедневные заседания. Члены Совета получали жалованье в размере 5-6 оболов, т.е. в два раза больше, чем за посещение Н.С..

Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет обновлялся заново.

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг - один из древнейших органов государственного управления в Афинах, его следы восходят к 9-8 вв. до н.э., к совету родовых владык.

Ареопаг в отличие от Совета 500 был органом аристократическим. Он состоял из нескольких десятков членов (возможно, до 60-70 человек), кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок (для члена Ареопага требовалось "хорошее воспитание", что подразумевало аристократическое происхождение). Ареопаг в 5-4 вв. до н.э. стал одной из судебных инстанций - разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах, нарушениях религиозных предписаний. Ареопаг должен был также наблюдать за состоянием нравов и охраной отеческих устоев.

Выборные должностные лица

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к 8 в. до н.э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны. Стратеги отвечали за военное финансирование, они же распоряжались захваченной добычей. В условиях постоянных войн в 5-4 вв. до н.э. коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство ключевыми вопросами государственной политики, а наиболее крупные политические деятели Афинского государства занимали именно пост стратега, а не архонта. В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10 таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха - командиры конницы, 10 филархов - командиров более мелких отрядов конницы. На все эти военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную военную должность человека некомпетентного или не способного к командованию.

В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью.10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб. Все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось.

Суд присяжных - гелилея

Одним из органов афинской демократии был Суд присяжных - гелиея. Она была создана еще во времена Солона, на рубеже 7-6 вв. до н.э. Первоначально это был суд присяжных. Роль гелиеи в 5-4 вв. до н.э. возросла. Афинская гелиея избиралась в количестве 6 тыс. граждан, причем в ее состав могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие жизненный опыт и некоторые знания, как правило, отцы семейств. Член гелиеи распределялись по 10 палатам (дикастериям) по 600 человек в каждой (100 человек считались запасными). Гелиея была высшим судебным органом Афин.

Избираться в гелилею можно было по несколько раз, что вело к накоплению у гелиастов опыта ведения судебных дел.

 

Вопрос

Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился т. н. «ликургов строй» (установление илотии, консолидация общины Спарты путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Должности и органы власти:

Апелла — народное собрание (все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста).

Цари Спарты — Спартой правили всегда два царя из двух династий: Агидов и Эврипонтидов. Обе династии пошли от царя Аристодема. В случае войны один из царей шёл в поход, а другой оставался в Спарте.

Эфоры — выборные должности, в руках которых сосредоточивалась судебная власть (всего было 5 эфоров, два из которых в случае войны сопровождали царя в походе).

Герусия — высший правительственный орган в Спарте, совет старейшин. Герусия состояла из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царя)

Наварх — одна из высших военных должностей Спарты. Наварх командовал спартанским флотом и имел очень широкие полномочия, иногда даже выходившие за пределы чисто военных (Аристотель называл власть наварха «почти второй царской властью»). Навархом был, например, один из наиболее известных спартанских полководцев — Лисандр.

Гиппагреты и корпус 300 всадников.

 

Билет 31


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: