Периодизация римского права

Понятие римского права и его значение для современной юриспруденции

Под римским правом понимают право периода античного и рабовладельческого Рима, а также периода абсолютной монархии, включая правление Юстиниана.

Среди отраслей римского права на первом месте стоит, как с точки зрения разработанности, так и с точки зрения своего значения для Рима и последующих веков, именно частное право. Римское частное право оказало могущественное влияние на все дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности. Оно представляет собой одно из важнейших исторических явлений права. В силу исторических судеб римского права, сделавших его одним из факторов развития гражданского права, римское право должно быть знакомо каждому образованному юристу.

Римское право представляет исключительный по своим особенностям и значению предмет юридического изучения. Восходя в своем историческом становлении к давно минувшим временам античности, в современной юридической культуре и в современных системах права римское право не имеет действительного, практического значения. Внимание, которое заслуженно принято уделять римскому праву в рамках юридического образования или общего научного познания права, объясняется не огромным влиянием римского права свое историческое время на становление национальных правовых культур всей так называемой романо-германской семьи, но особыми непреходящими внутренними качествами собственно римского права, обязанными как многовековой работе над ним. Ученых-юристов и правоведов-практиков, так и особым культурным условиям его первоначального возникновения. По словам видного французского правоведа Р. Давида, “римская империя знала блестящую цивилизацию, и римский гений создал юридическую систему, не имеющую прецедентов в мире”.


 


Периодизация римского права

Развитие римского права берет свое начало с образования Рима, но завершение его связано с историей уже другого государства — Византии. Строго говоря, римское право писаное возникло гораз­до позже образования государства, т.е. только с созданием Законов XII таблиц.

Периодизацию истории римского права в учебных целях при­нято проводить следующим образом:

• право древнейшего периода (VI—III вв. до н.э.) (период до классической юриспруденции (эпоха республики);

• право классического периода (III в. до н.э. — III в. н.э.) (начинающейся в эпоху принципципата и завершающейся в III в. н.э);

• право постклассического периода (III—VI вв. н.э.) (период послеклассической юриспруденции, завершающийся в первой половине VI века Кодификацией Юстиниана).

1 период (до классической юриспруденции):

Первыми юристами Древнего Рима были жрецы, объединявшиеся в замкнутую, построенную по кастовому принципу корпорацию-коллегию понтификов. Формально понтифики признавались советниками магистратов и римских граждан по вопросам религиозного культа и правилам, которыми регулировались отношения к культу (ius sacrum). Фактически же они были единственными знатоками и истолкователями римского права, чрезвычайный формализм и казуистичность. которого исключали возможность решения даже самых простых юридических вопросов без участия и помощи понтификов.

Таким образом, можно выделить основные черты первого периода: до середины V в. до н.э. самыми распространенными источниками права были обычаи (mores majorum) и некоторые законодательные акты римских царей (leges regiae), особенно Нумы Помпилия и Сервия Туллия. Однако история собственно римского права началась с система­тизации римского квиритского права, воплотившейся, в конце концов, в создании Законов XII таблиц(Leges duodecim tabulorum, ок. 450 г. до н.э.).

Правовые предписания Законов, основой которых явилось древнейшее квиритское (патрицианское) право, были дополнены нормами, предусматривающими также права и интересы плебей­ской части римской городской общины. В этой связи право, за­фиксированное в Законах XII таблиц, стало именоваться ци­вильным.

Цивильное правопредставляло собой совокупность норм граж­данского права в его собственном смысле слова, т.е. права, ко­торое распространялось исключительно на граждан Рима — пат­рициев и плебеев, всех остальных относило к чужакам (врагам), в лучшем случае позволяя им «жить по своему праву». Все не­граждане, которые назывались перегринами (чужестранцами, ино­странцами), пользовались нормами «своего», перегринского, права (jus gentium) — пестрой смесью самых различных обычаев пред­ставителей множества народов, проживающих в городе.

Римское право в рассматриваемый период испытывало на себе значительное влияние религии, характеризовалось всеопог-лощающим формализмом, незавершенностью и т.п.

2 период (классической юриспруденции):

В это время на фоне уже имеющегося цивильного (квиритского) права, появля­ется «живое» преторское право,начинает бурно развиваться так называемое право народов, активизируется деятельность юри­стов по творческой интерпретации действующего законодатель­ства и созданию новых правовых норм, соответствующих склады­вающимся общественным отношениям.

Римские магистраты (должностные лица аппарата городского управления), используя основы естественного права, разрабаты­ваемые ведущими знатоками права, в своей деятельности гармо­нично соединяли положения цивильного и перегринского права, создавая основы будущего римского классического права. Преимуществами ius gentium были:

• отказ от ненужных и вредных формальностей;

• предпочтение подлинной воли участников правоотношения прочим обстоятельствам и формальностям;

• письменность договора;

• простота судопроизводства;

• свободная оценка доказательств;

• равенство сторон и состязательность;

• возможность обращения спорящих сторон к третейскому суду;

• главными критериями легализации правоотношений были добросовестность и справедливость.

В 212 г. эдикт императора Каракаллы распространил право на всех свободных римлян во всех провинциях Римской империи. Поэтому существовавшее ранее четкое деление на цивильное и перегринское право стало совершенно не актуальным и по­степенно исчезло.

3 период (послеклассическая юриспруденция):

Это время приходится на период домината, эпоху римской абсолютной монархии, чем и объясня­ются его основные особенности.

К числу таких особенностей следует отнести прежде всего чрезвычайное расширение законотворческих полномочий мо­нархов — принцепсов и императоров. Еще в период принципата (I в. до н.э. — III в. н.э.) принцепсы стали присваивать себе полномочия по монопольному изданию законов (constitutiones и leges). В период домината императоры совершенно монополи­зировали законотворческие функции, отодвинув от них сенат (начиная с последней четверти III в. н.э. римский сенат стал просто городским советом при префекте, хотя сам Рим еще долго продолжал оставаться столицей громадной империи), а преторам, с введением так называемого Вечного эдикта, оставив только их судебные полномочия. Поэтому подавляющее большинство новых правовых норм включалось в юридические акты, яв­ляющиеся основными источниками императорского права, т.е.:

• эдикты (edictum, приказ) — указы императора, носящие общеустановочный характер;

• мандаты (mandatum, поручение) — инструкции для назна­чаемых на административные должности чиновников;

• декреты (decretum, решение) — судебные решения монар­ха по конкретным делам, прецеденты;

• рескрипты (rescriptum, письменный ответ) — ответы на за­просы частных или должностных лиц по толкованию тех или иных нормативных положений.

Мандаты и эдикты теряли силу со смертью императора.

 

3 Отличие частного права от права публичного

В Риме еще в древние времена различались две отрасли пра­ва — публичное и частное право, ius publicum и ius privatum. Тит Ливии (I в. н.э.), очевидно, пользуясь уже сложившейся термино­логией, говорит, что законы XII таблиц являются источником все­го публичного и частного права.

Классическое разграничение публичного и частного права, пе­решедшее в века, дает Ульпиан:

Publicum Ius est quod ad statum rel romanae spectat, privatum quod ad singulorum utilltatem (D. 1.1.1.2.). - Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; част­ное — которое [относится] к пользе отдельных лиц.

С точки зрения этого определения, кладущего в основу деления содержание нормы, т. е. различие в охраняемых правом интересах, под публичным правом следует понимать те нормы, которые не­посредственно охраняют интересы государства и определяют пра­вовое положение государства и его органов. Сюда от­носятся: строй государственных органов, компетенция учрежде­ний и должностных лиц, акты, выражающие властвование госу­дарства (наказание преступников, взимание налогов и т. п.). Ульпиан (в цитированном фрагменте) указывает, что в состав пуб­личного права входят “святыни, жрецы, магистраты” (in sacris, in sacerdotibus, in magistratibus consistit). Но этот перечень не являет­ся исчерпывающим. В ряде случаев “публичное право” понима­лось римскими юристами и в смысле вообще норм, имеющих, безусловно, обязательную силу и не могущих быть измененными путем соглашений частных лиц. Частное же право — это нор­мы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимо­отношениях с другими людьми. В область частного права входят семейные отношения, собственность, наследование, обязательства и т. п.

Частное право противополагается публичному праву и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирую­щей деятельности государства является ограниченным. Оно предо­ставляет известный простор автономии отдельных лиц, т. е. глав семейств, товаропроизводителей, выступающих на рынке, и по­добных им частных собственников, представителей класса рабовладельцев:

человек волен защищать или не защищать свою соб­ственность, волен предъявить иск или не предъявлять иска;

содержание договора определяется соглашением сторон, — и дого­вор защищается органами государства лишь в случае предъявления иска лицом, потерпевшим от неисполнения договора. Еще зако­нам XII таблиц приписывается выражение: cum nexum faciet man-cipiumque uti lingua nuncupassit ita ius esto — когда лицо совершает договор займа или приобретает собственность, то его словесные распоряжения да будут правом. Но эта частная автономия имеет свои пределы, определяемые публичным правом. Нормы публич­ного права должны быть соблюдаемы при всех условиях и не мо­гут быть изменены отдельными лицами. В настоящее время термин “частное право” сохранился в ряде буржуазных государств, в особенности там, где имеется различе­ние гражданского и торгового права. В этих государствах (напри­мер, Франция, Германия) частное право включает в себя главным образом: а) гражданское право, б) торговое право.

Во избежание недоразумений необходимо отметить, что Рим не знал терми­на “гражданское право” в указанном выше значении. Римский термин ius civile имел ряд значений. В особенности он означал:

а) древнее право римских граждан (цивильное право), и в этом смысле “цивильное право” противополагалось преторскому праву;

б) всю совокупность юридических норм, действующих в данном государстве (civitas) и выраженных в законах этого государства; в этом смысле ius civile противополагалось ius gentium и ius naturale.

Но следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось пре­имущественно римское частное право. Наоборот, римское Публич­ное право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима.

Вывод: Римское право - фундамент, базис правового развития народов Европы. Без знания римского права невозможно освоить правовые системы развитых стран. Оно, как и сотни лет назад, представляет собой непреходящую ценность для профессиональной и общей культуры юристов.

 

4. Термин "источник права" имеет различные значения. Здесь он употребляется в смысле формы выражения права, формы правообразования. Виды источников права называет уже известный нам Гай: зако­ны, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты ма­гистратов, ответы юристов.

Термин “ источник права ” употребляется в различных смыслах:

1. 1 как источник содержания правовых норм;

2. 2 как способ, форма образования норм права;

3. 3 как источник познания права.

В юридической науке термин «источник римского права» употребляется в нескольких значениях: как источник содержания правовых норм, как способ, форма возникновения норм права, как источник познания мира (произведения римских юристов, философов и т.д.).

 

 

5. Обычное право и закон.

Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. В современной теории права под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством и качестве общеобязательного правила.

Отмеченные признаки характеризовали правовой обычай в Риме. Римский юрист Юлиан говорит о давности (длительности) применения обычая и молчаливом согласии общества (считаем признание его государством в качестве общеобязательного правила) на его применение.

Нормы обычного права включали обычаи предков (mo res maiorum); обычную практику (usus); обычаи жрецов (com mentarii pontificum); обычаи, сложившиеся в практике магистратов (commentarii magistratuum). В императорский период обычное право именуется термином «consuetude».

Обычное право в течение длительного времени играло существенную роль в регулировании разнообразных общественных отношений. Даже в эпоху принципата за правовыми обычаями признавалась такая же сила, как и за законами.

Наряду с обычным правом уже в древний период в Риме в качестве источника права применялись законы (leges). Первыми законами в Риме были законодательные акты, принимаемые народными собраниями и утверждаемые Сенатом.

В 451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц (leges duodecim tabularum). В 326 г. до н. э. был принят Петелиев закон, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Примерно в III в. до н. э. появился закон Аквилия (об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей). Позднее был принят ряд других законов. В период принципата, когда роль народных собраний понизилась, они уже не принимали законы. Последним был аграрный закон I в. н. э.

При одновременном сосуществовании в Риме в течение длительного времени правовых обычаев и законов возникает вопрос: как соотносились друг с другом эти источники права?

У римлян не вызывало сомнения, что закон мог отменить правовой обычай. Римские юристы также считали, что правовой обычай может отменить закон (в этом случае говорили, что закон вышел из употребления). От классических юристов на сей счет сохранилось высказывание: «…Законы могут быть отменены не только вследствие выраженной воли законодателя, но и по молчаливому соглашению всех, путем обычая» (D. 1. 3. 32. 1). Этот вывод делался на основании того, что не существовало различия в том, как народ выразит свое согласие с той или иной нормой права: подачей голосов или своими поступками.

6. Цивильное право. Сообразно с задачами настоящего учебника (п. 4) изу­чению подлежат источники права периода принципата и домината (I-VI вв. н.э.). Для понимания их необходимо предварительно охарактеризовать в основ­ных чертах состояние источников римского частного права к концу республики.

В силу особенностей исторического развития к этому времени в составе римского права можно различать отдельные системы, которые возникли не одновременно, а складывались последовательно одна за другой.

Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейше­го племени квиритов (ius Quiritium). Это название оставило свой следи древ­нейших сделках, в формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на вещи (dominium ex iure Quiritium — собственность по квиритскому праву). Эта система права позднее получила название ци­вильного права (ius civile), подчеркивающее строго национальный характер права римских граждан, права государства-города (civitas). Законодательство XII таблиц и последующие законы определяли подробно порядки охраны, а также прижизненных и посмертных распоряжений важнейшими объектами квиритской собственности.

Цивильным правом в тесном смысле считалась закрепленная законами узко национальная система частного права. В более широком смысле цивиль­ное право обнимало также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам, дававшиеся римскими юристами применительно к системе изложе­ния в XII таблицах. К концу республики существовало несколько таких ком­ментариев. Для юристов эпохи принципата и домината ius civile было одно­временно и совокупностью норм действующего права и наукой права; большая часть старых законов была даже заслонена учениями и толкования­ми юристов. В законодательство империи ius civile вошло в качестве древней­шей части римского права.

 

7. Преторское право

Наряду с этой системой цивильного права постепенно сложилась другая система права — право преторское. Эта система права была вызвана к жизни развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности.

Цивильное право применялось только к римским гражданам. С развитием производства и обмена, с расширением торгового оборота, стало необходимым признать основные частные права (право собственности, право заключения договоров и т. д.) и за не-римлянами. На этой почве и сложилась система права, получившая название право народов.

8. Право народов

Цивильное право противополагалось не только преторскому праву, но также еще одной системе — праву народов. Эта система представляет самое оригинальное явление в римском праве.

В итоге исторического развития эта система включила в себя разные элементы. К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак и права торговли. Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевшее общий характер благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза, например, свободные от формализма сделки обмена. Наконец, с распространением римского господства на провинции право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.

Право народов становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, цивильному праву, а с другой — национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте. Поскольку нормы права народов применялись римским претором в Риме, оно остается римским правом. Право народов соответствовало сложной стадии организации обмена товаров в самых разнообразных отношениях. В противоположность цивильному праву, строго формальному и малоподвижному, право народов лучше и быстрее приспосабливается к развивающимся потребностям. Свободное от традиций глубокой старины, выросшее на базисе экономических, в частности, торговых отношений, в которых участвовали и римляне и представители других народностей, право народов является правом универсальным в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства. К концу III в. н. э. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.

9.

 

 

10. В Риме не все люди были субъектами права и, следовательно, не все признавались лицами ((persona). Рабы являлись лишь объектами права (instru-mentum vocale, говорящее орудие). Подлинными субъектами права были рим-ские граждане. Они обладали полной правоспособностью (caput), т.е. были сво-бодными, имели статус гражданства, соответствующее семейное положение, а также возможность приобретать и отчуждать имущество по цивильному праву. Это не означало, что между всеми гражданами существовало абсолютное ра-венство. К гражданам принадлежали, например, либертины (вольноотпущенни-ки), но их права были во многом ограничены. Были различия и между сосло-виями, на которые делились римские граждане (имеются в виду сословия сена-торов, всадников, плебса, куриалов и др.). Тем не менее, в Риме было достигну-то определенное тождество правового статуса граждан. Особенно важным бы-ло для статуса римского гражданина состояние свободы. Теряя свободу, римля-нин становился рабом. Средним ограничением статуса была потеря римского гражданства, при этом римлянин сохранял свободу, хотя и лишался права всту-пать в законный брак с римлянкой и совершать различного рода сделки. Мини-мальным ограничением статуса римлянина было изменение его семейного по-ложения.
Частное право четко отличает правоспособность как способность иметь права и обязанности и дееспособность как способность совершать действия с юридическими последствиями.
Римское право не за каждым лицом признавало не только правоспособ-ность, но и дееспособность. Полностью недееспособными считались дети до 7 лет. Мальчики 7 – 14 лет и девочки 7 – 12 лет признавались способными со-вершать самостоятельно только сделки, заведомо им полезные. С 12 – 14 лет и до 25 лет признавалось дееспособным. Но в эпоху принципата за такими лица-ми стали признавать право добровольно ограничить свою дееспособность (т.е. право избрать себе попечителя). В этом случае большинство сделок осуществ-лялись с согласия попечителя.
Недееспособными считались: душевнобольные; лица, признанные бес-честными (например, совершившие преступление или занимающиеся позорной профессией). Всем этим лицам назначались попечители. Кроме того, бесчестие влекло за собой ограничение в области имущественных прав.

 

11.

12. Как уже указано, latini это, прежде всего, древнейшие жители Лациума и их потомство, latini veteres, latini prisci. Но правовое положение latini есть и некоторая юридическая категория - latinitas, которая предоставлялась иногда и не-жителям Лациума.

Уже Латинский союз возводил в правовое положение latini население отдельных италийских общин за пределами Лациума. После того, как в I в. до н.э. римское гражданство было распространено на всю Италию, в правовом положении latini осталось население внеиталийских общин или целых провинций, которым latinitas была предоставлена особыми актами римского государства.

Наконец, существуют еще две категории latini. Это лица, освобожденные из рабства господином-латином, а со времени закона Lex lunia Norbana (19 г. до н.э.) также и лица, освобожденные из рабства, при определенных условиях, римским гражданином и несколько ограничиваемые в правоспособности и после перехода их в число свободных людей.

Таким образом, правовое положение latini приобретается: а) рождением, причем действует правило, однородное с установленным для приобретения рождением римского гражданства: ребенок, рожденный в браке, следует состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следует состоянию матери; б) присвоением правового положения латина актом государственной власти; в) добровольным переходом римского гражданина в число latini в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний; г) освобождением из рабства господином - латином или римлянином - при условиях,предусмотренных законом lunia Norbana.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: