Система римского права и предмет курса

В римском праве существовало различие в понятиях fas (воля богов) и jus (человеческие установления, справедливость, право).

Римское право по характеру интересов, защищаемых правом, делится на два правовых пространства: публичное и частное.

Публичное право:

- охраняло интересы государства – священной Римской империи;

- действовали императивные нормы права;

- нормы публичного права не могли изменяться соглашением отдельных лиц;

- защита происходила от лица государственных органов в рамках административного или уголовного права.

Частное право:

- защищало интересы частных лиц;

- действовали преимущественно диспозитивные и уполномочивающие нормы (при наличии императивных);

- нормы частного права могли определяться соглашением отдельных лиц;

- защита осуществлялась по частной инициативе в форме гражданского процесса.

Нормы частного права. В частном праве действует принцип – как они договорились, так и пусть и будет, т.е. стороны сами определяют объем и характер своих прав и обязанностей, и такое соглашение – как бы закон.

Виды норм частного римского права:

- уполномочивающие – дают участникам возможность совершить определенные действия;

- диспозитивные – дают участникам возможность самим решать вопрос об объеме и характере прав и обязанностей;

- установленные сторонами – участниками договорных отношений;

- восполнительные – дополняли определенные необходимые действия;

- условно-обязательные – могли возникнуть в процессе деятельности, а могли и не возникнуть.

Частное право, в свою очередь, делится на отдельные «ветви»:

- естественное право;

- цивильное (квиритское право, строгое право);

- преторское право;

- право народов.

По признаку формы источников римское право делилось на писанное и неписаное право

Писаное право – законы и другие нормы государственных органов, закрепленных в письменной форме.

Неписаное право- совокупность норм правовых обычаев, а именно: обычаи предков, обычная практика, обычаи жрецов, обычаи магистратов.

Система римского права – это и определенный порядок группировки правовых норм. Существует две системы группировки правовых норм.

1) Пандектная система включает в себя общую часть и четыре специальных раздела:

- вещное право;

- обязательственное право;

- семейное право;

- наследственное право.

2) Институционная система не предусматривает общей части, а специальные разделы делятся на следующие группы:

- субъекты права;

- вещное право;

- обязательственное право;

- наследственное право.

Предметом римского частного права является изучение правового положения субъектов права и способов защиты в области вещного, обязательственного права, брачно-семейных и наследственных отношений, изучение соответствующих правовых институтов в их историческом и логическом развитии.

Идеология римского права:

- всеобщая справедливость – не пустые слова, она есть, и она выражается в праве;

- всеобщая справедливость существует только как конкретная справедливость в каждом конкретном случае;

- задача юриста, судьи – уметь найти эту справедливость, т.е. уметь удовлетворить и примирить даже самые противоречивые интересы (в этом цель судебно-правовой системы);

- право – не отвлеченная схема, навязанная обществу извне, а результата человеческого опыта по согласованию интересов внутри общества, право – живые нервы общества, оно обладает жизненностью, действует запретительный принцип в праве – что не запрещено явно, то разрешено;

- критерием совершенства правовой системы может быть только ее гуманизм в конкретно-историческом смысле: насколько масштаб системы соответствует масштабу отдельной личности;

- необходимость четкой формулировки закона, а также гибкого его применения; отсутствие жестких определений правовых понятий, римские юристы их избегали – «всякое определение в цивильном праве опасно, ибо резкое определение нельзя опровергнуть».

Источники римского частного права – это способы (формы) выражения, закрепления и существования норм римского частного права.

Виды источников:

- обычное право – это в сововкупность правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в результате их традиционного многократного применения и были санкционированы государством. Различались обычаи: предков, обычной практики, жрецов и магистратов;

- законы народных собраний и постановлений сената. Эдикты магистратов – это специальный акт, который издавался магистратом (консул, трибун) при вступлении в должность. Совокупность данных эдиктов и образовала преторское право;

- конституции императоров: эдикты: общие распоряжения императора ко всему населению; рескрипты – ответы императора по отдельным вопросам и ходатайствам; мандаты – инструкции императора должностным лицам; декреты – решения императоров по судебным делам.

- Деятельность юристов: консультирование, составление и оформление юридических документов, руководство процессуальными действиями сторон в суде. В период принципата римские классические юристы имели две школы: школу сабинианцев (консерваторов) и школу прокулеанцев (более прогрессивная). Выдающиеся юристы классического права: Марк Антистий Лабеон, его ученик Прокул, Гай Антей Капитон, его ученик Массурий Сабин, Публий Ювенций Цельс, Гай, Секст Помпоний, Юлий Павел Домиций Ульпиан.

Остановимся более подробно на видах источников права.

Закон – есть то, что предписано и установлено народом. Первым писаным законом был кодекс, известный под названием Законы 12 таблиц. Этот закон появился как результат упорной борьбы плебеев с патрициями и представлял собой не что иное, как кодифицированную запись римских обычаев. В числе законов. Которые содержали нормы частного права, можно назвать закон Конулия (445 до н.э.), отменивший запрет на брак между патрициями и плебеями, закон Генуция (342 до н.э.), запретивший любой заем под проценты, закон Аквилия (286 до н.э.), установивший ответственность за причинение вреда.

Сенатусконсульты – это постановления сената, которые сначала имели рекомендательный характер для магистрата, однако постепенно приобрели характер источника римского права. В общем представлении они имели тот же характер, что и закон. Но по мере ослабления положения сената и укрепления императорской власти сенатусконсультами стали лишь оформлять предложения принцепса, которые тот вносил в сенат устно или письменно.

Из сенатускольсультов исходили

Кодификация римского права.

Впервые официальная кодификация была произведения в 438 г.н.э. при императоре Феодосии. В результате появился Кодекс Феодосия, включавший в себя 16 книг (все императорские конституции в хронологическом порядке).

В первой половине 6 века при императоре Юстиниане была проведена новая кодификация. В результате появился Свод Юстиниана (527 –565 гг.н.э.), который состоял из четырех частей: Императорские конституции в 12 книгах (нормы публичного права); Дигесты (Пандекты) в 50 книгах (нормы публичного и частного права, изложенные в форме цитат 39 юристов по их 1625 сочинениям); Институтции Юстиниана (на базе Институций Гая); Новеллы (150 конституций Юстиниана). В средние века этот Свод назывался Свод гражданского права и широко применялся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: