Тема 2. Проблемы методологии курса

Методологические подходы к анализу политического процесса: институциональный, бихевиоральный, структурно-функциональный, дискурсный.

 Сравнительный анализ концептуальных моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда.

О научной классификации современных политических процессов: новые критерии и подходы.

Концепции политических элиты, групп давления теории политического участия в изучении политических процессов.

                                             

                                        Тема 3.

                  «Ценности и конституционные основы

        развития политического процесса в современной России».

 

Нормативно-ценностная основа политического процесса в демократическом государстве. Процесс разработки и принятия Конституции РФ 1993г: место и роль конституционного процесса в политическом процессе постсоветской России.

Права человека как нормативная основа взаимодействия индивида, общества и государства в политическом процессе. Ценности и принципы конституционного строя, определяющие функционирование гражданского общества, правового статуса человека и гражданина и организацию государственной власти.

Формы реализации принципа народовластия: выборы, референдум, местное самоуправление, парламентаризм. Федеративная форма государственного устройства

 

            Основная литература.

Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

Декларации о государственном суверенитете РСФСР. // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР, 1990, № 2 ст. 22.

Указ Президента Российской Федерации от 21.09.1993г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - № 39.

Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен конституционной комиссией съезда народных депутатов РФ. Документы и материалы. – М.: Республика, 1993.

Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» от 28.06.2004 // СЗ РФ. –2004.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 21 июля 2005 г. №93. – М., 2005.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16.09.2003 // СЗ РФ. – 2003. - №40. ст. 3822.

Федеральный закон «О политических партиях» // СЗ РФ. – 2001. - №29. ст.2950.

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы. - М.: 1996.

Ельцин – Хасбулатов: Единство, компромисс, борьба. – М., 1994.

Зотова З.М. Идеологическая идентификация политических партий современной России. Политический плюрализм и идеологические концепции. //Право и политика. - 2004. - № 3.

Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен (о понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии.) //Политические исследовании. 1993. №2.

Народовластие в России. Очерк истории и современного состояния. Гл. 3, - М.: 1997.

Общественно-политические движения и политические партии России. Справочник. – М.: Март, вып. 1, 1992; вып.2, 2003.

Румянцев О.Т. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). – М.: 1994.

Путин В.В. "Наш долг – бережно относится к Конституции". // Журнал российского права. – 2004.- № 1.

Современный политический процесс в России. М, 1998.

 Тихонова Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России.// Общественные науки и современность. 1996. №4

Чадаев А. Путин. Его идеология. - М.:2006.

Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство. // Государство и право. – 2004. - № 2.

Шутов А.Ю.Типология политических процессов // Вестник МУ. Серия 12. Социально- политические исследования. 1994.№2

                                        Темы рефератов.

1. Дискуссии о создании интегративной идеологии в российском обществе: основные подходы и итоги.

2.  Этапы и особенности процесса принятия российской конституции.

3. Факторы, обуславливающие политический процесс в постсоветской России.

4. Дискурсный анализ проблемы публичного характера российской власти по ежегодному Посланию Президента РФ Федеральному Собранию (по выбору).                                                                        

                               Дополнительная литература.      

Баймуратова М.А. Публичная самоуправленческая (муниципальная) власть и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и взаимозависимости. // Право и политика. – 2004. - № 3.

Грачев М.С. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М.,1999.

  Шевченко Ю. Политическое участие в России.// Pro et contra. – 1998. – № 3.    

                                               Тесты.

1. Какие из названных структур выполняют функцию артикуляции интересов?

а) суд;                                            г) законодательные органы;

б) избирательные системы;          д) политические партии;

в) правительство;                          е) группы интересов.

 

2. Какие из перечисленных структур выполняют функцию агрегирования интересов:

а) законодательные органы;                  г) правительство;

б) группы интересов;                             д) избирательные системы;

в) политические партии;                                  е) суд.

 

3. Какие из указанных структур формулируют нормы и правила политической системы:

а) избирательные системы;                    г) группы интересов;

б) суд;                                                 д) политические партии;

в) законодательные органы;                  е) правительство.

 

4. Какие из перечисленных структур осуществляют контроль за принятием решений:

а) правительство;                          г) политические партии;

б) группы интересов;                    д) законодательные органы;

 в) суд;                                           е) избирательные системы.

 

                                                                    

                           Проектное задание.

Подготовиться к проведению ситуационной игры:

                                       Сценарий:

Выборы в Российской Федерации носят демократический характер и являются одной из форм реализации народовластия.

  Участвующие в ситуационной игре должны сформулировать основные принципы избирательного процесса и то, за счет чего они реализуются. Следует ответить на вопрос, «Какие субъекты публичной власти участвуют в их реализации?»

Дискуссия: в ходе обмена мнениями заполняется таблица: (по образцу)

Принципы Основа реализации Субъекты
Свободные выборы Право на свободное волеизъявление (участвовать или не участвовать в выборах) Граждане РФ
     
     
     
     

 

2–ой этап ситуационной игры: студенты делятся на команды, которые будут представлять различные субъекты избирательного процесса и в день голосования действуя сообразно избирательному законодательству, будут осуществлять публичную власть.

Деление на команды:

· избиратели,

· представители политических партий (наблюдатели, члены избирательных комиссий с совещательным голосом),

· члены избирательной комиссии с решающим голосом,

· средства массовой информации.

Команды действуют в соответствии с заданием: Проанализировать день голосования в ходе выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ на отдельном избирательном участке с точки зрения реализации публичной власти каждым субъектом избирательного процесса. При этом следует учитывать необходимое взаимодействие с другими субъектами избирательного процесса и соблюдение принципов избирательного права. То есть, в каких случаях во время выборов субъекты избирательного процесса соучаствуют в публичной власти.

   Работа команд (25 минут) и по 5 минут на представление в формате отчета о прошедшем дне выборов.

Подводятся итоги выполненным заданиям, при этом акцентируется внимание на то, что поле публичной политики в современном обществе определяется:

· информационной открытостью самой политики

· возможностью негосударственных акторов влиять на формирование политики

· учетом интересов конкретных социальных групп в практике принятия политических решений.

Соответственно институт выборов через наличие указанных факторов является реальным полем реализации не только принципа народовластия, но и обеспечение интересов во властеотношениях.

 

                                       Модуль 2.

   «Институциональная основа современного

          политического процесса в России»

                                      Тема 1.

    «Институты власти: конституционный дизайн и роль

        в современном политическом процессе в России»

Типы институционализации, основные функции, направления реализации принципа народного суверенитета органами власти. Особенности государственных и муниципальных органов власти.

Правовые основы взаимодействия представительных и исполнительных органов государственного и муниципального управления в РФ. История становления современной российской государственности и политическая борьба между исполнительной и законодательной ветвями власти на федеральном и региональном уровнях.

Предпосылки и основные этапы децентрализации государственной власти в России 90-ых гг. Административная реформа в начале ХХ1 века: содержание основных этапов.

.

 

                                        Тема 2.

«Состояние и условия развития парламентаризма в России»

Особенности и этапы становления парламентаризма в России. Доминирующее положение функции представительства у Федерального Собрания РФ. Внутренняя структура и организация деятельности Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Общие принципы и этапы законотворческой деятельности представительных органов власти. Думская деятельность политических партий: от самостоятельности и альтернативности законотворческих инициатив к согласительной политической позиции.

                                        Тема 3.

  «Местное самоуправление в Российской Федерации».

 

Проблемы преодоления последствий централизованного управления и формирование правовой основы местного самоуправления.

Создание условий для эффективной национальной модели местного самоуправления (пересмотр административно-территориального устройства системы власти; введение унифицированной территориальной организации местного самоуправления; фиксированный перечень вопросов местного значения; внесение изменений в налоговый и Бюджетный Кодексы РФ для создания финансовой самостоятельности местного самоуправления и др.).

«Местное самоуправление - обязанность граждан создать публичную власть в муниципальном образовании или право населения самоорганизоваться для решения местных проблем?» - доктринальная проблема о природе местного самоуправления в научных дискуссиях и новая редакция ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».                                 

                                 Тема 4.

«Партийная система в современной России: место и роль

                     в политическом процессе».

Содержание понятий «политическая партия», «многопартийность», «партийная система»: общее и особенное. Качественные параметры изучения партийной системы

История становления и развития российской партийной системы в постсоветский период: открайнего плюрализмапартийно - политического пространства до «монополизма «партии власти». Факторы влияющие на эволюцию партийной системы и роль политических партий в политическом процессе.

           

                       Основная литература.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Официальное издание М., Юридическая литература, 2006.

Федеральный закон от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 21 июля 2005 года №97-ФЗ). //СЗРФ. – 2003. - №10.

Аваквян С.А. Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления («круглый стол»). //Государство и право. – 2004 - №3.

.Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт. // Полис. 2007 № 4.

Гаман-Голутвина О.В. Российские партии на выборах: картель “хватай-всех”// Полис № 1 – 2004

.Гаман-Голутвина О.В.Российские партии на выборах: картель “хватай-всех” // Полис. 2004. №1.

.Глебова И.И. Партия власти // Полис. 2004. №4.

Глебова И.И. Партия Власти// Полис № 2 – 2004

. Инновации в местном самоуправлении: юг России в контексте национального и европейского опыта. Ростов-на-Дону, 2005.

Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый. //Журнал российского права. - 2004. - №1.

Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений. //Конституционное и муниципальное право. – 2004. - №3.

Гетманская М. Время «Ч» – июль 2008 года? //Муниципальная власть. - 2005. - №3.  

 Законодательный процесс: Понятие. Институты Стадии. / Отв. ред. Р.Ф. Васильев. М., 2000.

      Исполнительная власть в Российской Федерации: проблемы развития. – М., 1998.

  Кириллов Ю.В. Переходное положение. //Политика. - 2003-2004. - №4.

Кориенко В.А. О формировании исполнительного звена муниципальной власти в отечественной и зарубежной практике. //Государственная власть и местное самоуправление. - 2003. - №5.

Козак Д.А. Проблема разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ // Журнал Российского права. - 2002.- №5.

Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник научных трудов. /Под ред. А.В. Иванченко – М.: ИД «Юриспруденция», 2004.

Медведев С. Условие вступления в силу уставов муниципальных образований. //Законность. - 2004. - №8.

Мокрый В. Социально-экономическое развитие муниципальных образований. //Муниципальная власть. - 2006. - №2.

Муниципальное право. //Под ред. Ю.А. Дмитриева, М.: Эксмо, 2005.

Пешин Н.Л. Принципы построения модели взаимоотношений государства и местного самоуправления.// Конституционное и муниципальное право. - 2005. - №7.

Попова Н.А. К вопросу о тактике думской деятельности политических партий в постсоветской России // Сто лет Российского парламентаризма: история и современность.- Н. Новгород, 2006, с.432-434

Саладников В. Полномочия органов местного самоуправления.// Муниципальная власть. - 2006. - №2.

Собянин С.С. Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития// Политика. - 2003-2004.- №4.

Уваров А.А. Местное самоуправление в России. – М.: Норма, 2005.

Шапиро Л.В. Хроника развития местного самоуправления, 1990-2006 годы// Политика. - 2003-2004. - №4.

Чержков А.Н. Совершенствование федерального законодательства об организации государственной власти субъектов Российской Федерации.// Право и политика. – 2004. - №3.

 

                                 Темы рефератов.

1. История формирования и деятельности Законодательного Собрания Ростовской области.

2. Расстановка партийно-политических сил в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (созыв по выбору) в 90-ые гг. 20 – го столетия.                                      

3. Особенности межфракционного взаимодействия в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (созыв по выбору).

4. Достоинства и недостатки президентской формы правления в России 90-х гг. ХХ века.

5. Партийное представительство интересов бизнесэлиты в Государственной Думе (1995-1999 гг.).

6. Сравните структуру ценностей классического консерватизма и неоконсерватизма в контексте программных позиций «Единой России»..

7.. Раскройте основные положения концепции «суверенная демократия».

 

                         

                              Дополнительная литература.

Никонов В. Конституционный дизайн. // Современная российская политика: курс лекций. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2003. С. 7-28Экспертные советы как субъекты конфессиональной политики. //Преодолевая государственно-конфессиональные отношения. Нижний Новгород. - 2003. - С. 11-19.

Шевченко Ю. Политическое участие в России. // Pro et contra.–1998. - № 3.

Тарасов А.М. Президентский контроль: теоретические и практические аспекты оценки его эффективности // Государство и право. - 2004. - № 11.

Бизнесмены России. 40 историй успеха. /Сб. интервью. – М.; 1994.

Власть, бизнес и гражданское общество (материалы «круглого стола») // Полис. – 2003. - № 3.

Зудин А.Ю. Бизнес и политика: поворот во взаимоотношениях? // Полития. – 1997. – осень.

                                     Тесты.

1. Решение об отставке Правительства принимает:

а) Федеральное Собрание РФ;

б) Президент РФ с согласия Федерального Собрания РФ;

в) Государственная Дума РФ;

г) Президент РФ.

Председателя Совета Федерации РФ:

а) назначает Президент РФ;

б) назначает Конституционный Суд РФ;

в) избирает Государственная Дума РФ;

г) избирает Совет Федерации РФ.

 

2. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами состав Совета Федерации РФ комплектуется путем:

а) представительства по два представителя от каждого субъекта Федерации РФ;

б) прямых выборов всеми гражданами РФ;

в) назначения Президентом РФ;

г) назначения Правительством РФ.

 

3. Сколько депутатов входит в состав Государственной Думы РФ?

а) 360;            6) 500;

в) 400;            г) 450.

4. Заместителей Председателя Правительства РФ назначает:

а) Федеральное собрание РФ;      

б) Государственная Дума РФ;

в) Президент РФ;

г) Совет Федерации РФ.

5. Недоверие Правительству РФ вправе выразить:

а) Совет Федерации РФ;

б) Федеральное собрание;

в) Государственная Дума РФ;

г) Президент РФ.

 

 

                          Выполнить письменную работу:

  Прочитайте выдержки из статьи Шапиро М.А. «О местных сообществах и местном самоуправлении» // Полития. – 2003-2004. - № 4(31) и укажите факторы, которые способствуют или мешают местному сообществу (населению, молодежному самоуправлению и др.) принимать участие в решении вопросов местного значения.

        Местное самоуправление как власть и управление, по существу, представляет собой систему управления объектом (муниципальным образованием), построенную в соответствии с общими принципами управленческих систем с обратной связью.

Каким образом в этих рамках строятся взаимоотношения между органами управления и населением?

а) Органы управления:

- осуществляют нормативно-правовое управление на террито­рии муниципального образования путем создания правового поля, в рамках которого действуют и юридические, и физичес­кие лица;

- осуществляют жесткое иерархическое управление муниципаль­ными учреждениями, предприятиями и др., которые, собствен­но, и реализуют конкретные управленческие действия в городе;

- выполняют переданные им государственные полномочия в отношении отдельных категорий лиц, т. е. реализуют консти­туционные гарантии в отношении граждан, проживающих в муниципальном образовании.

б) Граждане в системе муниципального управления исполняют
различные роли:

- Физические и юридические лица испытывают воздействие правового поля местного самоуправления. Такое воздействие вырабатывает то или иное их отношение к органам местного самоуправления.

- Отдельные граждане, в отношении которых выполняются го­сударственные полномочия, либо" взаимодействуют с персоналом соответствующих учреждений, либо могут жаловаться должностным лицам органов местного самоуправления, если имеют место какие-то сбои и нарушения. - Служащие муниципальных учреждений и организаций высту­пают в качестве персонала, который может воздействовать на свое руководство и через них на руководителей администра­ции города. Согласитесь, что все население муниципального образования, за исключением муниципальных служащих, в этой схеме ведет образ жизни, достаточно отстраненный от процесса управления местными делами. Интерес к управлению возникает только в случае сбоев систе­мы или принятия резких управленческих воздействий, в результате которых ситуация заметно отклоняется от привычного состояния. Другими словами, можно говорить, что осуществляется точечное вза­имодействие в точках резкого отклонения от стандартной ситуации. Почему население не предпринимает попыток включиться в уп­равление?

На наш взгляд, во многом потому, что общегородские пробле­мы, программы практически не выходят на население, жители не ви­дят их за отдельными (даже многочисленными) сбоями и недостатка­ми в работе городского хозяйства. Жители не воспринимают город как системное образование.

Не так-то просто найти рычаги, которые позволили бы выявить всеобщую заинтересованность. Общегородские ресурсы, которые могли бы стать объектом общего интереса и объединить усилия сооб­щества по их экономному расходованию, приросту и т.д. можно под­разделить на те, которые:

- существуют и осознаются как таковые (транспорт, торговля);

- существуют и не осознаются как таковые (бюджет. ЖКХ в це­лом, медицина...);

- не существуют (местные налоги).

   Состояние ЖКХ каждый воспринимает в рамках своей кварти­ры, в лучшем случае - подъезда. Улучшение работы транспорта - воп­рос хоть и серьезный, но частный. А вот местные налоги, сборы на проведение конкретных мероприятий по благоустройству и т.п. могли бы стать мощным средством воспитания чувства причастности к де­лам сообщества. Но использование этого механизма не получило рас­пространения (отчасти из-за отсутствия правовых возможностей).

А пока что обратная связь осуществляется властью посредством стандартных каналов типа: реакция читателей, проходящая через СМИ; анализ обращений и жалоб, приходящих в администрацию и в представительный орган муниципального образования.

Депутаты представительного органа принимают посильное учас­тие в работе администрации над созданием нормативно-правовой базы, рассматривают представленные им проекты бюджетов, иногда - про­граммы развития, и утверждают их. Кроме того, утверждаются отчеты администрации об исполнении бюджетов и пр. Взаимодействие с населением депутаты осуществляют по традиционным схемам (прием жалоб и жалобщиков, встречи с большими или небольшими группами горожан). Это взаимодействие не имеет системного характера и, соот­ветственно, не имеет серьезного значения в деле формирования мест­ного сообщества.

Теперь рассмотрим роль членов местных сообществ в развитии муниципального образования, улучшении качества жизни, в создании условий для самореализации людей.

Нет населения муниципального образования вообще. Каждый человек исполняет целый ряд ролей, и его жизнь наполнена наборами контактов с другими людьми, связанных с исполнением каждой роли. При этом мало какую роль человек исполняет один: как правило, он действует совместно с другими людьми, связанными общим интере­сом, в больших или меньших по размеру группах.

Можно обозначить группы общих интересов, связанные с:

- общим проживанием на территории (жестко структурирован­ные - например, жилищно-строительные кооперативы, товари­щества собственников жилья, и мягко структурированные - раз­личные варианты территориального самоуправления);

- местом работы (профсоюзы, забастовочные комитеты и др. при взаимодействии с работодателем, с одной стороны, и трудовые коллективы во главе с директором при отстаивании интересов предприятия перед муниципалитетом или местным сообще­ством, с другой);

- общими проблемами фундаментального свойства (различные группы социально незащищенных граждан и т. п.);

- общими проблемами по месту жительства (экологические, транспортные и др.);

- общим досугом;

- корпоративной культурой (педагоги, медики, работники куль­туры, наверное, в менее явном виде - корпорации предпринима­телей);

- экономическими интересами;

- идеологическими основаниями (религия, зеленые, в определен­ной степени - молодежь);

- национальной принадлежностью;

- политическими пристрастиями (зачатки или местные отделения политических объединений).

Степень развития данного местного сообщества определяется:

- количеством групп, в которые включен каждый человек, и плот­ностью и интенсивностью его контактов с членами групп;

- степенью пересечения и качеством взаимодействия различных групп, которые и представляют собой структуры гражданского общества;

- степенью взаимодействия этих структур с муниципальной влас­тью для решения своих проблем (иными словами, вопросов мес­тного значения);

- степенью их участия в демократических процедурах местного самоуправления.

Надо заметить, что данные структуры должны не только прони­зывать и связывать все население муниципального образования в еди­ное целое. Они должны учиться договариваться друг с другом, прими­ряя разноречивые интересы для достижения консенсуса, превращая тем самым аморфное «население» в структурированное дееспособное местное сообщество. При этом особо следует отметить, что поиски консенсуса подразумевают открытое предъявление претензий различ­ных групп на муниципальные ресурсы, что переводит процесс управ­ления муниципальной собственностью в открытый и подконтроль­ный общественности режим.

Назначение этих структур - аккумулировать недовольство сво­их членов существующим положением вещей, их потребности и ини­циативы в улучшении качества жизни, оформить их в качестве по­требности группы и предъявить власти.

Это непростая работа, для ее выполнения нужны и аналитичес­кие способности, и твердость характера, и лидерские качества. Реаль­но существующие и действующие группы неизбежно должны научить своих членов отстаивать свои интересы и выделить из этой среды ли­деров групп, из которых впоследствии и будет происходить отбор ли­деров всего местного сообщества.

Заметим, что структуры местного сообщества включают в себя не только «группы естественных интересов», но и более сложно орга­низованные структуры - общественные и некоммерческие организа­ции с их общественно-гражданскими, общественно-политическими, общественно-национальными, общественно-конфессиональными инициативами нарождающегося «третьего сектора».

В идеале, муниципальная власть заинтересована во взаимодействии со структурами местного сообщества, поскольку именно в деятельности и кроется основной потенциал местного самоуправления - возможность задействовать человеческие ресурсы территории, использовать творческий потенциал членов местного сообщества, на правленный на улучшение качества жизни всего сообщества (чего может сделать никакая другая власть).

Полноценное самоуправление может реализовать еще одну функцию муниципальной власти, не упомянутую выше, - способствовать развитию социально-экономического потенциала муниципального образования, повышению благосостояния его жителей.

Поэтому органы местного самоуправления должны быть максимально заинтересованы в воспитании у жителей чувства причастности к происходящему в муниципальном образовании, в самоорганизации населения и превращении его в развитое местное сообщество».

                                             

                                          Модуль 3.

«Функциональная основа системы представительства интересов

                   в российском политическом процессе».

                                          Тема 1.

          «Системы представительства интересов в политическом   

  процессе и российская практика политического участия».

Теория групп интересов (А. Бентли) и российские институциональные группы интересов. Феномен неокорпоративизма в российском политическом процессе. Группы давления: их виды, потенциал мобилизации и среды влияния.

Избирательная система и ее значение в формировании институтов представительной демократии. Становление и основные направления развития законодательства о выборах. Основы избирательного права.

Политическое участие, как механизм реализации принципа народовластия. Факторы, влияющие на политическую активность граждан. Аккумуляция общественных интересов и содействие их организованному продвижению политическими партиями, общественными организациями. Практика лоббизма

. Особенности политического участия отдельных групп населения (молодежь, женщины, представители бизнеса и др.). Конфликтный или протестный характер политического участия и политическая культура граждан.

                                                       

                                                  Тема 2.

«Публичная политика и негосударственные формы участия

                      в политическом процессе»

Состояние публичной сферы – показатель соответствия государственной политики мнению и воли общества. Этапы эволюции публичной политики в постсоветской России.

Место и роль СМИ в российском политическом процессе.

Неправительственные общественные организации в постсоветском политическом пространстве: этапы, основные направления и перспективы развития.

Проблемы и механизм взаимоотношений общественных объединений и структур государственной власти в процессе принятия политических решений. «Третий сектор» и бизнес-сообщество как партнеры органов управления.

    «Публичные формы» воздействия граждан и их объединений на власть (участие в публичных дискуссиях, встречах и кампаниях СМИ, публичные обращения, общественная экспертиза, предложение властям профессиональных рекомендаций, и иные формы). Особенности использования данной группы «публичных форм».

                             Основная литература.

Афанасьев М.Н. Клиентелизм и Российская государственность. – М., 1997.

 Гончаров Д.В. Теория политического участия. М., 1997.

Гражданское участие: ответственность, сообщество, власть. М., 1997.

Дегтярев А.А. Методологический подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений // Полис. – 2003. - № 1.

   Законодательный процесс: Понятия. Институты. Стадии. / Отв. ред. Р.Ф.Васильев. – М., 2000. С.181-152, 280-292.

   Зяблюк Н.С. Практика лоббистской деятельности в США. – М., 1993.

     Ильичева Л.П. Лоббизм и интересы предпринимательства. – М., 2000.

     Клементович. Процесс принятия политических решений // Элементы теории политики / Под ред. В.П. Макаренко. – Ростов-на-Дону, 1991.

Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. Учебник. М., Издательство «Дело», 2001.

  Нагель А. Принятие решений в политике // Социология политики / Отв. ред. Т.В. Адрианова. – М., 1981.

  Назаров М.М. Политический протест: опыт эмпирического анализа.// Социс. – 1995. - № 1.

  Пескун К.В. Российские СМИ в условиях трансформации социальной структуры современного общества. // Журнал о выборах. – 2003. - № 2.

    Растов Ю.Е. Протестное поведение в регионе (на примере Алтайского края). // Социс. – 1996. - № 6.

     Российские выборы от перестройки до суверенной демократии / А.В.Иванченко., А.Е.Любарев – М.: Аспект Пресс, 2006.

     Система представительства российского бизнеса. Формы коллективного действия / Отв. ред. Ю.В. Крашенинников. – М., 1997.

       Паппэ Я. Отраслевые лобби в правительстве России: 1992-1996 // Pro et contra. 1996. - Т. 1. - № 1.

    Публичная политика в России. По итогам российско-канадского проекта «Университет Калгари – Горбачев Фонд». – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей // Полис. 2004. - № 6.

Социальная сфера: публичные и частные начала. Материалы симпозиума. Екатеринбург, 11 октября 2001 г. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002.

Попова Н.А. Молодежное самоуправление в системе реализации народовластия. – Ростов-на-Дону: Информационно-аналитический и издательский центр «Местная власть», 2008.

Публичная сфера и государственная публичная политика в современной России: состояние, проблемы, перспектива. – М.: Горбачев – Фонд, 2000.

Гражданское общество и государство. – М.: Фонд «Либеральная миссия»», 2005.

Цымбургский В.Л. Человек политический между ratio и ответами на стимулы. // Полис. – 1995. - № 5.

Шуякова Е.Н. Самоорганизация в молодежной среде современной России: условия, мотивация, общественно- политическая практика. –Ростов- на- Дону: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011.

 

                           Темы рефератов.

1. Избирательная реформа начала нового тысячелетия.

2. Правовой статус политических партий и концептуальные изменения избирательного законодательства нач. ХХ1 века.

3. Стимулы политизации молодежной среды: институциональные и социокультурные условия.

4. Особенности политического участия женщин в постсоветской России.

5. Факторы, определяющие политическую активность граждан.

  6.Организация избирательной кампании как форма косвенного влияния на решение проблем и характер отношений с властью (уровень избирательной кампании по выбору).

7. Итоги и значение работы «Гражданского форума» 2001 г. в России.

8. Органы молодежного самоуправления, как институты представительства интересов молодежи во власти.

9.Возможности создания системы регулярных общественных обсуждений проблем через форму общественных палат.

 

                          Дополнительная литература.

Гаврилова И.Н. Политическая социализация молодых. //Свободная мысль.- 1996. - № 7.

Ильичева Л.П. Специфика лоббизма в условиях политической системы России// В помощь начинающему лоббисту. Вып.9. – М., 2000.

Молодежь в избирательном процессе. – Ростов-на-Дону: Информационно-аналитический и издательский центр «Местная власть», 2007.

Кислицын С.А. Формирование гражданского общества в условиях Российской демократической реформации. – Ростов-на-Дону, СКАГС, 2005.

Доклад Общественной палаты Российской Федерации «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации», Москва. 2007. // WWW.oprf.ru/ru/rus/documents/report/.

   Маркелов К.В. Между гражданским обществом и государством // Социология власти. – 2004. - № 5.

Мишин А., Миляева Л. Региональный опыт социального партнерства// Проблемы теории и практики управления. – 2002. - № 3.

Сунгуров А. Тольяттинский диалог. Центр «Стратегия». М., 2003.

  Сюткина А.П. Конюшко С.В. Механизм регулирования лоббистской деятельности в современной России// Государство и право. - 1998. - №1. - С.100-111.

Молодежь России: 90 – е годы. М., 1995.

Холмская М.Р. Политическое участие, как объект исследования. // Полис. – 1999. - № 5.

 

                                       Тесты.

1. Что такое активное и пассивное избирательное право:

а) право участвовать в формировании избирательной комиссии;

б) право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

в) право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления;

г) право баллотироваться на выборах.

2. Что такое абсентеизм?

а) право выдвигать кандидата на выборную должность;

б) запрет на проведение общественных митингов и демонстраций;

в) неучастие граждан в выборах.

 

3. Что такое референдум?

а) форма легализации принятого политического решения;

б) форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решения, осуществляемого посредством голосования;

в) общественная экспертиза политического решения осуществляемого посредством голосования.

4. Кто является избирателем?

а) граждане данной страны, обладающие активным избирательным правом;

б) население, проживающее на данной территории постоянно или преимущественно;

в) население, проживающее на данной территории постоянно или преимущественно, обладающие активным избирательным правом.

5. Политическое участие это не:

а) процесс политической социализации;

б) механизм участия граждан в общественном управлении;

в) политическое поведение отдельных социальных групп;

г) государственное управление исполнительных структур власти.

6. Мажоритарная система относительного большинства предполагает:

а) три тура;

б) два тура;

в) один тур.

7. Когда впервые в истории России женщины получили избирательные права?

а) в 1907 на выборах в Государственную Думу

б) в 1917 при выборах в Учредительное Собрание

  в) в 1918 на выборах по первой Конституции РСФСР

5. не имеет права избирать и быть избранными граждане:

а) признанные судом недееспособными

б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда

  в) проходящие срочную воинскую службу

  г) имеющие двойное гражданство

8. Минимальный возраст кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ

а) 30 лет

б) 18 лет

в) 21 год

9. Формирование территориальной избирательной комиссии осуществляется

а) представительным органом муниципального образования

б) главой администрации муниципального образования

  в) избирательной комиссией субъекта Федерации

 

                           Проектное задание.

     1. Познакомьтесь с Модельным Положением об общественных слушаниях и сформулируйте письменно основные (обязательные) и факультативные (необязательные) этапы и условия проведения общественных слушаний. В чем эффективность данной формы общественного участия в принятии политического решения?

2. Подготовьтесь к участию в ситуационной игре-тренинге: «Проведение общественных слушаний по проблеме модернизация существующей молодежной политики в соответствующем муниципальном образовании».

 

   Модельное положение об общественных слушаниях с              комментариями-рекомендациями:

1. Общие положения.

1.1.   Общественные слушания это:

— консультативная форма непосредственного участия граждан в управле­нии на территории;

— подготовленное и проведенное в соответствии с данным Положением собрание граждан, на которое приглашены представители органов власти и СМИ и на котором приведены факты и высказаны мнения по обсуждаемой проблеме и рассмотрены рекомендации для органов власти по ее решению.

1.2. Целью общественных слушаний является:

— информирование граждан, СМИ и представителей органов власти о фак­тах и мнениях по обсуждаемым проблемам;

— влияние на формирование общественного мнения по обсуждаемой про­блеме;

— влияние на действия граждан и организаций по обсуждаемой проблеме;

— влияния на решения органов власти по обсуждаемой проблеме.

1.3.    Темой обсуждения на общественных слушаниях могут быть любые про­блемы, которые затрагивают граждан и организации на территории и реше­ние которых находится в компетенции органов власти территории. Вопросы бюджетного процесса могут обсуждаться на любом его этапе.

Общественные слушания организует Оргкомитет, учрежденный группой граждан и организаций, согласовавших его состав, тему и задачи слуша­ний.

1.4.      Все обеспечение подготовки и проведения слушаний осуществляется путем добровольного безвозмездного предоставления Оргкомитету ресурсов гражданами, организациями и органами власти.

1.5. Подготовка и проведение общественных слушаний осуществляется Оргкомитетом в соответствии с действующим законодательством, настоя­щим Положением и согласованными учредителями темой и задачами на ос­нове партнерских отношений с гражданами, организациями, СМИ и орга­нами власти.

 

Комментарий. Основные принципы общественных слушаний:

— вынесение на обсуждение альтернативных мнений и проектов;

— привлечение квалифицированных экспертов;

— обеспечение независимого анализа проблем;

— концентрация на сопоставлении в первую очередь проверенных фактов;

— обсуждение проблем в период ранней стадии их рассмотрения органами власти;

— обеспечение представительства на слушаниях и информирования об их итогах всем заинтересованным в их теме общественным группам;

— обеспечение присутствия на слушаниях и информирования об их итогах представителей органов власти, в компетенцию которых входит решение об­суждаемых проблем.

1.5. К участию в общественных слушаниях приглашаются и информиру­ются об их итогах все заинтересованные в их теме общественные группы, СМИ и представители органов власти, в компетенцию которых входит решение об­суждаемых проблем. Итоговая информация предоставляется всем желающим.

2. Подготовка общественных слушаний.

2.1. Решением Оргкомитета утверждаются тема слушаний.

2.2. Оргкомитет привлекает к подготовке партнеров из общественных и иных организаций, органов власти и СМИ, экспертов и иных лиц.

Комментарий № 3. Предварительная подготовка и привлечение партнеров.

Оргкомитет четко формулирует и согласует общие цели задачи, формы и методы работы, а также ожидаемые результаты.

Определяются целевые группы, для воздействия на которые проводятся слушания.

Намечаются потенциально заинтересованные в теме и в слушаниях по­тенциальные партнеры (в дополнение к учредителям), среди которых обяза­тельно соответствующие органы власти и их представители.

Согласуется предварительный список наличных ресурсов (в том числе кад­ры организаторов и экспертов, оргтехника, средства связи, помещения для подготовки и варианты помещений для проведения слушаний и т. П.), а также планы по увеличению ресурсов и требования к ним.

Прорабатываются: предварительные темы основных докладов, разделов слушаний и, соответственно, вариантов итоговых материалов; предваритель­ные кандидатуры основных докладчиков и выступающих; предварительные варианты программы, сроков и места проведения, принципов приглашения партнеров и участников, плана подготовки с ответственными; тексты обра­щений и уполномоченные на переговоры с потенциальными партнерами (представителями органов власти, СМИ и других организаций).

На основе принятых предварительных решений и материалов уполномо­ченными проводятся предварительные переговоры об участии в подготовке, обеспечении и проведении общественных слушаний с соответствующими по­тенциальными партнерами, уточняется их позиция и условия сотрудничества, суммируются предложения.

Оргкомитет заслушивает отчет уполномоченных и ответственных, прини­мает предварительные решения по предложенным условиям сотрудничества и предложениям, а также по новым текстам обращений и по уполномоченным.

    Проводятся окончательные переговоры.

Оргкомитет рассматривает и утверждает окончательный состав партнеров, условия сотрудничества с ними и список ресурсов. Решается вопрос в формах включения партнеров в работу Оргкомитета (вплоть до кооптации в его со­став).

Решением Оргкомитета окончательно утверждаются:

— название слушаний (по согласованной теме);

— темы основных докладов (разделов слушаний);

— проект программы;

— дата, время и место проведения;

— принципы приглашения участников;

— план подготовки, обеспечения, проведения и итогов общественных слу­шаний с указанием источников ресурсов и ответственными;

— тексты приглашений всем участникам, в том числе представителям ор­ганов власти и СМИ;

— анонсирующее сообщение для прессы

— по возможности, размещение предварительных материалов в Интернете.

2.3.На основе принятых решений и материалов Оргкомитет готовит док­лады и основные выступления, итоговые материалы, информирует и пригла­шает участников, власти и СМИ, готовит помещения, реализует имеющиеся у него и его партнеров возможности информировать граждан и их организа­ции о предстоящих слушаниях.

2.4. Оргкомитет и его партнеры стремятся обеспечить принятие решений и действия органов власти и их представителей по содействию в подготовке и проведении слушаний (в том числе путем предоставления помещения с вы­соким статусом* и информировании о предстоящих слушаниях граждан), а также участии в них представителей высокого ранга** и готовности к рас­смотрению их итогов на предмет учета в решениях и действиях органов власти.

2.6. Оргкомитет утверждает ведущего и его заместителя, программу и вре­менной регламент, раздаточные материалы и проект итогового документа слу­шаний.

3. Проведение общественных слушаний.

3.1. Оргкомитет обеспечивает готовность помещения, прием участников,
представителей властей и СМИ.

Комментарий. Ведущий слушаний.

Все доклады, вопросы, ответы, любые выступления делаются только по его предложению или с его разрешения. За 30 секунд до истечения срока выс­тупления он предупреждает выступающего словами «осталось 30 секунд», по истечении срока — прерывает выступление и передает слово следующему. Его краткие замечания посвящены только обеспечению, по необходимости, со­блюдения программы и временного регламента.

При открытии слушаний ведущие кратко информирует о теме и на­
звании слушаний, учредителях, Оргкомитете и его партнерах по организации слушаний, о составе участников, программе, временном регламенте и порядке слушаний.

3.2.  Ведущий в соответствии с программой предоставляет слово докладчи­кам, основным выступающим, предварительно записавшимся на выступле­ния в прениях, организует (в рамках выделенного в программе времени) про­цедуру справок, ответов на вопросы по каждому докладу и, по возможности, каждому такому выступлению в прениях.

3.3. При наличии времени ведущий организует выступления в прениях без записи в порядке «живой очереди» (без вопросов, справок и комментариев к ним).

3.4. При необходимости ведущий предоставляет слово для приветствия (вне программы) представителям органов власти.

3.5. По выполнении программы (или истечении отпущенного времени) ве­дущий прекращает выступления, организует ознакомление с проектом итого­вого документа, подготовленного Оргкомитетом, а также иных проектов и про­водит по ним голосование.

3.6.   Решение принимается простым большинством голосов присутствую­щих.

3.7. При закрытии общественных слушаний ведущий кратко напоминает их тему и название, учредителей, Оргкомитет и его партнеров по организации слушаний, состав участников, а также произносит необходимые благодарнос­ти участникам и всем оказавшим помощь, провозглашает слушания закрыты­ми, прощается и просит освободить помещение.

3.8. В случае ведения стенограммы и решения Оргкомитета о процедуре ее сверки выступавшими, ведущий напоминает, каким образом, где и когда выступавшие могут ознакомиться со своей стенограммой и внести исправления.

4. Итоги общественных слушаний.

4.1.  Итоговый документ общественных слушаний имеет рекомендательный характер и может быть адресован органам власти территории или ее части, вышестоящим органам власти, а также организациям, предприятиями учреждениям, гражданам и их объединениям.

4.2. При создании редакционной комиссии ею в течение 3 дней либо при­нимается текст итогового документа слушаний в целом, либо она ликвидирует­ся, и итоговый документ используется в том виде, какой принят на слушаниях.

4.3. В случае ведения стенограммы и решения Оргкомитета о процедуре ее сверки выступавшими, им предоставляется возможность ознакомиться со сте­нограммой своего выступления и внести исправления.

4.4. Итоговые материалы (включая стенограмму и приложенные материалы) размещаются в общедоступных местных библиотеках и, по возможности, в Интернете.

4.5. Оргкомитет несет моральную ответственность перед учредителями, партнерами, участниками, органами власти, СМИ, библиотеками за рассыл­ку в течение недели (а позднее — перед заинтересованными гражданами и организациями за предоставление через посредство библиотек) следующих ма­териалов слушаний:

  - анонсирующее сообщение для прессы;

   - сведения об учредителях, Оргкомитете и его партнерах;

   - программа и временной регламент;

   - cписок участников, в том числе представителей органов власти и СМИ;

   - итоговый документ (или проект, если не принят «в целом»);

   - приложенные выступавшими материалы (если прилагали);

   - сообщение для прессы по итогам проведения слушаний;

   - стенограмму (если велась).

                  Заключительные положения.

5.1. Положение об общественных слушаниях принимается учредителями Оргкомитета при его создании или, по их поручению, Оргкомитетом.

5.2. Положение может корректироваться путем голосования на заседании Оргкомитета при поддержке корректировок 2/3 членов Оргкомитета.

5.3. Оргкомитет, его учредители и партнеры, участники общественных слу­шаний и заинтересованные лица и организации применяют все законные меры для учета итогов общественных слушаний в деятельности органов власти, в том числе путем информирования о них, разъяснения их содержания и ос­нований для их формирования (включая уровень влияния заинтересованных групп, проведенной аналитической работы и квалификации экспертов).

 

 2 этап проектного задания:

Введение. Власть в Российской Федерации согласно Конституции РФ 1993 года носит публичный характер. Это один из принципов конституционного строя, определяющий функционирование народовластия, органов государственной власти, местного самоуправления, общественной власти. Субъектами перечисленных уровней власти являются:

· народ Российской Федерации, народ субъектов Российской Федерации

· органы государственной власти федерального уровня и субъекта Российской Федерации

· муниципальные органы власти и жители муниципального образования

· политические партии, общественные организации, средства массовой информации и другие структуры гражданского общества.

Функционирование всех уровней публичной власти реализуется посредством взаимоотношений между всеми перечисленными субъектами властных отношений. При этом, известны различные формы общественного участия во власти: сбор подписей, петиций и направление писем, сходы, встречи граждан с представителями власти (в том числе на проводимых собраниях), инициирование социологического изучения общественного мнения по актуальным проблемам, «горячий телефон», общественные палаты и приемные, представители общественности в рабочих группах или комиссиях государственных органов или местного самоуправления, общественная экспертиза, «народная» нормотворческая инициатива, наконец, открытые слушания (общественные или депутатские). В деятельности структур молодежного самоуправления и отделений политических партий используются подобные формы работы.

     Сценарий тренинга

«Организация публичных (общественных) слушаний по проблеме: модернизация молодежной политики соответствующего муниципального образования».

Инициатором и организатором слушаний будет соответствующий орган молодежного самоуправления. Уровень слушаний – муниципальный. В подготовке следует использовать «Модельное положение об общественных слушаниях с комментариями-рекомендациями» (см. проектное задание модуля …).

Аудитория делится на:

· оргкомитет

· представителей органов муниципального управления

· партнеры оргкомитета (заинтересованные лица из числа представителей политических партий, молодежных общественных объединений, органов молодежного самоуправления, представители СМИ)

Оргкомитет: формулирует названия слушаний (по согласованной теме), темы основных докладов и проект итогового документа.

Представители органов муниципального управления: формулируют основные направления осуществляемой молодежной политики в муниципальном образовании – готовят выступление – презентацию на слушаниях.

 Партнеры: формулируют предложения по модернизации существующей молодежной политики в соответствующем муниципальном образовании; СМИ: готовят материалы для публикации по итогам проведенных общественных слушаниях.

 

ПОРЯДОК ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ:

На первом этапе открывает работу слушаний – оргкомитет, предоставляет слово представителям органов муниципального управления.

На втором выступают партнеры.

На третьем оргкомитет подводит итоги.

 

 

                             Модуль 4.

       «Политический процесс в российском измерении»

                                     Тема1.

   «Политическая элита и модернизационный процесс

                            в современной России».

Консервативное (С. Хантингтон, Х. Линц, Дж. Нельсон) и либеральное (Р.Даль, Г.Алмонд, Л.Пай) направления теории политической модернизации в западной политической науке и содержание понятия российской модернизации.

Теория политических элит Г. Моска и В. Парето: единство и различия в подходах. Процесс становления российской политической элиты: от процессов конвертации политического капитала в экономический - до возникновения олигархии (сращивание власти и крупного капитала).     Структура элитных группировок в постсоветском политическом пространстве и борьба с альтернативными центрами власти.. 

Особенности модернизационных процессов российской политической элиты 90-ых гг. и политика точечной модернизации В.В. Путина.

 

                                         Тема 2.

«Особенности регионального политического процесса

                            в постсоветской России».

    Понятие и структура регионального политического процесса. Проблема 

дифференциации регионов и типология региональных политических процессов

История взаимоотношений между федеральным центром и регионами: от

борьбы за сохранение целостности России – к упорядочению федеративных

отношений через централизацию системы управления и унификацию

региональных политических режимов. Основные задачи «Концепции

 совершенствования региональной политики в Российской Федерации».

Основные этапы и специфика развития политического процесса в Ростовской

 области. Формирование новой системы власти в условиях политического

плюрализма на Дону и становление региональной партийной системы.

Группы интересов в политическом процессе Ростовской области и поиск

концептуальной основы модернизации региона.

   

                                      Тема 3.

    «Этнополитические процессы в современной России».

Содержание понятий «национальная государственная политика», «сепаратизм», ««межнациональные отношения», «ксенофобия», «толерантность».

Конституционные основы государственной национальной политики и этапы 

ее развития. От удовлетворения стремления к самостоятельности национально- территориальных образований - к договорной и конституционно- договорной

практике решения проблем их развития.

Специфика реализации концепции мультикультурализма в России 90-ых гг.:

«Концепция государственной национальной политики РФ» 1996 г. и ФЗ «О

 национально- культурной автономии».

Процесс определения новых параметров федеральной политики в области межнациональных отношений.

 

                                           Тема 4.

  «Внешняя политика Российской Федерации в условиях

формирования новой системы международных отношений».

Геополитическая перегруппировка субъектов международных отношений

после развала СССР. Отсутствие единства во взглядах российской политической

элиты на содержание национальных интересов России. Основные положения «Концепции внешней политики РФ» 1993г.: возвращение к идее приоритетности национальных интересов России.

Качественно новый уровень теоретической, институционально- правовой и практической «оснащенности» внешней политики Российского государства

 к началу нового тысячелетия – Концепция национальной безопасности РФ»

 и новая «Концепции внешней политики РФ» 2000г.

                             Литература

Бунин И.М., Зудин А.Ю. Старая парадигма и новая мировая политика // Полития.

2002. №5

Влищенко И.П., Солнцева М. М. Мировая политика и международное право. М., 1991.

Гаджиев К.С. От биполярности к новой конфигурации политических сил // МЭ и МО. 1993. № 7.

Геополитика: теория и практика. М., 1993.

Головченко В. И. и др. Политология международных отношений. Саратов, 1995.

.Голосов Г.В. Элиты, общероссийские партии, местные избирательные системы (О причинах развития политических партий в регионах России)//ОНС 2000. №3

Додонов В. П., Панов В. П., Румянцев О. Г. Международное право. Словарь-справочник. М., 1997.

Евгеньев В.А. Образы США и СССР в концепции мировой политики З. Бжезинского.// Полис.2003.№1

История внешней политики СССР и России в 1985-1999 гг.: проблемы, решения, результаты.- М.: Фонд современной истории, 2010

Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000.

Козин Н.Г. Идентификационный кризис России.// Свободная мысль. 2002. №5.

Колганов А.К. К вопросу о власти кланово-корпоративных групп в России.// Вопросы экономики. 2000. №6.

Кретов Б.И. Политический процесс в России.// Социально-гуманитарные знания. 2000. №5.

Колинов Н. Россия в контексте глобальных перемен // Своб. Мысль. 1994. №2—3.

Косолапов Н. Внешняя политика России: проблемы становления и политикоформирующие факторы // МЭ и МО. 1993. № 2.

Крыштановская О.В. Бывшие. Тенденции нисходящей мобильности российской элиты // Общественные науки и современность. 2003. № 5-6.

.Крыштановская О.В. Современные концепции политической элиты и российская практика // Мир России. 2004. Т. XIII. № 4.

Луков В.Б. Восьмерка: место в международной политике // Полития. 2002.№1.

Ланцов С.А Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации. // Полис. 2001.№3.

Матвеева С.Я., Шляпентох В.Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск., 2000

Матеш В.Н. Комплексный анализ современных международных отношений // Полития. 2002-2003. №4

Мировое политическое развитие: Век XX. М., 1995.

Мунтян М. А., Дахин В. Н. К вопросу о контурах нового мира //

Кентавр. 1995. № 2.

Най Дж.(младший) Взаимозависимость и изменяющаяся международная политика //МЭ и МО. 1989. № 12.

Опыт российских модернизаций XVIII – XX века./ Отв. ред. Алексеев В.В. М., 2000.

Пивоваров Ю.С., Фурсов А.И. "Русская система" как попытка понимания русской истории.// Полис. 2001. №4.

Поляков Л. Путь России в современность: модернизация как деархаизация. М., 1998.

Панов П.В. Реформа региональных избирательных систем и развитие политических партий в регионах России (Кроссрегиональный сравнительный анализ)// Полис № 5 – 2005

Попова Н.А. Процесс общественно- политического развития на Дону в

90-х гг. ХХ столетия. Власть и партии в регионе на новом витке общероссийских реформ // Российский политический процесс в региональном измерении: модернизационные аспекты (ХХ- начало ХХ1 вв.).-Ростов н/Д: Изд. ЮФУ, 2011

Попова Н.А. Общество и власть на современном этапе. // Власть на Дону. От первого атамана до первого губернатора (Краткие исторические очерки). Ростов н/ Д: Ростовское книжное издательство.1999.

Россия: Стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологии и кризисные ситуации./ Под ред. С.Е.

Поздняков Э.А. Философия политики М.,1994.

Романченко Ю.Г. Военная составляющая Евросоюза и интересы России // Полития. 2002. №1.

Рюриков Д. Некоторые суждения о внешней политике России // Международная жизнь. 1994. № 12.

Серебрянников В. Политическая безопасность // Своб. мысль. 1997. № 1.

Сорокин К. Э. Геополитика современного мира и Россия // Полис. 1995. №

Шнайдер Э. Политическая трансформация в России. // Полития, 1999-2000. №4 (14).

Шварценбергер Дж. Политическая власть. Изучение мирового общества // Спж. 1997. № 6.

Современные международные отношения. Учебник под ред. Торкунова А.В. М., 2000

Цыганков П.А Международные отношения. М., 1996.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис.1994.№ 1.

 

                                  Тесты:

 

1.Политическое изменение это:

 

А-последовательная смена              Б- появление новых характерных

 качественных состояний                         черт в способе и характере

как политической системы                     взаимодействия 

в целом, так и ее отдельных        между политическими субъектами,

 составных частей.                        между политической системой и 

                                                               внешней средой.

 

                                                                                                           

 2.Политическое развитие:

      А – это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов;

Б- опирается на процесс постоянного совершенствования функций, которые должна выполнять политическая система для обеспечения стабильности и эффективности всего социального организма;

 

3. Концепция политической модернизации Д. Растоу (1):

В исследованиях С. Ханти


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: