Система источников римского права. Обычаи и зако-ны. Стадии принятия и состав республиканского закона. Конституции принцепсов

Источник права - двойственная трактовка (в теории права): для публичного понимания источники права как государственная воля, выраженная в законе или в другом нормативном акте, для частного - источники права установленная действующим правопорядком форма правообразования.

Обычаи и законы как источники РЧП,

Стадии принятия, состав и содержание закона. Конституционные принципы.

Правовой обычай универсальное общественное правило поведения, которое сложилось в результате многократного применения без участия государства, но принятое государством в качестве источника право применения.

Для многих правовых систем стадия правового обычая обычно характерна. Когда система слаба - применяется обычай,

В раннем РП (доклассический период) постоянно развивались три вида правообразования:

1. mores majorum - обычай предков - систематизированного в законах «12
таблиц».

2. Mores regiones - обычаи провинций - складывается «право народов».

3. Mores commeerciurn - обычаи оборота - обычаи торговой практики.

Роль обычаев к концу доклассического периода постепенно уменьшалась, и основное значение для правоприменения имели республиканские законы.

По определению Гая: «закон — то, что народ повелел и установил».

Народ - римский народ - не национальное общество, а гражданская община как обладатель суверенитета власти -- закон в Риме - акт представительской демократии, имеющей высшую юридическую силу.

Любой республиканский закон последовательно проходил несколько стадий:

1,           выборный магистрат разрабатывал законопроект (на основе преторской
практики), привлекались профессиональные юристы.

2. Закон озвучивался на народном собрании.

3. Принятие закона единым решение общины.

4,          Утверждение (ратификация) сенатом. Сенат не является законодательным
органом. Senatusconsultum - акты сената. Между юристами спор - принимать ли акты
сената,

Гай: " Senatusconsultum- то, что сенат повелел и установил - закон, хотя мы об этом и спорили".

В императорский период некоторые акты сената имели юридическую силу, но когда они сопровождались речью императора в сенате, ратифицировались стандартной формулой принципса: "Именем сената и народа Рима".

Конституции принципса                 акт единственного, оперативного, нормативного

регулирования.

1. edict - общественное распоряжение принцип по любым основам правового
регулирования,

2. Dekret - судебное решение правительства по какому-либо частноправовому
спору с момента вынесения этого решения, оно не только вступает в силу, но и
принимало характер общественной нормы. Начала складываться система апелляции.

3. Mandat    судебное поручение чиновнику рассматривать конкретный
частноправовой спор и вынести заранее обусловленное решение,

4. Rescript - публичная консультация принципата по отдельным вопросам
частноправового регулирования (официальное толкование права).










Эдикты магистратов как источники римского частного права. Сущность преторского права.

Любая выборная должность - магистрат. Каждый претор занимал должность 1 год, создавал эдикты - какие споры будут рассмотрены, принцип рассмотрения, примерные схемы судебных решений. По истечению года работы лицо не могло претендовать на повторное избрание.

Виды магистратов:

· Консулы, выбиравшиеся из представителей патрицианских родов;

· Трибуны, выбиравшиеся из представителей плебейских родов;
 Проконсулы - выборные наместники римских провинций;

· Городские преторы;

· Кромные эдилы  магистраты, которые организовывали правосудие по
правовым спорам.

Первые 3 категории магистратов осуществляли свои полномочия в сфере публичного права. Каждый магистрат (в дальнейшем речь идет о преторах и эдилах) при вступлении в должность составлял программный документ — эдикт - и публиковал его для всеобщего сведения.

Каждый претор заимствовал часть эдиктов предшественников, эдикт принимал характер прецедента.

Эдикт содержал:

· По каким спорам он будет давать иски, защиту;

· По каким основаниям споры будут рассматриваться и разрешаться;

· Какие возможны варианты решений этих споров.

Римский юрист Юлий Павел называл эти эдикты «законом на год», т.к. они действовали только в течение срока полномочий издателя.

Эдикт первоначально не являлся нормативным актом, но уже в конце доклассического периода каждый нретор, вновь вступавший в должность, имел право воспроизводить в своем эдикте отдельные положения эдикта своего предшественника, либо полностью сохранять его. Таким образом, накапливалась прецедентная практика. В 131 г.н.э. римский юрист Савий Юлиан по приказу императора составил вечный преторский эдикт.



Деятельность юристов и ее роль в развитии и совер-шенствовании частного права.

Доклассическая юриспруденция - на ранней стадии VI - IV в до н.э. - жреческая.

IV-HI в до н.э. светская Флавий опубликовал исковые формы, Тиберий Корункари открыл юридическую школу. В течении всего доклассического периода юридическая должность носила правоприменительный, прикладной характер.

Категории должности:

1. cavere (составлять) – должность по составлению текстов юридических
документов.

2. Agere- судебная тяжба - «поле» - должность по участию в судебных тяжбах в
качестве представителей сторон, адвокатов и судебных ораторов.

3. Respondere- (отвечать) - должность - по предоставлению консультаций
гражданам и юристам.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: