Типология и основные компоненты политических процессов

Полит процессы различаются характером, динамикой, направленностью. В то же время ряд критерием позволяет выделить основные критерии, которые чаще всего встречаются в научно литературе.

1. Локальные (региональные) и глобальные

2. Внутрисистемные процессы и переходные процессы

3. Стабильные процессы и кризисные процессы

4. Легальные процессы и теневые

Любой полит процесс протекает в пространстве и времени. Известно, что локальные процессы, начавшись в рамках какого то региона могут оказывать влияние на глобальные процессы и наоборот. В качестве типичного локального процесса, например, выборы в местные органы власти. Гражданская война (Босния и Герцеговина) – локальный процесс по отношению к Европе, но в него потом была втянута Европа и он перерос в глобальный процесс. Гуманитарная интервенция и право на нее еще не институцианализировано.

2. Внутрисистемные процессы подразумевают, что в конкретном обществе сложились определенные институты, политические нормы, установилась шире определенная политическая система, устоялись роли и функции. Примеры длительного существования политического режима – третья республика Франции (1870-1946).

Страны или общества, которые переживают полные преобразования полит системы, в этих странах в этот период будут переходные полит процессы/транзитные. После 17ого года до конца первой 5тилетки – переходный период политики советского союза.

3.Стабильные и кризисные. Те или иные кризисы, которые могут созревать и развиваться могут приводить в отдельных случаях к революциям и примером тому служит Россия, или Великая депрессия. Форма разрешения политического кризиса может быть революционной или реформистской, в зависимости от соотношения сил между государствами, от способности основных политических сил страны пойти на компромисс.

4.Легальные и теневые. В основе политического процессе лежат ценности, нормы, доминирующие культуры и в частности политической культуры данного общества и возможно некоторых отдельных субкультур. Эти культурные ценности определяют правила «политической игры»/границы дозволенного и недозволенного. Теневые как правило это субпроцессы. Восстания, переворот, путч, террор, как правило, запрещены конституцией или законодательством всех стран всех типов политических режимов как незаконные действия. Даже если этих восстаний нет мы не можем говорить, что нет этих теневых субпроцессов. В реальности полит процессы иногда выходят за рамки правового поля, полит целесообразность иногда ценится выше, чем законность. Некоторые органы государственной власти (силовые структуры) в силу специфики своей деятельности/законспирированности своей деятельности в меньшей степени подвержены контролю со стороны законодательной власти и шире общественности (не особенно информируют публику о том, что они делают, в этой связи публика начинает возмущаться). До тех пор пока есть государство, до тех пор будут существовать такие теневые процессы, главное – выискивать методы предотвращения таких теневых и нелегальных процессов. Могут быть субъективные факторы развития этих процессов: приверженность ряда деятелей к закрытым способам достижения своих целей, невосприимчивость общественной критики на психологическом уровне à неизбежны противоречия с обществом, потому что оно не привыкло к такому роду обращению.

Основные компоненты и акторы политического процесса

Процесс властвования представляет собой сочетание с одной стороны государственного управления и политического участия граждан с другой стороны. В этой связи 1 и 2 будут важнейшими компонентами: государственное управление подразумевает, что функционирование государственных институтов, правительства, парламента, силовых структур. Политическое участие граждан может протекать в различных формах, но сейчас идет речь о действии партии, общественно - политических движений и групп интересов (групп давления), индивидуальная активность граждан. Процесс властвования будет являть собой сложную конфигурацию сознательной деятельности, которая регулируется государством и стихийной деятельностью спонтанных акций, с другой стороны. Важнейшими компонентами полит процесса могут по-разному выстраиваться, например, государство с одной стороны и социальные группы граждан, с другой стороны, вступают в отношения друг с другом на паритетных началах, это как бы партнеры, которые стремятся к диалогу, к согласованию своих целей (например, Швеция, Германия в 20ые годы, три субъекты выступали в этот период в качестве равноправных партнеров, равноправный диалог правительства, промышленных предприятий и правительства – выстраивание компонентов политического процесса по горизонтали). Правящая группа рассматривает политический процесс как некую стихию, а этой стихии противостоят органы государственной власти, органы государственной власти как управленческая подсистема полит процесса формулирует цель, принимают решения по поводу национально-государственных приоритетов, а все остальные должны подчиняться – выстраивание компонентов политического процесса по вертикали.

Общее содержание полит процесса с точки зрения компонентов - взаимодействие между группой осуществляющей функцию управления и другими группами общества, которые нажимают на властвующую элиту, сотрудничают или конкурируют друг с другом. Происходит это при переходе от одной структуры баланса сил к другой структуре баланса сил.

Полит процесс – сложное многосоставное явление, макропроцесс состоит из ряда микро или субпроцессов, например, электоральный процесс будет макропроцессов (процедура голосования, избирательная компания отдельной партии, деятельность государственных органов, например, избирательных комиссий и различных общественно-политических органов, действия по обеспечению равных состязательных условий для всех участников – это микропроцессы, из которых состоит электоральный макропроцесс)— необходимо учитывать исследователю как целостные макрорезультаты так и формирующие эти результаты микропроцесса, но при этом надо учитывать что не все участники полит процесса одинаково влияют на его ход. У каждого человека/у каждой группы свои функции в политическом процессе. При этом надо отдавать отчет что масса людей как правило относительна но пассивна. А в политической жизни на постоянной основе участвует активное меньшинство, это активное меньшинство включает в себя: элиты, лидеров, в том числе лидеров общественного мнения, как правило деятельность этого активного меньшинства заметна для общества, благодаря деятельности СМИ, а если она заметна для общества, то они при одном раскладе получают награды и политические дивиденды, но они же становятся и объектами обвинения в случае неудач, то есть в истории это либо герои либо злодеи. Но нужно учитывать, что роль деятельных политических акторов не должна нами сводиться лишь к одним лидерам, есть и другие лица.

Активность отдельных политических акторов характеризуется:

1. Потенциалом и статусом

2. Видом их действий

3. Способом взаимодействий между ними.

Потенциал и статус акторов зависит от состава политических субъектов (либо индивидуальные независимые кандидаты на выборах, либо это какие-то групповые субъекты), от степени организованности, мобилизованности, сознательности группового субъекта. Опыт показывает, что иногда сравнительно малые но хорошо дисциплинированные партии добиваются больших результатов, чем аморфные многочисленные партии. И зависит еще от объема ресурсов, которыми располагает конкретный актор, от прочности контроля над этими ресурсами.

Вид действий акторов.

· парламентские формы, то есть деятельность полит авторов в стенах парламента, или прямые действия, непарламентские – шествия, митинги.

· Насильственные и ненасильственные. Ненасильственные опираются на авторитет, убеждения людей, на манипулирование общественным мнением, бюрократические методы регулирования и т.д. Насильственные – открытое применение силы, например, для подавления демонстрации, забастовки, которые сопровождаются столкновениями со штрейхбрехерами.

· Официальное и неофициальное влияние акторов по поводу доступа к ресурсам и рычагам власти.

Способы взаимодействия между акторами. Направленные друг на друга действия различных акторов формируют более или менее устойчивые отношения и связи между ними.

Главные варианты взаимодействия

· Конфронтация. Полярность позиций и интересов актора, и в силу этого – открытое противоборство, в том числе в крайних случаях – вооруженное.

· Нейтралитет. Временное выключение субъекта из поля активных взаимодействий. Например, голосование в парламенте по законопроекту, есть партии за и есть партии против, а есть воздержавшиеся, тем самым они выразили свой нейтралитет.

· Компромисс. Предполагает поддержание статус-кво в отношениях между акторами, при условии взаимных уступок, принципиальное расхождение сохраняется. Компромисс – это тип соглашения на основе взаимных уступок или сама уступка, на которое идут стороны.

· Союз/коалиция. Предполагает более тесную форму политического общения, когда объективно пересекаются существующие интересы этих акторов и иногда совпадение этих интересов, тогда возникает возможность для коалиций или союзов.

· Консенсус. С латыни – согласие. Это тип соглашения на основе согласования позиций всех сторон, в этой связи другое понятие – это метод согласования позиций всех сторон участвующих в достижении соглашения. Предполагается, что победители все, в той или иной мере. В силу того, что согласуются все позиции. Иногда консенсус может завершаться объединениями, например, социал-демократов и коммунистов.

Для характеристики внутренней динамики политического процесса используются и такие понятия как расстановка и соотношение сил.

Расстановка сил определяет качественное измерение политической сцены.

Расстановка сил предполагает позицию субъекта относительно властного центра, диспозиция субъекта в отношении других социально-политических сил. В этой связи расстановка сил на политической сцене означает определенную конфигурацию позиции и диспозиции основных субъектов каждой конкретной ситуации

Соотношение сил отражает количественные характеристики измерения политической сцены.

Соотношение сил может находиться в равновесии или в неравновесии в зависимости от потенциала акторов, которые контролируют ресурсы и могут или не могут в нужный момент их мобилизовать.??Мы входим в коалиционное правительство, сколько и какие у нас министерских портфелей. Депутатский корпус. Кого поддерживают силовые министерства. Замером соотношения сил может служить референдум.

Например, работа Карла Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год» и «18ая брюмера Луи Бонапарта».

Есть общесоциологическая закономерность: любая социальная общность уже является источником власти, потенциально, чем более структурирована эта общность, тем властная потенция выше по уровню. Государство наиболее структурированная общность.

Идеократия. Евразийство

ПРОПУСК ЗА 11.10

Процедура принятия закона. Все начинается с инициативы.

США:

Правительство США которое так же не имеет законодательной инициативы,  только у конгрессменов и сенаторов есть право инициации.

В практике полит процесса США есть скрытые формы законодательной инициативы со стороны президента. Такой формой считают «state of the union address» (ежегодное послание президента США которое называется «о положении в стране» или дословно «о состоянии союза», с которыми он выступает. В этом послании президент излагает программу деятельность администрации на ближайший год, та как он принадлежит к конкретным партии, то через своих парламентариев в соответствии с той программой которую он изложит в своем послании будут вносить соответствующие законодательные инициативы (она не прямая). Члены парламента (конгрессмены или парламентарии).

Сначала законопроект должен быть проработан в профильном кабинете, сам текст разрабатывается там, после этого если комитет рекомендует рассмотреть на пленарном заседании и там он должен быть принят большинством голосов. Если принимают далее поступает в Сенат, там он должен получить поддержку большинства сенаторов, если поддержки нет, тогда предполагается согласительная комиссия, которая должна выработать компромиссный текст, если эта комиссия подойдет к позитивному результату, далее этот текст утверждается обеими палатами, далее поступает на подпись президенту США, он может подписать то он издает распоряжении об опубликовании этого закона и после этого он вступает в силу, если он с чем - то не согласен, то он отправляет законопроект в ту палату, где инициирован этот законопроект, это называется президентское «вето». Члены парламента могут реагировать на вето тремя путями:

· Не согласны с президентом. Они должны подтвердить свою редакцию закона двумя третями голосов палаты представителей и палатой сенаторов, но это почти невозможно, если так, то вето отклоняется и закон вступает в силу.

· Они видоизменяют закон

· Они не хотят идти на встречу президента и двух третей у них нет, в этом случае закон снимается до лучших времен.

А если согласительная комиссия не сможет выбрать компромиссный вариант, то в этом случае закон также снимается до лучших времен.

Франция:

Сенаты, премьер-министр, депутаты национального собрания обладают правом инициации законопроекта. Если сенат не принимает законно то предполагается создание согласительной комиссии, потом поступает на подпись президента, потом он его промульгирует (обнародование, он отдает распоряжение об опубликовании), закон вступает в силу со времени появления в журнале «L’ Officiel». У президента нет права вето. Он может придраться к тексту, он может послать закон на повторное рассмотрение, и у него есть конституционный совет, если плохо прорабатывали и президент заинтересован в отсрочке то он может отправить в конституционный совет, не противоречит ли конституции, это повторное рассмотрение ни к чему не обязывает палаты.

Когда сената не принимает закон и согласительная комиссия ни к чему не пришла. В этом случае по настоянию правительства которое инициировало этот закон, может поставить вопрос о повторном голосовании этого закона в национальном собрании, закон считается принятым и минуя сенат идет на подпись, это если набирается абсолютное большинство голосов. (если инициируется в лице премьера).

Россия:

Право законодательной инициативы принадлежит президенту РФ, совету федерации, депутатам государственной думы, правительству, законодательным представительным органом субъектом РФ, конституционный суд, верховный суд и высший арбитражный суд по вопросам их ведения. Все три ветви обладают законодательной инициативой. Законопроекты вносятся в государственную думу. (по мотескье - Верхняя палата не имеет право участвовать в формировании бюджета). Если дума принимает закон, он идет в совет федерации принимается большинством голосов, президент может подписать или наложить вето. Если подписывает, то вступает в силу с момента опубликования (Российская газета, бюллетень собрания законодательства РФ). Если президент накладывает вето и отправляет в федеральное собрание дальше как в США.

Если совет федерации с чем то не согласен, создается согласительная комиссия если она выработает компромиссный вариант, то идет все дальше, если они не договорились, возможность обхода совета федерации в какой то степени по французскому варианту предусмотрено, это если государственная дума двумя третями голосов подтвердит тот текст, который ее устроит, а не совет федерации.

Конституционные возможности досрочного прекращения полномочий органов законодательной и исполнительной власти в случае возникновения между ними политических разногласий

США:

По конституции конгресс США не имеет возможности выразить недоверие правительству США, такая процедура не предусмотрена. Президент США не может досрочно распустить конгресс и назначить парламентские выборы.

Франция:

В конституции предусмотрена то что принято называть вотум(голосование с латыни) недоверия (это журналистский оборот), официально это называется «принятие резолюции порицания», принимается большинством голосов, если она принята, то премьер-министр уходит в отставку. Президент Франции может распускать национальное собрание. Есть ограничение: может это делать не чаще одного раза в год.

1962 год

1968 год

1981 год

1988 год

1997 год

Были прецеденты. В 62 году прошло около 4х лет с момента принятия нынедействующей конституции, президента выбирали не избиратели, а расширенная коллегия, была проявлена инициатива об изменении, чтобы избирать президента прямыми выборами. Некоторые инициативы исходящие от президента во французском случае требуют подписи премьер-министра, полномочия президента есть единоличные, а есть где инициатором является он но указ не вступит в силу пока не поставит подпись премьер-министр. Эта постановка подписи премьера называется контрасигнированием. Когда премьер-министр и президент принадлежат к одной партии, подпись премьера является формальным.

В 68 году была несостоявшаяся социалистическая революция. Досрочный роспуск парламента, чтобы разрядилась ситуация.

81 и 88 годы идентичные. Президент – социалист, а национальное собрание - правое, распускалось национальное собрание президентом, чтобы одинаковые были, социалисты.

Россия:

Президент имеет право распускать государственную думу. Оно регламентировано.

· Президент распускает государственную думу после троекратного отклонения кандидатуры премьер-министра. Он обязан распустить ее.

· Может распустить после второго за три месяца вотума недоверия со стороны государственной думы в адрес правительства

· Когда премьер-министр подставит перед государственной думой вопрос о доверии правительству и получает отказ, то президент может распустить.

Президент не имеет права распускать государственную думу:

· В первый год ее деятельности по вопросу вотума доверия или недоверия.

· В последние шесть месяцев своего мандата

· Когда в стране введено военной или чрезвычайное положение

· С момента выдвижения государственной думой обвинения против президента в рамках отрешения его от должности и до решения этого вопроса советом федерации

Когда невозможен роспуск государственной думы тогда будет отставка правительства в ситуации, когда ее нельзя распустить.

Отрешение президента РФ – основание – совершение этим лицом тяжкого преступления и государственная измена. Порядок отрешения оговорен в 93 статье.

В США оговорены три позиции, но в основном детали процедуры закреплены в регламентах палат конгресса. Инициируется процедура парламентом, но начинается вес в палате представителей (юридический комитет, где предварительно должен этот вопрос быть проработан, по окончанию этой работы юр комитет должен выдвинуть решение), далее дело перемешается в палату представителей на пленарное заседание, пленум (полный), на нем происходит обсуждение вопроса с учетом рекомендации юр комитета и решается вопрос о выдвижении обвинений против президента, чтобы решение было принято нудно чтобы больше половины палаты представителей проголосовало. Президент США может быть отрешен по любой из этих статей. Ваша репутация запятнана если вы дожили до того что против вас выдвинули обвинения, поэтому в некоторых случаях целесообразно до этого дела не доводить. Если палата представителей выдвинула обвинение, дело перемешается в сенат, он принимает решения, какие из выдвинутых палатой представителей статей взять на рассмотрение. Заседание сената проходит как своеобразный суд, где председательствует вице-президент. Далее идет слушание сторон как обычное американское судопроизводство. По окончании слушания, они голосуют, для отрешения президента от должности требуется 2/3 голосов сенаторов. Если президент отрешен, только после этого против него может быть возбуждено уголовное дело. С точки зрения цивилизационных норм, которые приняты в этих странах, все равны перед законом, вне зависимости от ваших статусных позиций в обществе. Процедура импичмента (официальное название процедуры отрешения от должности) распространяется на высших должностных лиц США, президент, вице президент, члены кабинета, члены верховного суда. Если президент уходит в отставку, то президентом до официальных выборов становится вице-президент.

В России нет официального названия отрешения от должности, и только президент может быть отрешен.

Одним из признаков авторитаризма является использование силовых структур для подавления политической оппозиции.

Последовательно изложить этапы отрешения президента от должности.

В России:

1. Инициатива о выдвижении обвинения против президента 1/3 депутатов гос думы

2. Создание специальной комиссии, которая должна дать заключение

3. Гос дума двумя третями голосов выдвигает обвинение

4. Верховный суд дает заключение (потому что именно такой порядок определяется в Конституции) о наличиях в действиях президента признаков преступления

5. Конституционный суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения

6. Совет Федерации двумя третями голосов отрешает президента от должности

 

Обвинение – распад СССР; связанное с 1993 годом, гос переворот и расстрел белого дома; геноцид русского народа; развал армии; чеченская статья (военные действия без подтверждения возможны только если в стране введено военное или чрезвычайное положение, но эта инициатива должна подтверждаться Советом Федерации, короче ниче не было сделано).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: